«Использование дидактических игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста»
статья по логопедии (подготовительная группа)

Редькина Полина Евгеньевна

Основным компонентом восприятия речи является фонематический слух. Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные фонемы языка или звуки в слове.Проблема развития речи детей дошкольного возраста в современное время имеет актуальность и востребованность, так как у многих детей наблюдается отставание от возрастных норм речевого развития. Нарушения в развитии фонематического слуха и фонематического восприятия звуковой системы, приводят к трудностям овладения правильным звукопроизношением. В социальном и психологическом плане такие дети испытывают трудности в общении. Ребенок намеренно заменяет трудно произносимые слова на более лёгкие, сокращает слова.В работе рекомендуется систематически использовать разные методы и приемы для развития фонематического слуха у детей. Такие как, словесные игры, игры малой подвижности, фольклорные игры, и конечно дидактические игры. С помощью дидактических игр ребенок может приобретать и новые знания, общаясь со своими сверстниками в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, получая много новой для себя информации. И это очень важно для его развития. Ведь дети малоактивные, неуверенные в себе, менее подготовленные, как правило берут на себя роль болельщиков, при этом они учатся у своих товарищей, как надо играть, чтобы выполнить игровую задачу, стать победителем. Не все, дети, достаточно четко могут определить с какого звука начинается то, или иное слово, не различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Для развития фонематического слуха с детьми надо проводить различные игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений, подобрать слова с заданным звуком с помощью вопросов-подсказок или выставленных картинок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        «Использование дидактических игр для развития

     фонематического слуха у детей старшего                                  дошкольного возраста»

«У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять»

А. С. Макаренко

Основным компонентом восприятия речи является фонематический слух. Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные фонемы языка или звуки в слове.

Проблема развития речи детей дошкольного возраста в современное время имеет актуальность и востребованность, так как у многих детей наблюдается отставание от возрастных норм речевого развития. Вопросы развития фонематического слуха изучались многими исследователями в разных аспектах (К. Д. Ушинским, Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, А. М. Бородич и другими). Ориентировка в звуковой стороне слова готовит ребенка к усвоению грамоты, письменной речи. “От того, как ребенком будет открыта звуковая действительность языка, звуковая форма слова зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка грамматики и связанной с ней орфографии - подчеркивал Д. Б. Эльконин.

Нарушения в развитии фонематического слуха и фонематического восприятия звуковой системы, приводят к трудностям овладения правильным звукопроизношением. В социальном и психологическом плане такие дети испытывают трудности в общении. Ребенок намеренно заменяет трудно произносимые слова на более лёгкие, сокращает слова.

В работе рекомендуется систематически использовать разные методы и приемы для развития фонематического слуха у детей. Такие как, словесные игры, игры малой подвижности, фольклорные игры, и конечно дидактические игры. С помощью дидактических игр ребенок может приобретать и новые знания, общаясь со своими сверстниками в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, получая много новой для себя информации. И это очень важно для его развития. Ведь дети малоактивные, неуверенные в себе, менее подготовленные, как правило берут на себя роль болельщиков, при этом они учатся у своих товарищей, как надо играть, чтобы выполнить игровую задачу, стать победителем. Не все, дети, достаточно четко могут определить с какого звука начинается то, или иное слово, не различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Для развития фонематического слуха с детьми надо проводить различные игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений, подобрать слова с заданным звуком с помощью вопросов-подсказок или выставленных картинок.

Ознакомление со звуковой стороной слова и формирующееся в его результате умение “слышать” в слове отдельные звуки, ударения, вычленять слоги помогают осваивать правильное звукопроизношение, произвольно управлять артикуляционным аппаратом.

В игре ребенок ярче раскрывает свои способности, индивидуальность, активнее контактирует со взрослыми. Применение дидактических игр, как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет: во-первых, учить детей весело, радостно, без принуждения. Во-вторых, игра помогает наряду с формированием и развитием фонематического восприятия организовать деятельность ребенка, обогащает его новыми знаниями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. В-третьих, игру можно применять в различных вариантах, обновляя при этом речевой материал и включая в нее дидактический материал разного уровня. Интерес детей к дидактической игре достигается различными приемами. Игра интересна ребенку только тогда, когда он самостоятельно выполняет в ней какие-то действия. В играх на развитие фонематического слуха используются различные задания, которые активизируют деятельность детей: поднять фишки при обнаружении определенных звуков, хлопнуть в ладоши; закрыть глаза и на слух определить характер звука, сосчитать звуки; поймать мяч и бросить его обратно, выполнив задание игры; определить букву на ощупь и т. д. Оживляет интерес к игре и ввод новых вариантов, дополнительных заданий (например: найти картинки на заданный звук и раскрасить их, элементов соревнования (кто быстрее выполнит задание, решит задачу, кто больше назовет предметов и т. д.). Очень важно поддерживать в детях желание играть, и поэтому оценка игры должна быть положительной. Вот примеры некоторых дидактических игр, которые можно предложить детям в самостоятельной деятельности.

Найди одинаковые звуки”

Цель: научить выделять первый звук в слове, находить слова, начинающиеся с одинакового звука.

Задание: назови картинки, начинающиеся на один и тот же звук (например: тигр, забор, жираф, слон, телефон, бант).Вариант: раскрасить эти картинки.

Что лишнее?”

Цель: учить выделять первый звук слова, исключать из ряда названий предметов одно, отличающееся от всех начальным звуком. Задание: посмотри на картинки и найди в каждом ряду лишнюю (указание: обрати внимание на первые звуки)

(например: бабочка, бант, заяц, бочка, кот, ель, козел, колобок, зонт, замок, шар, заяц).

Варианты игры: обратить внимание на последний звук (соответствующий подбор картинок, например: забор, светофор, шофер, автобус); на количество слогов (например: кот, мак, рак, лиса); на гласный или согласный звук начинается слово(например: азбука, дерево, стол, медведь); на мягкий или твердый согласный начинается слово (например: зуб, свеча, лампа, лиса);

Внимательные руки”

Цель: развитие слухового внимания, фонематического слуха, быстроты мышления.

Ход игры: внимательно слушать словесный ряд: если слово начинается с гласного звука – поднять правую руку, если с согласного – левую (можно использовать фишки, флажки разного цвета).Варианты игры: определить местонахождение определенного звука в слове (где он находится- в начале, середине,конце слова, его наличие в слове; различение количества слогов в слове (один слог - один хлопок в ладоши, два слога – два хлопка, три слога – три хлопка); определение мягкости или твердости начального звука слова.

Путаница”

Цель: закрепить знания о слоговой структуре слова, развивать слуховую память, мышление, фонематический слух.

Задание: поменять заданные слоги местами и отгадать слово (например: ма-зи – зима, ка-ру – рука, но-ки – кино, ги-ша – шаги и т. д.)

Подбери слог и закончи слово”

Цель: закрепить знания о слоговой структуре слова, словообразовании, развитие фонематического слуха. Задание: подбери слог к заданному слогу так, чтобы получилось слово (например: ва-за,ня,ся,та; ро-за,).Указания: игру можно проводить с мячом. Водящий бросает мяч и говорит слог, ребенок заканчивает слово и бросает мяч обратно.

Мячик-смягчитель”

Цель: закрепить знания о мягких и твердых согласных звуках, учить смягчать определенный звук слова для получения нового слова, развивать мышленье, быстроту реакции.

Ход игры: водящий бросает мяч и произносит слово с твердым окончанием. Ребенок, поймавший мяч, произносит аналогичное слово с мягким окончанием и бросает мяч обратно (например: угол-уголь, брат-брать, ел-ель, мел-мель, хор-хорь, стал-сталь, пыл-пыль, жар-жарь и т. д.)

Необычные цветы”

Цель: развивать фонематический слух, упражнять в дифференциации звуков.

Ход игры: к кружку, обозначающему середину цветка, подбираются картинки-лепестки, в названии которых есть заданный звук (например:Р – забор, корова, крот, рак, ромашка, арбуз – шесть лепестков).

Составь слово по картинкам”

Цель: учить выделять начальный звук слова, составлять слова по опорным звукам, воспитывать слуховое внимание, мышление.

Ход игры: из названий ряда картинок ребенок выделяет первые звуки, из которых затем составляет новое слово (коза, облако, топор – кот; лимон, индюк, светофор, арбуз – лиса и т. д.)

Вариант: составить слово на слух, без картинок.

Цепочка слов”

Цель: развивать фонематический слух, мышление, умение выделять начальный и конечный звуки слова, придумывать слова на заданный звук.

Ход игры: ребенок называет слово, следующий играющий определяет конечный звук этого слова и придумывает новое, которое начинается на этот звук {например: кошка-автобус-светофор-ромашка-азбука…} Вариант: можно использовать подбор картинок.

Кубики”

Цель: развитие фонематического слуха, мышления, навыков звукослияния.

Ход игры: играющие по очереди бросают кубики {два кубика: один-с буквами, обозначающими оппозиционные согласные звуки; второй- с гласными буквами}, составляют из выпавших на кубиках букв слоги, из них-слова.

Найди слова в слове”

Цель: закреплять понимание словообразующей роли каждого слова, развивать фонематический слух, мышление.

Ход игры: перед играющими, демонстрируется слово, дается установка: “Из букв этого слова составьте и запишите новые слова”. Выигрывает тот, кто составит больше слов.

Таким образом, дидактическая игра является ценным средством формированияфонематического слуха. С помощью дидактической игры дети охотно преодолевают значительные трудности, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических игр для развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Основная цель  методической работы заключается в том, чтобы повысить речевой уровень детей с помощью дидактической игры.Использование дидактических игр способствует решению следующих задач:...

Использование дидактических игр в работе по ФЭМП детей старшего дошкольного возраста.

Игра – это практическая единственная область, где ребёнок может проявить инициативу и творческую активность. И в то же время именно в игре ребёнок учиться контролировать и оценивать себя, понима...

Консультация для воспитателей: «Использование дидактических игр для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».

Консультация может быть полезна воспитателям общеразвивающих и специализированных  групп по речевому развитию....

ОПЫТ РАБОТЫ «Использование дидактических игр для развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

Игра – важная составляющая жизни любого ребенка. С ее помощью дети усваивают социальные отношения, познают окружающий мир, перенимают жизненный опыт.В процессе речевых игр дети учатся поним...

Использование дидактических игр для развития речи у детей старшего дошкольного возраста

В данном материале представлены обоснования использования дидактических игр в развитии речи старших дошкольников, подбор дидактических игр....

Методическая разработка «Использование дидактических игр для развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

Игра на занятиях и в режимных моментах необходима для снижения психических и физических нагрузок.  Во избежание  повышенной утомляемости детей, воспитатели проводят занятия в игровой форме, ...

Консультация для педагогов "Использование дидактических игр при развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста"

   Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе.Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, бедное, б...