Детское экспериментирование как средство развития познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)
«Детское экспериментирование - одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой» (Н. Н. Поддьяков).
Дети, по своей природе, являются исследователями. Они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир, потому что всё вокруг новое и интересное. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, через его действия, переживания, эксперименты, которые он проводит. Ребёнок изучает мир, как может и чем может: глазами, руками, носом, любыми доступными ощущениями. Можно заметить, как маленькие исследователи радуются, проводя ежедневные эксперименты. По мнению Л.С. Выготского экспериментирование - это манипулирование предметами. Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе работы у детей активизируются мыслительные процессы, обогащается память, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Метод экспериментирования включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предложений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построении доступных выводов.
Опытно-экспериментальная деятельность - особый вид интеллектуально - творческой деятельности на основе поисковой активности, которая направлена на постижение устройства вещей, связи между какими-то явлениями окружающего мира. Эксперименты являются хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, стимулируют развитие речи ребенка, положительно влияют на эмоциональную сферу, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков.
По мере накопления знаний об исследуемом объекте ребёнок получает возможность ставить себе всё новые, более сложные цели.
Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же или более сложные, опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их. Согласно китайской пословице: «Расскажи – и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму», ребёнок должен всё делать сам, а не быть в роли наблюдателя. Ребенок, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпается инициатива.
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем более и полноценнее он развивается.
Список литературы
1.Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М.: Наука, 2010. – 362 с.
2.Мартынова, Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет / Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – М.: Академия, 2011. – 256 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы "Организация детского экспериментирования как средства развития познавательно-исследовательской деятельности"
Опыт работы содержит содеражтельный, методический и организационный аспекты развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе развития эколгической культуры и расширения экологиче...
Мастер-класс для педагогов «Детское экспериментирование, как средство развития познавательно - исследовательской деятельности дошкольника»
Мастер-класс для педагогов...
«Детское экспериментирование как средство развития познавательно - исследовательской деятельности детей раннего возраста» Заприкутенко Н.А., воспитатель, МБДОУ детского сада «Золушка» г.Холмска, первая квалификационная категория
laquo;Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при...
Выступление «Детское экспериментирование как средство развития познавательно - исследовательской деятельности детей раннего возраста» Заприкутенко Н.А., воспитатель, МБДОУ детского сада «Золушка» г.Холмска, первая квалификационная категория 2018 г.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации....
Тезисы «Детское экспериментирование как средство развития познавательно - исследовательской деятельности детей раннего возраста» Заприкутенко Н.А., воспитатель, МБДОУ детского сада «Золушка», первая квалификационная категория 2019 год
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной деятельности....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Детское экспериментирование как средство развития познавательно - исследовательской деятельности детей раннего возраста»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Детское экспериментирование как средство развития познавательно - исследовательской деятельности детей раннего возраста»...
Статья «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста»
Статья «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста»...