Проектная работа по развитию речи в 1 младшей группе на тему " По дороге в сказку".
проект (младшая группа)
Цель:развитие речевой активности у детей младшего дошкольного возраста через сказку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.03 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Калтасинский детский сад №1 «Солнышко» МР РБ
Проектная работа по развитию речи в 1 младшей группе на тему: «По дороге в сказку»
Воспитатель: Газиева Л.А.
В основе проведенного в 1 младшей группе по развитию речи краткосрочного проекта "По дороге в сказку", тематикой которого была выбрана литературная сказка, лежит способ познания ребенком окружающего мира через сказку. Сказки учат детей передавать свое настроение с помощью эмоций, жестов, мимикой лица, учат детей работать в команде, договариваться.
Подробнее о работе
В рамках исследовательской работы и проекта в 1 младшей группе по развитию речи "По дороге в сказку" воспитанники были ознакомлены с тем, что такое сказка, в ролях прочитали самые популярные детские сказки, сделали характеристику главных персонажей прочитанных сказок.
Готовый проект в ДОУ направлен на совершенствование речи ребенка, активизацию его словарного запаса и воспитание интереса к живому слову.
Введение
Тип проекта:
- по виду - краткосрочный ;
- по доминирующей в проекте деятельности – творческий, групповой;
- по содержанию – познавательный;
- по возрасту участников – 2-3 года.
Проблема: В современном мире все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, вследствие чего неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью.
Актуальность.
Ребёнка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды....
Но слова - речевые звуки с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение с взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребёнок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.
С древнейших времён краткость и простота в изложении мысли почитались высшей добродетелью. Едва ли найдётся человек, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. Умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко – забота и желание каждого из нас. Владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово – половина счастья».
Красноречие было в чести во все времена. В разных странах во время высочайших взлётов культуры народов появлялась наука о мастерстве речи, общения, убеждения словом. Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Цель не в том, чтобы ребенок знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях.
Приоритетные средства для этого – культура речи и культура общения. Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения дошкольников считаю развитие речевой активности детей через сказки.
Обучение родному языку в детском саду осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятии по ознакомлении с художественной литературой, по обучению грамоте, а так же в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. Однако главными являются специальные занятия по развитию речи. На каждом этапе обучения сохраняется программное ядро.
В развитии связной речи – это связывание предложений в высказывание, в словарной работе – это работа над смысловой стороной слова. Только при правильном воспитании и обучении у ребенка формируется высокая культура речи, тенденция к её саморазвитию, повышаются точность в речи, её выразительность. Дети начинают уместно употреблять средства художественной выразительности в собственном речевом творчестве (при сочинении сказок, загадок, стихов).
В формировании связной речи выступает тесная связь речевого и интеллектуального развития детей. Дети должны связно говорить, ясно представлять объект рассказа (объект, событие) уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения между предметами и явлениями, строить простые предложения.
- владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении собственных мыслей;
- умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками (слушать спрашивать, отвечать, возражать, объяснять);
- знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуации;
- умение читать и писать (умение пользоваться грамотой и письмом).
Поэтому в младшей группе основное внимание уделяется речевому развитию : наполнение и обогащение словаря на основе расширения знаний и представлений окружающей ребенком жизни.
В младшей группе необходимо научить различать предметы по существенным признакам, правильно называть их отвечая на вопросы «Что это?», «Кто это?» видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества (какой?), а также действия, связанные с игрушками - животными, с их состоянием с возможными действиями человека (что делает? и что с ним можно делать?)
Дети младшей группы должны постоянно слышать правильную речь взрослых, различать на слух громкость и скорость, темп речи, находить ошибки в речи окружающих.
При чтении потешек, стихов, сказок необходимо обращать внимание детей на выразительную сторону речи, дать образец интонации.
В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу тот факт, что поступающие дети в детский сад имеют ограниченный словарный запас, неадекватные эмоции. Поэтому возросла необходимость заниматься проблемами речи и общим развитием ребенка. Одной из современных технологий, направленных на развитие речи является сказка.
Сказки – самые любимые произведения детей. На протяжении многих веков сказки меняются, но всегда неизменными остаются народные мечты, представления о добре, правде, социальной справедливости. Опыт показывает, что дети лучше, чем взрослые, чувствуют притягательную силу сказки. Однако познать мудрость самостоятельно им не удается. А.Михайлова пишет: « На помощь ребенку должны прийти взрослые, чтобы успеть сохранить в наших детях чуткость к чуду превращения, к чуду окрыляющей радости, чуду духовного озарения, которое дарит нам сказка».
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
Сказки – первые произведения искусства, которые не просто убаюкивают или развлекают малыша, но способны еще преподать ему множество уроков: воспитывать в ребенке все самое доброе и вечное.
Когда место действия оказывается перед глазами, а персонажи в руках, сказка оживает без всякого волшебства. Предложить ребенку разыграть сюжет, проговорить слова каждого действующего лица с разной интонацией. И если маленький сказочник захочет изменить характер своих героев или повернуть сюжетную линию совсем в другое русло, не стоит пресекать его творческие порывы. Развитие ребенка, обучение его с помощью сказки – это раскрепощение, это развитие речи.
Согласитесь, что когда ребенок сидит, сложа руки по струнке, это не очень хорошо. А когда мы заставляем просто слушать, то здесь нет активности. Он послушал, но не значит услышал. А когда он в сказку играет, тогда можно быть уверенным, что из этой сказки он что – то вынесет для себя.
Сказки дают возможность детям познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним. Учат детей передавать свое настроение с помощью эмоций, жестов, мимикой лица. Учат детей работать в команде, договариваться.
Необходимо выстраивать работу со сказками и с семьей, на основе диалога взаимного доверия и понимания. Это все способствует развитию личности ребенка и является важнейшим условием успешной работы по развитию речи детей.
Цель проекта: Развитие речевой активности у детей младшего дошкольного возраста через сказку.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
- Развивать речевую активность у детей.
- Способствовать общему совершенствованию речи ребенка, активизировать словарь, воспитывать интерес к живому слову.
- Развивать у детей память, коммуникативные навыки, воображение и выразительность речи.
- Учить детей эмоционально воспринимать содержание литературного произведения.
Предполагаемый результат:
создание условий для обогащения знаний русских народных сказок.
воспитание у детей любовь к родному краю, красоте природы;
умение запоминать стихи и сказки.
Поэтапная реализация проекта:
Подготовительный этап
Подбор методического материала.
Подбор игрового материала.
Планирование работы.
Основной этап
Реализация проекта.
Продукты проекта:
Выставки детских работ;
Библиотека книг со сказками;
План проекта
Октябрь:
-Чтение сказки «Репка» с рассматриванием иллюстраций.
-Беседа: «Книги – лучшие друзья»
- Дидактическая игра «Кто за кем .»
Ноябрь:
-Чтение сказки «Теремок» с рассматриванием иллюстраций
-Раскрашивание раскрасок по сказке.
- Информация для родителей в папке- передвижке: «Читаем детям сказки»
- Просмотр мультфильма по сказке
Декабрь
- Чтение сказки «Курочка ряба» с рассматриванием иллюстраций.
- Подвижная игра «Вышла курочка гулять»
- Лепка на тему: «яичко Курочки Рябы»
- Дидактическая игра: «Сложи картинку»
Январь:
- Чтение сказки «Колобок» с рассматриванием иллюстраций.
- Рисование «Дорожка для колобка»
- Подвижная игра: «По ровненькой дорожке»
Февраль:
-Чтение сказки «Волк и семеро козлят» с рассматриванием иллюстраций.
- Дидактическая игра: «Из какой сказки герой».
- Конструирование: «Домик для козлят»
- Консультация для родителей: «Какую сказку читать на ночь детям».
Март:
-Театрализация сказки: « Репка» для детей
-Оформление стенгазеты «Мы – артисты»
Апрель:
- открытое занятие на тему: «Мы покажем вам сказку»
-дидактическая игра: «Из какой я сказки»
Май:
- Диагностика детей группы
№ | Мероприятия | Сроки |
1 | -Чтение сказки «Репка» с рассматриванием иллюстраций | |
2 | - Чтение сказки «Теремок» с рассматриванием иллюстраций. | |
3 | -Чтение сказки «Курочка ряба» с рассматриванием иллюстраций | |
4 | -Чтение сказки «Колобок» с рассматриванием иллюстраций | |
5 | - Чтение сказки «Волк и семеро козлят» с рассматриванием презентации. | |
6 | Подведение итогов проекта |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи в младшей группе Тема: «Игра - инсценировка по сказке «Теремок»
Конспект открытого интегрированного занятия поразвитию речи в младшей группеТема: «Игра - инсценировка по сказке «Теремок»...

Конспект занятия по развитию речи 2 младшая группа. Тема: Чтение русской народной сказки «Три медведя».
Познакомить со сказкой «Три медведя», побуждать детей к активному участию, воспитывать у детей любовь к народным и литературным сказкам....

НОД по развитию речи в младшей группе Тема: Чтение русской народной сказки "Лисичка- сестричка и серый волк"
НОД по развитию речи Тема: Чтение русской народной сказки "Лисичка- сестричка и серый волк"...
Занятие по развитию речи в младшей группе. Тема : " В гостях у сказки".
Занятие по развитию речи в младшей группе. Тема : " В гостях у сказки"...

Конспект ООД по развитию речи в младшей группе Тема: «Рассказывание русской народной сказки «Курочка Ряба. Роспись яичка»
Конспект ООД по развитию речи в младшей группе Тема: «Рассказывание русской народной сказки «Курочка Ряба. Роспись яичка»...

Методическая разработка по развитию речи в младшей группе Тема "Игра-инсценировка по сказке "Теремок"
Методическая разработка поразвитию речи в младшей группеТема: «Игра - инсценировка по сказке «Теремок» Цель: Знакомство с РНС «Теремок»Задачи занятия:Обучающие...

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе. Тема: «Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики»
Цель занятия:Познакомить детей с новой сказкой, учить следить за развитием действия, сопереживать героям.Задачи:Образовательные:Познакомить детей с новой сказкой.Помочь понять содержание сказки.Учить ...