Формирование эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
статья
Формирование эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
«Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека и, прежде всего, ребенка». (Л. С. Выготский).
В настоящее время проблема эмоционального благополучия детей стала достаточно актуальной - и не только в семье, но и в условиях дошкольных учреждений. Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Благодаря эмоциональному развитию, ребенок сможет регулировать свое поведение, избегая тех поступков, которые мог бы совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний. Поэтому необходимо не только изучать, но и развивать эмоциональную сферу дошкольника, так как эмоции «рассказывают» окружающим его взрослым о состоянии и внутреннем мире ребенка.
Для психического здоровья детей младшего дошкольного возраста необходима сбалансированность эмоций. Поэтому при воспитании эмоций у детей, важно и научить их не бояться отрицательных эмоций, неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчестве. Ибо невозможно представить себе какую-то деятельность без неудач, без ошибок и срывов.
Младший дошкольник очень впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей.
В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены во ФГОС ДО «Ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать с взрослыми и сверстниками». Все эти личностные характеристики особенно ярко развиваются в театрализованной деятельности.
Театрализованная игра – самый актуальный и наиболее оптимальный вид игры в детском возрасте. В театральной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, с окружающим миром, через образы, краски, звуки, осваивают способы эмоционального выражения.
Театр – это игра, а игра, как мы знаем, самый любимый, самый значимый вид деятельности для дошкольника. Ребенок во время игры чувствует себя раскованно, свободно. Одновременно театрализованная игра прививает ребёнку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Таким образом, целью моей работы является: Формирование эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
Можно с уверенностью сказать, что каждый ребёнок рождается с врождёнными творческими способностями. Но в силу своего возраста, они не могут выразить их.
Набрав детей четвертого года жизни, я столкнулась с тем, что проявляя огромное желание участвовать в играх, показах знакомых сказок, дети не умеют проявлять свои чувства, не знают, как передать эмоции героя, чувствуют себя не уверенно и зажато.
Поэтому, планируя свою работу, я поставила перед собой следующие задачи:
- Формировать интерес к литературе и р. н. творчеству.
- Прививать детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса).
- Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения во время театрализации.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, развитию художественного воображения – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (JI.C. Выготский).
Театрализованные игры помогают убрать скованность у детей, укрепляют их уверенность в себе, что в свою очередь, стимулирует развитие духовного потенциала и творческой активности.
Исходя из целей и задач, я наметила для себя следующие этапы работы:
- Изучить разделы в программе «Детство» (под редакцией Т.И. Бабаевой): «Ребёнок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки», «В игре ребёнок развивается, познаёт мир, общается».
- Изучить литературу по данным разделам.
- Подготовить предметно-пространственную среду с учётом возрастных особенностей детей.
- Составить перспективный план работы.
Свою работу по развитию творческих способностей через театрализованную деятельность я начала с создания предметно-пространственной среды в группе: это разные виды театров, ширмы, для показа настольных театров, пальчиковых, театра «Би – ба – бо», театра на фланелеграфе, набор декорации и др., костюмы для инсценировок.
В центре литературы набор иллюстраций «Эмоции и чувства», книги со сказками, иллюстрации «Узнай сказку», серии картинок «Расскажи сказку», «Узнай героя» и др.
Используя русские народные потешки, прибаутки, мы передавали действия и эмоции героев. В подвижных играх «Солнышко и дождик», «Воробушки и автомобиль», «Лошадки», «Мыши и кот», «Лохматый пёс», «Наседка и цыплята», «Котята и щенята», «Зарядка зверей» и других имитировали движения животных и птиц. С помощью физ. минуток - движения животных («Медвежата в чаще жили», «Жил - был зайчик» и др.). В течение года вела работу с детьми над этюдами, своеобразными упражнениями, в которых дети изображают заданные ситуации: идут луже, как мышата, когда спит кот, облизывались, как лисички, подслушивали, о чём в избушке говорит кот с петушком. С помощью этюдов малыши в игровой форме учатся выражать свои чувства и понимать чувства других героев.
Вместе с детьми мы продолжили драматизировать сказки: «Курочка Ряба», «Репка», а так же попробовали показать сказку «Колобок», «Теремок», произведение К.Чуковского «Цыплёнок». Делали утреннюю гимнастику по сказкам «Три медведя», «Колобок».
Свою работу я строила в тесном контакте со специалистами детского сада: педагогом – психологом и музыкальным руководителем, инструктором по физическому развитию.
Педагог психолог, в течение учебного года проводила ряд совместных мероприятий с детьми по программе С.В.Крюковой «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста».
На занятиях по музыке, мы развивали пластичность, умение двигаться под музыку, передавать ее характер. В досуговой деятельности ставили небольшие сценки.
Самыми активными нашими помощниками стали родители. Для них мы провели ряд мероприятий:
- музыкальный руководитель провела консультацию «Виды театров»,
- я подготовила папки– передвижки «Воспитание сказкой – радость встречи с книгой», «Как интересно провести досуг в кругу семьи», «Вечерние игры с малышами», «Домашний театр устраиваем дома».
- мастер – класс «Игры на кухне» (на развитие фантазии и творчества),
В начале учебного года, на родительском собрании я познакомила родителей с работой, которую я планирую на учебный год и рассказала о проводимых в детском саду «днях открытых дверей». Чтобы эти дни прошли более интересно и продуктивно, я предложила родителям не просто присутствовать, а принять в них участие. Так, с активным участием родителей у нас прошли музыкальная гостиная «Зимушка – зима», мастер – класс «Мастерская Деда Мороза» и «Кораблик для папы». «Веселая масленица», конкурс чтецов «Зимнее настроение», вечер досуга «У бабушки в деревне». Несколько семей участвовали в вечерах досуга «Семейный театр», приняли участие в конкурсе «Росатом» «Домашний театр». На родительском собрании мы с удовольствием послушали опыт семейного воспитания «Как мы играем».
Выступая вместе с мамой и папой, ребенок забывает о страхе, он чувствует себя более уверенно, раскрепощено, смелее передает эмоции и характер изображаемого героя. Совместное участие подразумевает совместные репетиции, совместные переживания, которые сближают детей и родителей, создают общие интересы.
Мамы приняли активное участие в изготовлении костюмов для драматизаций, теперь у нас в группе есть небольшая костюмерная. Связали пальчиковый театр к сказкам «Волк и семеро козлят» и «Теремок». Сшили из фетра книгу «Наши сказки».
Анализируя проделанную работу, я сделала вывод: что театрализованная деятельность способствует развитию эмоций и творческих способностей младших дошкольников:
- Дети стали проявлять активность и инициативу в театральных играх.
- Овладевают, в соответствии с возрастом техникой управления куклами различных видов театра.
- Через театрализованную игру дети освоили невербальные средства общения: жесты, мимика, движения.
- У детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества.
- Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи.
- У детей появилось желание придумывать и рассказывать сказки, истории.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Игра - ведущая деятельность детей, но каждому ребенку хочется сыграть свою роль, и это возможно в театрализованной деятельности....

Презентация "РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Театрализованная деятельность - одно из эффективных средств социализации дошкольника, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодейств...

Методическая разработка на тему "Развитие эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста через восприятие классической музыки"
Данная исследовательская работа является результатом моих многолетних поисков и исследований, направленных на выявление эффективных путей приобщения детей, к музыкальному искусству начиная...

Педагогический опыт по теме: «Развитие театрально-исполнительских навыков и эмоционального мира детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Имея опыт работы по театрализованной деятельности, я делилась знаниями с коллегами по работе, организовала консультации, показала открытые мероприятия, оформила театральный уголок. Моя раб...

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
В данной статье рассматриваются методы и приемы, позволяющие преодолеть ребенку страх и неуверенность, обогатить свой жизненный опыт, а так же научиться взаимодействию с сверстниками....

"Формирование речевой грамотности детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность"
Актуальность.Речь возникает и развивается под влиянием потребности в общении. Тесно связана со всей психической жизнью человека: мышлением, воображением, эмоциями, волей. Всем известно, что речь...
Методическая разработка. Конспект занятия "Развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность. Театрализованная игра по мотивам сказки "Теремок."".
Тема: «Театрализованная игра по мотивам сказки Теремок».Образовательные области: "Социально-коммуникативное развитие".Цель - Развитие эмоционального интеллекта детей ...