Памятка для педагогов «Развитие детской инициативы и самостоятельности»
материал
Инициатива – почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях.
Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.
Приоритетная сфера инициативы по возрастам:
1) 3-4 лет продуктивная деятельность;
2) 4-5 лет познание окружающего мира;
3) 5-6 лет внеситуативно-личностное общение;
4) 6-7 лет научение, индивидуальные достижения.
Наиболее эффективные формы поддержки детской инициативы:
•Совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантов решения проблемной ситуации, предложенной самим ребенком.
•Проектная деятельность.
•Совместная познавательно-исследовательская деятельность
взрослого и детей – опыты и экспериментирование.
•Создание условий для самостоятельной деятельности детей в центрах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 101.71 КБ |
Предварительный просмотр:
развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения.
Условия развития детской инициативы и творческого самовыражения:
- формирование установок «Я могу», «Я сумею»; давать простые задания (снимать страх «не справлюсь»), развивать у детей инициативу.
- создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу»;
- давать задания интересные или такие, в которых у человека есть личный интерес что-то делать.
- предвосхищающая положительная оценка «Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится!»
Научить грамотно реагировать на собственные ошибки («Смотри, ошибочка!»).
Необходимым условием развития инициативного поведения является воспитание в условиях развивающего, не авторитарного общения. Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности ребенка.
Методы и приемы, способствующие формированию самостоятельности и развитию детской инициативы:
-Ритуал планирования самостоятельной деятельности» направлен на формирование умения планировать свою деятельность, анализировать полученные результаты и правильность своих действий.
-Предоставление права выбора центра активности. Завершающим компонентом утреннего круга является презентация педагогом деятельности в центрах активности и выбор детьми центра, в котором они будут заниматься. Свой выбор дети закрепляют карточкой на доске выбора.
-Проблемные ситуации. Организация детей в кругу способствует активизации общения – все видят глаза друг друга, чувствуют настроение, ощущают степень участия.
Чтобы дети верили в свои силы, развивались и экспериментировали, педагоги могут поощрять и стимулировать их инициативу, применяя различные приемы и методы: продуктивные виды деятельности, совместная исследовательская деятельность, опыты, наблюдения, моделирование пед.ситуаций и т.д.
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №18»
Памятка для педагогов
«Развитие детской инициативы и самостоятельности»
Подготовила:
воспитатель
Лобова О.Ю.
Курск - 2025
Инициатива – почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях.
Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.
Приоритетная сфера инициативы по возрастам:
1) 3-4 лет продуктивная деятельность;
2) 4-5 лет познание окружающего мира;
3) 5-6 лет внеситуативно-личностное общение;
4) 6-7 лет научение, индивидуальные достижения.
Наиболее эффективные формы поддержки детской инициативы:
•Совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантов решения проблемной ситуации, предложенной самим ребенком.
•Проектная деятельность.
•Совместная познавательно-исследовательская деятельность
взрослого и детей – опыты и экспериментирование.
•Создание условий для самостоятельной деятельности детей в центрах
Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада осуществляется с помощью: свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
• создания условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
• не директивной помощи детям, поддержки детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.) - обращение ребенка к взрослым на основе собственного побуждения.
Умение формулировать цель, предвидеть результат – основополагающие компоненты самостоятельности. Но их трудно реализовать в полной мере, если у ребенка не сформированы навыки разных типов деятельности. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым
ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.
Виды и направления детской инициативы:
- творческая инициатива – предполагает включенность ребенка в сюжетную игру как основную творческую деятельность, где развиваются воображение, образное мышление;
- инициатива, как целеполагание и волевое усилие – предполагает включенность ребенка в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструктивное моделирование, где развиваются произвольность, планирующая функция речи;
- коммуникативная инициатива – предполагает включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи;
- познавательная инициатива – предполагает любознательность, включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов «Развитие и поддержка детской инициативы и самостоятельности в рамках реализации ФГОС ДО»
Дошкольное детство – период интенсивного развития ре-бенка, появления ряда психических новообразований, становления черт личности, возраст формирования особенностей психики, которые опреде-ляют ...

Тренинг для педагогов «Развитие и поддержка детской инициативы и самостоятельности в рамках реализации ФГОС ДО»
В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об Образовании» сформулирован социальный заказ государств...

«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОДДЕРЖКЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВЫ ДОШКОЛЬНИКОВ. СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ»
Презентация для воспитателей....

Семинар-практикум для педагогов «Развитие и поддержка детской инициативы и самостоятельности в рамках реализации ФГОС ДО»
Дошкольное детство – период интенсивного развития ребенка, появления ряда психических новообразований, становления черт личности, возраст формирования особенностей психики, которые определяют по...

«Поддержка детской инициативы и самостоятельности. Способы поддержки детской инициативы и самостоятельности»
Консультация для педагогов...
тренинг для педагогов " Развитие и поддержка детской инициативы и самостоятельности "2023г ноябрь
Повысить профессиональную компетентность педагогов ДОУ в способах поддержки детской инициативы...

Консультация для педагогов: «Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада».
Идеология современного дошкольного образования, заданная Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, - поддержка разнообразия детства. В ФГОС указывается, что ...