Консультация для педагогов «Использование дидактических игр в процессе приобщения детей к русской народной культуре»
консультация

Малай  Наталья Владимировна

Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально-коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут. Федеральные государственные требования ориентированы на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx16.9 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Использование дидактических игр в процессе приобщения детей к русской народной культуре»

«Как у маленького деревца, поднявшегося над землей, заботливый садов- ник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине»

В. А. Сухомлинский.

Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально-коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут. Федеральные государственные требования ориентированы на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности своего народа.

Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордость за свою страну. О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.

Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников, является игра. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни.

Особое значение для развития детей имеют дидактические игры. Н. К. Крупская писала: «Игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Играя, ребенок узнает цвет, форму, свойства материала, пространственные отношения, изучает растения, животных». В дидактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями других участников игры. В играх проявляются и развиваются необходимые: произвольное поведение, образное и логическое мышление, воображение, познавательная активность.

Например, чувства уважения и гордости прививают дидактические игры с национальным колоритом: «Укрась одежду национальным узором», «Сложи одежду», «Сортируй узоры», «Исправь ошибку» (национальные куклы одеты неправильно).

Цикл дидактических игр по родному городу «Узоры родного города», «Знаешь ли ты?» (знаменитости города, «Где находится памятник?», «Собери целое» помогают в развитии любви к родной земле, гордости принадлежностью к этому народу.

Так же в качестве примера, можно привести игру «Одень куклу в национальный костюм» Цель: закрепить знания детей о предметах русского национального костюма (летнего и зимнего, мужского и женского). Игровое задание: правильно одеть куклу. Правила игры: подбирать одежду для мужчин и женщин по сезону. Материал: на каждого ребенка комплект: картонные плоские куклы и одежда из плотной бумаги. Ход игры: детям предлагается одеть кукол в национальные костюмы (в летний и зимний). Воспитатель задает вопросы на закрепление обобщающих понятий «одежда», «обувь», «головные уборы».

Игра «Русский народный костюм», целью которой, является формирование представлений детей о народных костюмах различных губерний. Игровым заданием представлено: не имея на руках не единой карточки, первым закончить игру. Правилами игры выступают: количество играющих от 2-х до 10-ти человек. Все каточки располагаются на столе рубашками вверх. Перед началом игры перемешиваются, каждый играющий набирает по 4 карточки. Оставшиеся карточки находятся на столе в стороне – «базар». Началом игры служит карточка, имеющая по двум противоположным сторонам одинаковое изображение народного костюма той или иной губернии. В случае, когда таких карточек несколько, то право первого хода получает игрок, выбранный по считалке.

А в игре «Подбери головной убор к сарафану» дети учатся называть и различать между собой предметы женских народных костюмов различных губерний и областей. Эта дидактическая игра развивает внимательность, память; способствует развитию активной речи, воспитывает интерес к русскому народному костюму. Правила игры следующие: детям предлагаются отдельные изображения сарафанов и головных уборов, перемешанных в произвольном порядке. Затем дети подбирают пары и дают названия каждому предмету (сарафан, кокошник, кичка и т. д.).

Таким образом, приобщением детей к русской народной культуре с использованием дидактических игр, мы развиваем личность каждого ребенка, формируя духовно-нравственное здоровья детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа «Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в процессе приобщения к истокам русской народной культуры»

В данной работе отражены теоретические и практические вопросы соципально-нравственного воспитания детей в процессе приобщения к истоках русской народной культуры....

Семинар – практикум для педагогов "Использование малых фольклорных форм как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"

Введение            Устное народное творчество неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Вобрав в себя исторически...

Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в процессе приобщения к истокам русской народной культуры

Последнее десятилетие практически во всех странах мира отмечается интенсивный рост национального сознания. Наша страна не является в этом вопросе исключением. Это связано с проблемой восстановления эт...

Консультация для педагогов "Использование малых фольклорных форм как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре

Детский фольклор - это особая часть народной культуры,которая играет важную роль в жизни каждого народа...

Консультация для педагогов «Использование малых фольклорных форм как средства приобщения дошкольников к русской народной культуре»

Цель: расширение знаний педагогов ДОУ по использованиюэффективных педагогических средств при ознакомлении детей снародным творчеством....

Консультация для воспитателей «Воспитание духовно-нравственной личности через приобщение детей к русской народной культуре»

Мы родились и живем во время больших перемен, когда над человечеством нависла угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров: рушатся традиции, забываются обычаи, рвутся...