МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: "ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ"
методическая разработка (младшая группа)

Духовно-нравственное воспитание является важной составляющей формирования личности ребенка. Оно способствует развитию у детей таких качеств, как доброта, честность, уважение к окружающим, чувство ответственности и любовь к Родине. Художественная литература, как один из самых доступных и эффективных инструментов, позволяет в увлекательной форме знакомить детей с моральными ценностями, культурными традициями и духовными идеалами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx17.77 КБ

Предварительный просмотр:

"ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

ПОСРЕДСТВОМ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ" 

Введение 

Духовно-нравственное воспитание является важной составляющей формирования личности ребенка. Оно способствует развитию у детей таких качеств, как доброта, честность, уважение к окружающим, чувство ответственности и любовь к Родине. Художественная литература, как один из самых доступных и эффективных инструментов, позволяет в увлекательной форме знакомить детей с моральными ценностями, культурными традициями и духовными идеалами.

Цель методической разработки: 

Разработать систему методов и приемов, направленных на духовно-нравственное воспитание детей через чтение и анализ художественной литературы.

Задачи: 

  1. Подобрать произведения художественной литературы, способствующие формированию духовно-нравственных ценностей.
  2. Разработать методику проведения занятий по чтению и обсуждению произведений.
  3. Создать условия для осмысления детьми нравственных уроков, заложенных в литературных произведениях.
  4. Способствовать развитию у детей эмпатии, критического мышления и способности к саморефлексии.

Основная часть 

  1. Выбор художественных произведений 

Для духовно-нравственного воспитания важно выбирать произведения, которые:

  • Содержат яркие примеры нравственного выбора героев.
  • Раскрывают темы добра и зла, справедливости, милосердия, дружбы, любви к Родине.
  • Соответствуют возрасту и интересам детей.

Примеры произведений:

  • Для младшего школьного возраста: сказки А.С. Пушкина, рассказы Л.Н. Толстого, В. Осеевой, стихи А. Барто.
  • Для среднего школьного возраста: повести А. Гайдара, рассказы В. Драгунского, произведения А. Чехова.
  • Для старшего школьного возраста: классическая литература (Ф. Достоевский, Л. Толстой, А. Куприн), а также современные произведения, поднимающие нравственные вопросы.
  1. Методы и приемы работы с текстом 

  • Чтение вслух. Чтение педагогом или детьми с последующим обсуждением.
  • Беседа по содержанию. Вопросы, направленные на осмысление поступков героев, их мотивов и последствий.
  • Ролевые игры и инсценировки. Дети могут разыграть сценки из произведений, чтобы лучше понять чувства и переживания героев.
  • Творческие задания. Написание сочинений, рисование иллюстраций, создание коллажей на тему прочитанного.
  • Сравнение и анализ. Сравнение поведения героев, их нравственных выборов с реальными жизненными ситуациями.
  1. Этапы работы с произведением 

  1. Подготовительный этап. Знакомство с автором, эпохой, в которой было создано произведение.
  2. Чтение и восприятие. Чтение текста, обсуждение первых впечатлений.
  3. Анализ и интерпретация. Обсуждение ключевых моментов, характеров героев, их поступков.
  4. Рефлексия. Обсуждение, как прочитанное может быть связано с жизнью детей, какие уроки можно извлечь.
  1. Пример занятия 

Тема: "Уроки доброты в рассказе В. Осеевой "Волшебное слово""

  • Вступительная беседа: что такое доброта?
  • Чтение рассказа вслух.
  • Обсуждение: почему слово "пожалуйста" стало волшебным? Как изменилось поведение героя?
  • Творческое задание: придумать свои "волшебные слова" и ситуации, где они могут помочь.

Заключение 

Чтение художественной литературы – это не только увлекательный процесс, но и мощный инструмент духовно-нравственного воспитания. Через анализ поступков героев, обсуждение их мотивов и последствий дети учатся понимать, что такое добро и зло, как важно быть честным, справедливым и милосердным. Регулярная работа с литературными произведениями помогает формировать у детей устойчивую систему нравственных ценностей, которая станет основой их будущей жизни.

Рекомендации для педагогов: 

  • Учитывайте возрастные особенности детей при выборе произведений.
  • Создавайте атмосферу доверия и открытости во время обсуждений.
  • Поощряйте детей высказывать свое мнение и делиться личным опытом.
  • Используйте разнообразные формы работы с текстом, чтобы поддерживать интерес детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию 2015–2017 гг. Тема «Духовно-нравственное развитие детей посредством чтения художественной литературы»

Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им...

«Духовно-нравственное развитие детей посредством чтения художественной литературы»

Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им...

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством чтения художественной литературы

Через художественную литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в нем, сферу социальных отношений, нравственных основ жизни....

Тема «Духовно-нравственное развитие детей посредством чтения художественной литературы»

Проблема формирования нравственности всегда являлась актуальной. Сегодня, в связи с обесцениванием многих общечеловеческих ценностей особое значение приобретают вопросы формирования у детей гуманного ...

Влияние на духовно-нравственное развитие детей посредством чтения художественной литературы.

Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных прои...

План работы по самообразованию в старшей группе детей (5-6 лет) по теме «Духовно-нравственное развитие детей посредством чтения художественной литературы»

Актуальность выбранной темы:     Формирование духовно-нравственных качеств – одна из актуальных современных проблем общества, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отно...

Методическая разработка "Папка по самообразованию" ТЕМА: «Духовно-нравственное развитие детей посредством чтения художественной литературы»

Методическая разработка "Папка по самообразованию" ТЕМА: «Духовно-нравственное развитие детей посредством чтения художественной литературы»...