Рабочая программа по патриотическому воспитанию дошкольников «Воспитанник Росинки – опора России!»
рабочая программа

Наталья Александровна Родюкова

С целью формирования основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА

ДЕТСКИЙ САД №41 «РОСИНКА»

Регистрационный  номер работы ______________________________________

УТВЕРЖДЕНА

Заведующий

МАДОУ г.Нижневартовска ДС №41 «Росинка»

_______________ Р.А. Ротова

31 августа 2022 года

ПРОГРАММА

по патриотическому воспитанию дошкольников

«ВОСПИТАННИК РОСИНКИ – ОПОРА РОССИИ»

(для детей в возрасте от 5 до 7 лет, срок реализации 2 года)

Ротова РамзияАгзамовна, заведующий МАДОУ г. Нижневартовска ДС №41 «Росинка»

Родюкова Наталья Александровна, воспитатель

город Нижневартовск, ХМАО - Югра

Ханты-Мансийская епархия

Ханты-Мансийская митрополия

e-mail:MADOYNV-41@yandex.ru

телефон 89028588454


Содержание

Паспорт программы……………………………………………………...3

  1. Пояснительная записка………………………………………………5
  2. Концептуальные основы программы ,………………………………8
  3. Содержание программы……………………………………………..11
  4. Условия реализации программы ……………………………………19
  5. Механизм определения результативности программы..………… .28
  6. Формы подведения итогов реализации программы.………………30
  7. Результативность работы по программе…………………………...31

Список литературы…………………………………………………….. 33

Приложение

  1. Перспективный план работы с детьми
  2. План работы с родителями
  3. План мероприятий с педагогами
  4. Фотоматериалы
  5. Консультации для воспитателей
  6. Консультации для родителей


Паспорт программы «Воспитанник Росинки –опора России»

Наименование программы

«Воспитанник Росинки – опора России»

Фамилия, имя, отчество, должность авторов программы, образование

РотоваРамзияАгзамовна, заведующий муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения  г. Нижневартовска центрразвития ребенка-детский сад №41 «Росинка»;

Атнабаева ГульнурТулигеновна, заместитель заведующего по воспитательно-методической работе;

Сухинина Елена Владимировна заведующий методическим отделом;

Родюкова Наталья Александровна,воспитатель.

Рецензент

Кузнецова Лариса Тимирьяновна – кандидат специальности 13.00.07. – теория и методика дошкольного образования, Почетный работник общего образования Российской Федерации, ветеран труда Российской Федерации.

Заказчики программы

Совет педагогов, родители

Нормативно-правовые основы разработки программы

Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября         2013         года         №1155         «Об утверждении Федерального                 государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;  

Государственная         программа         «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021– 2025 годы»  

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2020-2025 годы;

Программа         «Развитие         образования         города

Нижневартовска»  на 2018 – 2025 годы и на период до 2030 года

Программа «Развитиемуниципального автономного дошкольного образовательного учреждения  г. Нижневартовска центрразвития ребенка-

детский сад №41 «Росинка»на 2021- 2025 годы»;

Образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения  г. Нижневартовска центрразвития ребенка - детский сад №41 «Росинка»;

География программы

город Нижневартовск

Целевые группы

Воспитанники старшего дошкольного возраста  

Цель программы

Формирование основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста

Задачи программы

1.Познакомить детей c историей возникновения государства Российского, с его символами, формировать

представление детей о культуре и быте русского народа. 2.Познакомить детей с понятиями «Родина», «Малая родина»

3.Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, детском саду, городу

4. Воспитывать чувство толерантности к людям других национальностей.  

5.Повышать компетентность педагогов и родителей в вопросах формирования основ патриотизма.


  1. Пояснительная записка

«…даже само слово «патриотизм» подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило своё первоначальное значение. Это чувство гордости перед своим Отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения».

В.В.Путин.

Актуальность.

Фундаментальной основой будущего нашей страны и наших детей является патриотизм. Во главу угла этого понятия лежат непреклонные ценности: любовь и уважение к своей Родине и ее традициям, духовному наследию наших предков и многонационального народа, ответственность за свою страну и ее будущее. Вопрос и патриотическоговоспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества.

В национальной доктрине образования в Российской Федерации приоритетным направлением в вопросе воспитаниягражданина выдвинута следующая задача: «Система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью»

К сожалению, реальная ситуация сложившаяся в нашей стране в политике, экономике и культуре России с большей очевидностью подчеркивает об утрате нашим обществом российского патриотичного сознания. В связи с этим многократно повышается роль воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма и гражданственности. Возрастает необходимость преобразования всех сфер жизнедеятельности общества, как восстановления, так и обновления духовных начал, глубокого познания наших исторических ценностей, героического прошлого Отечества, высокой самодисциплины, воли и гражданского мужества народа.

Без патриотизма невозможно воспитать достойного человека гражданина, выработать у него устойчивый иммунитет к негативным влияниям, когда в угоду моде усваивается всё зарубежное при забвении о национальном достоинстве. Все дальше уходят вглубь истории грозные годы Великой Отечественной войны. Все чаще и чаще находятся «умники», которые пытаются перекроить страницы грозных лет и уничтожить в сердцах людей память о подвиге наших дедов и отцов, которые ценою своих жизней отстояли для будущих потомков мирное небо над головой!

Патриотизм в современных условиях — это, c одной стороны, преданность своему Отечеству, a c другой, — сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России. Базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной.  

Воспитанию патриотических чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский, H.A. Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.        

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, вероисповедания.      

Процесс патриотического воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентации духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе.  

В реализуемой в дошкольном учреждении комплексной программе «Детство» выделяется блок «Гуманное отношение» – ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру. Понимание детьми жизненных потребностей всего живого, эмоциональных и физических состояний людей, способность к сопереживанию и проявлению активного действенного участия к близким, сверстникам, другим людям.  

Однако, в программе не представлены методические разработки по реализации данного блока и проведению мероприятий по формированию у дошкольников основ патриотизма.

Таким образом, прослеживается противоречие между требованиями современного общества к воспитанию патриотов и практической реализацией данного требования.

Разработанный нами проект программы «Воспитанник России – опора России» ориентирована на детей старшего дошкольного возраста. В программе представлены методы и формы работы с детьми в соответствии с требованиями ФГОС ДО, перспективное планирование работы по формированию основ патриотизма. Данная программа направлена на решение задач формирования основ патриотизма на основе комплексной программы «Детство» и программы И. А. Кузмина «Социокультурные истоки», которая реализуется в дошкольном учреждении.    Реализация программы «Социокультурные истоки» будет продолжена и в начальной общеобразовательной школе, что обеспечит преемственность между дошкольным и начальным общим образованием. Дошкольным учреждением заключен договор о сотрудничестве с общеобразовательной школой №43, ведется активное взаимодействие по вопросам реализации программы.

2. Концептуальные основы программы

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ»

дано следующее определение патриотического воспитания: это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.

Патриотизм является одним из нравственных качеств личности, которое формируется уже в дошкольном возрасте, и, как любое нравственное качество, оно включает:

  • содержательный компонент - овладение детьми доступным их возрасту объемом представлений и понятий об окружающем мире: социальном устройстве общества, жизни своего народа, истории страны, культуре, традициях народа, природе родного края, выработку правильных взглядов на факты общественной жизни страны;
  • эмоционально-побудительный пережившие личностью положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям, окружающему миру (любви к родному городу (селу), краю, стране, гордости за трудовые и боевые успехи народа, уважения к историческому прошлому родной страны, восхищения народным творчеством, любви к родному языку, природ родного края), проявление интереса к этим сведения потребности расширить свой кругозор, стремления участвовать в общественно полезном труде;
  • деятельный компонент реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности (оказание помощи взрослым, проявление заботы о них, готовность выполнить задание взрослого, бережное отношение к природе, вещам, общественному имуществу, умение отразить полученные знания в творческой деятельности), наличие комплекса нравственно-волевых качеств, развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему.

Цель программы: формирование основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Познакомить детей c историей возникновения государства Российского, с его символами, формировать представление детей о культуре и быте народов России.
  2. Познакомить детей с понятиями «Родина», «Малая родина».
  3. Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, детском саду, городу.
  4. Воспитывать бережное отношение к родной природе и всему живому.
  5. Воспитывать         чувство         толерантности         к         людям         других национальностей.  
  6. Повышать компетентность педагогов и родителей в вопросах формирования основ патриотизма.

Решение указанных задач основывается на следующих принципах:  

  • принцип личностно-ориентированного общения- индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие - приоритетные формы общения педагога с детьми;
  • принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам;
  • принцип наглядности - широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: дидактические пособия (иллюстрации, картинки, фотографии, схемы, карточки и т.д.);
  • принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;
  • принцип занимательности - изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата;
  • принцип системности - принцип системного подхода предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру;
  • принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества;
  • принцип непрерывности призван сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств;
  • рациональное сочетание разных видов деятельности, характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о нравственно-патриотических чувствах в различных видах деятельности.

Новизна программы заключается в том, что создается модель образовательной и воспитательной среды в условиях детского сада, развивающей личность воспитанников как субъекта культуры и духовности.

В современном обществе необходимо радикальное изменение ценностных ориентаций, при которых каждый ребенок мог бы ощутить себя звеном в цепи исторической преемственности. Программа реализуется через интеграцию образовательных областей и направлена на личностно - ориентированный подход к каждому ребенку в соответствии с ФГОС ДО.

Программа представляет собой целостную систему формирования основ патриотизма, соответствует возрастным физиологическим и психологическим особенностям детей старшего дошкольного возраста.  

3. Содержание программы

Формирование основ патриотизма у дошкольников это результат систематической и целенаправленной работы, предусматривающей организацию познавательной деятельности детей по овладению доступным для данного возраста объемом знаний о Родине, формирование у них эмоционально-положительного отношения к занятиям такого рода, сопереживания в процессе познания, интереса к событиям, происходящим в стране, потребности в обществоведческих сведениях, стимулирование у дошкольников стремления к отражению в деятельности полученных знаний и отношений, накопление опыта участия в общественно полезной деятельности.

         Основными направлениями работы по решению задач формирования основ патриотизма являются:  

  • вооружение детей знаниями о родной стране и формирование эмоционально положительного отношения к явлениям общественной жизни;
  • стимулирование проявления дошкольниками активного отношения к окружающему в процессе творческой игровой и изобразительной деятельности;
  • организация общественно полезной деятельности дошкольников, содействующей накоплению опыта действенного отношения к окружающему.

Выделение в едином педагогическом процессе формирования основ патриотизма у старших  дошкольников названных выше направлений работы в определенной мере условно, поскольку овладение детьми знаниями о родной стране, формирование положительного отношения к ним происходит одновременно c накоплением практического опыта соответствующего поведения.

Программа «Воспитанник Росинки – опора России» составлена с учётом межпредметных связей, что позволяет наиболее полно раскрыть содержание программы.

Образовательная область «Познавательное развитие» -  где дети знакомятся с историей государства, символами России; с культурой, бытом русского народа и народов других национальностей; с историей создания и достопримечательностями родного города и т.д.; формируются представления о богатствах  родной природы, прививаются основы бережного отношения к ней.

Образовательная область «Речевое развитие» - дети знакомятся с видами и жанрами устного народного творчества:  потешками, пословицами, поговорками, сказками, загадками, былинами и т.д.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (музыка) – где разучиваются произведения русского музыкального фольклора, проводятся календарно-обрядовые и народные праздники.

Образовательная область «Художественное творчество» (продуктивные виды деятельности), где дети знакомятся с народным  декоративно- прикладным искусством: народные промыслы, декоративная роспись, народные игрушки и т.д.

Программа предполагает организацию образовательной деятельности по 5 блокам:

Блок «Я и моя семья»

      Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Формирование заботливого, внимательного, уважительного отношения к родным людям – основа воспитания патриотических чувств.

Цель: Формирование у воспитанников представлений о семье как важнейшей жизненной ценности.

Задачи:

  • Формировать представления о семье, своей принадлежности к ней, личных данных, составе семьи, профессии и занятиях родителей и родственников.
  • Освоение культуры общения и поведения  с взрослыми и сверстниками в семье и в общественных местах.
  • Развивать умение проявлять заботу, сочувствие к  близким и пожилым людям.
  • Воспитывать у детей любовь и привязанность и семье, ее традициям.
  • Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
  • Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.
  • Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.

Блок «Мой детский сад»

Детский сад – большая семья. В детском саду есть свои традиции, ценности. В детском саду дети получают первый социальный опыт общения со сверстниками, учатся устанавливать дружеские отношения, договариваться, учитывать мнение другого.

Цель: Формирование у воспитанников представлений о детском саде – как большой семье.

Задачи:

  • Расширять у детей представления об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях и своем месте в нем, взаимоотношениях взрослых и детей.
  • Формировать представление о себе как члене группы детского сада, участвующем в совместных с другими детьми мероприятиях, уважительном отношении к детям и работникам детского сада; позитивное отношение к требованиям выполнения основных норм и правил поведения, по просьбе взрослых и самостоятельно совершать нравственно-направленные действия  и поступки.
  • Развивать  интерес у  детей к событиям из своего детства, к своему будущему, к оценке настоящего.
  • Воспитать у ребенка любовь и привязанность к  детскому саду.

Блок «Любимый город»

У каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что наш город — частица Родины. Наш город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, людьми. Внимание детей привлекается к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказываю об их назначении, подчеркивается, что все это создано для удобства людей. Далее диапазон объектов расширяется — город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники, в честь кого они воздвигнуты.

Цель: Знакомство с историей создания, развития города Нижневартовска.

Задачи:  

  • Развивать у дошкольников интерес к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего; умения выделять позитивные события в жизни родного  города, видеть положительные изменения, происходящие в нем;  способность чувствовать красоту природы, архитектуры своей малой родины и эмоционально откликаться на нее.  
  • Содействовать становлению желания принимать участие в традициях города и горожан, социальных акциях.
  • Воспитывать чувство гордости, бережное отношение к родному городу.

Блок «Наш край»

        Продолжением работы является знакомство детей с нашим краем, с гимном, флагом и гербом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Дети знакомятся с особенностями природы края, реками, озёрами, лесами, флорой и фауной, с его богатствами.  

Цель: Формирование представлений у дошкольников оХанты-Мансийском автономном округе – Югре как о своей малой родине. Воспитание у детей любви к родному краю. Задачи

  • Формировать представление о своем крае  (понятие «нефтяной край», «ХМАО»), о главных городах Тюменской области (Ханты-Мансийск, Тюмень, Сургут, Нижневартовск).  
  • Развивать у дошкольников способность чувствовать красоту природы, архитектуры своей малой родины и эмоционально откликаться на нее; интерес к Ханты – Мансийскому автономному округу - Югре, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.
  • Воспитывать чувство гордости, бережное отношение к природе, окружающему миру Ханты – Мансийского автономного округа – Югре.

Блок «Россия – наш общий дом»

Цель: Формирование представлений у дошкольников о России как многонациональном государстве. Воспитание чувства патриотизма и толерантности.  Задачи

  • Развивать у детей представления о государственном устройстве и природных особенностях России, ярких исторических событиях, достижениях, открытиях, победах России в прошлом и настоящем; умения выделять позитивные события в жизни современной России, видеть положительные изменения, происходящие в стране;  интерес и уважение к деятельности взрослых на благо страны, стремление участвовать в совместной со взрослыми деятельности социальной направленности.
  • Расширять представления о Российской армии, о почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность, о воинских сражениях прадедов, дедов, отцов для защиты страны от врагов; знакомить с  военными, ветеранами.  
  • Воспитывать у старших дошкольников интерес к своей стране, гордость за ее народ, культуру, традиции, интерес к особенностям и традициям людей разных национальностей, желание в будущем (когда вырастет) трудиться на благо родной страны, защищать Родину от врагов, стараться решить некоторые социальные проблемы.

Блок условно можно разделить на несколько:

- «Государственные символы» знакомство  со столицей нашей Родины, а также с  другими городами России, с гимном, флагом и гербом государства;

 - «Связь поколений»: данное направление предполагает знакомство детей с истоками зарождения нашей прародины – Древней Руси, её бытом и укладом жизни, первыми славянскими поселениями и этимологией их названий. Судьбы народа сокрыты в его истории. Она таит не только его прошлое, но и будущее, она являет собой его духовное естество, и его силу, и его удар, и его призвание.  Работа по данному направлению будет способствовать формированию у воспитанников чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны, воспитанию гордости за свою Родину, народных героев.

 - «Вижу чудное раздолье»: человек - часть природы, природные богатства дают человеку возможность жить, а человек может землю украсить, а может и погубить. Работа по данному разделу предполагает знакомство детей с богатствами нашей Родины - реками, озёрами, лесами, морями, флорой, фауной и т.д.);

  • культура народов России: этот раздел предполагает создание в группе атмосферы национального быта народов России. Каждому педагогу известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Насыщение музеев: музей «Дружбы народов» открывает возможность первого проникновения ребенка в историю культуры и быта народов России, музей русского быта «Изба» открывает возможность первого проникновения ребенка в историю быта родного народа. Это позволяет детям с раннего возраста ощутить себя частью великой страны. Большое внимание в работе по данному направлению уделяется знакомству с устным народным творчеством,         декоративно-прикладным         искусством народов России. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Не случайно К.Д. Ушинский ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине;

«большая семья»: быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну в программе сочетается с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому, особенно важно в работе поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т.д.

4. Условия реализации программы

         Для реализации задач патриотического воспитания дошкольников необходимы определенные условия (схема 1):

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Для формирования основ патриотизма одним из необходимых условий является создание развивающей среды.  В группах старшего дошкольного возраста  оформлены   центры патриотического воспитания, в которых размещены материалы, касающиеся жизненного уклада народа: символы государства, предметы быта,  иллюстрации и книги, помогающие полнее узнать о культуре, быте и традициях родной страны.

Также в нашем учреждении широко представлена деятельность музеев, являющихся  центром воспитательной работы по патриотическому воспитанию в МАДОУ;

  • Музей «Дружба народов», знакомит детей с элементами материальной культуры народов, включающих знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальным орнаментом; привитием интереса к духовной культуре разных народов, через обычаи, обряды, праздники, народное творчество, который включает в себя три мини-музея:
  • Мини - музей «Русская изба», который оформлен в форме русской народной избы, в нем представлены быт русского народа. Основным украшением центральной части является макет русской печи, деревянный стол и лавка. В модуле собраны разные старинные предметы быта русского народа: утюг на углях, ухват, прялка, коромысло, сундуки, люлька с младенцем. Кухонная утварь: самовар, глиняная посуда, чугунки, деревянные ложки. Декоративные элементы: старинные скатерти, салфетки.
  • Мини-музей «Мой край – Югра», помогает воспитанникам глубже и шире познакомиться с традициями народов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. В модуле оформлен чум, расположены предметы быта, одежды, промыслов, обереги и украшения  народов крайнего севера.
  • Мини-музей «Дуслык», помогает воспитанникам глубже и шире познакомиться с традициями и предметами быта татарского народа, развитие интереса к старинным татарским традициям, уважение к труду татарских мастеров
  • Музей «Войска России». Экспонаты данного музея знакомят дошкольников с   боевыми подвигами народа в годы Великой Отечественной войны.

Система работы с детьми

         В соответствие с федеральным государственным образовательным стандартом Программа предусматривает осуществление образовательной работы в процессе:

1.Совместной образовательной  деятельности:

  • непосредственно-образовательной деятельности;
  • образовательной  деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов.  

2. Самостоятельной деятельности детей.

Учитывая наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления дошкольников работа по каждому блоку предполагает использование разнообразныхформ и методов:

Формы организации образовательного процесса

ИндивидуальнаяПредполагает самостоятельную работу детей, оказание помощи и консультации каждому из них со стороны педагога.

ГрупповаяГруппа делится на подгруппы. Число занимающихся может быть разным – от 5 до 10, в зависимости от возраста и уровня обученности детей. При этом педагогу важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.

ФронтальнаяРабота со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения организованной образовательной деятельности может быть деятельность художественного характера. Фронтальная форма способна создать коллектив единомышленников, способных воспринимать информацию и работать творчески вместе.

Методы работы

Наглядные  методы

  • наблюдения;
  • экскурсии, целевые прогулки;
  • показа сказок, видеофильмов;
  • демонстрация иллюстраций картинок, альбомов по теме;

Словесные методы

  • рассказ, объяснения воспитателя;
  • чтения произведений устного народного творчества, детских художественных произведений воспитателем;
  • чтения стихотворений детьми, воспитателем;
  • беседы, занятия с элементами диалога;
  • ответы на вопросы педагога, детей;
  • загадывание загадок;
  • рассказов детей по схемам, иллюстрациям;
  • разбор игровых ситуаций;
  • дидактические игры;
  • проведение викторин, конкурсов;

Практический метод

  • продуктивная деятельность;
  • разнообразные игры;
  • оформление альбомов, тематических папок;
  • постановка сказок, музыкальных спектаклей, выступления для воспитанников младших групп, для родителей;  
  • участие в конкурсах, смотрах, фестивалях;
  • встречи с интересными людьми;
  • праздники, развлечения;
  • изготовление с детьми наглядных пособий для занятий

Отличительные особенности данной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что:

1.Знакомство с каждой новой темой предполагает постоянное повторение изученного. Это придает объемность последовательному освоению материала.

2.Использование проектного метода и музейной педагогики.

3.Интеграция образовательных областей.

5. Тесное взаимодействие с родителями (законными представителями) и социумом.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы от 5 до 7 лет.

Срок реализации программы  2 года.

Формы и режим занятий

   Программа реализуется интегративно через все образовательные области при проведении НОД, в совместной деятельности педагога с детьми, в ходе режимных моментов и в самостоятельной деятельности детей.   Кроме интегративной реализации программы через все образовательные области при проведении НОД, в совместной деятельности педагога с детьми, в ходе режимных моментов и в самостоятельной деятельности детей.

Продолжительность занятий по возрастным группам:  5-6 лет – 25 минут, 6-7 лет – 30 минут.

Занятия проводятся в течение всего учебного года, как в первой половине дня, так и во второй, с использованием различных педагогических технологий: технология проектирования, экспериментирования, информационно –коммуникативные, здоровьесберегающие, игровые, музейно – педагогические технологии, технология индивидуально – личностного общения с ребенком, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым темам.  

В совместной деятельности педагоги широко используют разнообразные виды детской деятельности: познавательные занятия с использованием ИКТ, тематические беседы, игры (дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые, театрализованные), игровые и проблемные ситуации, целевые прогулки и экскурсии, встречи с интересными людьми, наблюдения, рассказ, объяснения воспитателя, использование произведений устного народного творчества, использование детских художественных произведений, викторины, труд, художественная деятельность. Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, в том числе спортивные, развлечения, праздничные обще садовские концерты.

Содержание данной работы с детьми реализуется через все образовательные области         (социально-коммуникативное, познавательное,         речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие) с учетом принципов интеграции и тематического планирования. План работы с детьми представлен в Приложении 1.

Основные задачи по блокам

Блок

Старшая группа

Подготовительная группа

Я и моя семья

Формировать представление о том, что родина начинается с родных людей

(мамы, папы и т.д.).

Уточнять и обобщать знания о семье, о том, кто такие родные.

Формировать представление о составе семьи.

Формировать представление детей о семье, как главной ценности.

Закреплять представление о родственных отношениях, о том, что такое род и родословная, о происхождении фамилий, о традициях и обычаях семьи.

Воспитывать         внимательное,

Познакомить детей с понятием «род», «родовое дерево».

Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.

уважительное отношение к родным и близким людям.

Воспитывать         любовь         и         уважение         к членам своей семьи.

Россия - наш общий дом

Формирование представлений о родном городе.  

Формировать представление детей о городе Нижневартовске, его достопримечательностях.  

 Продолжать знакомить детей с названиями улиц города.    

Познакомить с флагом и гербом города.  Формировать представление о России как государстве, в котором мы живем, о государственных символах Российской Федерации.

Формировать представлений о родном городе – как своей малой Родине.

Познакомить детей с понятием «малая родина».  

Формировать представление об истории создания города и его значении для региона и страны. Продолжать знакомить детей с достопримечательностями и памятными местами Нижневартовска.  

Формировать представления о главных городах России.

Познакомить с главными городами России, их символикой и расположением на карте.

Формировать представление об особенностях городов: истории возникновения, достопримечательностях.  

Любимый город

Формирование представлений о родном городе.  

Формировать представление детей о городе Нижневартовске, его достопримечательностях. Продолжать знакомить детей с названиями улиц города.    

Познакомить с флагом и гербом города.

Формировать представлений о родном городе – как своей малой Родине.

Познакомить детей с понятием «малая родина».  

Формировать представление об истории создания города и его значении для региона и страны. Продолжать знакомить детей с достопримечательностями и памятными местами Нижневартовска.  

Наш край

Формировать представления о  природных богатствах         края         (лес, растительный и животный мир, полезные ископаемые, горы,         моря,         реки         и озёра).Обогащать нравственно         – ценностный опыт отношения и общения дошкольников с природой.  

Формировать заботливое, бережное отношение к природе.    

Сформировать         представление         о богатствах родного края, о том, что природные         богатства         дают человеку возможность жить.

Воспитывать бережное, заботливое отношение к природе.

Формировать представление детей о ХМАО-Югре. Познакомить с символикой нашего края.  

Мой детский сад

Расширять у детей представления об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях и своем месте в нем, взаимоотношениях взрослых и детей.

Формировать представление о себе как члене группы детского сада, участвующем в совместных с другими детьми мероприятиях, уважительном отношении к детям и работникам детского сада; позитивное отношение к требованиям выполнения основных норм и правил поведения, по просьбе взрослых и самостоятельно совершать нравственно-направленные действия  и

поступки. Развивать  интерес у  детей к событиям из своего детства, к своему будущему, к оценке настоящего. Воспитать у ребенка любовь и привязанность к  детскому саду.

Взаимодействие с родителями

    В настоящее время задачи нравственно-патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья-источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции. Семейное воспитание носит эмоциональный, интимный характер, оно основано на любви и привязанности. Не случайно основная задача патриотического воспитания — воспитание любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине.

Работа с родителями включает в себя следующие основные формы:

  • праздники, посвященные народному искусству, цель которых — обратить внимание на значение фольклора, объяснить необходимость формирования у детей представлений о родном крае, культурных традициях русского народа.
  • семинары-практикумы, родительские гостиные, например, «Я и моя семья в роли семейных летописцев», тематическая неделя «Азбука семейных ценностей».
  • папки-передвижки «Моя семья», фотомонтажи: «Из жизни группы», «Моя бабушка лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения».
  • семейные и групповые альбомы «Наша жизнь день за днем», семейный вернисаж «Семья — здоровый образ жизни».
  • рекомендации «Растим патриота», в которых говорится о необходимости воспитания у детей любви к родному дому, улице, детскому саду, а также рекомендации о том, как знакомить детей с достопримечательностями района, города, как посещать с детьми музеи и выставки.
  • совместные экскурсии «Любимые уголки нашего города», «Славное прошлое».
  • выставки совместного творчества с родителями: «Мой папа солдат», «Волшебство маминых рук», «Родословная моей семьи».

     Итогом совместной работы детей и родителей являются музеи детского сада.

План работы с родителями представлен в Приложении 2.

Взаимодействие с педагогами

Компетентность педагогов. Педагоги образовательного учреждения должны быть компетентными в вопросах патриотического воспитания дошкольников, иметь представление и применять на практике современные педагогические технологии. План работы с педагогами (Приложение 3)

Сотрудничество с социумом

Дошкольное учреждение является открытой образовательной системой.  В муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении города Нижневартовска центре развития ребенка –детском саду №41 «Росинка» формируется тесное сотрудничество с образовательными, культурными, спортивными и оздоровительными  организациями города:муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «средней школы№43», муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «средней школы №23», (обеспечение преемственности образования); муниципальные организации дополнительного образования детей: муниципальное автономное учреждение дополнительного образования г. Нижневартовска «Центр детского творчества» (участие в городских мероприятиях), муниципальное автономное учреждение дополнительного образования города Нижневартовск  «Центр детского и юношеского технического творчества «Патриот» (занятия с воспитанниками по патриотическому воспитанию на базе детского сада, участие в городских мероприятиях); муниципальное автономное учреждение г. Нижневартовска «детская школа искусств №3» (развитие творческого потенциала обучающихся), муниципальное автономное учреждение «Центр национальных культур» (приобщение к татарской национальной культуре, деятельность  мини-музея «Дуслык»), муниципальное автономное учреждение г. Нижневартовска «Городской драматический театр» (обеспечение единства взаимосвязанных воспитательных пространств – театрального и образовательного), УСО ХМАО – Югры «Центр социальной помощи семье и детям (проведение совместных мероприятий), Нижневартовский общественный фонд помощи животным «Человек и животные» (ЧиЖ) (воспитание в человеке чувства ответственности за прирученное).

Социальное партнерство

5. Механизм определения результативности программы

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.

В процессе мониторинга исследуется интеллектуальные и личностные качества ребенка, путем наблюдений за ребенком, бесед, оценивания работ по художественному творчеству.

Мониторинг проводится два раза в год (сентябрь и май) и обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса.

Диагностическая карта детей по теме: «Патриотическое воспитание»

п/п

Ф.И. ребенка

Я и моя семья

Мой детский сад

Россия – наш общий дом

Любимый город

Наш край

Высокий уровень-

Знает названия: страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности страны, города; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города, края; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки.

Средний уровень-

Знает названия: страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности страны, города; знает и узнает флаг, герб, гимн России; затрудняется назвать народные праздники, игрушки; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.

Низкий уровень-

Не знает названия страны, города, своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях; не может назвать народные праздники, игрушки; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.

6.Формы подведения итогов реализации программы

  1. Реализация проектов:
  • «Моя малая Родина» (семья, дом, детский сад);
  • «Мой город и область, в которой я живу»;
  • «Россия – Родина моя»;
  • «Земля – планета, на которой мы живем»
  1. Создание мини-музеев в группе: боевой и трудовой славы, почетных граждан города,  защитников Отечества.
  2. Творческая деятельность воспитателей, детей и родителей:
  • Праздники в детском саду «День Защитников Отечества»;
  • «9 Мая – День Победы»;
  • «Мамин день»
  • «Праздники по народному календарю»
  • Выставки детского и народного творчества (сотворчество детей и родителей) «Мой любимый город»,«Сувениры народов нашей Родины», «Родные просторы» и др.
  1. Акции:
  • «Покормите птиц зимой»;
  • «Берегиня»;
  • «Украсим планету цветами»;
  • «Бессмертный полк»;
  1. Оснащение предметно – развивающей среды группы детского сада: изготовление атрибутов для игр: «Пограничники», «Моряки»,

«Космонавты», «Пожарные», «Спасатели» и т.д.;

  1. Выставки:
  • «Защитникам Отечества –слава и почет»
  • «Волшебство маминых рук»
  • «Помним и гордимся»
  • «Моя Родина-Россия»
  • «Семейное хобби»

7.Изготовление атрибутики государственных символов России, города, области; оформление альбомов: «Достопримечательности нашего города», «Моя семья», «Хорошо у нас в саду»

  1. Результативность работы по программе «Воспитанник Росинки – опора России»

Общие результаты сформированности основ патриотизма у воспитанников старшего дошкольного возраста:

Уровни

2022-2023учебный год, %

Итого

2023-2024 учебный год, %

Итого

Старшая группа

Подг.группа

Старшая группа

Подг. группа

%

%

%

%

%

%

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

                Реализация программы по формированию основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста должна способствовать повышению качества образования по данному направлению.

           Данная программа будет способствовать повышению уровня профессиональной компетентности педагогов и родителей в вопросах формирования основ патриотизма детей дошкольного возраста.

Список литературы

  1. Александрова Г.А. Моя Россия! Патриотическое воспитание старших дошкольников. Рабочая тетрадь.-СПб.:ООО «Издательство «ДетствоПресс», 2015.-40с.
  2. Анциферова А. А. Формирование представлений о Родине в процессе знакомства детей с окружающей жизнью // Знакомство дошкольников с окружающей жизнью. — Ульяновск,  1973. — С.  15—35.
  3. Ветохина А.Я., Дмитриенко З.С. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов.-СПб.: «ООО Издательство «Детство-пресс», 2015.-192с.
  4. Вишневская В.Н. Программа духовно-патриотического воспитания детей 5-7 лет «Свет Руси». Пособие для реализации государственной программы

«Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы/ Вишневская В.Н., М.,- 2004. – 112 с.  

  1. Истоковедение. Том 5. Издание 5-е дополненное.-М.:Издательский дом «Истоки», 2014.-224с.
  2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей  к истокам русской народной культуры. Программа/ О.Л.Князева, М.Д Маханева, - СПб.:

«АКЦИДЕНТ», 1997. – 158с.

  1. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы/ Маханева М.Д., М.,- 2004. – 72 с.
  2. Никонова Л.Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста/ Л.Е.Никонова. – Минск: «Народная света», 1991. – 112с.
  3. Проектирование тематической недели «Дал присягу-назад ни шагу!» в рамках работы по патриотическому воспитанию детей 5-7 лет.-СПб.: «ООО «Издательство «Детсво-Пресс», 2016.-112с.

10.Савченко В.И. Авторизированная «Программа нравственнопатриотического и духовного воспитания дошкольников».Методические рекомендации.-СПб.: ООО «Издательстов»Детсво-Пресс», 2013.-320с.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города

Нижневартовска детский сад №41 «Росинка»         Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по патриотическому воспитанию дошкольников через физкультурно-массовые мероприятия «Патриотизм начинается с детства»

Предложенная в данной программе система работы содействует созданию условий для патриотичесого воспитания дошкольников....

ПРОГРАММА НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ «Юные патриоты России»

Говоря о воспитании гражданственности и патриотизма детей дошкольного возраста, мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал «Человеком» с большой буквы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

Кризисные явления в социально- экономической, политической, культурной и других сферах жизни нашего общества обострили многие нравственные проблемы, выдвинули их в ряд наиболее актуальных. Этот...

Приказ от 01.09.2022 Об апробации инновационной программы по патриотическому воспитанию "Воспитанник Росинки -опора России"

В целях развития инновационной деятельности,формировании основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста...