Проект
проект (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Проект
«Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в процессе дидактических игр»
«Юный финансист»
Исполнитель проекта:
Балахнина Татьяна Николаевна,
воспитатель
Бийск, 2025 г.
Содержание:
Принципы и подходы к организации формирования финансовой грамотности 4
Диагностический материал проекта 8
Тематическое содержание проекта 10
Результаты реализации проекта 15
Актуальность
Актуальность проекта определяется необходимостью совершенствования работы по адаптации детей к сложившимся в обществе экономическим отношениям, развитию их финансово-экономической грамотности.
Дети сталкиваются с экономическими реалиями и связанными с ними понятиями с ранних лет. Это значит, что дети не только рано включаются в экономическую жизнь семьи, но и быстро становятся важным участником экономических отношений в обществе.
Введение в образовательный процесс финансово-экономического воспитания позволяет осуществлять тесную связь гражданского, нравственного, трудового и экономического воспитания, что способствует становлению ценностных жизненных ориентиров в дошкольном возрасте.
Название проекта:
«Юный финансист».
Тип проекта:
информационно-практико-ориентированный.
Вид проекта
Долгосрочный с сентября 2024 по май 2025
По составу участников:
Групповой
Цель и задачи проекта
Цель:
Создания условий для формирование финансовой грамотности старших дошкольников посредством дидактических игр.
Задачи:
• Создавать условия для формирования основ финансово-экономической грамотности в процессе активного познания ребенком окружающего мира, самого себя, общества, культуры посредством игровой деятельности.
• Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
• Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций экономических отношений посредством игровых действий.
Методы и формы работы
Форма работы с детьми:
Групповая
Методы работы
• Игровые
• Наглядные
• Словесные
• Практические
Основные виды деятельности:
Одной из наиболее эффективных форм работы с детьми в сфере финансового воспитания являются дидактические (экономические) игры.
Поиск оптимальных путей решения проблемы формирования финансовой – экономической грамотности старших дошкольников привел к использованию игровых технологий. Среди разных видов игр особую значимость приобретают экономические игры. Они способствуют закреплению и расширению знаний об экономических сферах деятельности взрослых, выработке элементарных практических навыков в сфере экономических отношений. Кроме задач общей целевой направленности, эти игры развивают психические процессы, интеллект ребенка, совершенствуют личностные качества, создают предпосылки для психологической подготовленности ребенка к экономической сфере деятельности.
Работа по финансовой грамотности будет проходить успешнее при подключении к ней родителей. Воспитатель должен донести до их понимания важность проблемы. Родители должны объяснять детям особенности своей профессиональной деятельности, объяснить, что за их труд они получают заработную плату.
Какие задачи преследуют дидактические (экономические) игры?
∙ Во-первых, это создание у ребенка понимания, что для того, чтобы получить желаемое, необходимо приложить определенные усилия.
∙ Во-вторых, формирование логической связи «мысль-действие-результат» для того, чтобы ребята четко понимали, что для достижения поставленной ими цели необходимо продумать тактику своего поведения и только потом ее реализовывать.
∙ В-третьих, формирование осознания, что собой представляют деньги, как их получают и как с их помощи можно достичь поставленной цели.
∙ И, наконец, в-четвертых, формирование связей между экономическими и нравственными понятиями.
Ожидаемые результаты
В соответствии с требованиями к результатам ФГОС ДО выделяем следующие планируемые результаты:
• успешная социализация у детей в различных жизненных условиях;
• приближенность знаний к реальной действительности, начало экономического мышления; интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни;
• знания о новых профессиях и их специфике, финансовой составляющей, умение рассказывать о них;
• обогащенный словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий;
• воспитание у детей социально ответственного поведения, сострадания, милосердия, отзывчивости, взаимопомощи, гражданской позиции, что выражается в уменьшении конфликтных ситуаций;
• общительность, чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое дело до конца;
• здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий «труд — деньги», понимание факта купли-продажи;
• умения применять полученные знания в повседневной жизни.
Диагностический материал проекта
Показатели формирования детьми основ финансовой грамотности
(на основе педагогической диагностики Е.А. Курак, А.Д. Шатовой, Е.Г. Юдиной, Г.Б. Степановой, Е.Н. Денисовой)
Фамилия, имя, ребенка ____________________________ Возраст:_______________
Примечание. Используем 3-балльную систему оценки (3 - обычно, 2 - иногда, 1 - очень редко). Положения, приведенные в таблице, носят ориентировочный характер. Исходя из данных показателей, воспитатели могут сами дополнить схему и трансформировать ее в более удобную для них форму.
ДО содержит требования к педагогической диагностике (мониторингу), которая может проводиться педагогическим работником в рамках оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста. Материалом для проведения мониторинга служат наблюдения, беседы, дидактические и сюжетно-ролевые игры.
Тематическое содержание проекта
Тематический план:
Месяц | Тема | Цель | Содержание работы |
Сентябрь 09.09.2024 23.09.2024 | Мониторинг Просмотр мультфильмов «Золотая антилопа», С. Михалков «Как старик корову продавал» | Выявление уровня знаний детей по финансовому направлению. Подвести детей к пониманию того, что человеческие ценности намного важнее золотых монет. | Проведение мониторинга в подготовительной группе №14. Просмотр мультфильма |
Модуль I | «Основы торговли: товары, цены и спрос» | ||
Октябрь 07.10.2024 21.10.2024 | 1. «Что такое торговля»? | Сформировать представления о торговой деятельности и работе магазина. | Содержание раздела формирует у детей уважительное отношение к труду и профессиям в сфере торговле, понимание основ торговой деятельности, содержания работы продавца и роли покупателя. Дети узнают о том, что такое торговля, какие бывают магазины и кто в них работает, как происходит процесс купли-продажи в магазине. Дидактическая игра «Магазин» Цель: Расширение представления детей о том, что такое магазин, для чего нужны деньги, ознакомление с принципами торговой деятельности. Игра «Магазин игрушек» Цель: дать возможность детям практически осуществить процесс купли-продажи; развивать умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость). |
Ноябрь 11.11.2024 25.11.2024 | 2. Какие бывают товары и услуги. | Ознакомить детей с понятиями продукта, товара и услуги, разнообразием товаров и услуг, освоить типы магазинов и категории представленных в них товаров. | Дети узнают основные категории товаров и услуг, а также различные типы магазинов, в которых продаются рассмотренные категории товаров. Дидактическая игра «Услуги и товары» Цель: закрепить сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Воспитывать уважение к любой работе. Игровая ситуация «Ярмарка» Цель: учить детей рассказать о своём товаре и привлечь покупателя –первичное представление о рекламе товара). |
Декабрь 09.12.2024 23.12.2024 | 3. Цена товаров и спрос. | Ознакомить детей с понятиями цены товара и спроса, как одного из основных факторов формирования цены. Сформировать представление о зависимости спроса на товар от его качества и сезонного фактора. | Дети знакомятся с основными понятиями торговой деятельности: цены и спроса. Рассматривается связь цены и спроса, обсуждаются основные факторы, определяющие спрос на товар, такие как качество товара и сезонность. Игра «Что дешевле» Цель: сформировать умение ориентироваться в цене товаров, устанавливать ассортимент предметов (товаров) по цене; развить самостоятельность в выборе решения. Игра «Семейный бюджет» Цель: закрепить понятия у детей как: зарплата, пенсия, основные и неосновные расходы, семейный бюджет. |
Модуль II | «Деньги и работа» | ||
Январь 13.01.2025 | 1. Где живут деньги | Расширять представления детей о хранении денег. Упражнять детей в умении изготавливать кошелек, копилку самостоятельно (из бумаги, глины, теста, ткани). Совершенствовать умения детей использовать купюры разного достоинства. | Дети узнают о современных способах хранения денег, знакомятся с видами денег: наличным и безналичным (электронные деньги, карты). 1. «Свой домашний банк, или Копилка для денег» Дети узнают, что свои сбережения можно хранить в копилке; копилки бывают разными. 2. «Зачем нужны банки» Дети узнают, что банк — это учреждение, где хранятся деньги, в банке имеются сейфы и банкоматы. Знакомятся с профессиями людей, работающих в банке: банкиры, кассиры. Беседа «Как приходят деньги в семью? Словесная игра «На что бы я потратил деньги?». Дидактическая игра «Банкомат» Цель: развивать представления о деньгах и купюрах разного достоинства, активизировать словарь словами банк, банкомат, банкир, купюра, продолжать закреплять знание цифр. |
Февраль 03.02.2025 17.02.2025 | 2. Как зарабатывают деньги | Познакомить детей с различными возможностями зарабатывания денег, с разными видами работ и профессиями. Сформировать представление о честном труде и нечестных способах обогащения. | Дети узнают о том, как важно зарабатывать деньги для обеспечения своих потребностей, какими способами люди зарабатывают деньги, какие бывают профессии. Рассматриваются представления о честном труде и нечестных, преступных способах обогащения, мошенничестве. Беседа «Профессии моих родителей». Рассуждения детей на тему «Кем я хочу стать и почему?». Дидактическая игра «Кто как работает?» Цель: расширить представление о том, что в сказке герои по-разному приобретают богатство: одни трудятся, а другие стремятся порой неблаговидными делами получить большие деньги. Воспитывать уважение и привязанность к добрым и трудолюбивым героям сказок. |
Модуль III «Планирование бюджета» | |||
Март 10.03.2025 24.03.2025 | 1.Потребности и ресурсы | Познакомить детей с основными понятиями планирования бюджета: бюджет, потребности, ресурсы. Сформировать представление об ограниченности ресурсов и необходимости их экономного использования. | Дети знакомятся с понятиями бюджет, потребности, ресурсы. Рассматривается ограниченность финансовых ресурсов семьи и необходимость их рационального, экономного использования. Дидактическая игра «Что важнее?» Цель: дать представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях. Дидактическая игра «Надо» и «хочу». Цель: формирование умения у детей разделять реальные потребности и свои желания. |
Апрель 14.04.2025 28.04.2025 | 2. Планирование бюджета | Закрепить знания детей о планировании бюджета, сформировать умения делать покупки по заранее составленному списку и самостоятельно составлять список покупок в соответствии с различными целями. | Дети узнают, что такое список покупок, как делать покупки по списку и как составлять список покупок в соответствии с различными целями. Рассуждения «Составляем список покупок». Цель: формировать умение у детей составлять «список покупок». Дидактическая игра «Покупки по списку». Цель: сформировать у детей понятие «список покупок», научиться делать покупки по заранее составленному списку. |
Май | Мониторинг | Выявление уровня знаний детей по финансово-экономическому направлению. | Проведение мониторинга. |
Результаты реализации проекта
Для оценки результативности проекта на подготовительном и заключительном этапах проекта был проведен мониторинг с помощью диагностического материала, представленного выше. Результаты балльной оценки в совместной образовательной и самостоятельной деятельности по 12 показателям были просуммированы, полученная суммарная оценка использовалась в качестве индикатора сформированности финансовой грамотности. На основе полученных индивидуальных для каждого ребенка балльных оценок были вычислены средние значения в контрольной и экспериментальной группах на разных этапах реализации проекта. На рисунке ниже представлены средние значения показателя финансово-экономической грамотности в контрольной и экспериментальной группах на разных этапах реализации проекта.
Рис. Средние значения показателя финансовой грамотности в контрольной и экспериментальной группах на разных этапах реализации проекта.
Из представленных на рисунке данных следует, что проведенная работа по формированию основ финансовой грамотности показала высокую эффективность.
Литература
1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант). — М.: Мозаика-Синтез, 2014. — 368 с.
2. Любимова Л.В. Открытия Феечки Копеечки. Образовательная программа развития финансовой грамотности дошк. ФГОС ДО. М.: Национальное образование, 2020. — 144 с.
3. Смирнова Т. В. Белка и компания. Экономика для детей в сказках, играх и задачах / иллюстрации и игровые задания Т. Н. Пресняковой. — 4-е изд. Самара: Учебная литература : Издательский дом «Федоров», 2013. — 144 с.
4. Шатова А. Д. Тропинка в экономику: программа, методические рекомендации, конспекты занятий с детьми 5-7 лет / А. Д. Шатова. — М.: Вентана-Граф, 2015. — 174 с.
Приложение
Фото детей в работе по проекту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.
Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация
педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...