Презентация «Детское экспериментирование как средство развития познавательно - исследовательской деятельности детей раннего возраста»
презентация к уроку (младшая группа)

Магеррамова Ольга Владимировна

«Чем больше ребёнок  видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».

Писал классик отечественной психологической науки
Лев Семёнович
Выгодский.

Восприятие – ведущий познавательный процесс в раннем возрасте, который трудно переоценить. Пробелы в развитии восприятия могут повлечь за собой ошибочные представления о свойствах предметов и явлений окружающего мира.

     Ощущения и чувства главные помощники двухлетнего ребёнка в восприятии мира. В этом возрасте дети непосредственны и с огромным интересом манипулируют предметами. Если не привить ребёнку интерес к исследовательским действиям, наблюдательности, то впоследствии, возможно возникновение чувства страха при ознакомлении с новыми явлениями или предметами.

 

     Активное приобщение малышей к миру природы создаст благоприятные условия для познавательной деятельности.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Детское экспериментирование как средство развития познавательно - исследовательской деятельности детей раннего возраста»

Слайд 2

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность». Писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский .

Слайд 3

Актуальность Восприятие – ведущий познавательный процесс в раннем возрасте, который трудно переоценить. Пробелы в развитии восприятия могут повлечь за собой ошибочные представления о свойствах предметов и явлений окружающего мира. Ощущения и чувства главные помощники двухлетнего ребёнка в восприятии мира. В этом возрасте дети непосредственны и с огромным интересом манипулируют предметами. Если не привить ребёнку интерес к исследовательским действиям, наблюдательности, то впоследствии, возможно возникновение чувства страха при ознакомлении с новыми явлениями или предметами. Активное приобщение малышей к миру природы создаст благоприятные условия для познавательной деятельности.

Слайд 4

ЦЕЛЬ: Развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования в повседневной и в образовательной деятельности.

Слайд 5

Задачи: Расширять кругозор, создавая атмосферу радости и удовольствия. Укреплять психическое и физическое здоровье детей. Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов. Расширять опыт ориентировки в окружающем обогащать сенсорные впечатления детей. Развивать мелкую моторику. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи.

Слайд 6

Ожидаемые результаты Ребенок усваивает достаточно сложные экологические знания. У ребенка формируется интерес к экологическим знаниям. У ребенка развивается активность, самостоятельность мышления, творческие начала, формируется детская индивидуальность. Ребенок умеет высказывать свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирать способ решения познавательной задачи. Ребенок умеет сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения. Ребенок испытывает радость, удивление и даже восторг от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у него чувство удовлетворения от проделанной работы.

Слайд 7

Игры с водой Открывают широкие возможности для познавательного развития детей. Наливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием снега, малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции. Знакомятся со свойствами воды и разных предметов (теплый –холодный, тонет – плавает и др.)

Слайд 8

Формируем культурно гигиенические навыки

Слайд 9

Исследования из снега Снег легкий, он лепится. Тот снег который постоял в группе, растаял.

Слайд 10

« Переливание» «Ловись, ловись рыбка»

Слайд 11

Еще одна любимая забава детей водяная мельница.

Слайд 12

Тонет не тонет

Слайд 13

Игры с песком

Слайд 14

Учимся подкрашивать воду

Слайд 15

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры.

Слайд 16

Тактильные ощущения

Слайд 17

Различные шнуровки

Слайд 18

Наблюдение в природе: как живется растениям зимой на улице и в группе

Слайд 19

При организации познавательно - исследовательской деятельности детей раннего возраста учитываем возрастные особенности поэтому: Все предлагаемые мероприятия эмоционально окрашены и вызывают у детей только положительные эмоции и делание действовать. Для детей раннего возраста актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам постоянно возвращаемся в процессе работы. За один раз предлагаем рассмотреть одно из свойств в разных его сочетаниях, или один предмет с разными свойствами. В следствии опытно-экспериментальной работы малыши становятся более внимательными и наблюдательными.

Слайд 20

Перспективное планирование опытно - экспериментальной деятельности в младшей группе. Месяц Неделя Тема Цель Сентябрь 1 Какая бывает вода Узнать о свойствах воды (прозрачная, без запаха, растворяются вещества). 2 Что в пакете? Формировать представлений о воздухе. 3 Мутная водица Развивать представление о том, что прозрачная вода может быть мутной. Октябрь 1 Наши помощники Формирование представлений об органах чувств человека, их назначении, об охране органов чувств. 2 Игры с соломинкой. Формирование представлений о том, что человек дышит воздухом. 3 Кто живет в воде? Найти особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде. Ноябрь 1 Глина, ее качества и свойства. Научить узнавать вещи из глины, определять ее качества (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает). 2 Какая машина уедет дальше? Совершенствование навыков экспериментирования. Развития наблюдательности 3 Что звучит. Научить определять по издаваемому звуку предмет. Декабрь 1 Холодный – горячий. Учить определять температуру воды. 2 Чудесный мешочек. Научить определять температуру веществ и предметов.

Слайд 21

Январь 1 Снег и лед. Формирование представлений о загрязнении снега и льда. 2 Игры с воздушным шариком и соломинкой Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его. 3 Изготовление цветных льдинок Закрепить свойства воды (превращение в лёд). Февраль 1 Музыка или шум? Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки. 2 Свойства воздуха Формировать представления о свойствах воздуха 3 Какие предметы держаться на воде Изучение свойств легких и тяжелых предметов. Совершенствование навыков экспериментирования. Март 1 Надувание мыльных пузырей Научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь. 2 Бумага, ее качества и свойства. Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвётся, режется горит).

Слайд 22

3 Посадим лук. Предложить посадить лук, дать понятие о его росте. И что для его роста необходимо. Апрель 1 Веселые человечки играют. Познакомить со строением тела человека: туловище, ноги, руки, голова, волосами. 2 Поиграем с солнечным зайчиком Формировать представления о том, как с помощью зеркала можно отражать солнечные луч, вызывая блики на стенах (траве, дороге, воде). 3 Какие предметы держаться на воде? Изучение свойств легких и тяжелых предметов. Совершенствование навыков экспериментирования. Май 1 Ткань, её свойства и качества Научить узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит). 2 Что в коробке? Познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа); показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы. 3 Бутылки с разноцветной месью. Формирование представлений о свойствах различных материалов.

Слайд 23

Диагностика исследовательской активности детей второй младшей группы в процессе экспериментирования 2022-2023 учебный год. Диагностирование проводится путем каждодневного наблюдения за ходом исследовательской деятельности – на специально организованных занятиях по всем образовательным областям, в режимных моментах, в свободной деятельности. За основу взяты сводные данные о возрастной динамике формирования навыков всех этапов экспериментирования Иванова А.И.)

Слайд 24

Этапы эксперимента 2-я младшая группа 1-й этап Осознание проблемы Проявляют любопытство, задают первые вопросы природоведческого характера. 2-й этап Формулирование задачи Задачу эксперимента формулирует воспитатель, и дети ее понимают 3-й этап Продумывание методики При проведении простейших экспериментов начинают отвечать на вопрос взрослого: "Как это сделать?". 4-й этап Выслушивание инструкций и рекомендаций К концу года начинают выполнять инструкции, содержащие два поручения сразу. 5-й этап Прогнозирование результатов При проведение простейших опытов начинают отвечать на вопрос: «Что случится если мы сделаем это?» 6-й этап Выполнение работы Работают вместе с воспитателем. 7-й этап Выполнение правил безопасности Начинают предвидеть некоторые последствия своих действий. Реагируют на предупреждения взрослых, если до этого убеждались в их правильности. Контроль со стороны взрослых обязателен. 8-й этап Наблюдение результатов Появляются первые признаки произвольного внимания. Непрерывное наблюдение длится 1-2 минуты. Простые наблюдения ведутся самостоятельно, остальные - под непосредственным руководством педагога. 9-й этап Фиксирование результатов К концу года начинают использовать готовые формы (циферблаты, фотографии, картинки). 10-й этап Анализ полученных данных Запоминают следствия некоторых экспериментальных воздействий. Понимают простейшие одночленные цепочки причинно-следственных связей. 11- й этап Словесный отчет об увиденном Развернуто отвечают на вопросы взрослых по теме наблюдения. Нуждаются в большой поддержке со стороны воспитателя. 12-й этап Формулирование выводов Отвечают на вопросы взрослых по теме наблюдения и эксперимента

Слайд 25

Критерии исследовательской деятельности Уровень Отношение к экспериментальной деятельности Целеполагание Планирование Реализация Рефлексия Высокий Проявляет любопытство, задаёт первые вопросы. Понимает задачу опыта. Начинает предвидеть некоторые последствия своих действий. При проведении простейших экспериментов начинает отвечать на вопрос: «Как это сделать?» К концу года начинает выполнять инструкции, содержащие 2 поручения сразу. Самостоятельно наблюдает простые опыты. Понимает простейшие одночленные цепочки причинно-следственных связей. Отвечает на вопросы взрослого по теме эксперимента Средний Проявляет желание что-то сделать. Желание что-то сделать выражает словами. Предугадывает последствия некоторых своих действий, производимых с предметами. Работает с помощью воспитателя. Взрослые должны постоянно привлекать внимание ребенка к наблюдаемому объекту. Отвечает на простые вопросы взрослых. Произносит фразы, свидетельствующие о понимании событий. Низкий Проявляет первые признаки желания что – то сделать. Некоторые действия становятся целенаправленными. Предугадывает последствия некоторых своих действий, производимых с предметами. Манипулируют предметами осознанно. К сосредоточению и целенаправленному наблюдению не способны. Называют предметы и действия, совершаемые с ними.

Слайд 26

Показатели уровня овладения экспериментальной деятельностью дошкольниками младшего возраста (3-4 лет) группа « Жар –Птица» 2023-2024гг. Критерии Отношение к экспериментальной деятельности Целеполагание Планирование Реализация Рефлексия Итого Уровень Н года К года Н года К года Н года К года Н года К года Н года К года Н года К года Высокий 11% 29% 0% 11% 0% 20% 6% 23% 6% 26% 5% 22% Средний 46% 60% 57% 57% 51% 63% 43% 50% 54% 47% 51% 55% Низкий 43% 11% 43% 32% 49% 17% 51% 27% 40% 27% 44% 23% Количество детей: 25

Слайд 27

Вывод В результате сравнительного анализа показателей усвоения знаний по опытно –экспериментальной деятельности на начало и конец учебного года выявлено следующее: количество детей с высоким уровнем развития увеличилось на 17%, количество детей со средним уровнем увеличилось на 4% за счет увеличения количества детей с высоким и средним уровнем, сократилось количество детей с низким уровнем (причины: низкая речевая активность). Перспективы: продолжать работу по опытно- экспериментальной деятельности с детьми. планировать индивидуальную работу с детьми, имеющими низкий уровень развития. с учетом рекомендаций узких специалистов; отбирать оптимальные методы и приёмы для активизации речевой активности (по рекомендациям логопеда).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы "Организация детского экспериментирования как средства развития познавательно-исследовательской деятельности"

Опыт работы содержит содеражтельный, методический и организационный аспекты развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе развития эколгической культуры и расширения экологиче...

«Детское экспериментирование как средство развития познавательно - исследовательской деятельности детей раннего возраста» Заприкутенко Н.А., воспитатель, МБДОУ детского сада «Золушка» г.Холмска, первая квалификационная категория

laquo;Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при...

Выступление «Детское экспериментирование как средство развития познавательно - исследовательской деятельности детей раннего возраста» Заприкутенко Н.А., воспитатель, МБДОУ детского сада «Золушка» г.Холмска, первая квалификационная категория 2018 г.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Детское экспериментирование как средство развития познавательно - исследовательской деятельности детей раннего возраста»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Детское экспериментирование как средство развития познавательно - исследовательской деятельности детей раннего возраста»...

Детское экспериментирование как средство развития познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

laquo;Детское экспериментирование - одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой» (Н. Н. Подд...