Тема «Духовно-нравственное развитие детей посредством чтения художественной литературы»
методическая разработка (старшая группа)
Проблема формирования нравственности всегда являлась актуальной. Сегодня, в связи с обесцениванием многих общечеловеческих ценностей особое значение приобретают вопросы формирования у детей гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, природе и животным.
К сожалению, сегодня в нашем обществе упал уровень поведенческой культуры, отсутствует элементарная вежливость, доброжелательность. Дети перенимают отрицательный опыт взрослых людей, усваивают не лучшие образцы поведения и отношений. Нередко в детской среде встречаются грубость, насилие, жестокость.
Каждое поколение имеет свои ценности, свои взгляды на жизнь. Но есть вневременные ценности и правила личного и общественного поведения, которые одно поколение передает другому. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Мы постоянно говорим о необходимости возрождения в нашем обществе культуры и духовности, это непосредственно связано с развитием и воспитанием дошкольника.
Дошкольный возраст – период активного познания окружающего мира, человеческих отношений и формирования основ личности будущего гражданина. В детском возрасте усвоение социальных норм происходит сравнительно легко.
Поэтому проблема нравственного воспитания подрастающего поколения становится чрезвычайно актуальной. И литература играет важнейшую роль, ведь яркие художественные образы и удивительные сюжеты порой на всю жизнь врезаются в память, могут навести на глубокое размышление. Поэтому одна из основных целей моей работы -это нравственное воспитание детей посредством прочтения и анализа детской художественной литературы, а именно воспитание уважения к традиционным ценностям, таким, как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.
Цель: Развитие нравственных норм поведения, взаимоотношений у дошкольников посредством детской художественной литературы.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить самостоятельно и последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения.
2. Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов.
3. Прививать интерес к положительным героям произведений.
4. Поощрять желание слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном, проявлять желание «прочитать» произведение еще раз.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
2. Воспитывать чувство отзывчивости на содержание прочитанного (радоваться хорошей концовке, «победе» положительного героя).
3.Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.
4. Воспитывать культуру речевого общения.
Развивающие:
1.Развивать желание узнавать из книг об окружающем мире, о существовании в нем добра и зла, о том, как вести себя.
2. Развивать познавательные процессы: речь, память, мышление.
3.Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать народные сказки.
Приемы:
Словесные:
• Беседы;
• Игры-беседы;
• Рассказ;
• Чтение художественной литературы;
• Использование игровых ситуаций;
• Игры - беседы с персонажами сказок;
• Сочинение историй;
Наглядные:
● Групповые выставки;
● Рассматривание иллюстраций;
Практические:
• Игры – драматизации;
• Игры – инсценировки;
• Игры – забавы;
• Подвижные игры;
• Пальчиковые игры;
• Упражнения подражательно - исполнительского и творческого характера;
• Моделирование и анализ заданных ситуаций;
• Рисование;
Формы организации:
• Занятие по художественной литературе;
• Индивидуальная работа с ребенком;
• Коллективные работы;
• Тематические занятия;
• Пальчиковая гимнастика;
• Дидактические игры;
• Физкультминутки;
• Драматизация.
Методы ознакомления с художественной литературой.
1.Чтение воспитателя по книге или наизусть.
2. Рассказывание воспитателя.
3.Инсценирование.
4.Заучивание наизусть.
5. Игры-драматизации (игры имитации, двигательные импровизации по ходу рассказывания воспитателем литературных текстов).
6. Театрализованные игры: игры-драматизации и игры с фигурками разных видов настольного кукольного театров.
Сотрудничество с родителями.
Важным условием результативности воспитания у детей нравственных качеств посредством детской художественной литературы является работа с семьей. Понимание и поддержка со стороны родителей становится той основной базой, на которой формируются у воспитанников нравственные качества.
Содержание работы:
1. Ознакомительная работа, направленная на освещение сути вопроса на просветительском уровне.
2. Привлечение к сотрудничеству с ребенком – это очень важный момент работы, оказывающий большое воспитательное воздействие.
При этом родители выступают в роли слушателей. Задача воспитателя состоит в том, чтобы направить при необходимости взаимодействие «родитель – ребенок» в процессе беседы по прочитанному произведению.
С целью выявления уровня знаний детей о нравственном поведении, в начале учебного года мной была проведена педагогическая диагностика детей по всем образовательным областям, особое внимание уделила к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Для формирования нравственных качеств личности дошкольника использовала следующие принципы: системность, наглядность, доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. В течение года знакомила детей с большим количеством произведений детской художественной литературы: рассказывала сказки, показывала настольные кукольные театры, читала книги с иллюстрациями. Формировала у детей умение воспринимать литературное произведение, развивала умения анализировать произведение, выделять и характеризировать его героев, давать нравственную оценку их поступкам.
Важнейшими методами в данной работе, я считаю использование беседы с элементами дискуссии, рассказа, примера. Беседа – обсуждение в вопросно-ответной форме поступков, фактов, событий и т. п. Беседуя с детьми, побуждаю их думать и говорить. В совместной беседе дети учатся справедливо оценивать поступки героев художественной литературы, своих сверстников, учатся понимать, что хорошо, что плохо.
Я использую в образовательной деятельности следующую тематику бесед: «Будь вежлив с девочками», «Что хорошо, что плохо и почему», «О чутком и добром отношении к товарищам», «О чутком и добром отношении к людям».
Я широко использую примеры родителей, сверстников, героев художественной литературы, придерживаясь требований: приводимый образец должен соответствовать характеру деятельности ребенка и быть приемлемым для него. При восприятии произведений художественной литературы предлагаю вопросы, побуждающие детей к сочувствию, сопереживанию, рассуждению по поводу поступков героев. Например, вовремя беседы детьми после прослушивания литературного произведения Артюховой «Трудный вечер», я обратила внимание не только на трудолюбие Алёши, но особенно на его заботливость, а обсуждая с детьми поступки героев сказки В. Катаева «Цветик - семицветик», мы сделали вывод, что девочка только тогда по-настоящему обрадовалась, когда исцелила безнадежно больного мальчика, и делая добро другому человеку, сам становишься счастливее.
Так же я включаю детей в различные виды детской деятельности по мотивам художественных произведений. Например, ребята рисуют по мотивам сказок, рассказов, стихов, детские работы оформляем в выставки детского творчества.
В работе с детьми я использовала коллективные игры-занятия, игры-инсценировки, игры-упражнения, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. В связи с этим периодически с детьми организовывала игры - драматизации по литературным сюжетам. В любом случаи драматизирую сказку, дети проигрывают её сюжет, овладевают способами исполнения ролей в инсценировке, принимают на себя роли сказочных героев, действуют в их образе.
Приобщая детей к художественной литературе, я старалась подобрать такие произведения, героями которых можно восхищаться, подражать, которые помогают в формировании нравственных чувств у детей: товарищества, честности, правдивости, уважения к труду взрослых, ответственности за свои поступки, умению видеть добро и зло, способствуют развитию у детей любви к родному краю, к родной природе.
Большое внимание уделяю использованию методов стимулирования и мотивации деятельности – поощрение, благодарность, доверие, похвала и др.
С их помощью ребёнок начинает верить в собственные силы и возможности, у него повышается самооценка.
Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах являются семья, детский сад и средства массовой информации. Родители - первые главные учителя. С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры использовались следующие формы работы:
• Анкетирование
• Оформление папок – передвижек
• Консультации
• Различные мероприятия совместно с детьми
• Индивидуальные беседы
• Рекомендации
• Демонстрация наглядного материала
В течение года мной были проведены индивидуальные консультации и беседы с родителями. В ходе бесед я убеждала родителей в необходимости больше общаться с детьми, разговаривать, читать сказки, разучивать стихотворения, т. е. больше внимания уделять своим детям.
Данная работа дала положительные результаты для всестороннего развития личности ребенка.
С помощью детских книг я старалась воспитать в детях нравственные качества в общении между сверстниками, в коллективе.
Вывод
Анализируя полученные данные, я пришла к выводу, что проделанная работа по нравственному воспитанию дошкольников через художественную литературу имеет свои положительные результаты. Они свидетельствуют, что к концу года удалось повысить уровень детей. На конец учебного года 71,40% детей имеют высокий уровень освоения программы, 28,60 % - средний уровень, детей с низким уровнем нет.
К концу года дети умеют определить основных героев произведения, охарактеризовать их, высказывать свое отношение к ним (кто нравится и почему, дать нравственную оценку их поступкам, рассказать как бы они поступили в данной ситуации.
Заключение:
Подводя итоги, я сделала вывод, что приобщение ребенка к литературе способствует нравственному воспитанию. Герои произведений вызывают у детей сочувствие к себе, помогают в проявлении чувства долга, уважения к родителям, умения поступиться своими желаниями. Все это явилось решающим фактором, обеспечивающим нравственное развитие дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема «Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы»
Духовно нравственное воспитание...
критерий 2.3.4 Обобщение педагогического опыта по теме: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы"
свидетельство область...
педагогический опыт по теме: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы"
инновационный педагогический опыт ао теме : "Духовно -нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы"...
Публикация в сборнике "Нравственные ценности и будущее человечества" ( Материалы ежегодных Митрофановских церковно- исторических чтение) Статья "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через чтение художественной литературы".
Проблематика деформации духовно-нравственных представлений детей дошкольного возраста. Методы воспитания через мир художественной литературы. Применение эффективных форм воспитания духовно-нравственны...
ПЛАН ПО САМОРАЗВИТИЮ НА ТЕМУ: Духовно- нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы» (средняя группа)
Пояснительная записка.Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных пр...
Индивидуальный план по самообразованию Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»
Цель: Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало. Формировать духовно-нравственные представления и воспитание нравственных качеств личности (милосерди...