Использование дидактических игр на развитие технического и инженерного мышления у старших дошкольников.
презентация

Щебуняева Оксана Анатольевна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Здравствуйте уважаемые коллеги

1 слайд В связи с тем, что современный мир идёт большими шагами в направлении глобализации, компьютеризации, дошкольное образование ставит перед собой цель – сформировать инженерное мышление у ребенка. А именно, воспитать человека творческого, с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющим самостоятельно создавать новые технические формы.

2 слайд Что же такое инженерное мышление?

Инженерному мышлению даётся следующее определение: это вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники…". Зрелое инженерное мышление – это залог успеха на производстве. Но данный вид мышления не формируется сам по себе. Что же всё-таки способствует формированию инженерного мышления у человека? А способствует качество всего образовательного процесса: не только высшего, среднего и начального, но и дошкольного. Ведь, как мы знаем, дошкольное образование - первое звено образовательной цепи, на котором закладывается фундамент будущей личности. Мышление инженера содержит в себе не только данные, сведения, формулы, оно основывается на умении самостоятельно выстроить алгоритм действий, последовательность изготовления продукта. Формула инженерного мышления такова: знания, умения, опыт в профессиональной деятельности плюс способность к самостоятельной работе, находчивость, изобретательность, творческий подход, ответственность, умение анализировать, прогнозировать.

Инженерное мышление – активная форма творческого мышления.

Инженерное мышление дошкольников формируется на основе научно-технической деятельности, такой как легоконструирование, робототехника и других видов конструирования; рационально, выражается как продукт деятельности; систематично формируется в процессе научно-технического творчества; имеет тенденцию к распространению на все сферы человеческой жизни.

Детство – это период, когда закладывается фундамент будущей личности развиваются познавательные и интеллектуальные способности дошкольников; период ежедневных открытий, ощущения сказки.

Сегодня вопрос воспитания интеллектуальной, творческой личности по-прежнему остается актуальным.

Известно, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти.

Для детей, а особенно для дошкольников, самая лучшая форма проведения образовательной деятельности - это обучение с помощью игры.  Существует большое количество игр, способствующих развитию моторики рук, творческих и интеллектуальных способностей детей, но важно подобрать ту методику, которая помогла бы не только решить данную задачу, но и заинтересовать детей.

3 слайд Учитывая актуальность значения, которую имеет игровая деятельность в развитии дошкольника на наш взгляд, данная задача полностью осуществлена в технологии Вячеслава Вадимовича Воскобовича, так как, развивающие игры – это инновационная, современная, самобытная, творческая и очень хорошая методика. В основу игр заложены три основных принципа – интерес, познание, творчество.  Игры вариативны, универсальны, многофункциональны, имеют творческий потенциал.

Игры Вячеслава Вадимовича Воскобовича – это одно из средств, развивающее математические представления дошкольников. Его игры погружают детей в мир сказки, помогают развить творческий потенциал, психические процессы и сенсорное восприятие.

Замечено, что дети, обучающиеся по популярной методике В.В. Воскобовича, имеют высокую готовность к школе, владеют быстрой техникой чтения, выполняют математические задания быстрее сверстников. Такие дети имеют произвольное мышление и отличную память. 

4 слайд Анализ профессионального пути В.В. Воскобовича показал, что изобретатель не имел никакого отношения к педагогике в начале своей карьеры. Он был инженером-физиком, но при этом писал стихи и песни. В 90-е годы ХХ в. было тяжело приобрести игрушки детям, и Вячеслав Вадимович сам разработал развивающие игры и апробировал их на своих детях. 

Сейчас им создана целая методика, включающая 40 развивающих игр.  

5 слайд Игры В.В. Воскобовича способствуют развитию сенсорных и познавательных способностей, пространственного и логического мышления, воображения, произвольности и концентрации внимания. Через игру дети приобретают представления о количественном составе чисел, знакомятся с дробями и геометрическими фигурами; знакомятся со звуками и буквами, овладевают чтением и письмом.

Все игры способствуют развитию мелкой моторики рук, способностей к конструированию. Многофункциональные конструкторы направлены на логико-математического развитие детей, развитие сенсорных и познавательных способностей, обучение конструированию, развитие глазомера и мелкой моторики обеих рук, кроме того, они способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, творческого воображения).

Игровая технология соответствует требованиям ФГОС и охватывает каждую область развития ребёнка - социально-коммуникативную, познавательную, речевую, художественно-эстетическую, физическую.

          ФГОС направлен на создание гармоничных условий развития детей с учетом их интеллектуальных, творческих, познавательных, психических, физических и возрастных особенностей.

Задачи, поставленные ФГОС по областям развития, и задачи игровой технологии В. Воскобовича совпадают.

 Так же хочется отметить, что применение технологии в совместной с детьми деятельности, применение их в практике, позволяют решить конкретные образовательные задачи и обеспечить качество образовательного процесса.

Использование развивающих игр Воскобовича В.В. в педагогическом процессе дают возможность перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности. Игра стимулирует проявление творческих способностей ребенка, создает условия для его личного развития. Его развивающие игры многофункциональны. С помощью этих игр можно решать большое количество образовательных задач.

6 слайд Все существующие игры Вячеслава Вадимовича можно классифицировать на игры: 

  1. направленные на творческое конструирование; 
  2. развивающие логику и воображение; 
  3. обучающие чтению; 
  4. развивающие математические способности

7 слайд Развивающие игры автора достаточно многофункциональны: они могут начинаться с простых манипуляций элементами, а заканчиваться решением сложных многоуровневых задач;

Многие из игр Воскобовича содержат методические пособия с иллюстрированными сказками, в них нужно выполнить различные задания или ответить на вопросы. В игровой форме дети вместе с героями сказок осваивают не только новые знания, но и навыки общения. 

8 слайд Развивающие игры Воскобовича – это творческая методика.

 В основу игр заложены три основных принципы – интерес, познание, творчество.

Это не просто игры – это сказки, интриги, приключения, забавные персонажи, которые побуждают малыша к мышлению и творчеству.

 Целью его игр является развитие творческих, познавательных данных детей, интеллектуальных, умственных и математических способностей.

9 слайд Создавать условия мы начали с приобретения и изготовления с помощью родителей дидактических пособий: «Геоконт», «Коврограф», «Счетовозик», «Змейка», «Квадрат Воскобовича», «Игновизор», «Кораблик Брызг-брызг» и др..

10 слайд Игра «Геоконт» предназначена развивать творческое конструирование у детей. В народе её называют «дощечка с гвоздиками». Игра полезна для формирования и закрепления математических представлений, как у дошкольников, так и младших школьников. 

11 слайд Коврограф «Ларчик» - уникальное пособие Вячеслава Воскобовича. На коврографе легко расположить элементы Ларчика: зажимы, кружки, веревочки и кармашки и т.д. Ларчик Воскобовича является улучшенным подобием школьной доски. Пособие подходит как для индивидуальных занятий, так и для групповых.

12 слайд «Прозрачный квадрат» В состав игры входят: • 30 квадратных пластинок из прозрачной пленки ПВХ (62х62 мм)
Игра развивает:

- освоение названий и структуры геометрических фигур, их размера;

- умение составлять геометрические фигуры из частей, понимание соотношения целого и части;

- умение конструировать предметные силуэты путем наложения или приложения пластинок.

- внимание, память, воображение, умение анализировать, сравнивать, творческие способности, речь, мелкую моторику рук.

13 слайд «Квадрат Воскобовича»

Игры  развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать, творчество.

14 слайд «Кораблик Брызг-Брызг» – это игра, развивающая математические способности.

15 слайд С помощью игры «Логоформочки» дети знакомятся с геометрическими фигурами и узнают понятие симметрии.

16 слайд «Игровизор». Представляет из себя своеобразный альбом формата А4, состоящий из двух листов, скрепленные пружиной: нижний картонный и верхний из прозрачного пластика. Под пластиковый слой можно положить развивающие задания, которые ребенок выполняет маркером.
В игре ребенок укрепляет руку, совершенствует координацию, развивает мелкую моторику. Пособие является дополнительным помощником в обучении письму, черчению, даже счету.

17 слайд Потрясающий вклад в развитие дидактических игр Воскобовича вносят семейная пара из Новосибирска
Трифоновы Михаил Юрьевич и Ирина, представляют новые развивающие занятия с детьми по системе Воскобовича
Проводившие в марте 2024 года
Вебинар-мастер-класс «Речевое развитие дошкольников» в 2х частях.

18 слайд Большую роль отводим взаимодействию детей с родителями.

Проводим мастер-классы для родителей, на котором познакомим их с данной технологией.

  • Играем в группе
  • Играем дома
  • Играем вместе
  • Играем дистанционно

 Если ребенок находится дома по болезни, в отпуске, зимой выдались достаточно холодные дни. В связи с этим дети сидя дома  с удовольствием играют в интеллектуальные игры Воскобовича.

19 слайд Применение игровых ситуаций с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича в обучающем процессе имеет свое место и время: определенный период изучения тех или иных тем, когда дети уже приобрели необходимые знания и овладели нужными способами деятельности и могут перенести их в нестандартные ситуации, применять при решении свой практический опыт, знания, умения.

20 слайд Особая роль в организации игровой познавательной деятельности отводится взрослому. Мы знакомим детей с персонажами сказок и образной терминологией, подбираем игровые задания в зависимости от возможностей и интересов ребенка, играем и занимаемся вместе с ними.

21 слайд Игру преимущественно дополняет сказка. Она вводит ребенка в необычный мир возможностей и замыслов, учит оказывать содействие и сопереживать героям и событиям. Сказки-методики содержат дополнительную игровую мотивацию, помогают взрослому организовывать ненавязчивое обучение детей дошкольного возраста в развивающей игре.

22 слайд Заключение: Использование этих приемов организации деятельности детей позволяет объединить образовательное пространство семьи и детского сада, тем самым позволяя развивать инженерное мышление детям не только во время образовательной деятельности в дошкольном учреждении, но и в свободной деятельности, как в детском саду, так и дома.

Таким образом, целенаправленная и регулярная работа по играм В. В. Воскобовича с постепенным усложнением игр, позволяет поддержать интерес детей к игре, а также помогает добиться положительной динамики и повышения уровня сформированности познавательных, творческих и интеллектуальных способностей у всех детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактической игры экологического содержания для активизации познавательных процессов старших дошкольников

«Использование дидактической игры экологического содержания для активизации познавательных процессов старших дошкольников» Малыш ближе нас к природе хотя бы по тому, что мал ростом. Трава ему дей...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в р...

Использование дидактических игр в развитие монологической речи у детей старшего возраста

Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующи...

Мастер-класс "Использование дидактических игр для развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Мастер-класс "Использование дидактических игр для развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста"...

«Использование дидактических игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста»

Основным компонентом восприятия речи является фонематический слух. Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные фонемы языка или звуки в слове.Проблема...

Из опыта работы " Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных представлений у старших дошкольников"

Из опыта работы " Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных представлений у старших дошкольников"...

Презентация Использование дидактические игр «Липучка-почемучка» в образовательной деятельности со старшими дошкольниками

Презентация Использование дидактические игр  «Липучка-почемучка»  в образовательной деятельности со старшими дошкольниками...