МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: "ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ"
методическая разработка (младшая группа)
Духовно-нравственное воспитание является важной составляющей формирования личности ребенка. Оно способствует развитию у детей таких качеств, как доброта, честность, уважение к окружающим, чувство ответственности и любовь к Родине. Художественная литература, как один из самых доступных и эффективных инструментов, позволяет в увлекательной форме знакомить детей с моральными ценностями, культурными традициями и духовными идеалами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.77 КБ |
Предварительный просмотр:
"ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
ПОСРЕДСТВОМ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ"
Введение
Духовно-нравственное воспитание является важной составляющей формирования личности ребенка. Оно способствует развитию у детей таких качеств, как доброта, честность, уважение к окружающим, чувство ответственности и любовь к Родине. Художественная литература, как один из самых доступных и эффективных инструментов, позволяет в увлекательной форме знакомить детей с моральными ценностями, культурными традициями и духовными идеалами.
Цель методической разработки:
Разработать систему методов и приемов, направленных на духовно-нравственное воспитание детей через чтение и анализ художественной литературы.
Задачи:
- Подобрать произведения художественной литературы, способствующие формированию духовно-нравственных ценностей.
- Разработать методику проведения занятий по чтению и обсуждению произведений.
- Создать условия для осмысления детьми нравственных уроков, заложенных в литературных произведениях.
- Способствовать развитию у детей эмпатии, критического мышления и способности к саморефлексии.
Основная часть
- Выбор художественных произведений
Для духовно-нравственного воспитания важно выбирать произведения, которые:
- Содержат яркие примеры нравственного выбора героев.
- Раскрывают темы добра и зла, справедливости, милосердия, дружбы, любви к Родине.
- Соответствуют возрасту и интересам детей.
Примеры произведений:
- Для младшего школьного возраста: сказки А.С. Пушкина, рассказы Л.Н. Толстого, В. Осеевой, стихи А. Барто.
- Для среднего школьного возраста: повести А. Гайдара, рассказы В. Драгунского, произведения А. Чехова.
- Для старшего школьного возраста: классическая литература (Ф. Достоевский, Л. Толстой, А. Куприн), а также современные произведения, поднимающие нравственные вопросы.
Методы и приемы работы с текстом
- Чтение вслух. Чтение педагогом или детьми с последующим обсуждением.
- Беседа по содержанию. Вопросы, направленные на осмысление поступков героев, их мотивов и последствий.
- Ролевые игры и инсценировки. Дети могут разыграть сценки из произведений, чтобы лучше понять чувства и переживания героев.
- Творческие задания. Написание сочинений, рисование иллюстраций, создание коллажей на тему прочитанного.
- Сравнение и анализ. Сравнение поведения героев, их нравственных выборов с реальными жизненными ситуациями.
Этапы работы с произведением
- Подготовительный этап. Знакомство с автором, эпохой, в которой было создано произведение.
- Чтение и восприятие. Чтение текста, обсуждение первых впечатлений.
- Анализ и интерпретация. Обсуждение ключевых моментов, характеров героев, их поступков.
- Рефлексия. Обсуждение, как прочитанное может быть связано с жизнью детей, какие уроки можно извлечь.
Пример занятия
Тема: "Уроки доброты в рассказе В. Осеевой "Волшебное слово""
- Вступительная беседа: что такое доброта?
- Чтение рассказа вслух.
- Обсуждение: почему слово "пожалуйста" стало волшебным? Как изменилось поведение героя?
- Творческое задание: придумать свои "волшебные слова" и ситуации, где они могут помочь.
Заключение
Чтение художественной литературы – это не только увлекательный процесс, но и мощный инструмент духовно-нравственного воспитания. Через анализ поступков героев, обсуждение их мотивов и последствий дети учатся понимать, что такое добро и зло, как важно быть честным, справедливым и милосердным. Регулярная работа с литературными произведениями помогает формировать у детей устойчивую систему нравственных ценностей, которая станет основой их будущей жизни.
Рекомендации для педагогов:
- Учитывайте возрастные особенности детей при выборе произведений.
- Создавайте атмосферу доверия и открытости во время обсуждений.
- Поощряйте детей высказывать свое мнение и делиться личным опытом.
- Используйте разнообразные формы работы с текстом, чтобы поддерживать интерес детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию 2015–2017 гг. Тема «Духовно-нравственное развитие детей посредством чтения художественной литературы»
Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им...

«Духовно-нравственное развитие детей посредством чтения художественной литературы»
Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им...

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством чтения художественной литературы
Через художественную литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в нем, сферу социальных отношений, нравственных основ жизни....

Тема «Духовно-нравственное развитие детей посредством чтения художественной литературы»
Проблема формирования нравственности всегда являлась актуальной. Сегодня, в связи с обесцениванием многих общечеловеческих ценностей особое значение приобретают вопросы формирования у детей гуманного ...
Влияние на духовно-нравственное развитие детей посредством чтения художественной литературы.
Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных прои...

План работы по самообразованию в старшей группе детей (5-6 лет) по теме «Духовно-нравственное развитие детей посредством чтения художественной литературы»
Актуальность выбранной темы: Формирование духовно-нравственных качеств – одна из актуальных современных проблем общества, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отно...

Методическая разработка "Папка по самообразованию" ТЕМА: «Духовно-нравственное развитие детей посредством чтения художественной литературы»
Методическая разработка "Папка по самообразованию" ТЕМА: «Духовно-нравственное развитие детей посредством чтения художественной литературы»...