Консультация для педагогов: «Использование квест-игры как одной из современных педагогических технологий в работе по экологическому воспитанию дошкольников».
консультация
Важнейшим фактором экологического воспитания является создание условий для наблюдения дошкольниками явлений и объектов природы и предоставления возможности непосредственного общения с живой природой. Для воспитателей ДОУ важно создавать единый процесс взаимодействия педагога и воспитанников на основе новых технологий, форм, методов, приемов организации деятельности детей, в котором будут гармонично переплетаться разные образовательные области
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов: «Использование квест-игры как одной из современных педагогических технологий в работе по экологическому воспитанию дошкольников».
Подготовил: старший воспитатель Шибкова И.В.
Важнейшим фактором экологического воспитания является создание условий для наблюдения дошкольниками явлений и объектов природы и предоставления возможности непосредственного общения с живой природой. Для воспитателей ДОУ важно создавать единый процесс взаимодействия педагога и воспитанников на основе новых технологий, форм, методов, приемов организации деятельности детей, в котором будут гармонично переплетаться разные образовательные области. Особенно интересным и эффективным видом современных технологий становится интерактивная игра, которая предлагает нам условия, где дети могут изменить формы поведения и деятельности во взаимодействии, и с интересом и увлеченностью решать поставленные задачи. Вот мы и подошли вплотную к квестам. Что это такое? В общих чертах, мы все это уже знаем, наши взрослые и не очень взрослые дети с увлеченностью в них «живут» в компьютерной сети, играют сами и с друзьями, и иногда оторвать их бывает очень трудно. Давайте же и мы не будем отставать от времени, и используем эти прекрасные возможности интерактивной игры в нашем образовательном процессе.
Итак, что же такое – квест? В переводе с английского «квест» — приключенческая игра, поиск, требующая от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников.
Основной целью экологических квестов является: формирование умений решать определенные задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов через реализацию определенного сюжета. И задачи, поставленные перед детьми, должны соответствовать возрасту участников и их индивидуальным особенностям.
Основными задачами экологического квеста, являются:
- расширение экологического кругозора дошкольников;
- воспитание бережного отношения к природе родного края.
- привлечение родителей к сотрудничеству по вопросам экологического образования дошкольников;
- повышение педагогического мастерства воспитателей, создание атмосферы творческого поиска в подборе наиболее эффективных форм и методов работы с детьми в экологическом воспитании.
- Условием по организации квестов является то, что все игры и задания должны быть безопасными (не следует просить детей залезть на дерево, в лужу и т.д).
И задачи, поставленные перед детьми, должны соответствовать возрасту участников и их индивидуальным особенностям;
Роль педагога в игре — направлять детей на правильное решение, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно.
Квесты для дошкольников в детском саду должны выполнять не только развлекательную функцию, но и реализовывать образовательные задачи. Поэтому задания должны соответствовать выбранной теме и по своему содержанию отвечать уровню знаний и умений малышей. Для этого воспитателю следует четко обозначить цель предстоящей игры и учесть технические возможности организации мероприятия.
Структура квест-игры:
-Пролог. - Экспозиция. - Эпилог.
Пролог – это знакомство с сюжетом и распределение ролей.
Для того чтобы придумать сюжет квеста необходимо определиться с темой. А тема отталкивается от того, что необходимо обнаружить, исследовать, повторить или закрепить с детьми в области экологии. Отсюда вытекают цели и задачи квеста.
Экспозиция – прохождение этапов, выполнение действий, решение цели и возникающих задач. Цель, должна быть преподнесена детям в игровой интересной форме. Например, пришло письмо, встреча со сказочным героем и т.д. Это и получается целая история, сюжет. И дети в реальности проживают эту историю. Каждый из них выполняет свою роль в этом приключении.
Эпилог – на 3 этапе подводятся итоги и награждение.
На сегодняшний день, принято различать несколько видов квест-технологий;
- линейные (решение одной задачи дает возможность решать следующую, т.е. задачи решаются по цепочке одна за другой);
Хочу акцентировать ваше внимание на том, что ВСЕ народные сказки написаны по принципам линейного квеста: не выполнит Иванушка трёх условий – не найдет Василису… Согласны со мной?
• штурмовые (когда участники получают задачу, подсказки для её решения, но пути решения выбирают сами);
• кольцевые (по сути, тот же линейный квест только для нескольких команд, в этом случае команды участников стартуют с разных точек, и каждая идёт по своему пути к финишу).
Вывод.
Роль квест-технологий в современном мире недооценивать просто нельзя. Заставить заниматься ребенка зубрежкой, конечно, можно, но, сами понимаете, ничего хорошего из этого не выйдет. Грубо говоря, он запомнит какой-то определенный неосмысленный набор знаний, который на практике будет совершенно ни к чему. Но вот когда придет понимание того или иного процесса, тут дело другое. И, надо сказать, дети иногда способны запоминать материал даже на подсознательном уровне. А если процесс преподнесен еще и в игровой форме, то никто не откажется в нем поучаствовать. Квест-технология призвана не только улучшить восприятие, скажем, учебного материала или способствовать моральному становлению ребенка как личности, но еще и может стимулировать умственное и нравственное развитие детей. Кроме того, в основе своей такая методика несет двоякий смысл, как ни странно, из двух взаимоисключающих правил: поиск правильного логического мышления и использование нестандартных методов для решения поставленной задачи.
Взаимодействие педагога с детьми по повышению уровня развития экологической культуры посредством квест - технологий- приведет к осознанному отношению к природе.
С помощью квест-игр дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность. Квест не только позволяет каждому участнику проявить свои знания, способности, но и способствует развитию коммуникационных взаимодействий между игроками, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих. В квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожиданности (неожиданная встреча, таинственность, атмосфера, декорации). Они способствуют развитию аналитических способностей, развивают фантазию и творчество, т.к. участники могут дополнять квесты по ходу их прохождения. Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.
Для того, чтобы квест действительно был увлекательным и в тоже время, обучающим, чтобы задействовать всех участников и дать возможность каждому проявить себя, от педагога требуется высокий профессионализм как в плане подготовки такой игры, так и в ходе ее проведения.
В детском саду квесты можно проводить в разных возрастных группах, начиная с младшей. Но чаще всего в них участвуют старшие группы, где у детей уже имеются навыки и определенный запас знаний и умений. Во многих квестах принимают участие не только дети, но и родители. Для составления маршрута можно использовать разные варианты:
- Маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать);
- «Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);
- Карта (схематическое изображение маршрута);
- «Волшебный экран» (планшет или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники)
- Участники могут узнавать о том, куда дальше идти после того, как выполнят задание на станции (от организатора; ответ на задание и есть название следующей станции; нужно найти спрятанную подсказку на определенной территории) и т.п.
Квесты помогают активизировать и детей, и родителей, и педагогов. Это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество. Здесь необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, эта тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Все это способствует сплочению не только детского коллектива, но и родительского сообщества, а также улучшает детско-родительские отношения. А еще немаловажным является то, что родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья.
Формирование экологического сознания детей дошкольного возраста, ответственного отношения к природе — длительный и сложный процесс, который невозможен без знаний основ окружающего мира, познания связей и отношений, существующих в нем. Важно, чтобы ребенок понимал, что он является частью природы. Задача для нас взрослых, показать ребенку как многообразен и прекрасен мир!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Современные подходы в организации работы по экологическому воспитанию дошкольников»
В разработке представлены новые направления в работе по экологическому воспитанию дошкольников:метод моделирования, элементы сказкотерапии, телесно-ориентированные технологии. Также описывается ...

«Современные педагогические технологии в работе учителя – логопеда с дошкольниками с задержкой психического развития».
«Современные педагогические технологии в работе учителя – логопеда с дошкольниками с задержкой психического развития». В нашем дошкольном учреждении существует три группы компенсирующего вида: две г...

Статья "Элементарное музицирование, как одна из современных педагогических технологий в контексте художественно-эстетического воспитания дошкольников"
Для детей дошкольного возраста игровой подход представляет собой единственно возможную форму участия в художественной деятельности. И как элемепнтарное музицирование способствует этому, можно узнать и...

«Использование квест-игры как одной из современных педагогических технологий в работе с дошкольниками»
Один из принципов ФГОС ДО: «Осуществление образовательной деятельности детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творче...

Консультация для воспитателей "Использование квест-игры как одной из современных педагогических технологий в работе по экологическому воспитанию дошкольников"
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному...

Консультация: «Использование квест-игры как одной из современных педагогических технологий в работе по экологическому воспитанию дошкольников».
Что же такое «квест»? Откуда он пришел к нам? Мастер-класс по проведению квест-игры «Помоги фокуснику Крексу»....
Использование квест-игры как одной из современных педагогических технологий в работе по экологическому воспитанию дошкольников
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному...