Практическое занятие «Как научить детей сотрудничать. Знакомство с социо-игровой технологией».
план-конспект занятия

Давыдова Ирина Валерьевна

Дошкольные годы — период наиболее интенсивного развития, возраст больших потенциальных возможностей, рождения личности, становления основ самосознания и индивидуальности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum.docx24.29 КБ

Предварительный просмотр:

Практическое занятие «Как научить детей сотрудничать.

Знакомство с социо-игровой технологией».

Подготовила педагог-психолог Давыдова И.В.

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе освоения социо-игровой технологии в работе с дошкольниками. Построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи:

1. Сформировать представление у педагогов о возможностях применения социо- игровой технологии при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС;

2. Обучить приемам социо-игровой технологии;

3. Вызвать у участников мастер-класса интерес к социо-игровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал.

 

Дошкольные годы — период наиболее интенсивного развития, возраст больших потенциальных возможностей, рождения личности, становления основ самосознания и индивидуальности. ФГОС нацеливает педагогов на применение в работе технологий, которые позволят сохранить и развить возможности ребенка без ущерба его психическому и физическому здоровью, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс их усвоения.

 Одной из таких технологий является социо-игровая технология, авторами которой являются Шулешко Евгений Евгеньевич, Букатов Вячеслав Михайлович и Ершова Александра Петровна. (Вячеслав Михайлович Букатов, доктор педагогических наук, известен педагогической общественности как разработчик и пропагандист методов «режиссуры урока».)

Мы с вами уже рассматривали понятие педагогической технологии. Сегодня хочу кратко напомнить, что технология происходит от греческого слова «мастерство, искусство» и «закон, наука» — это наука о мастерстве.

Ядро любой технологии: это – цель - средства - правила их использования – результат.

 Структура педагогической технологии:

- концептуальная основа (научная база)

- содержательная часть (цели и содержание обучения и воспитания)

- процессуальная часть (формы, методы, средства, условия организации учебно-воспитательного процесса, результаты).

Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога.

В своей деятельности мы применяем различные педагогические технологии: личностно-ориентированные технологии, игровые, здоровьесберегающие, ТРИЗ, ИКТ, технологию порфолио и др.

Впервые термин «социо-игровой» технологии появился в 1988 г. По замыслу авторов, первая часть — социо — означает малый социум (не социальный), поэтому правильное написание названия технологии — через дефис. Вторая часть — игровой — подразумевает игровую деятельность: добровольную, увлекательную, протекающую в обществе сверстников, с принятием «железных» игровых правил, с двигательной активностью, с непредсказуемостью, т. е. интерактивную.

Таким образом, социо-игровая технология — это технология, основанная на взаимодействии детей в микрогруппах, а также взаимодействии микрогрупп между собой посредством игры.

Суть метода раскрывается в следующих правилах (Три кита социо-игровой технологии):

1. Работа проводится малыми группами. 

 Мнение всей группы выражает лидер (капитан команды), которого выбирают сами дети. Каждый раз, когда меняется состав группы, — меняется и лидер.

2. Обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, и т.д.

Чем чаще они меняют мизансцены, места, позы, тем активнее и работоспособнее их нервная деятельность. А это, в свою очередь, означает, что повышается сопротивляемость детского организма нервным стрессам, а в ДОУ создаются благоприятные условия для здоровьесбережения.

3. Смена темпа и ритма.       

 Проведение занятий разного рода должно подчеркивать ритмичность работы детей, их слаженность во время занятий. Это должно стать деловым фоном для всех ребят. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.

Кроме этого, социоигровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности. Это дает положительный результат в области коммуникации, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме.   

Технология ориентируется на принцип полифонии или, как его назвали авторы, «133 зайца». В народе существует пословица: за двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. В социо-игровой педагогике дело обстоит несколько иначе: если гнаться за двумя зайцами, то действительно ни одного не поймаешь, но если сразу за 133, то, глядишь, с десяток наловишь. Другими словами, применение технологии позволяет развивать и внимание, и память, тренирует умение сообща решать задачи, стимулирует увлеченность.

Существует определённая последовательность введения игр социо-игровой направленности:

- игры для рабочего настроя;

- игры для социо-игрового приобщения к делу;

- игры разминки-разрядки;

- игры для творческого самоутверждения.

-  игры вольные, требующие передвижения.

Сегодня мы познакомимся с двумя первыми видами игр. Я предлагаю вам немного побыть в роли детей и поиграть со мной.

На первом этапе занятия используются задания для рабочего настроя. Это могут быть ритуалы начала дня или игры. (С ритуалами мы уже знакомились).

Игры-задания для «рабочего настроя». Каждое занятие всегда начинается с приветствия, выполняющего важные функции установления эмоционально-позитивного контакта с ребенком и формирования у него направленности на сверстника и интереса к нему. Приветствие должно быть адресовано каждому участнику, без исключения, выделяя тем самым его значимость. Инициатива приветствия на начальном этапе игровых занятий принадлежит педагогу. В начале игрового занятия дети рассаживаются в круг вместе с педагогом на стульях или на ковре. Помимо индивидуальных, личностно-ориентированных приветствий, приветствуется вся группа, объединяющая детей в единое целое, что способствует формированию приподнятого радостного настроения и позитивной ориентации. (поздороваться частями тела, передавая предмет, аплодисментами)

Это может быть, к примеру, передача «Волшебной палочки» (в качестве «волшебной палочки» можно использовать любой предмет: карандаш, линейка, зонт…)

Передачу палочки из рук в руки надо сопровождать речью по заданному правилу, н/п по теме «Осень». Необходимо назвать наибольшее количество слов по данной тематике. Игра начинается со слов: «Осенью я вижу…или слышу…или любуюсь)

Как вариант называют слова на какую-либо одну букву.

Игра «Эстафета». Садитесь в один круг. По моему сигналу (Крибле-крабле-бумс) по одному встаете и садитесь, друг за другом в едином ритме – так, чтобы, когда сел предыдущий, встал следующий. Главное не подталкивать и не вмешиваться в работу другого.

Произнесение скороговорки по одному слову каждый: Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.

 Комментарии:

В упражнении тренируется самостоятельность во вступлении в общее дело, чувство зависимости друг от друга. Трудность в том, чтобы суметь не вмешиваться в работу другого, терпеливо ждать, не торопить, не подталкивать, не останавливать.

Вывод: с помощью таких заданий дети настраиваются на рабочий лад, у них формируются представления о теме предстоящей деятельности                                            

 На втором этапе используются игры для социо - игрового приобщения к делу. Деление на группы.

В группе дети известны друг другу, но не все близки между собой. Через работу в микрогруппах – дистанция между разными детьми уменьшается. Сверстники находят подходы друг к другу, в некоторых случаях открывают в себе терпимость и видят ее пользу для дела, которым занята малая группа (команда).

Оптимальное количество детей в группе до 6 человек, т. к. в шестерке каждый ребенок находит максимально выгодные условия для возникновения коллективного делового общения. В такой микрогруппе лидеры меньше давят на менее активных сверстников, а тихий ребенок может уйти от давления, защитившись окружением таких же тихих детей.

Помимо этого, шестерки часто делятся на две тройки или три пары — такая вариативность помогает детям обнаруживать и сравнивать большее число мнений, не концентрируясь только на точке зрения лидера.

В младшем дошкольном возрасте оптимальным являются объединения детей в пары и тройки, в старшем — по 5–6 человек. (Спросить почему)

Во время НОД состав групп может меняться 2-3 раза. Сам процесс деления на группы представляет собой игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, развитию умения договориться.

Выбор способа деления на группы зависит от умения детей общаться и договариваться друг с другом, уровня сформированности произвольности поведения, содержания занятия, количества детей и малых групп.

 

На этом этапе предлагаю организовать работу в микро-группах. Объединение в малые группы может осуществляться по разным направлениям:

·         по половому признаку;

·         по коммуникативному признаку (кто с кем дружит);

·         по какому-либо общему признаку, сходству (цвету глаз, цвету волос, росту, сезону времени года) и т.д.

·         рассчитавшись на первый-второй

·         с использованием предметов: разрезных картинок, открыток, листочков с рисунками (разверни комочек), геометрических фигур, пуговиц и др.

·         с помощью игры.

1. Игра «Не стой там, иди к нам».

2. Игра «Колечки». Все стоят в произвольном порядке. Условие: сколько раз ведущий (который становится в сторонке, чтобы его все видели) хлопнет в ладоши, по столько человек, взявшись за руки дети и собираются в колечко и произносят: «Мы готовы!»,

При следующем делении разбиения на колечки ведущий напоминает обязательное условие: в каждом новом колечке сосед справа и слева должен быть другим. Это приводит к большей суете. Но именно она и нужна, чтобы как следует перемешать всю группу.

Этот способ объединения в рабочие команды занимает очень мало времени и позволяет детям встряхнуться-размяться, снять напряжение.

(Объединение педагогов в команды. Придумывание названий командам. Названия должны быть связаны с общей темой занятия «Осень»).                  

 Для того чтобы получить задание совместной деятельности предлагаю группам выслать по одному представителю от команды – посыльного, которого назначает воспитатель. Н/П: посыльным будет в вашей команде тот, у кого есть пуговицы на одежде, а в вашей команде… (называть внешние признаки ребенка). (Простое задание, можно предложить выполнить его детям, которым трудно справиться с ролью капитана. Это даст возможность проявить себя)

 Посыльные поочерёдно берут задания для своих команд. Задания выполняются общими усилиями каждой команды.

 Работа в малых группах так же предполагает выбор лидера группы или капитана, который сменяется с каждым новым заданием. Простые способы выбора капитана:

- по договору

- метки (крестик на листике)

- «коротышка» палочка, спичка

- обхват палки

- считалки

Подведение итогов. Сегодня мы познакомились только с началом проведения занятия по социо-игровой технологии. На следующем семинаре мы постараемся смоделировать основную часть занятия. (Раздать памятки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ "Как научить детей сотрудничать"

Данная консультация о том, как важно для педагогов, чтоб дети сотрудничали и находили общий язык не только со взрослыми, но и между собой....

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СОЦИО – ИГРОВУЮ ТЕХНОЛОГИЮ (Е.Е. Шулешко, В.М. Бутаков, А.П. Ершова

Актуальность темы. Дети, не владеющие коммуникативными навыками, хуже других усваивают программный материал. Как показывает опыт, знания, умения и навыки детей формируются более эффективно в совместно...

«Использование социо-игровой педагогической технологии при знакомстве с художественной литературой»

Мастер-класс "Использование социо-игровой педагогической технологии при знакомстве с художественной литературой"...

«Социо-игровая педагогическая технология», с использованием нетрадиционной методики « Игровой Парашют ».

Цель:1. Повышение профессионального мастерства педагогов.2. Ознакомление педагогов с технологией использования игрового парашюта. 3. Освоение и последующее активное применение технологии в практи...

Консультация для родителей "Как научить детей сотрудничать"

     Родители и дети живут сейчас более интенсивной жизнью, в которой все меньше времени остается для общения друг с другом, для совместных занятий, что осложняет их взаимоотноше...

Как научить детей сотрудничать

Итак, ваш малыш подрастает, и по всему чувствуется, что ему уже мало общения в семье, пора выводить его в более обширный круг людей....

Конспект занятия в подготовительной группе с использованием приемов социо-игровой технологии «Веселые игры»

Для того чтобы человеку быть активным участником общественной жизни и реализовать себя как личность, необходимо постоянно проявлять творческую активность, быть самостоятельным, иметь возможность разви...