Конкурс "Воспитатель года России" 2025 год
материал (старшая группа)

Тернопольская Ольга Ивановна

    Детский тимбилдинг – это полноценная система формирования внутригрупповых неформальных дружеских связей, раскрытие личностного потенциала и лидерских качества каждого участника, формирование чувства ответственности и взаимопомощи, поиск новых способов общения и ведения диалога.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Picture background

Опыт работы:

«Детский тимбилдинг как современная технология воспитания и развития детей»

Воспитатель

МБДОУ- детский сад

комбинированного вида №4

п.г.т. Погар

Тернопольская Ольга Ивановна

Погар, 2025 г.

Опыт работы на тему:

«Детский тимбилдинг как современная технология воспитания и развития детей»

В последние годы   умение работать в команде имеет большое значение практически во всех сферах   деятельности современного общества. Команды сопровождают деятельность человека   изо дня в день, и для многих областей производственной и частной жизни они становятся неотъемлемой их частью. Однако коллектив детей и команда единомышленников — совсем не одно и то же.

Детский коллектив дошкольников – это детская группа, в которой создается система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого его члена. Что дает детский коллектив ребенку? В условиях совместной жизнедеятельности у воспитанников формируются коллективистические, гуманистические установки, уважение к другим людям, способность активно откликаться на нужды других людей, жить общественными интересами, готовность к взаимопомощи. Воспитательный и развивающий потенциалы детского коллектива огромны. Мы живем в современном мире, и умение работать в команде необходимо формировать с самого раннего возраста.

От того, как сложатся отношения ребенка в первом его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба. Это актуализируется и в ФГОС ДО в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в связи с чем становится актуальным поиск новых форм и методов работы с детьми дошкольного возраста. Здесь на помощь педагогу может прийти тимбилдинг – технология командообразования, благодаря которой дети сближаются и эффективно выстраивают общение между собой в коллективе. 

Что же такое тимбилдинг и почему он так интересен? В детском возрасте общению и дружбе придается гораздо больше значения, чем у взрослых. Все дети любят играть, а тимбилдинг – это веселые, быстрые, интересные, увлекательные, а иногда спокойные командные игры. Командообразование для детей построено именно таким образом, чтобы могли участвовать дети практически любого возраста. Все командные игры для детей учат их общаться друг с другом и со взрослыми. Учат поддерживать друг друга, переживать, раскрепощать, учат действовать в команде и побеждать.

           Тимбилдинг (англ. Team building) — построение команды или командообразование – мероприятия игрового, развлекательного и творческого характера, направленные на улучшение взаимодействия между участниками, повышение сплоченности коллектива на основе осознания общих ценностей и представлений.

Командные игры -  это составляющая тимбилдинга, так как, это понятие более широкое и включает в себя не только командные игры спортивной направленности (футбол, эстафеты и т.), а также мероприятия развлекательного характера, творческой направленности (походы, квест-игры и тд.)

Тимбилдинг – это взрослое мероприятие, в котором решаются вопросы внутрикорпоративного командообразования, сплоченности, укрепления культуры и так далее. Но не многие задумываются о том, что существует еще и такое понятие, как «детский тимбилдинг» и наша страна является одной из родоначальниц этого явления. История детского и юношеского командообразования берет свое начало со времен пионерских лагерей, турслетов и выездных многодневных походов. Именно тогда, в далеком прошлом, зародился «Детский тимбилдинг».

    Детский тимбилдинг – это полноценная система формирования внутригрупповых неформальных дружеских связей, раскрытие личностного потенциала и лидерских качества каждого участника, формирование чувства ответственности и взаимопомощи, поиск новых способов общения и ведения диалога.

   А  также для детей командообразование– это способ, благодаря которому в коллективе дети сближаются и выстраивают общение между собой. Это инструмент для укрепления команды. Когда проводятся различные конкурсы, дети учатся взаимодействовать друг с другом.

Несомненно данная технология имеет ряд достоинств: для большинства таких игр не требуется никаких приспособлений, их можно проводить в обычном дворе и даже в закрытом помещении.

При использовании технологии командообразования в своей работе, мы ставим перед собой следующие задачи:

-создать и поддержать дружеские отношения в группе;

-повысить уровень доверия и взаимопомощи в группе

-повысить уровень личной ответственности за результат;

-перевести мышление детей из состояния конкуренции к сотрудничеству.

- сформировать благоприятный психологический климата детского коллектива.

Командообразование опирается на следующие принципы:

  • Ни в коем случае нельзя сравнивать детей
  • Не стоит сильно увлекаться играми соревновательного характера.
  • Выделять значимость каждого ребенка.
  • Нельзя ни про кого забывать.
  • При игре лучше всего использовать местоимение «МЫ»

  Чтобы провести большую часть игр, инвентарь практически не требуется. Кроме этого, можно провести тимбилдинг на природе, в помещении, на детской площадке для большого количества детей. И конечно, проводить его нужно в развлекательной форме, используя какой-нибудь яркий сюжет. Пора выйти за пределы традиционного мышления. Долой лозунг «Каждый сам за себя!», пришло время командных решений. Почувствовать плечо друга, поддержку команды, взаимодействие друг с другом поможет командная игра «Детский Тимбилдинг».

 Детям необходимо научиться понимать друг друга и выполнять сложные задачи сообща, рассчитывая на эффективность. Для того, чтобы команда заняла первые позиции, необходимо дружно и слаженно пройти все испытания.

  Чему надо научить ребенка, чтобы ему было легко работать в команде?

     1. Каждый выполняет свое дело.

      2. Обсуждения и общее согласование.

     3. Ребенок – не «пуп земли».

4. Людям иногда свойственно ошибаться, и в этом нет абсолютно ничего страшного.

  Детям бывает весьма непросто научиться слышать кого-то кроме себя, и задача педагога, донести ему тот факт, что в этом мире существуют и другие люди, мнение которых надо учитывать, а также уметь с ними правильно взаимодействовать, чтобы никто не был в обиде и все получили выгоду от общего дела.

 Идеальным решением для отработки командной работы и внутри коллективных взаимоотношений является тимбилдинг.

Таким образом, детский тимбилдинг, при конкретизации специфики его содержательной и технологической характеристик, способен превратить группу детей дошкольного возраста в мобильный, жизнеспособный, позитивно направленный, развивающийся детский коллектив, отношения в котором основываются на уважительном, доброжелательном отношении детей друг к другу, а развитие каждого достигает успешной социализации.



Предварительный просмотр:

 ПРИЛОЖЕНИЕ

ИГРОТЕКА ДЕТСКОГО ТИМБИЛДИНГА

1.      Использование игровых упражнений по сплочению детского коллектива.

«Назовись»

Все стоят в кругу, держа вытянутые руки перед собой. Начинающий игру бросает мяч через центр круга одному из участников и называет при этом своё имя. После броска он отпускает руки. После того, как мяч обойдёт всех, и все опустят руки, игра начинается по второму кругу. Каждый из участников бросает мяч тому человеку, которому он бросал в первый раз, и снова называет своё имя. Третий раунд этой игры несколько изменён. Опять же все стоят в кругу с вытянутыми руками, но теперь участник, бросавший мяч, должен назвать своё имя, поймавший мяч, проделывает то же самое.

«Имя в центре»

Во время физминутки дети образуют круг. В его центр по очереди вызываются, например, все Саши или все Лены. Круг начинает скандировать их имена в такт музыке. Так до тех пор, пока все имена не побудут в центре. Таким образом, каждый ребенок получает возможность побыть в центре внимания всего коллектива.

«Комплементы»

Воспитатель называет имя ребенка, а остальные, по кругу могут сказать какая она, он. В итоге дети получают возможность услышать положительный отклик на себя (а ответы могут быть только положительными и приятными). Игра проводится в начале дня или после тихого часа.

«Дружба»

Участники игры разбиваются по трое и по двое. Каждая тройка, держась за руки, образует малые круги по всей площадке. Вокруг малых кругов прогуливается несколько пар, тоже держащихся за руки. По договоренности между собой они могут выбрать любого человека из любой тройки. Договорившись, игроки подходят к одной из троек и заключают выбранного человека внутрь своего круга, который образовывают, взявшись за руки. Оставшиеся два игрока из тройки становятся выбирающей парой. А вновь образовавшаяся тройка знакомится между собой.

«Шуршунчнк»

Воспитатель говорит, что «Шуршунчик» находится у него в руках и начинает передавать его по кругу со звуком «пф-ф-ф» (как легкое дуновение на ладонь). Попадая в руки каждого, «Шуршунчик» может изменять свою форму, размер (можно раздувать его, уменьшать, делать тяжелым, легким). Передав «Шуршунчика» следующему, необходимо сопровождать свое действие соответствующими звуками и жестами, характерными для данного состояния «Шуршунчика». Иигра способствует снятию комплексов в общении, развивает фантазию и воображение, позволяет настроить ребят на восприятие другого человека.

«Сломанный телефон»

 Все участники становятся или рассаживаются в ряд. Один из игроков – ведущий. Он задумывает слово или простое словосочетание. Очень тихо сообщает задуманное игроку, сидящему первым. Первый игрок произносит то, что услышал от ведущего, шепотом на ухо своему ближайшему соседу, тот своему соседу и т.д. Игрок, который оказался последним в ряду, громко произносит то, что ему сообщили. Получаются очень смешные искажения. Ведущему интересно выяснить, на каком игроке слово изменилось. Этот игрок становится следующим ведущим.

«Паровозик Чух-чух»

Все участники-вагончики-встают в круг. Выбираются двое водящих паровозиков. Каждый паровозик должен сформировать свой состав из вагончиков. Для этого водящий подходит к любому из игроков, стоящих в кругу, и произносит: «Я паровозик Чух-чух. Хочешь со мной покататься?» (называет имя игрока, затем обязательно называет свое имя.). После этого вагончик прицепляется к хвосту состава.

«Сказочный коллаж»

Ребята сидят в кругу. Ведущий произносит первую фразу – одно предложение, которое является началом сказки. Следующий участник следующее предложение, логично продолжая начатое повествование. В результате должна получиться единая смешная сказочная история.

«Ручеек»

Это хорошо знакомая народная игра помогает детям взять на себя смелость и самостоятельно сделать выбор партнера в паре. Это позволяет в игровой форме преодолеть неположительное отношение друг к другу или сократить дистанцию общения между детьми в группе.

«Верёвочка»

Для проведения этой игры возьмите верёвку и свяжите её концы так, чтобы было образовано кольцо. (Длина верёвки зависит от количества участвующих в игре ребят). Ребята встают в круг и берутся двумя руками за верёвку, которая находится внутри круга. Задание: «Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук верёвку, построить треугольник, круг, квадрат». Это учит детей слаженным командным действиям и выявляет лидеров команды. Игру можно продолжать, усложняя задачу, и предложить ребятам построить звезду, шестиугольник.

«Билетики»

Играющие образуют два круга и встают лицом друг к другу, образуя пары. Внутренний круг - это билетики, внешний - пассажиры. В центре стоит безбилетник - «заяц». По команде ведущего: «Поехали!», круги начинают вращаться в разные стороны. Ведущий кричит: «Контролер!». Билетики остаются на местах, а пассажиры должны найти свою пару. «Заяц» хватает тот билетик, который ему понравился. Пассажир, оставшийся без билета, становится водящим – «зайцем». При встрече «билетик» и «пассажир» знакомятся. Через некоторое время «пассажир» может ловить не только свой, но и любой понравившийся ему «билетик»

«Карабас»

Следующей подобной игрой будет игра «Карабас». Для проведения игры детей рассаживают в круг, вместе с ними садится воспитатель, который предлагает условия игры: «Ребята, вы все знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Теперь все вы - куклы. Я произнесу слово «КА-РА-БАС» и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы должны будете, не договариваясь, встать со стульев, причём столько человек, сколько я покажу пальцев. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции». Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные. Рекомендуется повторить игру 4-5 раз.

«Джинн»

Поскольку детям очень нравятся герои мультсериалов Уолта Диснея, то мы решили предложить детям игру с одним из героев этих мультфильмов. Дети становились в круг с поднятыми вверх и направленными к центру руками и изображали бутылку, в которой живёт Джинн. Ребёнок, выбранный в роль Джинна, находился в центре круга. После волшебных слов «Крибле! Крабле! Бумс!», которые произносили дети хором, они расступались и выпускали Джинна из бутылки. Он выбегал и просил, чтобы дети загадывали три желания, которые он должен выполнить: улыбнуться, попрыгать, станцевать, прохлопать в ладоши, сделать зарядку или рассказать загадку. Это позволяет деятм научиться соподчинять свои действия командному решению.

«Добрые руки»

Детям предлагается с закрытыми глазами поздороваться или поиграть, потанцевать или погладить руку-друга, используя отверстия в коробочке. Это формирует определенное доверие детей дуг к другу.

«Не слышу»

Всё участники разбиваются на пары. Задается следующая ситуация. Детей разделяет толстое стекло (в поезде, в автобусе...), они не слышат друг друга, но у одного из них срочно возникла необходимость что-то сказать другому. Нужно, не договариваясь с партнером о содержании разговора, попробовать передать через стекло все что нужно и получить ответ. Результаты обсуждаются.

«Фраза по кругу»

Ведущий предлагает выбрать какую-нибудь простую фразу, например: «В саду падали яблоки». Участники, начиная с первого игрока, произносят эту фразу по очереди. Каждый участник игры должен произнести фразу с новой интонацией (вопросительной, восклицательной, удивленной, безразличной и т. д.).

«Цвета эмоций»

 Выбирается водящий. По удару гонга он закрывает глаза, а остальные участники задумывают тихонько между собой какой-нибудь цвет, для начала лучше один из основных: красный, зеленый, синий, желтый. Когда водящий откроет глаза, все участники своим поведением, главным образом эмоциональным состоянием, пытаются изобразить этот цвет, не называя его, а водящий должен отгадать, что это за цвет. Если он отгадал, то выбирается другой водящий, если нет — остается тот же самый.

2. Использование педагогических приемов профилактики барьеров общения.

«Я и животное»

По просьбе воспитателя дети представляли, что рядом с ними названное взрослым животное. Дети должны были эмоционально реагировать на это животное (кошку, собаку, змею, ежа, крысу, хомячка).

«Садовник»

На начальном этапе взрослый, а на последующих кто-либо из детей, исполняя роль садовника, который сажал, поливал, рыхлил цветы. Детям предлагалось изобразить цветы, которые растут от хорошего ухода садовника и тянутся к солнышку.

«Доктор Айболит»

Мы предлагали кому-нибудь из детей роль доктора Айболита. Остальные изображали больных обезьян. Было интересно наблюдать за детьми, находящимися в роли доктора Айболита. Не у всех детей получалось выражать сочувствие больным обезьянам, но некоторым детям удавалось довольно искренне выражать сострадание к больным и с заботой раздать лекарство обезьянкам. Обезьянки, в свою очередь, правдоподобно изображали, как у них болят животики, а после лечения с большим энтузиазмом показывали радость. В данной развивающей игре мы преследовали цель не только развивать воображение и выразительность движений, но и доброму отношению к чужой боли, а также снятия напряжения в отношениях между детьми.

«Березки»

Мы предлагали детям изобразить деревья в разное время года. Сложность этой игры заключается в том, что детям необходимо было изобразить деревья в разное время года и подчеркнуть в пантомимике особенности, изменения, происходящие с деревьями в определенный период, договорившись друг с другом. На начальном этапе детям предлагался комментарий взрослого:

«Лето»

Березки разговаривают друг с другом, шелестят листочками, помахивая веточками. Осень. Облетаю листья на березках. Все чаще дует сильный, пронизывающий ветер, который качает деревья из стороны в сторону. Зима. Веточки на березках дрожат от холода. Снег пригибает их к земле. Весна. Снег тает. Веточки поднимаются вверх. Набухшие почки лопаются, из них появляются листочки».

«Рукавички»

Мы раздали детям рукавички, вырезанные из бумаги, в центре которых схематично изображены эмоции. Каждому ребёнку предлагалось рассмотреть свою рукавичку и рассказать, что он чувствует одна и когда нашла свою пару по цвету. Детям предлагалось вместе придумать, что их пара рукавичек будет делать, показать, как они дружно и слажено будут это делать.

«Выполнение коллективного коллажа»

Дети вырезают нарисованных художественных персонажей (можно комбинировать целые рисунки или их части из собственных работ «Мои любимые литературные герои». Затем они из полученных заготовок создают композицию (коллаж) на одном большом листе ватмана по теме «Любимые герои нашей группы» «Презентация себя» Рисунки, выполненные по теме «Какой Я», выставляют на всеобщее обозрение. Детям необходимо узнать автора каждого рисунка, обосновав свой ответ, а авторам необходимо охарактеризовать свои положительные качества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Развитие речи ребенка четвертого года жизни(3-4 года)

Этот материал можно использовать в виде выступления  на родительском собрании в детском саду. Материал содержит описание возрастных особенностей детей 3-4 года жизни в норме: развитие активного с...

«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).

Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст  относится к критическим периодам онтогенеза ...

Развёрнутое тематическое планирование по разделу «Социально – бытовая ориентировка» для дошкольников, имеющих нарушения зрения, второго года обучения в 2012 -13 учебном году учителя – дефектолога Иоселевой Н. В.

Перспективная сетка тематического планирования по развитию социально-бытовой ориентировкис дошкольниками, имеющими нарушения зрениявторого года обучения  в 2012 -13 учебном году....

Тема: «Времена года. Осень».Тема: «Времена года. Зима».Тема: «Времена года. Весна».

Формирование представлений детей о времени года (зима).Формирование представлений детей о времени года (весна).Формирование представлений детей о времени года (осень)....