Тема «Духовно-нравственное развитие детей посредством чтения художественной литературы»
методическая разработка (старшая группа)

Бондаренко Наталья Сергеевна

Проблема формирования нравственности всегда являлась актуальной. Сегодня, в связи с обесцениванием многих общечеловеческих ценностей особое значение приобретают вопросы формирования у детей гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, природе и животным.

К сожалению, сегодня в нашем обществе упал уровень поведенческой культуры, отсутствует элементарная вежливость, доброжелательность. Дети перенимают отрицательный опыт взрослых людей, усваивают не лучшие образцы поведения и отношений. Нередко в детской среде встречаются грубость, насилие, жестокость.

Каждое поколение имеет свои ценности, свои взгляды на жизнь. Но есть вневременные ценности и правила личного и общественного поведения, которые одно поколение передает другому. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Мы постоянно говорим о необходимости возрождения в нашем обществе культуры и духовности, это непосредственно связано с развитием и воспитанием дошкольника.

Дошкольный возраст – период активного познания окружающего мира, человеческих отношений и формирования основ личности будущего гражданина. В детском возрасте усвоение социальных норм происходит сравнительно легко.

Поэтому проблема нравственного воспитания подрастающего поколения становится чрезвычайно актуальной. И литература играет важнейшую роль, ведь яркие художественные образы и удивительные сюжеты порой на всю жизнь врезаются в память, могут навести на глубокое размышление. Поэтому одна из основных целей моей работы -это нравственное воспитание детей посредством прочтения и анализа детской художественной литературы, а именно воспитание уважения к традиционным ценностям, таким, как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.

Цель: Развитие нравственных норм поведения, взаимоотношений у дошкольников посредством детской художественной литературы.

Задачи:

Образовательные:

1. Учить самостоятельно и последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения.

2. Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов.

3. Прививать интерес к положительным героям произведений.

4. Поощрять желание слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном, проявлять желание «прочитать» произведение еще раз.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.

2. Воспитывать чувство отзывчивости на содержание прочитанного (радоваться хорошей концовке, «победе» положительного героя).

3.Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.

4. Воспитывать культуру речевого общения.

Развивающие:

1.Развивать желание узнавать из книг об окружающем мире, о существовании в нем добра и зла, о том, как вести себя.

2. Развивать познавательные процессы: речь, память, мышление.

3.Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать народные сказки.

Приемы:

Словесные:

•        Беседы;

•        Игры-беседы;

•        Рассказ;

•        Чтение художественной литературы;

•        Использование игровых ситуаций;

•        Игры - беседы с персонажами сказок;

•        Сочинение историй;

Наглядные:

● Групповые выставки;

● Рассматривание иллюстраций;

Практические:

•        Игры – драматизации;

•        Игры – инсценировки;

•        Игры – забавы;

•        Подвижные игры;

•        Пальчиковые игры;

•        Упражнения подражательно - исполнительского и творческого характера;

•        Моделирование и анализ заданных ситуаций;

•        Рисование;

Формы организации:

•        Занятие по художественной литературе;

•        Индивидуальная работа с ребенком;

•        Коллективные работы;

•        Тематические занятия;

•        Пальчиковая гимнастика;

•        Дидактические игры;

•        Физкультминутки;

•        Драматизация.

Методы ознакомления с художественной литературой.

1.Чтение воспитателя по книге или наизусть.

2. Рассказывание воспитателя.

3.Инсценирование.

4.Заучивание наизусть.

5. Игры-драматизации (игры имитации, двигательные импровизации по ходу рассказывания воспитателем литературных текстов).

6. Театрализованные игры: игры-драматизации и игры с фигурками разных видов настольного кукольного театров.

Сотрудничество с родителями.

Важным условием результативности воспитания у детей нравственных качеств посредством детской художественной литературы является работа с семьей. Понимание и поддержка со стороны родителей становится той основной базой, на которой формируются у воспитанников нравственные качества.

Содержание работы:

1. Ознакомительная работа, направленная на освещение сути вопроса на просветительском уровне.

2. Привлечение к сотрудничеству с ребенком – это очень важный момент работы, оказывающий большое воспитательное воздействие.

При этом родители выступают в роли слушателей. Задача воспитателя состоит в том, чтобы направить при необходимости взаимодействие «родитель – ребенок» в процессе беседы по прочитанному произведению.

 

 

С целью выявления уровня знаний детей о нравственном поведении, в начале учебного года мной была проведена педагогическая  диагностика  детей  по всем образовательным областям, особое внимание уделила к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Для формирования нравственных качеств личности дошкольника использовала следующие принципы:  системность, наглядность, доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. В течение года знакомила детей с большим количеством произведений детской художественной литературы: рассказывала сказки, показывала настольные кукольные театры, читала книги с иллюстрациями. Формировала у детей умение воспринимать литературное произведение, развивала умения анализировать произведение, выделять и характеризировать его героев, давать нравственную оценку их поступкам.

Важнейшими методами в данной работе, я считаю использование беседы с элементами дискуссии, рассказа, примера. Беседа – обсуждение в вопросно-ответной форме поступков, фактов, событий и т. п. Беседуя с детьми, побуждаю их думать и говорить. В совместной беседе дети учатся справедливо оценивать поступки героев художественной литературы, своих сверстников, учатся понимать, что хорошо, что плохо.

Я использую в образовательной деятельности следующую тематику бесед: «Будь вежлив с девочками», «Что хорошо, что плохо и почему», «О чутком и добром отношении к товарищам», «О чутком и добром отношении к людям».

Я широко использую примеры родителей, сверстников, героев художественной литературы, придерживаясь требований: приводимый образец должен соответствовать характеру деятельности ребенка и быть приемлемым для него. При восприятии произведений художественной литературы предлагаю вопросы, побуждающие детей к сочувствию, сопереживанию, рассуждению по поводу поступков героев. Например, вовремя беседы детьми после прослушивания литературного произведения Артюховой «Трудный вечер», я обратила внимание не только на трудолюбие Алёши, но особенно на его заботливость, а обсуждая с детьми поступки героев сказки В. Катаева «Цветик - семицветик», мы сделали вывод, что девочка только тогда по-настоящему обрадовалась, когда исцелила безнадежно больного мальчика,  и  делая добро другому человеку, сам становишься счастливее.

Так же я включаю детей в различные виды детской деятельности по мотивам художественных произведений. Например, ребята рисуют по мотивам сказок, рассказов, стихов, детские работы оформляем в выставки детского творчества.

 В работе с детьми я использовала коллективные игры-занятия, игры-инсценировки, игры-упражнения, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. В связи с этим периодически с детьми организовывала игры - драматизации по литературным сюжетам. В любом случаи драматизирую сказку, дети проигрывают её сюжет, овладевают способами исполнения ролей в инсценировке, принимают на себя роли сказочных героев, действуют в их образе.

Приобщая детей к художественной литературе, я старалась подобрать такие произведения, героями которых можно восхищаться, подражать, которые помогают в формировании нравственных чувств у детей: товарищества, честности, правдивости, уважения к труду взрослых, ответственности за свои поступки, умению видеть добро и зло, способствуют развитию у детей любви к родному краю, к родной природе.

Большое внимание уделяю использованию методов стимулирования и мотивации деятельности – поощрение, благодарность, доверие, похвала и др.

С их помощью ребёнок начинает верить в собственные силы и возможности, у него повышается самооценка.

Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах являются семья, детский сад и средства массовой информации. Родители - первые главные учителя. С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры использовались следующие формы работы:

•        Анкетирование

•        Оформление папок – передвижек

•        Консультации

•        Различные мероприятия совместно с детьми

•        Индивидуальные беседы

•        Рекомендации

•        Демонстрация наглядного материала

В течение года мной были проведены индивидуальные консультации и беседы с родителями. В ходе бесед я убеждала родителей в необходимости больше общаться с детьми, разговаривать, читать сказки, разучивать стихотворения, т. е. больше внимания уделять своим детям.

Данная работа дала положительные результаты для всестороннего развития личности ребенка.

С помощью детских книг я старалась воспитать в детях нравственные качества в общении между сверстниками, в коллективе.

Вывод

Анализируя полученные данные, я пришла к выводу, что проделанная работа по нравственному воспитанию дошкольников через художественную литературу имеет свои положительные результаты. Они свидетельствуют, что к концу года удалось повысить уровень детей. На конец учебного года 71,40% детей имеют высокий уровень освоения программы, 28,60 % - средний уровень, детей с низким уровнем нет.

К концу года дети умеют определить основных героев произведения, охарактеризовать их, высказывать свое отношение к ним (кто нравится и почему, дать нравственную оценку их поступкам, рассказать как бы они поступили в данной ситуации.

Заключение:

Подводя итоги, я сделала вывод, что приобщение ребенка к литературе способствует нравственному воспитанию. Герои произведений вызывают у детей сочувствие к себе, помогают в проявлении чувства долга, уважения к родителям, умения поступиться своими желаниями. Все это явилось решающим фактором, обеспечивающим нравственное развитие дошкольников.

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический опыт по теме: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы"

инновационный педагогический опыт ао теме : "Духовно -нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы"...

Публикация в сборнике "Нравственные ценности и будущее человечества" ( Материалы ежегодных Митрофановских церковно- исторических чтение) Статья "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через чтение художественной литературы".

Проблематика деформации духовно-нравственных представлений детей дошкольного возраста. Методы воспитания через мир художественной литературы. Применение эффективных форм воспитания духовно-нравственны...

ПЛАН ПО САМОРАЗВИТИЮ НА ТЕМУ: Духовно- нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы» (средняя группа)

Пояснительная записка.Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных пр...

Индивидуальный план по самообразованию Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»

Цель: Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало. Формировать духовно-нравственные представления и воспитание нравственных качеств личности (милосерди...