Методические рекомендации по хореографии для работы с детьми дошкольного возраста.
методическая разработка (старшая группа)

Асютина Анастасия Валерьевна

Хореография – искусство любимое детьми. И работать с ними – значит ежедневно отдавать ребенку свой жизненный и духовный опыт, приобщать маленького человека к миру Прекрасного. Хореографическое искусство обладает редкой возможностью воздействия на мировоззрение ребенка. Просмотры спектаклей в театре; кино-, видео- и телефильмов, посвященных танцу; посещение концертов хореографических коллективов – все это нужно и важно. Однако наиболее эффективной представляется собственная хореографическая деятельность детей, где каждый ребенок становится на время актером, творчески осмысливающим происходящее. Но грош цена успехам дошкольника, если мы не сумеем привить необходимых нравственных качеств. И тут уже совершенно необходимо понимание внутреннего мира ребенка, детского мировосприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx21.53 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по хореографии для работы с детьми дошкольного возраста.

Хореография – искусство любимое детьми. И работать с ними – значит ежедневно отдавать ребенку свой жизненный и духовный опыт, приобщать маленького человека к миру Прекрасного. Хореографическое искусство обладает редкой возможностью воздействия на мировоззрение ребенка. Просмотры спектаклей в театре; кино-, видео- и телефильмов, посвященных танцу; посещение концертов хореографических коллективов – все это нужно и важно. Однако наиболее эффективной представляется собственная хореографическая деятельность детей, где каждый ребенок становится на время актером, творчески осмысливающим происходящее. Но грош цена успехам дошкольника, если мы не сумеем привить необходимых нравственных качеств. И тут уже совершенно необходимо понимание внутреннего мира ребенка, детского мировосприятия. Уметь проникать в этот мир, стать человеком, открывающим малышу красоту танца, музыки, - вот таким должен быть педагог, работающий в дошкольном учреждении. Следовательно, кроме требовательности к детям, необходима и требовательность к самим себе. И здесь все имеет значение: интонация, взгляд, настроение и даже внешний вид. Ребенка легко ранить окриком, грубым, бестактным замечанием. Но также легко и потерять его доверие, излишне умиляясь и восхищаясь его успехами. В общении с детьми нужна приветливая, уважительная, спокойная интонация. Каждый ребенок должен почувствовать, что его любят, в него верят, его понимают. И никогда не думайте, что вы даете своим воспитанникам больше того, что они в состоянии воспринять. Дети способны 20 усвоить невероятно много. Они активно, жадно и благодарно откликаются на слова педагога, если чувствуют в нем старшего друга. Танец – искусство синтетическое. Оно позволяет решать задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического и, в целом, психического развития детей. 1. Танец – это физическая активность, и наша задача сделать физическую нагрузку оптимальной. При этом внимание должно быть сфокусировано на теле и развитии навыка выполнения хорошо контролируемых, сбалансированных, многообразных, пластичных движений. Энергичные движения, кроме того, способствуют развитию силы и гибкости, а также обеспечивают здоровье и нормальное развитие детского организма. 2. Танец – это творческий процесс. Использование творческого воображения ребят и умение придумывать и выполнять что-то оригинальное позволяет превратить танцы в самую приятную физическую активность. Когда способность ребенка к творческому мышлению и действию оценивают не только преподаватели и родители, но и ровесники, это может привести к росту уверенности в себе и повышению самооценки. 3. Танцу присущи выразительность и информативность, поэтому наша цель - давать возможность детям выражать свои чувства посредством ритмических движений. Посредством движений тела выражаются самые разные чувства, например радость – жестикуляцией рук; страх – когда все тело напрягается и резко подается назад, или чрезмерная самоуверенность – характерной манерой держать плечи и походкой, и т.д. 4. Танец – это искусство, развивающее артистические способности, поэтому необходимо обучать знанию и пониманию элементов движений, повышающих уровень артистичности мастерства детей. Разнообразие и контраст, применяемые как выразительные средства для передачи формы, скорости, силы, уровня и направления движений тела, являются главными элементами, обеспечивающими улучшение качества исполнения. 21 5. Танец – это средство для дружелюбного общения и совместной деятельности, и наша цель – предоставлять возможность работать индивидуально, с партнером, и в группах, исполняя различные роли. Поскольку движения в танце естественны, то успех достигается очень быстро и приводит к формированию сильного чувства «общности»: способность бескорыстно делить занимаемое пространство с другими; стремление показать себя и быть замеченными другими; а также желание получить достойную оценку – все это является типичным в обучении танцам. 6. Танец – это развлечение и получение удовольствия – его постоянная черта. Удовольствие от похвалы за успешное исполнение; от участия и согласованных действий вместе с другими в таком увлекательном занятии; от улучшения внешнего вида и настроения после завершения занятия. Все это может оказать существенное влияние на выбор детьми активного образа жизни в последующие годы. 2.2. Влияние музыки на совершенствование двигательных навыков детей Музыка в области хореографического преподавания занимает одно из центральных мест. Мы говорим: «Следует научить детей красиво двигаться». Но для того, чтобы это получилось, надо выбрать очень хорошую музыку, воспитать культуру движения на лучших образцах музыкального творчества. Музыка, обладающая исключительной силой эмоционального воздействия, сопровождая движения, повышает качество их исполнения – выразительность, ритмичность, четкость, координацию. И здесь педагогу необходимы особое чутье и соответствующая подготовка. Конечно, надо обращать внимание на музыкальность ребенка, его способность пластически отражать особенности музыки – ритмические, темповые, эмоциональные. Есть, скажем, дети, у которых заметна своего рода заторможенность реакции на музыку: на этом сразу следует 22 сосредоточить преподавательские усилия. Обычно такая заторможенность мешает ребенку вовремя вступить на нужную долю такта. Самое время вспомнить о пользе ходьбы под музыку марша. Именно эти упражнения позволяют наглядно убедиться в том, как воспринимает малыш счет на четыре четверти. Затем стоит проверить, насколько органично осваивают воспитанники счет на три четверти, придающий совсем иной характер движению. И, наконец, параллельно выясняется, как чутко они улавливают разницу между форте и пиано, между аллегро и адажио, между диминуэндо и крещендо. Все эти элементарные оттенки и акценты музыкального развития ребенок должен осваивать, начиная с самых первых занятий. Музыку иногда считают второстепенным, придаточным элементом, задающим по преимуществу только ритмическую основу танца. Такое понимание роли музыки обедняет занятие, лишает подлинной выразительности хореографическое исполнение. Именно музыка, причем хорошо подобранная, позволит нам с самого начала избежать формального подхода к самым простым упражнениям. Детей надо знакомить с музыкой, передающей разнохарактерные образы, - от веселых, беззаботных или лирических, нежных до энергичных, волевых, серьезных. Сопоставление конкретных музыкальных образов обогащает и организует эмоциональный мир ребенка, а способность уложить свои движения во времени, в соответствии с различным метроритмическим строением, положительно влияет на развитие слуха. Успех работы решается не количеством проделанных упражнений, а умением детей сопереживать их содержанию. Обращайте внимание на выражение лиц движущихся малышей: по ним сразу же видно, что дают детям музыка и хореография. 23 Аккомпанемент к упражнениям следует выбирать с учетом поставленных задач, так, чтобы он был приятен занимающимся. А исполнение музыкальных произведений на всех занятиях должно быть высокопрофессиональным. Итак, музыкальное сопровождение – дело первостепенной важности. Именно в течение последовательного ряда занятий ребенок приучается к своеобразному мелодическому мышлению. Для этого необходимо подбирать предельно ясные по содержанию и восприятию мелодии, особенно на первых порах. Если в композиторском оригинале мелодия дана в слишком сложной разработке, ее можно несколько упростить, подвергнув аранжировке. Разумеется, музыка должна выбираться в соответствии с требованиями хорошего вкуса. Что касается его критериев (применительно к музыкальному оформлению хореографических занятий на первых стадиях обучения), они определяются такими понятиями, как ясность, доходчивость, законченность мелодии. Специалисты, выбирая для занятия фрагменты того или иного произведения, сами должны досконально знать его в целом. Только тогда можно располагать исходным материалом, варьируя его в разных сочетаниях для различных педагогических целей. Известно, что дети увлекаются всем сказочным, волшебным, необычным. Вот поэтому музыка, связанная с персонажами сказок, с ожившими игрушками, с играми, всегда будет близкой и понятной ребенку. Танцующие игрушки в «Щелкунчике», Волк и Красная Шапочка из «Спящей красавицы», куклы Коппелиуса из «Коппелии», «Игра в лошадки» из «тщетной предосторожности» - вот лишь некоторые образцы, которые можно взять для сопровождения хореографических занятий. Во время занятия надо выкроить несколько минут, чтобы рассказать своим питомцам о балете, музыкальные фрагменты которого они слышат. Все, о чем мы говорим здесь, направлено к одной цели: сформировать у 24 ребенка активное творческое восприятие музыки, способность получать подлинное эстетическое наслаждение от контакта с музыкой и умение выразить ее содержание в движениях. 2.3. Обучения танцам детей дошкольного возраста Известно, что дети любят танцевать. Танцуя, они удовлетворяют свою потребность в движении. Занятие танцами дает возможность осваивать простые, а затем более сложные танцевальные комбинации, тренировать пространственно-мышечное чувство. C первых минут на ваших занятиях очень важно заинтересовать детей, вызвать у них желание заниматься. Для этого необходимо предварительно продумать методические приемы, которые помогут решать поставленные задачи. Заблуждаются те, кто полагает, что, собрав ребят, можно сразу переходить к танцам. Сначала вам предстоит научить их красиво и осознанно двигаться под музыку, сделать связь музыки с движением привычной, естественной. Для этого нужно с самого начала включить в занятия простые, интересные упражнения, не вызывающие особых затруднений для восприятия и исполнения. В этом смысле очень хорош марш. Движение демонстрирует преподаватель. Он объясняет и показывает разницу между естественным бытовым шагом и шагом танцевальным – с вытягиванием пальцев ног. Надо проследить за тем, чтобы дети не повторяли сразу за преподавателем движение, а внимательно следили за его исполнением. Обучение движению обычно начинается с наименования упражнения, показа и объяснения техники. Это необходимо для создания зрительного образа и последующего осмысления движений. Объяснение техники должно быть лаконичным, целенаправленным, понятным. Вначале второстепенные детали и тонкости движения опускаются. Первый раз движение показывается с полной амплитудой, с соблюдением всех требований, предъявляемых к его характеру и форме. Это нужно для 25 того, чтобы занимающиеся поняли, каков идеал, к которому они должны стремиться. При несовершенном показе у детей создается неверное представление о движении, и оно заучивается с ошибками, которые могут закрепиться и перейти в навык. Далее можно демонстрировать отдельные части движения с меньшей амплитудой или в более медленном темпе, сосредотачивая внимание на важных деталях. После первого исполнения упражнения детьми преподаватель разъясняет, были ли допущены ошибки и какие. Затем следует вторичный образцовый показ. Но помните, что нельзя долго задерживать внимание детей на одном упражнении. Занятие не должно быть монотонным. Старайтесь разнообразить задания, чтобы они всегда оставались занимательными для воспитанников. Преподаватель должен сам решить, каковы пропорции каждого из движений. Но, во всяком случае, не надо маршировать по полчаса. Это утомляет и не дает желаемых результатов. А нам необходимо из любого, пусть даже краткого раздела программы, извлечь хотя бы малую пользу. В занятие лучше включать такие движения и упражнения, которые оказывают разностороннее воздействие на организм занимающихся. Это построения и перестроения групп; разновидности ходьбы, бега, прыжков; общеразвивающие и специальные упражнения на активизацию мышечного чувства, на тренировку отдельных групп мышц и подвижности суставов. На протяжении всего занятия, и особенно на его начальных этапах, очень важно следить за формированием правильной осанки детей. С этой целью рекомендуются задания на различные прогибания и выгибания позвоночника. Полезны упражнения, способствующие укреплению мышц спины, главным образом тех, что прилегают к лопаткам. Заканчивать занятие следует заданиями на расслабление, несложными танцевальными комбинациями, составленными из элементарных движений 26 небольшой амплитуды, из легких шагов и дыхательных упражнений. Это действует успокаивающе. И, конечно, начинать и заканчивать занятие нужно традиционно – поклоном, маленьким знаком вежливости. Теперь немного об отборе детей в танцевальную группу. Просматривая детей, не нужно, конечно, требовать от них особых данных, необходимых профессиональному артисту балета. Но, безусловно, мы должны выяснить, насколько вынослив ребенок, нет ли у него каких-либо отклонений в физическом развитии, которые могут на занятиях танцем нанести вред здоровью и душевную травму. Таких случайностей можно избежать, только предельно внимательно знакомясь с детьми и беседуя с родителями. Проверив физическую форму детей, начинаем «испытание» на музыкальность. Этому качеству придается огромное значение. Ведь бывает так, что у малыша совершенно нормальный слух, а музыку он слышать не умеет. Детям проигрывается музыкальный фрагмент, а затем предлагается протанцевать так, как подсказывает музыка, как сам ребенок ее чувствует. По его реакции уже можно составить довольно точное представление о музыкальности будущего ученика. И, наконец, третий этап просмотра – выяснение таких свойств, как наличие фантазии и выразительности. Оба этих качества также важны для дальнейшей работы. Дети с удовольствием разыгрывают этюды с «участием животных», изображают листья на ветру, кружащиеся снежинки. Результативность последующей деятельности во многом зависит от того, насколько вы внимательны, объективны, требовательны и тактичны в период просмотра; насколько умеете наблюдать за ребенком. Для детского танца лучше использовать атрибуты, не только красивые и безопасные, но и интересные детям. Предмет для танца или игрушка должна быть такой, чтобы с ней можно было свободно двигаться, разыгрывая свою роль, легко и удобно держать в руке, манипулировать ей. 27 Самые приемлемые атрибуты в танце – это игрушки, ленты, мячи, зонтики, платочки и платки, шары, мишура, шарфы. Они украсят танец и окажут немалое влияние на создание конкретного игрового образа. Атрибут усиливает интерес к танцу, а робким детям может помочь преодолеть смущение. Детям нравиться танцевать под популярную музыку, поэтому, полезно обучать их элементам современного танца. Бытует ошибочное мнение, что современный танец предельно прост, и танцевать его может каждый. На самом деле современная пластика, современный танец очень сложны. Старшие дошкольники разучивали и танцевали на праздниках много современных танцев: «Солнечный круг», «Губки бантиком», «Весна-красна», «Самолетик», «Помощники», «Улетай, туча». В заключении хочется дать несколько рекомендаций общего характера, которые помогут начинающим педагогам избежать типичных ошибок: ϖ В то время, когда звучит музыка, педагогу не стоит считать вслух, так как это притупляет восприятие мелодии ребенком. Объяснив и показав, в каком размере и темпе делается данное упражнение, необходимо дать малышу возможность самому вслушиваться в музыку. Считать вслух допустимо только в самом начале обучения новому движению. ϖ Танцевальные способности следует развивать, в равной степени работая над движениями рук и ног. Если внимание обращено только на ноги и забываются руки и голова – никогда не будет достигнута полная гармония движений и не сложится должное впечатление от исполнения. ϖ Занятие нужно проводить увлекательно, в темпе, чтобы дети уходили с него с чувством удовлетворения и чтобы с каждым днем они приобретали все больше знаний и навыков. 28 ϖ Не следует все время громко командовать. Иногда нужно объяснять тихо, но эмоционально. Это заставит занимающихся соблюдать тишину и внимательно слушать объяснения преподавателя. 2.4. Импровизация на занятиях хореографией в дошкольном возрасте При всем разнообразии определений импровизации чаще всего употребляются слова – мгновенно, неожиданно, без предварительной подготовки. Импровизацию в хореографии мы можем назвать еще и «танцем в настоящем», «сиюминутной хореографией». Воображение ребенка развивается постепенно по мере приобретения им определенного опыта. Многие психологи рассматривают воображение как процесс манипулирования образами, в результате которого создаются новые оригинальные образы. Воображение проявляется, прежде всего, там, где задачи содержат некоторую неопределенность, то есть не имеют заданного решения, что и предполагает импровизацию. Фантазия, воображение… Что это? По мнению Гегеля, воображение, фантазия – суть свойства ума, но ум, наделенный воображением, просто воспроизводит, а ум, наделенный фантазией, - творит. Отсюда наша задача развивать не столько воображение дошкольника, сколько помочь ему проявить свою фантазию, ибо без этого невозможно творчество. Возникает закономерный вопрос: можно ли научиться импровизировать и что это может дать? Большинство существующих техник обучения импровизации построены на увеличении чувствительности к сигналам, идущим от тела – его ощущений, его памяти. Импровизация – это все же не абсолютно спонтанный процесс. Полная спонтанность как же невозможна, как и вечный двигатель. Ибо мы, и в том числе дети, обладаем определенным опытом, навыками, воображением. Отсюда следует, что чем богаче индивидуальность исполнителя импровизации, тем ярче и самобытнее этот процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая рекомендация для воспитателей по работе с детьми дошкольного возраста с ДЦП

Рекомендации от дефектолога для воспитателей детских садов по работе с детьми дошкольного возраста с ДЦП...

Методические рекомендации по теме: «Заучивание стихотворений с детьми дошкольного возраста»

Методические рекомендации по теме:«Заучивание стихотворений с детьми дошкольного возраста»....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Методические рекомендации по организации закаливающих процедур с детьми дошкольного возраста в летний период.

Закаливание — испытанное средство укрепления здоровья. В основе закаливающих процедур лежит многократное воздействие тепла, охлаждения и солнечных лучей. В результате закаливания...

«Методические рекомендации по организации логопедической работы с детьми дошкольного возраста с ТНР в дистанционном формате»

Методические рекомендации по организации логопедической работы с детьми дошкольного возраста с ТНР, при необходимости коррекции в удалённом режиме....