«Методические рекомендации по организации логопедической работы с детьми дошкольного возраста с ТНР в дистанционном формате»
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Ефимова Нина Александровна

Методические рекомендации по организации логопедической работы с детьми дошкольного возраста с ТНР, при необходимости коррекции в удалённом режиме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ          РАЗРАБОТКА

 «Методические рекомендации по организации логопедической работы с детьми дошкольного возраста с ТНР в дистанционном формате»

                                                          Ефимова Н.А.,

                                                                                       учитель-логопед ГБДОУ д/с № 33

                                                                                       Московского района Санкт-Петербурга

                   

                                                   

                                                           

                                                         Санкт-Петербург

«Методические рекомендации по организации логопедической работы с детьми дошкольного возраста с ТНР в дистанционном формате»

     При организации дистанционного общения и, в частности, коррекционных мероприятий, поддерживающих процесс освоения содержания ФООП и ФАОП (в отдельных случаях ИОМ), в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, должен быть осуществлен учет особых коррекционных потребностей дошкольника.

    Специалисты, благодаря использованию ИКТ, могут достигать положительных коррекционных результатов. поддерживать достигнутые результаты и продолжить процесс коррекционной работы в удалённом режиме, при помощи рекомендаций своим воспитанникам и их родителям (законным представителям).

     Первым и необходимым условием при выдаче рекомендаций специалистом, является то, что задания ни в коем случае не являются обязательными и выполняются воспитанником и семьёй, только на добровольной основе!

      Наряду с недоразвитием языковых средств, особого учета при организации дистанционной помощи требуют особенности внеречевой сферы воспитанников (особенности психических процессов, общего и речевого поведения).

      Так, должны быть учтены трудности воспитанников при планировании собственной деятельности, осуществления контрольных действий при помощи родителей (законных представителей), распределение усилий для выполнения заданий, поддержания определенного темпа деятельности, концентрации и переключении внимания и др.

     Использование возможностей дистанционной помощи позволяет специалисту предусмотреть дозирование заданий с учетом зоны ближайшего развития.

      В организации дистанционной помощи специалиста можно выделить две основных проблемных зоны:

1. Как сформировать рекомендации для ребенка по разным направлениям работы?

    В организации занятий с ребенком в дистанционном формате необходимо выделить рекомендации, касающиеся подготовки рабочего места ребенка, форм предъявления материала. Для дистанционных заданий особенно важным является разграничение видов

работы, реализующих непосредственно коррекционные цели, и видов, с помощью

которых обеспечивается всестороннее развитие ребенка, а также обеспечение

необходимой смены вида деятельности для отдыха и активизации внимания. Все задания специалиста должны быть представлены в игровой форме!  С предоставлением описания игр, картинного материала или предоставления ссылки Интернет-ресурса, где можно найти данный материал. Длительность занятия с ребенком должна соответствовать требованиям СанПиН РФ (в соответствии с возрастом ребенка), поэтому целесообразно рекомендовать ряд заданий на разные виды коррекционного блока, а не целый конспект занятия, чтобы была возможность выполнения рекомендаций в течении всего дня. Общие рекомендации для всего контингента воспитанников, целесообразно осуществлять по следующим направлениям коррекционной работы:

- лексика, логическое мышление: обогащение активного и пассивного словаря: существительных, глаголов, прилагательных по лексическим темам; игры, игровые упражнения на формирование обобщающих понятий;

- грамматический строй речи: игры, игровые упражнения на согласование частей речи,

                                                    построение предложно-падежных конструкций, падежное

                                                    управление, образование приставочных глаголов и т. д.

- фонетико-фонематические функции: задания на дифференциацию оппозиционных

                                                                  звуков, слогов; выделения звука на фоне слова,

                                                                  определение   места звука в слове, определения

                                                                  количества звуков   в слове; характеристики звуков

                                                                  и т.д.

- связная речь: сказки, рассказы, пересказы (с предоставлением литературных

                           материалов, вопросников к ним или ссылки на Интернет-ресурс, где

                           можно найти данный материал);

- развитие слухового, зрительного внимания: игры, игровые упражнения;

- развитие слуховой, зрительной памяти: стихотворения по лексическим темам, игры,

                                                                      игровые упражнения;

-развитие общей и мелкой моторики, праксиса, ориентировки в пространстве: игры,

                                                                                                            игровые упражнения;

- развитие просодических компонентов речи: игры, игровые упражнения на развитие

                                                                              дыхания, темпа, ритма, силы голоса,

                                                                              интонационной выразительности речи.

         Индивидуальные рекомендации специалиста могут осуществляться, по разделам коррекционной работы:

- звукопроизношение: игры, игровые упражнения по автоматизации поставленных звуков

                                      в словах, фразах, текстах (с предоставлением коррекционного

                                      материала). Рекомендации предлагаются индивидуально каждому

                                      ребёнку.

Для решения проблемы формирования правильного звукопроизношения эффективно использовать общение специалиста с ребёнком при помощи видеосвязи программы «Skype». Индивидуальные занятия с логопедом дистанционно (по Skype) дают возможность соблюдать, так необходимую каждому специалисту систематичность.

- слоговая структура слова: слоговые упражнения, игры и игровые упражнения на

                                                         формирование слоговой структуры слова. Рекомендации

                                               предлагаются индивидуально каждому ребёнку.

2. Как организовать поддержку дистанционной помощи с привлечением родителей воспитанника?

      Работа с родителями в рамках дистанционной помощи очень важна и должна строится на добровольной основе. В отличие от очной формы, педагог не может непосредственно мотивировать ребенка. Эта роль отводится родителям. Одним из основных направлений работы с родителями является повышение мотивации к занятиям всей семьи. Самостоятельность ребенка во время дистанционных занятий определяется педагогом и родителями совместно, исходя из готовности ребенка к выполнению заданий педагога и сохранению мотивации на протяжении выполнения задания.

       Согласно нормам САНПИН, нахождение ребёнка у компьютера должно быть чётко регламентировано по времени. При работе на компьютере мы не должны забывать, что глаза ребенка должны отдыхать, необходима зарядка для глаз.

https://zdravushka-med.ru/wp-content/uploads/gteh-1223.jpg

       Такая гимнастика для глаз помогает снять мышечные спазмы и расслабит органы зрения. Чтобы она была эффективной, выполнять упражнения следует регулярно во время перерывов и после завершения компьютерной работы.

       При правильной, продуманной дистанционной коррекционной работе и грамотном использовании инновационных  ИКТ, у специалиста появилась возможность добиваться положительной динамики в речевом развитии дошкольника, даже находясь в удалённом режиме общения.

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая рекомендация для воспитателей по работе с детьми дошкольного возраста с ДЦП

Рекомендации от дефектолога для воспитателей детских садов по работе с детьми дошкольного возраста с ДЦП...

Компетентностно-ориентированный подход к организации логопедической работы с детьми дошкольного возраста с ОНР

Содержание:1. Модернизация содержания дошкольного образования.2.Сущность компетентностно-ориентированного подхода в образовании. Основные категории компетентностного подхода.3.Концепция компетентностн...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Методические рекомендации по организации закаливающих процедур с детьми дошкольного возраста в летний период.

Закаливание — испытанное средство укрепления здоровья. В основе закаливающих процедур лежит многократное воздействие тепла, охлаждения и солнечных лучей. В результате закаливания...

Методические рекомендации по организации логопедической работы по формированию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Методические рекомендации родителям, воспитателям и логопедам по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста...

Методические рекомендации по организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ

Использование метода проекта в дошкольном образовании, как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое...

Методические рекомендации для педагогов при работе с детьми дошкольного возраста над нравственными понятиями с использованием сказки

Методические рекомендации для педагогов при работе с детьми дошкольного возраста над нравственными понятиями с использованием сказки...