Материаллы для участия в конкурсе "Воспитатель года России" в 2025 году
материал
Материаллы для участия в профессиональном конкурсе "Воспитатель года России" в 2025 году
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 156.83 КБ |
![]() | 155.51 КБ |
![]() | 72.28 КБ |
![]() | 21.59 КБ |
![]() | 299.48 КБ |
![]() | 269.7 КБ |
![]() | 183.72 КБ |
![]() | 449.81 КБ |
![]() | 184.42 КБ |
![]() | 1.15 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №13 «РАДУГА»
КОНСПЕКТ
непосредственно образовательной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет
по теме: «Путешествие в зимний лес»
Подготовила: Мирная Л.В.
Цель: формирование познавательной мотивации в познании окружающего мира через ознакомление с миром природы.
Задачи:
Образовательные:
1.Обобщать, уточнять и расширять представления и знания детей о диких животных в зимний период времени.
2.Познакомить детей со следами диких животных.
Развивающие:
1. Побуждать проявлять инициативу, самостоятельность, поощрять право выбора в процессе познавательной деятельности.
2.Развивать мышление, воображение, внимание, наблюдательность, коммуникативные способности.
3. Развивать умение вести диалог, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя.
Развивать интенсивное использование в своей речи прилагательных.
Воспитательные:
1. Способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной и самостоятельной деятельности.
Методы: Словесный, наглядный, практический.
Приемы: игровой, поисковый, объяснения, рассказ, вопросы, сюрпризный момент.
Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально - коммуникативное развитие.
Словарная работа: логово, берлога, грациозный, жилище.
Оборудование: объемные деревья, следы диких животных, снежные дорожки, сенсорная коробка с макетом зимнего леса, закрытые картинки, фонарик, магнитофон, пеньки, проектор, экран.
Ход НОД:
Организационный момент
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Как я рада вас видеть!
Я ладошку протяну, свое имя назову – меня зовут Людмила Викторовна.
Вы ладонь свою кладите - свое имя назовите. (дети по очереди называют свои имена) С вами мы теперь друзья, все как дружная семья. Ребята, вы знаете какое сейчас время года? (зима)
Слайд 1
Воспитатель: Посмотрите, какая красивая природа зимой. Вот снег пошел.
(Слышится звук вьюги) А это что за звук? Падает снег, дует сильный ветер. Что это? (вьюга).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, вьюга нам какой-то конверт принесла.
(Воспитатель достает конверт из- за экрана), здесь письмо.
«Помогите нам скорей!
Много нас - лесных зверей!
Перепутали следы
Как теперь домой дойти?
Как со следами разобраться,
Чтоб до нор своих добраться?
Вот волшебное письмо, приведет вас к нам оно»
Воспитатель: Ребята, мне кажется, лесным жителям необходима наша помощь. Как вы думаете, мы сможем им помочь? (ответы детей) Хорошо. Для этого нам нужно отправиться в зимний лес. Возьму волшебное письмо: приведет нас в лес оно (звук). Вот мы с вами и очутились на лесной полянке.
Рассказ воспитателя (по В. Бианки)
«Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь как гладкие чистые страницы большой книги. И кто ни пройдет по ним, всяк распишется. Днем идет снег — страницы чистые. А утром придешь — белые страницы покрыты множеством таинственных знаков: черточек, точек, непонятных завитушек. Значит, ночью здесь были разные лесные жители: ходили, прыгали, бегали, резвились. Кто был? Что делал?»
Воспитатель: Посмотрите, на этой полянке много разных следов. Все затоптано, перепутано. Кто оставил эти следы? Попробуем разобраться?
Игра «Подставь прилагательное» (с мячом)
Кто расхаживал по снегу, догадайся-ка по следу!
Каждый снежный след затаил в себе секрет.
Если пробежал заяц, мы его след называем - заячий,
-если прошел волк след Чей? (волчий),
-след медведя (медвежий),
-след белки (беличий),
-у птицы следы (птичьи),
-след лисы (лисий),
-след лося (лосиный).
-А если, прошел человек! (человеческий). Давайте повторим. (человеческий)
Воспитатель: Как же нам узнать, где, чей след? Как вы думаете? (ответы детей)
Правильно давайте отправимся по следам и посмотрим, куда они нас приведут.
Становитесь, друг за другом идем точно по следам, чтобы никто не заблудился в лесу. (В следах насыпан крахмал). Слышите, как снег скрипит под ногами, это значит что на улице сильный мороз.
(Дети вместе с воспитателем двигаются по запутанной дорожке, рассматривают следы. Останавливаются возле куста).
Воспитатель: Следы привели нас к кусту. Кто спрятался в сугробе под кустом? Посветите фонариком? Кого вы увидели? (зайца) Чьи это были следы? (заячьи)
2 Слад с изображением зайца.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какого цвета стал зайка с приходом зимы? (Ответы детей)
А почему зайка поменял шубку? (Ответы детей) А как вы думаете, легко ли зайчику зимой в лесу?
– Зимой зайцы кормятся по ночам корой деревьев. За ночь зайцы прокладывают по лесу глубокий видный след. Если бы заяц ходил прямо, то поутру его нашли бы по следу и поймали. Но трусость спасает его. Проскачет вперёд, испугается чего-нибудь – и со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет прочь. Опять стукнет что-нибудь – опять испугался и побежал в другую сторону.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что животного можно узнать не только по следам, а еще по его хвостику.
Дидактическая игра «Чей, хвост?»
Воспитатель: вам необходимо подобрать животному хвост. Молодцы, все справились с заданием. Отправляемся дальше в путь. (Дети идут дальше за воспитателем, останавливаются возле норы).
Воспитатель: Ребята посмотрите, чей то – хвост. Как вы думаете, кто здесь спрятался?
3 Слад с изображением лисы
Воспитатель: Правильно лиса.
Лиса зверь красивый и грациозный. Грациозный – это значит тот, кто двигается плавно, красиво, изящно. (Имитация движений лисы). У лисы густая рыжая шубка, очень пушистый хвост. А знаете ли вы, как называется лисий дом? (Нора). Нору лиса роет среди камней, корней деревьев. Любит лиса занимать чужие норы и пообедать мышкой или зайцем.
Воспитатель: Игра «Скажи наоборот»
Лиса быстрая, а медведь. (медленный)
Медведь большой, а заяц. (маленький)
У волка хвост длинный, а у ежа. (короткий)
Белка слабая, а волк. (сильный)
Физкультминутка «Звериная зарядка».
Раз – присядка. Присесть.
Два – прыжок. Подпрыгнуть.
Это заячья зарядка. “Ушки на макушке” – зайчики.
А лисята как проснутся, Потереть кулачком глаза.
Любят долго потянуться, Потянуться.
Обязательно зевнуть, Повороты туловища.
Рыжим хвостиком вильнуть. Движения бедрами вправо-влево.
А волчата спинку выгнуть Наклон вперед.
И легонечко подпрыгнуть. Прыжок вверх.
Ну а Мишка косолапый, Согнуть руки в локтях.
Широко расставив лапы, Ноги на ширине плеч.
То двумя, то всеми вместе Переступание с ноги на ногу.
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало – Руки развести в стороны.
Начинает все сначала.
Воспитатель: а нам пора продолжать наше путешествие. Здесь еще чьи-то следы. Ребята слышите. Что это за звук? (волк воет). Значит здесь проходил волк.
4 Слад с изображением волка.
Воспитатель: Да, ребята, это волк. Волк – это хищное животное. Как вы думаете, что значит хищное? (питается другими животными). Волки живут в стаях и по одному. Они стараются не попадаться на глаза человеку. Кто знает, как называется жилище волка? (логово). Волк зимой не впадает в спячку, животных зимой в лесу мало (мышки или др. мелкие животные), поэтому волки зимой голодные и злые. Кто знает, как называют детёнышей волка? (волчата). Правильно, давайте вспомним, как называют детенышей других животных.
Игра «Назови детеныша»
Я буду читать стихотворение, а вы его будете дополнять:
Весенним днем простой тропой звери шли на водопой
За мамой зайчихой прыгал…(зайчонок)
За мамой волчицей топал…(волчонок)
За мамой лисицей крался…(лисенок)
За мамой медведицей шёл….(медвежонок)
За мамой бельчихой скакал… (бельчонок)
За мамой ежихой плелся…(ежонок)
Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием. И помогли лесным животным отыскать свои следы. А теперь давайте поможем им отыскать свои жилища. (Переходим к сенсорной коробке, в которой есть «Снег» и жилища, заготовки снежных деревьев, кусты, дикие животные, лежат в контейнерах, дети самостоятельно их расставляют).
Воспитатель: Вы знаете, как называются жилища диких животных? У медведя – берлога, у лисицы – нора, у волка – логово, у зайца нет жилища, он живет под кустом.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете почему мы не нашли следы медведя? (потому что он спит). Мишка будет спать до весны. За зиму он ни разу не проснётся, с боку на бок не перевернётся. Чем крепче морозы, тем крепче спит медведь. А какие животные ещё спят зимой? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, это ёжики, еноты, барсуки.
Воспитатель: Ребята, вот все звери нашли свои дома, вы такие хорошие помощники, сделали доброе дело! А теперь пора возвращаться нам обратно: в детский сад. Возьму волшебное письмо. Закройте глаза. (Звук). Вот мы с вами и вернулись в детский сад.
Воспитатель: Где же мы сегодня с вами побывали? (в зимнем лесу). Что интересного вы узнали? (какие следы у животных). Теперь вы стали юными следопытами и научились читать следы на снегу. Вы молодцы. И я хочу вручить вам значки «Юного следопыта».
Сюрпризный момент
Детям вручаются значки.
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №13 «РАДУГА»
Сценарий мастер – класса
для педагогов
Тема: «Изготовление и использование в работе с детьми сенсорной коробки»
Подготовила: Мирная Л.В.
Дата проведения: 13 декабря 2025г.
Целевая аудитория: педагоги дошкольных учреждений.
Цель: Познакомить с возможностями использования сенсорных коробок в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи:
-Познакомить с понятием «Сенсорная коробка», с ее значимостью в развитии познавательной активности ребёнка.
-Развивать фантазию, творческое воображение, педагогические навыки участников.
-Совершенствовать умения участников мастер-класса по изготовлению сенсорных коробок опираясь на алгоритм.
Оборудование:
- емкость: пластиковые контейнеры с крышками;
- наполнитель для сенсорной коробки: рис, пшено, гречка (обычная или окрашенная с помощью красителей), макароны, шишки, желуди, камни, ракушки и т.д.
- игрушки: маленькие человечки, фигурки различных животных, кубики, погремушки, игрушечные предметы мебели, машинки, посуда и предметы быта, искусственные растения и т.д.
- инструменты: лопаточка, совок, грабли, ведерко, сито, воронка, ложки разных размеров и видов, щипцы, пластиковые стаканчики, формочки для печенья, формы для льда, форма для кексов, различные силиконовые формочки и т.д.
Планируемый результат:
Информирование педагогического сообщества о форме работы с детьми дошкольного возраста с использованием образовательной технологии «Сенсорная коробка».
Продолжительность: 15 минут. Мастер-класс для педагогов включает в себя четыре части: теоретическую, организационную, практическую и заключительную.
Ход мастер-класса:
Вводная часть.
Слайд 1 Уважаемые коллеги, меня зовут Мирная Людмила Викторовна.
Рада приветствовать вас на мастер-классе. Я хочу поделиться с вами своим опытом, как можно в игре развивать познавательную и речевую активность детей.
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями и чувствами. Познание окружающего мира начинается именно с ощущений и восприятия. Сенсорное восприятие направлено на то, чтобы научить детей полно и точно воспринимать предметы, их разнообразные и свойства. С этой целью в своей работе я использую сенсорные коробки. Что такое сенсорная коробка?
Слайд 2 Сенсорная коробка – это универсальная развивающая игрушка для детей, ёмкость с наполнителем, предназначенная для игры, главное назначение которой – дать возможность детям трогать, пересыпать, переливать, исследовать, изучать то, что находится внутри неё.
Ни для кого не секрет, что речь является важнейшим условием полноценного всестороннего развития ребенка. Становление её происходит на основе представлений ребенка об окружающей его действительности. Чем больше у ребенка накопленного опыта, тем быстрее он развивается.
Основная часть.
Какие же задачи можно решить с использованием сенсорной коробки?
Сенсорная коробка призвана развивать не только мелкую моторику, координацию движений, усидчивость, навыки сортировки, счета, группировки, измерения, восприятие и формирование знаний о внешних свойствах предметов и материалов, но благодаря ней у ребенка через тактильные ощущения развиваются такие психические процессы, как воображение, память, фантазия, внимание, мышление.
Так как многие дети любят проговаривать свои тактильные ощущения, происходит значительное расширение словарного запаса и развитие связной речи. Благодаря сенсорной коробке дети получают знания об окружающем мире через практические действия, опытно-экспериментальным путем, а главное – они делают это самостоятельно, что является важным условием для формирования развития познавательной активности. А также, способствует развитию совместного игрового взаимодействия со сверстниками.
Практическая часть.
Слайд 3 Сейчас я предлагаю вам самим попробовать собрать сенсорную коробку и убедиться, насколько легко это можно сделать.
Создание сенсорной коробки можно разделить на 3 этапа:
1. Выбор тематики.
2. Выбор наполнения сенсорной коробки и емкости для содержимого и выбор предметов наполнителей.
3.Соединение выбранного материала в одной емкости.
Перед вами пластиковые контейнеры и различные материалы, и предметы, с помощью которых вы смежите наполнить свои коробки.
Вам необходимо выбрать тему, определить цели и задачи. А затем наполнить свою сенсорную коробку и рассказать, как ее можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Играть с сенсорной коробкой может один ребенок или несколько, главное, чтобы им было удобно и не тесно.
ОЧЕНЬ ВАЖНО! Использование "Сенсорной коробки" только под наблюдением взрослых! Как вы думаете почему?
На самом деле игр можно придумать нескончаемое количество, все зависит от вашего воображения. Также можно основной наполнитель оставлять, а менять предметы наполнители, и эта уже будет сенсорная коробка на другую тему. Эта игрушка универсальная, которая дает возможность детям экспериментировать!
В своей работе с детьми я использую сенсорную коробку для развития познавательной и речевой деятельности. С помощью сенсорной коробки детям легче вспоминать последовательность действий в сказке или рассказе, что облегчает пересказ текста. Дети в игре придумывают собственный конец сказки или рассказа.
Заключительная часть.
Слайд 4.
Вывод: Сенсорная коробка – замечательная многофункциональная игрушка, которая подходит детям от 6 месяцев до 7 лет. Ее сделать легко при помощи подручных средств с минимальными материальными затратами. Игры в сенсорной коробке развивают мелкую моторику, память, внимание, мышление, речь и воображение ребенка. Сенсорные коробки можно использовать при изучении различных тем, в ходе непосредственно – образовательной деятельности и для индивидуальной работы.
Надеюсь, что мастер-класс вам пригодиться и станет стимулом к созданию новых идей! Спасибо, что за активное участие в работе мастер-класса. Желаю всем творческих успехов!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель данной методики: дать ребенку как можно больше разных тактильных ощущений, способствовать развитию познавательной активности ребёнка. 1.Развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, творческое и пространственное мышление, навыки сортировки и классификации, усидчивость, терпение, координацию движений Задачи 2.Способствать формированию элементарных математических представлений и сенсорных эталонов 3.Способствовать развитию речи, обогащению активного и пассивного словаря 4. Развивает у детей умения управлять своими эмоциями. 5. Учить сотрудничеству и самостоятельному разрешению конфликтов, если с коробкой играет одновременно несколько детей. Сенсорная коробка – это универсальная развивающая игрушка для детей, ёмкость с наполнителем, предназначенная для игры, главное назначение которой – дать возможность детям трогать, пересыпать, переливать, исследовать, изучать то, что находится внутри неё.
Сенсорную коробку можно использовать в разных областях воспитательно-образовательного процесса В познавательном развитии Р ебенок направлен на познание окружающего мира, у него развивается творческое воображение, формируются знания об окружающей среде и свойствах предметов, о таких понятиях как цвет, форма, размер, количество В социально - коммуникативном развитии У детей формируется эмоциональная отзывчивость, навыки доброжелательного общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками В художественно-эстетическом развитии У детей развивается интерес к самостоятельной творческой деятельности, где они знакомятся с различными видами материалов, учатся их соединять, объединять единым сюжетом. Учатся работать в коллективе
Преимущества сенсорных коробок Технология «Сенсорная коробка» Н е занимают много времени на подготовку Н е требуют финансовых вложений Являются отличным дополнением к тематическим занятиям Предоставляют множество возможностей для обучения Не занимают много места
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №13 «РАДУГА»
ОПЫТ РАБОТЫ
На тему:
«Использование сенсорных коробок с детьми дошкольного возраста в ДОУ»
Подготовила: Мирная Л.В.
Пояснительная записка
Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.
В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования одним из принципов выступает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через включение его в различные виды деятельности, что указывает на необходимость создания и оснащения развивающей предметно-пространственной среды во всех возрастных группах дошкольной организации. И здесь у руководителей и педагогов дошкольной организации возникает вопрос: «Откуда взять материальные средства?». Но практика работы детских садов в России показывает, что не всегда то, что куплено за деньги, оказывает развивающее влияние на наших детей, а зачастую даже и наоборот. И если оглянуться хотя бы на несколько десятилетий назад, то можно увидеть, что многие дидактические пособия и игры были сделаны руками воспитателей, а не куплены в магазине.
Одним из условий сенсорного развития является наличие у ребенка познавательного интереса к какому-либо роду деятельности. Познавательный интерес – это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Познавательный интерес не возникает сам по себе у ребенка, его формирование достаточно трудоемкий процесс и от взрослых зависит, каким он будет – успешным или наоборот.
Актуальность
Сенсорное воспитание служит основой познания мира. Успешность
умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, воспринимает окружающее.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования психологов показали, что значительная часть трудностей начального обучения в школе связана с недостаточной точностью и гибкостью сенсорного восприятия.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой
практической деятельностью. Истоки способностей детей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в дошкольном возрасте.
В последнее время часто на различных сайтах, посвященных воспитанию и обучению детей дошкольного возраста, упоминается так называемая «чудо-коробка» или, если говорить на языке педагогики, «сенсорная коробка». Так что же такое сенсорная коробка?
Сенсорная коробочка – это емкость с каким-нибудь наполнителем, главное назначение которой – дать возможность детям трогать, исследовать, пересыпать, переливать, изучать, то, что находится внутри, а также развивает мелкую моторику пальцев рук, влияет на развитие речи, тренирует усидчивость, сосредоточенность и внимание, и имеет ряд преимуществ, которые позволяют широко её использовать.
- не занимает много времени на подготовку;
- не занимает много места;
- практически не требует финансовых вложений;
- предоставляет множество возможностей для обучения;
- вызывает интерес и занимает ребенка надолго;
помогает обучить любой теме в игровой форме;
- подходит для групповой игры;
- легко хранится.
Еще один очень важный аргумент при использовании сенсорных коробок - это взаимодействие детей; умение договариваться друг с другом и согласовывать действия в игре.
Цель: дать ребенку как можно больше разных тактильных ощущений, способствовать развитию познавательной активности ребёнка.
Задачи:
1.Развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, творческое и пространственное мышление, навыки сортировки и классификации, усидчивость, терпение, координацию движений
2.Способствать формированию элементарных математических представлений и сенсорных эталонов.
3.Способствовать развитию речи, обогащению активного и пассивного словаря.
4. Развивает у детей умения управлять своими эмоциями.
5. Учить сотрудничеству и самостоятельному разрешению конфликтов, если с коробкой играет одновременно несколько детей.
Область применения, возраст воспитанников.
Сенсорные коробки универсальны тем, что могут использоваться во всех возрастных группах.
Для детей 1,5-2 используются сенсорные коробочки с наполнителем, разным по тактильным ощущениям.
Цель – дать ребенку как можно больше разных тактильных ощущений, разработать пальчики и ручки в целом.
Детям 2-3 в сенсорные коробки нужно добавить игрушки и предметы и показать как с ними играть (что с ними делать).
Цель игры – развивать координацию движений и мелкую моторику. Попутно ребенок обучается различать предметы по размерам, цветам, свойствам.
Для детей 3-5 лет сенсорные коробки служат основой для организации сюжетно-ролевых игр. Когда ребенок начинает что-нибудь воображать и придумывать, его можно увлечь ролевыми играми, действия которых будут происходить в сенсорной коробке. Ребенок сам с удовольствием будет наполнять коробку наполнителями, какими больше нравятся.
Для детей 5-7 лет сенсорные коробки становятся не только инструментом для развития всех органов чувств, но и пространством для фантазий, логических и познавательных игр.
Сенсорную коробку в работе с детьми я использую в разных областях воспитательно-образовательного процесса
В познавательном развитии
Ребенок направлен на познание окружающего мира, у него развивается творческое воображение, формируются знания об окружающей среде и свойствах предметов, о таких понятиях как цвет, форма, размер, количество .
В социально - коммуникативном развитии
У детей формируется эмоциональная отзывчивость, навыки доброжелательного общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
В художественно-эстетическом развитии У детей развивается интерес к самостоятельной творческой деятельности, где они знакомятся с различными видами материалов, учатся их соединять, объединять единым сюжетом. Учатся работать в коллективе.
В речевом развитии
Ни для кого не секрет, что речь является важнейшим условием полноценного всестороннего развития ребенка. Становление её происходит на основе представлений ребенка об окружающей его действительности. Чем больше у ребенка накопленного опыта, тем быстрее он развивается.
Сенсорная коробка помогает мне развивать не только мелкую моторику, координацию движений, усидчивость, навыки сортировки, счета, группировки, измерения, восприятие и формирование знаний о внешних свойствах предметов и материалов, но благодаря ней у детей через тактильные ощущения развиваются такие психические процессы, как воображение, память, фантазия, внимание, мышление. Так как многие дети любят проговаривать свои тактильные ощущения, происходит значительное расширение словарного запаса и развитие связной речи. Благодаря сенсорной коробке дети получают знания об окружающем мире через практические действия, опытно-экспериментальным путем, а главное – они делают это самостоятельно, что является важным условием для формирования развития познавательной активности. А также, способствует развитию совместного игрового взаимодействия со сверстниками.
Ожидаемые результаты для детей:
Положительная динамика формирования сенсорно -математических эталонов у детей дошкольного возраста.
Развитие речи, обогащение активного и пассивного словаря.
Развитие навыков сотрудничества и самостоятельного разрешения конфликтов.
Из чего сделать сенсорную коробочку?
Емкость для наполнения подойдет практически любая, главное чтобы она была удобной, безопасной и вместительной.
Это может быть:
картонная или деревянная коробка, пластиковый контейнер,
миска, надувной бассейн, таз, поднос с бортиками.
Материал для сенсорных коробок:
Всевозможные крупы: гречка, рис, пшено, перловка, манка, овсянка.
Бобовые: фасоль, горох. Макароны, мука, сахар, соль, крахмал.
Природный материал: песок, камни, перья.
Текстиль и швейная фурнитура: ленты, кружева, веревки, кусочки ткани, бусины, пуговицы. Вата, ватные диски, кусочки поролона и губки.
Предметы, с которыми можно играть: мелкие фигурки животных и людей, кубики, кольца, шарики, лоскуты ткани, маленькие коробочки, камушки, игрушечные фрукты, деревянные игрушки.
Техника безопасности при занятии с сенсорными коробками.
1. Перед работой убедиться (спросить у родителей), нет ли аллергии у кого-либо из участников игры на любой компонент из коробки.
2.Занятие (игра) проводится группами по 2-3 ребенка, или индивидуально.
3. Нельзя оставлять ребенка во время игры с сенсорными коробочками наедине.
4.При работе с детьми до 3 лет коробка не должна содержать мелких деталей, которые ребенок мог бы проглотить. Чем младше ребенок, тем крупнее должны быть компоненты, содержащиеся в коробке.
5.До и после окончания работы - помыть руки с мылом!
Сенсорные коробки можно использовать при изучении различных тем на занятиях в разных образовательных областях, или пополнить развивающую предметно-пространственную среду в группе для самостоятельной и/или индивидуальной работы с детьми. Но самое главное достоинство сенсорной коробки – это то, что ее можно использовать в играх с детьми, начиная с самого раннего возраста и заканчивая тем возрастом, когда самому ребенку это будет уже не интересно.
В нашей стране в дошкольных организациях педагогическая деятельность устроена так, что многие воспитатели каждый год работают с детьми разного возраста, преимущественно с трех до семи лет, поэтому, на мой взгляд, сенсорная коробка является универсальным дидактическим пособием для сенсомоторного развития детей в разные возрастные периоды.
В работе с детьми 3–7 лет я создаю сенсорные коробки по тематическому принципу, то есть организую так, чтобы дети смогли организовать сюжетно-ролевые игры. Емкости для коробок подбираю не очень большие, но и не маленькие, так как в таком возрасте дети любят играть не в одиночестве, а со сверстниками.
Такие коробочки мы создавали вместе с детьми, обговорив заранее тему. А также можно внести на занятие как сюрпризный момент для изучение нового или для закрепление пройденного материала.
Первая «сенсорная коробочка» была создана мной для закрепления пройденного материала по теме «Дикие животные в лесу», в прозрачном контейнере объёмом 10 л, была насыпана манная крупа и помещены животные: медведь, волк, заяц, лиса и белка, дети сначала рассмотрели коробку, чем она наполнена, затем по желанию брали животного и рассказывали о нём; чем питается зимой, где живёт и как готовится к зиме.
Увидев заинтересованность детей в работе с такой «чудо-коробкой» решила продолжить работу и предложила детям совместно со мной создать коробку на тему «Подводный мир». На стенках прозрачного контейнера нарисовали водоросли, гидрогель залили водой, подготовили рыбок, в процессе изготовления данной «сенсорной коробочки», была проведена беседа- кто такие морские обитатели, где они живут и чем питаются.
Для игры «Ферма», я использовала крупы (горох и пшеничную), для того, чтобы дети могли делить игровое пространство на зоны. Кроме этого, были подобраны фигурки животных, людей, также можно использовать мелкий конструктор типа «Лего» или детали деревянного строительного материала, различный бросовый материал (крышки от пластиковых бутылок, палочки от мороженого, бутылки и баночки из-под йогурта и т.д.).
Сейчас много мелких игрушек, сделанных по мотивам популярных мультфильмов, с которыми дети приходят в детский сад и предпочитают играть только с ними. Для организации таких игр в группе мной созданы несколько сенсорных коробок с разными наполнителями, которые находятся в свободном доступе у детей, и которые они могут использовать по своему усмотрению. Это намного удобнее и интереснее чем, если бы ребенок играл бы просто на столе, ковре или в каком-либо другом месте группового помещения. Но этот прием можно использовать только в старшем дошкольном возрасте, когда у детей достаточно развито воображение для самостоятельной организации игрового пространства.
Таким образом, использование сенсорной коробки в работе с детьми дошкольного возраста возможно без особых материальных затрат и больших усилий со стороны воспитателя, главное – заинтересовать ребенка, показать возможности для организации самостоятельной игры. Ну и, конечно же, не забывать часто, менять ее содержимое и не давать ребенку все сразу, чтобы каждая игра с сенсорной коробкой давала детям ощущение новизны, и поэтому оставалась бы для них всегда привлекательной и интересной, а главное – несла бы в себе развивающую функцию.
Вывод: использование сенсорной коробки в работе с дошкольниками это интересная и полезная работа, главное – заинтересовать ребенка, показать возможности для организации самостоятельной игры. Важно не забывать менять содержимое коробочки и не давать детям все сразу, чтобы каждая игра давала детям ощущение новизны и необычности, оставалась для них всегда интересной, заманчивой, а главное – несла в себе развивающую функцию.
Сенсорные коробки с крупой
Добавьте в крупу камушки, фасоль, болтики, игральные кубики, монетки (чистые), пуговицы и прочую мелочевку. Ребенку очень понравится выбирать предметы из крупы и складывать их в баночку. В процессе игры хорошо тренируется пинцетный захват пальчиками. Ребенку 1.5 лет и старше можно предложить еще и сортировать найденные предметы по цветам или форме.
Также в такой коробке можно практиковать орудийные действия, поэтому подготовьте совки, ложки и емкости. Тем, кто уже научился справляться с совком, можно показывать, как пересыпать крупу из одной тары в другую. Для разнообразия сенсорного опыта в играх я использую разные крупы: гречку, пшено, овсянку, манку, рис, горох. Рис можно еще и покрасить в яркие цвета.
Сенсорные коробки по цветам
Чтобы малыш лучше запомнил цвета сенсорную коробку можно использовать в одном цвете. В процессе игры с такой коробкой ребенок очень быстро усваивает цвета, т.к. нужный цвет находится все время перед глазами, а его название много раз упоминается во время обсуждения игры.
Сенсорная коробка с макаронами
Чтобы разнообразить тактильный опыт малышей, я использую наполнитель покрупнее, например, макароны. Суть игры здесь та же самая – перекладываем макароны ложкой, достаем руками, отыскиваем среди макарон небольшие игрушки. Еще дети очень любят надевать большие макароны на пальчик. Здесь можно использовать игру «Покорми зверушку» с использованием голодной баночки.
Сенсорная коробка с ситом
Для детей, которые уже хорошо освоили совок, можно предложить и другие приспособления для игры, например, сито.
Один совет: для сенсорной коробки с ситом нужно брать крупу помельче, например, манку. При помощи сита вы можете научить малыша отделять от манки фасоль, пуговицы или маленькие игрушки. В общем, сыграть в Золушку. В ходе этого опыта у ребенка складывается четкое представление о совместимости размеров, он понимает, что в мелкие дырочки сита крупные зернышки или предметы никак не поместятся.
Сенсорная коробка с гидрогелем (аквагрунтом)
Ощущения здесь совсем новые и непривычные – аквагрунт скользкий, прохладный, мокрый и в то же время не жидкий. А достать из него игрушки для малыша не так просто, как кажется, они того и гляди выскользнут!
Найти аквагрунт можно в любом цветочном магазине. Его нужно залить водой за несколько часов до игры.
Сенсорная коробка с водой
Игры с водой хорошо устраивать в тазике или в большом контейнере. Очень увлекательное занятие – вылавливать из воды игрушки ложкой, поварешкой или сачком. При этом одинаково интересно доставать как плавающие, так и тонущие предметы, заодно ребенок получает первое понимание «тонет-не тонет».
Можно также взять различные стаканчики и формочки, переливать при помощи них воду, набирать воду большой ложкой в стаканчик. А еще можно делать для маленьких игрушек кораблики из песочных формочек.
Тематические сенсорные коробки для детей
«Ферма»
Сенсорная коробка с домашними животными отлично подойдет в качестве первой тематической коробочки. Как правило, дети просто обожают кого-то кормить, а в этой коробке для маленького «кормильца» просто благодать, можно сколько угодно насыпать корм в корыта и чашки. Во время игры можно ненавязчиво повторять названия домашних животных, вспоминать, кто чем питается, кто как помогает человеку и т.д.
«Море»
Очень простая в исполнении и очень необычная по ощущениям морская сенсорная коробка-желешка. Понадобится только вода, желатин, любой краситель (пищевой, гуашь, жидкая акварель), ну и немножко терпения, чтобы все это хорошенько застыло. Детям очень нравится возиться в этой необычной консистенции, изучать ее на ощупь, расковыривать в ней дырочки, находить спрятанные фигурки, просто шлепать по ней, в конце концов.
«Зима», «Северный полюс»
Главный элемент зимней сенсорной коробки – снег. Из чего сделать снег?
Манка, рис, крупная соль, вата или ватные шарики, покрошенный пенопласт. Очень приятная по консистенции масса получается, если смешать крахмал или соду (400 г) и пену для бритья (200 мл), Пену лучше покупать для чувствительной кожи.
«Поиск сокровищ»
Песок, лопатки-совочки и спрятанные драгоценности (бусы, цепочки, брошки, коробочки-сундучки) – настоящий рай для юного кладоискателя!
«Осень»
Наполните контейнер осенними листьями, шишками, травой и другими природными материалами. Дополнят картину фигурки животных, фермера, грабли, игрушечные фрукты и овощи.
«Летняя лужайка»
Коробка наполнена подкрашенным в зеленый цвет геркулесом-травкой, а в травке ползают жуки, кузнечики и божьи коровки.
Перечень используемой литературы
1. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. - М.: Просвещение, 2005. - 424с.
2. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. - М.: Просвещение, 2009. - 160 с.
3. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 2006. - 203 с.
4. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. - М.; Мозаика-Синтез, 2009. - 72 с.
5. Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета // Первые шаги: (Модель воспитания детей раннего возраста). - М.: 2002 - с. 303-310.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа саморазвития воспитателя на 2023-2025 годы.
Программа саморазвития воспитателя на 2023-2025 годы....

Информационная карта участника муниципального этапа Всероссийского профессионального конкурса "Воспитатель года России" 2024 году
Информационная карта участника муниципального этапа Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» 2024 года(фотопортрет4´6 см) Беспалько______________...

Информационная карта участника муниципального этапа всероссийского конкурса «Воспитатель года России» 2024 года
Информационная карта участника муниципального этапа всероссийского конкурса«Воспитатель года России» 2024 года_________ _ Стрельцова________________(фамилия)_______...

Конкурс "Воспитатель года России" 2025 год
Детский тимбилдинг – это полноценная система формирования внутригрупповых неформальных дружеских связей, раскрытие личностного потенциала и лидерских качества каждого участника, фо...

Организованно образовательная деятельность воспитателя на февраль 2025 года
Сетка образовательной деятельности воспитателя первой младшей группы "РАДУГА" на февраль 2025года....

"Педагогическая находка" на конкурс Воспитатель года России" (2025 год). Конспект по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие по России"
Целью данного занятия является развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.Задачи: - обобщить и систематизировать знания детей о России;- формировать уважительное отношен...

Информационная карта участника регионального этапа Всероссийского профессионального конкурса «Лучший воспитатель родного языка» 2025 года
Информационная карта участника регионального этапа Всероссийского профессионального конкурса «Лучший воспитатель родного языка» 2025 года...