«Методические рекомендации по организации логопедической работы с детьми дошкольного возраста с ТНР в дистанционном формате»
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Методические рекомендации по организации логопедической работы с детьми дошкольного возраста с ТНР, при необходимости коррекции в удалённом режиме.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Методические рекомендации по организации логопедической работы с детьми дошкольного возраста с ТНР в дистанционном формате»
Ефимова Н.А.,
учитель-логопед ГБДОУ д/с № 33
Московского района Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
«Методические рекомендации по организации логопедической работы с детьми дошкольного возраста с ТНР в дистанционном формате»
При организации дистанционного общения и, в частности, коррекционных мероприятий, поддерживающих процесс освоения содержания ФООП и ФАОП (в отдельных случаях ИОМ), в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, должен быть осуществлен учет особых коррекционных потребностей дошкольника.
Специалисты, благодаря использованию ИКТ, могут достигать положительных коррекционных результатов. поддерживать достигнутые результаты и продолжить процесс коррекционной работы в удалённом режиме, при помощи рекомендаций своим воспитанникам и их родителям (законным представителям).
Первым и необходимым условием при выдаче рекомендаций специалистом, является то, что задания ни в коем случае не являются обязательными и выполняются воспитанником и семьёй, только на добровольной основе!
Наряду с недоразвитием языковых средств, особого учета при организации дистанционной помощи требуют особенности внеречевой сферы воспитанников (особенности психических процессов, общего и речевого поведения).
Так, должны быть учтены трудности воспитанников при планировании собственной деятельности, осуществления контрольных действий при помощи родителей (законных представителей), распределение усилий для выполнения заданий, поддержания определенного темпа деятельности, концентрации и переключении внимания и др.
Использование возможностей дистанционной помощи позволяет специалисту предусмотреть дозирование заданий с учетом зоны ближайшего развития.
В организации дистанционной помощи специалиста можно выделить две основных проблемных зоны:
1. Как сформировать рекомендации для ребенка по разным направлениям работы?
В организации занятий с ребенком в дистанционном формате необходимо выделить рекомендации, касающиеся подготовки рабочего места ребенка, форм предъявления материала. Для дистанционных заданий особенно важным является разграничение видов
работы, реализующих непосредственно коррекционные цели, и видов, с помощью
которых обеспечивается всестороннее развитие ребенка, а также обеспечение
необходимой смены вида деятельности для отдыха и активизации внимания. Все задания специалиста должны быть представлены в игровой форме! С предоставлением описания игр, картинного материала или предоставления ссылки Интернет-ресурса, где можно найти данный материал. Длительность занятия с ребенком должна соответствовать требованиям СанПиН РФ (в соответствии с возрастом ребенка), поэтому целесообразно рекомендовать ряд заданий на разные виды коррекционного блока, а не целый конспект занятия, чтобы была возможность выполнения рекомендаций в течении всего дня. Общие рекомендации для всего контингента воспитанников, целесообразно осуществлять по следующим направлениям коррекционной работы:
- лексика, логическое мышление: обогащение активного и пассивного словаря: существительных, глаголов, прилагательных по лексическим темам; игры, игровые упражнения на формирование обобщающих понятий;
- грамматический строй речи: игры, игровые упражнения на согласование частей речи,
построение предложно-падежных конструкций, падежное
управление, образование приставочных глаголов и т. д.
- фонетико-фонематические функции: задания на дифференциацию оппозиционных
звуков, слогов; выделения звука на фоне слова,
определение места звука в слове, определения
количества звуков в слове; характеристики звуков
и т.д.
- связная речь: сказки, рассказы, пересказы (с предоставлением литературных
материалов, вопросников к ним или ссылки на Интернет-ресурс, где
можно найти данный материал);
- развитие слухового, зрительного внимания: игры, игровые упражнения;
- развитие слуховой, зрительной памяти: стихотворения по лексическим темам, игры,
игровые упражнения;
-развитие общей и мелкой моторики, праксиса, ориентировки в пространстве: игры,
игровые упражнения;
- развитие просодических компонентов речи: игры, игровые упражнения на развитие
дыхания, темпа, ритма, силы голоса,
интонационной выразительности речи.
Индивидуальные рекомендации специалиста могут осуществляться, по разделам коррекционной работы:
- звукопроизношение: игры, игровые упражнения по автоматизации поставленных звуков
в словах, фразах, текстах (с предоставлением коррекционного
материала). Рекомендации предлагаются индивидуально каждому
ребёнку.
Для решения проблемы формирования правильного звукопроизношения эффективно использовать общение специалиста с ребёнком при помощи видеосвязи программы «Skype». Индивидуальные занятия с логопедом дистанционно (по Skype) дают возможность соблюдать, так необходимую каждому специалисту систематичность.
- слоговая структура слова: слоговые упражнения, игры и игровые упражнения на
формирование слоговой структуры слова. Рекомендации
предлагаются индивидуально каждому ребёнку.
2. Как организовать поддержку дистанционной помощи с привлечением родителей воспитанника?
Работа с родителями в рамках дистанционной помощи очень важна и должна строится на добровольной основе. В отличие от очной формы, педагог не может непосредственно мотивировать ребенка. Эта роль отводится родителям. Одним из основных направлений работы с родителями является повышение мотивации к занятиям всей семьи. Самостоятельность ребенка во время дистанционных занятий определяется педагогом и родителями совместно, исходя из готовности ребенка к выполнению заданий педагога и сохранению мотивации на протяжении выполнения задания.
Согласно нормам САНПИН, нахождение ребёнка у компьютера должно быть чётко регламентировано по времени. При работе на компьютере мы не должны забывать, что глаза ребенка должны отдыхать, необходима зарядка для глаз.
Такая гимнастика для глаз помогает снять мышечные спазмы и расслабит органы зрения. Чтобы она была эффективной, выполнять упражнения следует регулярно во время перерывов и после завершения компьютерной работы.
При правильной, продуманной дистанционной коррекционной работе и грамотном использовании инновационных ИКТ, у специалиста появилась возможность добиваться положительной динамики в речевом развитии дошкольника, даже находясь в удалённом режиме общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая рекомендация для воспитателей по работе с детьми дошкольного возраста с ДЦП
Рекомендации от дефектолога для воспитателей детских садов по работе с детьми дошкольного возраста с ДЦП...
Компетентностно-ориентированный подход к организации логопедической работы с детьми дошкольного возраста с ОНР
Содержание:1. Модернизация содержания дошкольного образования.2.Сущность компетентностно-ориентированного подхода в образовании. Основные категории компетентностного подхода.3.Концепция компетентностн...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Методические рекомендации по организации закаливающих процедур с детьми дошкольного возраста в летний период.
Закаливание — испытанное средство укрепления здоровья. В основе закаливающих процедур лежит многократное воздействие тепла, охлаждения и солнечных лучей. В результате закаливания...
Методические рекомендации по организации логопедической работы по формированию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Методические рекомендации родителям, воспитателям и логопедам по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста...
Методические рекомендации по организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ
Использование метода проекта в дошкольном образовании, как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое...
Методические рекомендации для педагогов при работе с детьми дошкольного возраста над нравственными понятиями с использованием сказки
Методические рекомендации для педагогов при работе с детьми дошкольного возраста над нравственными понятиями с использованием сказки...