Проект"Кусочек блокадного хлеба".
проект (старшая группа)

Губенко Мария Михайловна

Задачи:

1) познакомить детей с основными событиями, происходящими во время блокады Ленинграда. 

2) сформировать представление первоклассников о трудностях блокадного Ленинграда;

3) воспитывать чувство сострадания, сопереживания людям, попавшим в беду;

4) воспитывать уважение и благодарность защитникам Отечества, гордость за свой народ, любовь к Родине.

5) воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект :"Кусочек блокадного хлеба"700.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №23»

Проект

на тему:

«Кусочек блокадного хлеба»

(разновозрастная группа №4 2023-2024 учебный год)

Подготовила: воспитатель Губенко М.М.

Чебаркуль 2024

Задачи:

1) познакомить детей с основными событиями, происходящими во время блокады Ленинграда.

2) сформировать представление первоклассников о трудностях блокадного Ленинграда;

3) воспитывать чувство сострадания, сопереживания людям, попавшим в беду;

4) воспитывать уважение и благодарность защитникам Отечества, гордость за свой народ, любовь к Родине.

5) воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к людям

Паспорт проекта:

Тип проекта: информационно – творческий, исследовательский. Групповой.

Этапы проведения

  1. Подготовительный:
  • Опрос детей
  • Создание патриотического «Уголка памяти».

#1055;одбор пословиц и поговорок о хлебе.

#1055;одбор иллюстраций, фотографий, буклетов на военную тематику, текстов художественных произведений.

#1054;сновной (практический)

#1055;ознакомить детей с художественной литературой о Великой Отечественной войне.

2. Заучивание стихов, составление рассказов, беседы.

3. Выставка военных фотографии и плакатов о военном хлебе.

  1. Беседы
  2. Ознакомление с художественной литературой
  • Чтение: А.Казакова «Великая Победа», Т.Шорыгина «Женские плечи», А.Митяев «Мешок овсянки», Л.Воронкова «Девочка из города», Н.Найденова «Пусть будет мир»
  • Проведение тематической беседы посвященной Блокадному хлебу.
  • Рассматривание иллюстраций
  • Чтение сказок разных народов о хлебе.
  1. Оформить стенды в «Уголке памяти»
  2. Трудовая деятельность
  • Участие родителей в оформлении сборников «Рецепты военного хлеба», «Хлеб войны»
  1. Результаты реализации проекта:
  • Оформление выставки: «Блокадный хлеб».

Пословицы и поговорки о хлебе:

  • ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА.
  • БЕЗ ХЛЕБА КУСКА ВЕЗДЕ ТОСКА.
  • БЕЗ ХЛЕБА СЫТ НЕ БУДЕШЬ.
  • БУДЕТ ДЕНЬ – БУДЕТ И ХЛЕБ.
  • СКОЛЬКО НИ ДУМАЙ, А ЛУЧШЕ ХЛЕБА - СОЛИ НЕ ПРИДУМАЕШЬ.
  • БЕЗ СОЛИ НЕ ВКУСНО, А БЕЗ ХЛЕБА НЕ СЫТНО.

#1055;одбор иллюстраций, фотографий, буклетов на военную тематику, текстов художественных произведений.

Беседа:

В 1941 году на нашу Родину напала фашистская Германия. Началась война…. Страшная, беспощадная. Немецкая армия, как саранча, уничтожала все на своем пути. Города были разграблены. Фашисты говорили, что Москва - это сердце России, а Ленинград (сейчас этот город называется Санкт -Петербург) - ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому фашисты направили на город один из основных ударов. Они хотели не просто захватить Ленинград, они хотели уничтожить его, стереть с лица земли. Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город, полыхали пожары, гибли люди. Больше двух месяцев шли кровавые бои под Ленинградом, но жители мужественно обороняли свой город.

Как вы думаете, ребята, почему ленинградцы не сдали свой город немцам? (Ответы детей, предположения)

Гитлер не сумел захватить город силой, тогда он решил задушить город блокадой. Немцы окружили город, перекрыли все выходы и входы. Враг не давал вывозить из города детей, больных, в город не поступали продукты питания. Именно это окружение и называется блокадой. Но жители проявляли стойкость, мужество, всеми силами защищали город.

Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город, полыхали пожары, гибли люди. В город перестало поступать продовольствие, отключили свет, отопление, воду. Наступила холодная зима. Наступили страшные блокадные дни… Их было 900… это почти 2,5года.

Наверное, никогда еще не было так холодно. Всю зиму в домах не было отопления, воды и света. Люди в комнатах ставили буржуйки - маленькие печки, а в них жгли мебель, книги, чтобы как-то согреться.

Фашистские летчики бомбили город и днем и по ночам. Окна в домах заклеивали узкими полосами бумаги - чтобы осколки при бомбёжке не могли поранить и вешали темные шторы, чтобы ночью не было видно даже маленького огонька свечки.

Город регулярно, по несколько раз в сутки обстреливали с воздуха. И тогда люди слышали такой сигнал (звучит запись воздушной сирены).

А после отбоя воздушной сирены люди слышали звук метронома (звучит запись метронома). Он напоминал звук биения сердца, говоривший людям, что жизнь продолжается. В тяжелые блокадные дни звук метронома не затихал ни на минуту. Все 900 дней и ночей он сообщал о том, что город живет, дышит, что Ленинград не сдался.

Летом, в начале войны никто не думал, что Ленинград окажется в блокаде, поэтому больших запасов продовольствия в городе не было. В Ленинграде начался страшный, мучительный голод. Самым вкусным и сладким продуктом была не конфета, а крошечный ломтик чёрного хлеба, который выдавали по специальным карточкам. Карточки - бумажные талоны, на которых указывалось положенное количество продуктов каждому человеку. По ним можно было получить свою норму хлеба - небольшой кусочек в день. Рабочие получали 250 грамм хлеба, а служащие и дети 125 грамм на весь день. Потеря карточки означала верную смерть.

Ребята, как вы думаете, 125 грамм хлеба - это много или мало? Сколько вот таких кусочков в день вы съедаете? (ответы детей). А для того времени это было много, так как маленький кусочек хлеба спасал жизнь многим людям. Хлеб был единственным питанием.

Но даже и по одному кусочку хлеба иногда на всех не хватало, ведь в булочных, где выдавали хлеб по карточкам, были огромные очереди… Люди ослабевали. Одни умирали от голода, другие замерзали на улицах, потому что были не способны дойти до дому.

Блокадный хлеб был не такой, как мы едим сейчас. Его стали выпекать с примесями ячменной, овсяной, соевой муки. В хлеб добавляли все, что было в наличии: солод, бобы, отруби, древесные опилки, дикорастущие семена, жмых, добавляли даже бумагу.

Чтобы не умереть с голоду, люди ели овощные очистки, которые обычно выбрасывают. Научились готовить лепешки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена. Выгребали из - под снега коренья кормовой свеклы, кочерыжки от капусты, которые остались после сбора урожая. Но скоро и это стало роскошью.

В домах не работал водопровод, за водой ходили на реку Нева, к специально прорубленным полыньям. Люди поскальзывались на льду, падали, но все равно упорно шли дальше. Часто к полынье спускались дети, набирали чайник мутной грязной воды и спешили к ждущим их матерям.

А далеко, за кольцом блокады было продовольствие, масло, мука, мясо. Но достать это было очень трудно. Наша страна всегда помнила о блокадном Ленинграде и помогала ему, как могла. По единственной дороге по Ладожскому озеру в город везли хлеб, боеприпасы, теплую одежду, а обратно из города вывозили (эвакуировали) детей, стариков, раненых. Эту дорогу через Ладогу стали называть «дорогой жизни». Как вы думаете, ребята, почему её так назвали? (ответы детей).

Она спасла тысячи ленинградцев.

Дорога жизни узким коридором

Протянута по Ладожскому льду.

Она спасала наш любимый город,

В том страшном и чудовищном аду.

Ленинградцы не сдавались. В окруженном городе, под обстрелом, измученные голодом и холодом, они продолжали работать и учиться.

Выпускали для фронта танки, пулеметы, мины, гранаты и другое вооружение, строили заградительные сооружения. Трудились все, кто еще мог передвигаться и держать инструмент в обессилевших руках. Старшеклассники бросали школы, чтобы ухаживать за ранеными бойцами и ослабевшими жителями города и помогать оборонять Ленинград.

Гитлеровская армия не смогла сломить сопротивление ленинградцев. 900 длинных дней и ночей длилась блокада.

27 января 1944 наши Ленинград был полностью освобожден от блокады. Это был великий день! Радость наполняла сердца не только освобождённых ленинградцев, но всех солдат, защищающих страну от врага.

В честь этой победы был дан артиллерийский салют.

Такого дня не видел Ленинград,

Нет, радости подобной не бывало.

Казалось, что всё небо грохотало,

Приветствуя великое начало

Весны, уже не знающей преград.

Гремел неумолкаемо салют

Из боевых прославленных орудий,

Смеялись, пели, обнимались люди.

В честь этой знаменательной даты и о памяти этой войны, в городе Ленинграде был установлен Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда.

«Памятник, установленный полуторке» во Всеволожске.

«Цветок жизни» Мемориал создан в память о погибших детях блокадного Ленинграда.

На Пискаревском кладбище, где захоронены тысячи ленинградцев, погибших в годы блокады, возвышается скорбная фигура Матери - родины.

На том месте, где было прорвано кольцо блокады сейчас установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо». За мужество и героизм город Ленинград получил звание города - героя.

Сегодня, 27 января, мы празднуем освобождение Ленинграда от фашистских захватчиков. Подвиг ленинградцев мы никогда не забудем.

Каждый день, беря в руки ломоть хлеба, вспомните добрым словом всех тех, кто его создавал и создаёт, подумайте о том, каким великим богатством вы владеете и как его надо беречь.

Хлеб, не объёмное слово

Но по смыслу важнее нет.

Во главе он стоит живого

Без него не проходит обед.

Хлеб миллионы жизней

От смерти спасал ни раз.

Кровью крестьянской, потом

Он доставался для нас.

Чёрствая корочка хлеба

Символ блокады, войны.

Голод для человека

Видимый край беды.

Тянет ручонки ребёнок

Голод стоит в глазах.

Корочку хлеба дайте

Жалостно просит в слезах.

Сердце от боли сжалось

Детские слыша слова.

Возьми малыш, что осталось

Крошки со стола.

Жадным движением ручек

Крошки отправлены в рот.

Словно лесную малину

Он с наслаждением жуёт.

Валерий Куроленко.

Результаты:

1. Обогащение знаний детей о героическом подвиге жителей блокадного

Ленинграда, о жизни детей в это время.

2. Понимание детьми терминов как: Блокада, фронт, война, «дорога жизни»,

ветеран, мужество, продуктовые карточки, тыл, «измор», полынья.

#1042;ызвать у детей эмоции к пониманию человеческого горя и страха во время

войны и Блокады.

Используемая литература

1. Воскобойников, В.М. Девятьсот дней мужества / В.М.Воскобойников. - Москва: Малыш, 1987.

2. Дмитриев В. К. Была война, была блокада... Рассказы о блокаде Ленинграда. - СПб: Корона принт,2013

Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кусочек Блокадного хлеба

Мероприятие  проведено 27 января 2019 года в день годовщины снятия блокады. Мы все чтим память о погибших жителях и защитниках блокадного Ленинграда. В наши дни нельзя оставаться равнодушными, на...

Кусочек Блокадного хлеба

Мероприятие  проведено 27 января 2019 года в день годовщины снятия блокады. Мы все чтим память о погибших жителях и защитниках блокадного Ленинграда. В наши дни нельзя оставаться равнодушными, на...

Проект " Кусочек блокадного хлеба "

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно&nd...

«Кусочек блокадного хлеба»

Информационная карта проекта....

Социально-значимый проект "Кусочек блокадного хлеба"

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно&nd...

«Кусочек блокадного хлеба, как единственный источник жизни и надежды. Горький вкус Победы»

Патриотическое, гражданское и духовное воспитание обучающихся на примере конкретных людей и их поступков....

Проект Акция «Блокадный хлеб»

Проект в ДОУ старшая  и подготовительная группа...