Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Лес – наш друг и помощник».
план-конспект занятия (старшая группа)

Киселева Елена Михайловна

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе

Тема:  «Лес – наш друг и помощник».

Цель:  Формирование экологических знаний.

Задачи:

  1. Уточнить представления детей о значении леса в жизни людей.
  2. Познакомить с некоторыми свойствами древесины.
  3. Способствовать развитию эстетического восприятия окружающего мира.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: Слайды с изображением лесного ландшафта; использованием  дерева в быту, с изображением сплава;  деревянные и металлические изделия; сосуды с водой; фото с изображением города и деревни.

                                                Ход НОД:

1 часть.

Обращаю внимание на фотографии с изображением города и деревни.

- Чем город отличается от деревни? (разные дома, дороги, растительность)

- Почему горожане стараются уехать за город на выходные?

- Вы, наверное, не раз слышали от взрослых: «Здесь совсем другой воздух?»

- О каком «другом» воздухе говорят люди? Давайте разберемся.

2 часть: слайд с изображением деревьев, леса.

- Как вы думаете, дерево – живое?

- Почему вы так думаете? ( растет, питается, спит и дышит).

- Люди и животные тоже дышат, то есть вдыхают и выдыхают воздух.

Покажите (проводится дыхательная гимнастика)

- Вы замечали, что если долго находишься в комнате с закрытым окном, становится трудно дышать. Что мы тогда делаем?

- Дело в том, что выдыхаем мы «плохой воздух». Людей и животных на земле очень много, выходит и «плохого» воздуха становится все больше и больше. Но этого почему-то не происходит.

-Куда же девается  «плохой» воздух? (его вдыхают все растения).

- Верно. А выдыхают они «живой» воздух, которым и дышат люди и животные. А называется такой воздух – кислород.

- Как вы думаете, где больше кислорода: в городе или в деревне? Почему?

- Почему в лесу так легко дышится?

- Вот и выходит, что деревья и кустарники, цветы и травы нам просто необходимы. Как можно их назвать? (друзья и помощники)

  Физкультурная минутка: «Ветер дует нам в лицо – закачалось деревцо,

                                                  Ветер тише, тише, тише - деревцо все выше, выше» 

3 часть. Опыты на выделение некоторых свойств.

Предлагаю пройти по группе и найти предметы, сделанные из дерева. Рассматриваем и обсуждаем, какие предметы из дерева делать нельзя. Выясняем, что это предметы, которые непосредственно  соприкасаются с огнем.

- Из какого материала нужно делать предметы, соприкасающиеся с огнем? (металл). Показываю кастрюлю и сковороду с деревянными ручками.

- Почему ручки деревянные?

 Опыт 1. Опустить в горячую (но не кипяток) воду предметы: карандаш и шуруп, придерживая за кончик и держать некоторое время.

- Что вы заметили?

Дети делают вывод: металл быстро нагревается, а дерево нет.

- Ребята, вспомните сказку про Буратино. Полицейские собаки бросили бедного Буратино в пруд, чтобы утопить. Утонул ли мальчик? Почему?

Опыт 2. Положить в воду, найденный ранее в группе деревянный предмет.

Дети делают вывод: дерево не тонет в воде.

- Где люди используют это свойство дерева? (лодки, плоты – показ слайдов)

- А еще сплавляют лес. Людям надо очень много древесины: из нее строят дома и лодки, делают мебель и  бумагу.

- Где же берут эту древесину?

- Но чтобы сделать, например, бумагу, дерево надо отправить на фабрику, которая находится далеко от леса. Как же переправить огромные стволы деревьев на большие расстояния? Для этого используют реку. Стволы бросают в воду, и река сама несет их, а в нужном месте стволы вылавливают.

(показ слайдов сплава древесины)

4 часть.

- Дети, лес – наше богатство. Без леса всем плохо. И мы все должны знать, что он наш друг и помощник. И относиться к нему надо, также как к другу бережно и внимательно.

Будь здоров, зеленый лес!                            Чтоб не застили небес

Стой в торжественном наряде!                    Тучи копоти и пыли,

Стол и книги, и тетради                                  Чтоб прозрачны реки были,

Ты нам дал, зеленый лес.                              Будь здоров, зеленый лес!

                                         Чтоб навеки не исчез

                                        Зверь лесной и птица тоже,

                                        Процветай наш друг хороший,             

                                        Будь здоров, зеленый лес!

5 часть:  Рефлексия

 - Что запомнилось?  Считаешь ли ты лес своим другом?

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель:  Формирование экологических знаний.

Задачи:

  1. Уточнить представления детей о значении леса в жизни людей.
  2. Познакомить с некоторыми свойствами древесины.
  3. Способствовать развитию эстетического восприятия окружающего мира.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: Слайды с изображением лесного ландшафта; использованием  дерева в быту, с изображением сплава;  деревянные и металлические изделия; сосуды с водой; фото с изображением города и деревни.

                                                Ход НОД:

1 часть.

Обращаю внимание на фотографии с изображением города и деревни.

- Чем город отличается от деревни? (разные дома, дороги, растительность)

- Почему горожане стараются уехать за город на выходные?

- Вы, наверное, не раз слышали от взрослых: «Здесь совсем другой воздух?»

- О каком «другом» воздухе говорят люди? Давайте разберемся.

2 часть: слайд с изображением деревьев, леса.

- Как вы думаете, дерево – живое?

- Почему вы так думаете? ( растет, питается, спит и дышит).

- Люди и животные тоже дышат, то есть вдыхают и выдыхают воздух.

Покажите (проводится дыхательная гимнастика)

- Вы замечали, что если долго находишься в комнате с закрытым окном, становится трудно дышать. Что мы тогда делаем?

- Дело в том, что выдыхаем мы «плохой воздух». Людей и животных на земле очень много, выходит и «плохого» воздуха становится все больше и больше. Но этого почему-то не происходит.

-Куда же девается  «плохой» воздух? (его вдыхают все растения).

- Верно. А выдыхают они «живой» воздух, которым и дышат люди и животные. А называется такой воздух – кислород.

- Как вы думаете, где больше кислорода: в городе или в деревне? Почему?

- Почему в лесу так легко дышится?

- Вот и выходит, что деревья и кустарники, цветы и травы нам просто необходимы. Как можно их назвать? (друзья и помощники)

  Физкультурная минутка: «Ветер дует нам в лицо – закачалось деревцо,

                                                  Ветер тише, тише, тише - деревцо все выше, выше»  

3 часть. Опыты на выделение некоторых свойств.

Предлагаю пройти по группе и найти предметы, сделанные из дерева. Рассматриваем и обсуждаем, какие предметы из дерева делать нельзя. Выясняем, что это предметы, которые непосредственно  соприкасаются с огнем.

- Из какого материала нужно делать предметы, соприкасающиеся с огнем? (металл). Показываю кастрюлю и сковороду с деревянными ручками.

- Почему ручки деревянные?

 Опыт 1. Опустить в горячую (но не кипяток) воду предметы: карандаш и шуруп, придерживая за кончик и держать некоторое время.

- Что вы заметили?

Дети делают вывод: металл быстро нагревается, а дерево нет.

- Ребята, вспомните сказку про Буратино. Полицейские собаки бросили бедного Буратино в пруд, чтобы утопить. Утонул ли мальчик? Почему?

Опыт 2. Положить в воду, найденный ранее в группе деревянный предмет.

Дети делают вывод: дерево не тонет в воде.

- Где люди используют это свойство дерева? (лодки, плоты – показ слайдов)

- А еще сплавляют лес. Людям надо очень много древесины: из нее строят дома и лодки, делают мебель и  бумагу.

- Где же берут эту древесину?

- Но чтобы сделать, например, бумагу, дерево надо отправить на фабрику, которая находится далеко от леса. Как же переправить огромные стволы деревьев на большие расстояния? Для этого используют реку. Стволы бросают в воду, и река сама несет их, а в нужном месте стволы вылавливают.

(показ слайдов сплава древесины)

4 часть.

- Дети, лес – наше богатство. Без леса всем плохо. И мы все должны знать, что он наш друг и помощник. И относиться к нему надо, также как к другу бережно и внимательно.

Будь здоров, зеленый лес!                            Чтоб не застили небес

Стой в торжественном наряде!                    Тучи копоти и пыли,

Стол и книги, и тетради                                  Чтоб прозрачны реки были,

Ты нам дал, зеленый лес.                              Будь здоров, зеленый лес!

                                         Чтоб навеки не исчез

                                        Зверь лесной и птица тоже,

                                        Процветай наш друг хороший,              

                                        Будь здоров, зеленый лес!

5 часть:  Рефлексия

 - Что запомнилось?  Считаешь ли ты лес своим другом?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема "Знакомство с традиционной кубанской вышивкой"

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе Тема «Знакомство с традиционной кубанской вышивкой»   Цель: Познакомить детей с различными видами кубанской вышивки: в...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: ««Наш родной сибирский лес».

Тема: «Наш родной сибирский лес».                                               ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: Правила на всю жизнь

Цель: закрепить знания об основных правилах, по которым живут люди; дать понятие, что главное - правила не знать, а выполнять; учить быть честными и мужественными, уметь признаваться в своих некрасивы...

Конспект НОД по познавательному развитию Для старшей группы Тема «По следам за снежинкой пойдём…»

Цель: Формировать у дошкольников представления об Олимпийских играх современности как части общечеловеческой культуры Задачи:§  создать у детей представления об Олимпийских играх как мирного...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Солнце, Земля и другие планеты»

Конспект  занятия  по познавательному развитию в  старшей группе«Солнце, Земля и другие планеты»...