«Развитие художественно- эстетического восприятия в процессе ознакомления с разными видами искуства»
консультация (младшая, средняя, старшая группа)
Предварительный просмотр:
«Развитие художественно- эстетического восприятия в процессе ознакомления с разными видами искусства»
Особое место в художественно-эстетическом развитии ребенка занимает формирование эстетического восприятия окружающего, приобщение к миру искусства, развитие интереса к произведениям искусства.
Приобщение к искусству подразумевает развитие эмоциональной отзывчивости, эмоционального прочувствования произведений художественной культуры – литературных произведений, музыки, изобразительного искусства.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет требования к структуре образовательных программ, которые должны включать область художественно-эстетического развития ребенка. Данная область предусматривает формирование у ребенка дошкольного возраста элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства, приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства; воспитание умения понимать содержание произведений искусства являются одними из основных целей дошкольного образования в области художественно-эстетического развития.
Виды искусства бывают фундаментальные и синтетические.
Виды искусства условно делятся на три большие группы:
- Пространственные. Главное значение имеет то, как художественный образ расположен в пространстве. К пространственным искусствам относятся живопись, архитектура, скульптура, фотография, декоративно-прикладное искусство.
- Временны́е. В некоторых видах искусства о пространстве говорить невозможно, но можно проследить развитие сюжета во времени. Это литература и музыка.
- Пространственно- временные. Совмещают в себе сразу несколько видов. К ним относятся кино, цирк, театр, балет, танец.
Также выделяют изящные и прикладные виды искусства. Изящные искусства ориентированы на создание красоты. Прикладные (декоративно-прикладные) виды искусства стремятся соединить пользу и функциональность предмета с красотой. Пример: вышивка на полотенцах, роспись посуды.
Восприятие — это процесс познания человеком окружающей среды, отражение в сознании человека предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Проще говоря, это способ, которым человек воспринимает и понимает мир вокруг себя в процессе своей жизни.
Формирование восприятия у дошкольника — это процесс получения и преобразования информации с помощью органов чувств, благодаря которому у ребёнка складывается картина реального мира.
Основные виды восприятия у дошкольников:
- Зрительный. Позволяет визуально оценивать все свойства предмета. Для его развития нужно больше рисовать, изучать картинки и иллюстрации.
- Слуховой. Помогает обучаться речи, распознавать родной язык, чувствовать звуки природы, слышать музыку.
- Осязательный. Обеспечивает познание объекта при помощи прикосновений. Для развития осязания подойдут игры с материалами различной структуры, лепка, природные вещества.
Восприятие активно развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребёнка: лепки, рисования, конструирования, чтения книг, просмотра фильмов, спортивных занятий, музыки, прогулок.
Для эффективного развития восприятия у дошкольников можно использовать следующие методики:
- Дидактические. Направлены на восприятие цвета, формы и размера (шарики, палочки, геометрические фигуры, мелкие предметы).
- Цветовые. Направлены на восприятие основных цветов и оттенков
- Сюжетно-ролевые игры. Игры на основе сказок, литературных произведений и мультфильмов.
- Индивидуальные. Направлены на устранение конкретных проблем в восприятии ребёнка.
Также для развития восприятия можно включать в игровой процесс конструкторы, пазлы, мозаику.
Это тесно связано с ХЭР, и ХЭР способствует развитию восприятия
Дошкольники по-разному воспринимают произведения изобразительного искусства,
потому что они требуют высокого уровня сосредоточенности, внимательного
изучения.
Отбор произведений изобразительного искусства занимает важное место в планировании работы с детьми дошкольного возраста в художественно-эстетическом направлении. Правильный отбор произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры, народного декоративно-прикладного искусства, дизайна является одним из условий, которые оказывают воздействие на эстетическое развитие детей, формирование первоначальных представлений о мире, интереса к культуре родного края и мира.
Существуют определенные критерии для отбора произведений искусства для ознакомления с детьми:
– доступность возрасту (учет возрастных психофизических и индивидуальных особенностей);
– разнообразие стилевой манеры;
– доступность содержания для детского восприятия;
– художественная ценность, разнообразие используемых художником средств выразительности (цвет, линия, колорит, композиция, ритм и т.д.);
– положительное эмоциональное воздействие на ребенка;
– учет сезона, принципа краеведения при подборе картин (сначала детей знакомят с образами родного края);
– содержание должно носить воспитывающий характер.
Существуют формы работы с детьми по организации восприятия произведений искусства: беседы с использованием репродукций, иллюстраций литературных произведений, виртуальная экскурсия, экскурсии, выставки, развлечения, проектная деятельность, а также самостоятельная художественная деятельность, индивидуальная работа (работа с отстающими и детьми с опережающим развитием), сюжетно-ролевые игры, дидактические и подвижные игры.
Виртуальные экскурсии предполагают организацию электронных экспозиций. Используются технические средства обучения – презентации, видеофильмы. Содержание может быть подобрано воспитателем самостоятельно, либо в качестве дидактического материала использовать материалы с сайтов музеев. Преимущество данной формы работы заключается в практически неограниченных возможностях выбора тематики, образцов отечественного и зарубежного искусства. Особенно актуальным использование виртуальных экскурсий является для блока архитектуры, когда есть возможность совершить виртуальное путешествие по архитектурным памятникам мира.
Проектная деятельность является одним из современных и результативных образовательных технологий в дошкольной образовательной организации. Эта технология обеспечивает реализацию субъект-субъектного подхода к образовательной деятельности. В основе проблематики исследований могут быть использованы вопросы, которые ставят сами дети, а также темы, которые соответствуют образовательной программе. Возможны темы как узкой специализации, так и информация, затрагивающая больший диапазон проблем. В основе проектной деятельности лежат развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно принимать решение, развитие критического мышления, накопление знаний.
Живопись – один из важнейших видов изобразительного искусства, произведения которого отображают на плоскости все многообразие окружающего мира посредством различных цветных красящих материалов.
Средством выразительности графики являются линии, точки, штрихи, пятна. Поэтому графика близка к живописи, но в отличие от нее изображаемый предмет больше схематизируется, рационализируется и конструируется
Детей раннего и младшего возраста приобщают к искусству в процессе ознакомления с доступными произведениями живописи и графики, с книжной иллюстрацией. Чтение книг сопровождается эмоциональной оценкой образов. У детей развивают умение отвечать на вопросы по содержанию картинок.
Начиная со средней группы ребят знакомят с профессией художника. Побуждают узнавать и называть явления и предметы окружающей действительности в художественных образах. Дети учатся различать жанры и виды изобразительного искусства: картина, скульптура, здание и сооружение (архитектура). Дети должны выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, величина).
В старшей и подготовительной группах в целях формирования представлений об образцах отечественной живописи, для развития эстетического восприятия детям проводят ознакомительную работу с картинами русских художников: И.И. Шишкина, А.К. Саврасова, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, В.Г. Перова, А.А. Пластов, К.П. Брюллова и др. Картины отечественных художников данных авторов представлены в различных жанрах живописи и представляют собой прекрасное средство для развития у детей дошкольного возраста интереса к изобразительному искусству
Для художественно – эстетического развития детей произведения скульптуры имеют широкие возможности. В них через объем и пластику передаются разнообразные образы окружающего мира. Пластические образы воспринимаются детьми как реальные, изучая которые они узнают свойства и признаки предметов, объектов окружающей действительности, их эстетические качества.
Скульптура способствует формированию отзывчивости к красоте, воспитывает бережное отношение как к живым объектам, так и произведениям искусства.
Первая функция изделий народного декоративно-прикладного искусства, с которой необходимо знакомить детей, – практическое использование предметов, выполненных народными мастерами.
Отличительные особенности народных декоративно-прикладных изделий:
1. Единство и взаимосвязь содержания и формы, художественность и функциональность, зависимость формы изделия от его назначения и материала.
2. Объединение традиционности с творческим характером декоративно-прикладного Искусства, единство устойчивых мотивов с их интерпретацией каждым народным мастером, поиск новых форм, нового содержания на традиционной основе.
3. Коллективная природа народного творчества.
4. Обобщенность и конкретность; отсутствие натурализма; стилизация и простота.
Выразительность, традиционность, высокий художественный уровень – вот доминирующие черты художественных изделий.
Знания об архитектуре как виде искусства дети получают, знакомясь с родным городом, поселком, деревней. В ходе экскурсий, прогулок, наблюдений педагог целенаправленно обращает, внимание дошкольников на разнообразие внешнего вида зданий. Постепенно дети усваивают, что внешний вид здания зависит от его назначения, замечают разницу между жилыми, промышленными и общественными зданиями. У детей формируются знания о том, что у жилых домов есть, как правило, балконы, лоджии, цветочницы, используются различные формы оконных и дверных проемов. Часто общественные здания отделывают с помощью разных видов изобразительного искусства – скульптур, монументальной живописи, декоративной росписи, мозаики.
После цикла экскурсий, прогулок, благодаря которым дошкольники приобретают определенные представления о современной архитектуре, можно провести беседу на тему «Как жили наши предки».
На прогулках детей знакомят и с архитектурой малых форм: останавливаются около домов, любуются их красотой, вспоминают, как называются люди; проектирующие здания.
Понятна детям и красота ландшафтной архитектуры – архитектуры парков, скверов, заповедников.
Постепенно педагог подводит детей к пониманию зависимости между внешним видом архитектурного строения и его назначением.
Дети строят свои постройки по образцу, схеме, модели, архитекторы разрабатывают макеты зданий. В работе дошкольника- архитектора важна форма, красота, прочность, функциональность, так как архитектор строит здания для удобства людей.
Для развития эмоционального отклика у детей дошкольного возраста на проявления красоты в окружающем мире, для приобщения детей к миру искусства, для развития способностей к изобразительной деятельности воспитателю необходимо обеспечить активное взаимное взаимодействие взрослого и ребенка, ребенка и сверстников, поддерживать проявления самостоятельности, инициативы в изобразительной деятельности.
Вывод: Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинах, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывают эстетическое переживание, помогают детям глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунках, лепке, аппликации.
Постепенно у детей развивается художественный вкус.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с искусством живописи"
Художественное образование и воспитание средствами искусства – неотъемлемая часть достойного образования. «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасн...

Развитие художественно – эстетического восприятия окружающего мира у детей с нарушением зрения, посредством использования нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности.
Изобразительная деятельность имеет важное значение для всестороннего развития и воспитания детей с нарушением зрения, служит важным средством коррекции...
Опыт работы "Развитие мелкой моторики в процессе ознакомления с разными видами лепки"
Современная педагогическая наука рекомендует детям самого раннего возраста заниматься лепкой в целях развития мелкой моторики пальцев рук и речи, как явление взаимосвязанные друг с другом. Развитая ме...

Презентация педагогического проекта «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с жанрами живописи»
Тема проекта: «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с жанрами живописи».Участники: дети старшей логопедической группы № 11, воспитатель, младший во...

Педагогический проект «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с жанрами живописи»
Тема проекта: «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с жанрами живописи».Участники: дети старшей логопедической группы № 11, воспитатель, младший во...

презентация проекта «Развитие художественно-эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с искусством живописи (пейзажем, натюрмортом, портретом и былинно-сказочным жанром)»
Формировать у детей способности различать жанры живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, сказочно – былинная)....