Конспект занятия по познавательно –исследовательской деятельности (познание предметного и социального мира).
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательно –исследовательской деятельности
(познание предметного и социального мира).
Воспитатель:Шаяхметова М.А
Старшая группа.
Образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция ОО: «Художественно - эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Тема: «Песня колокольчика».
Форма проведения: традиционная.
Задачи:
Образовательные:
-закреплять знания детей о стекле, металле, дереве, их свойствах;
-познакомить с историей колоколов и колокольчиков на Руси и в других странах.
Развивающие:
- побуждать развитие фантазии,
- формировать умение выражать свои мысли.
Воспитательные:
- воспитывать чувство любви и патриотизма к своей Родине, уважение и бережное отношение к традициям своего народа, знакомить с народной культурой России.
Методы: наглядный, словесный, игровой, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.
Мотивация: в гости приходит Петрушка.
Оборудование: игрушка Петрушка, колокольчики, деревянные ложки, презентация по теме, бумажные колокольчики, цветные карандаши, мелки восковые, запись звучания колокола.
Ход занятия
1.Вводная часть (мотивация).
-Ребята, сегодня к нам в гости пришёл Петрушка. Он что-то принёс. Но сначала просит отгадать загадку что это за предмет.
1.
Он под шапочкой сидит,
Не тревожь его – молчит
Стоит только в руки взять
И немного раскачать,
Слышен будет перезвон:
«Дили-дон, Дили-дон».
2.
Голова об шапку – бом!
И на всю округу – звон!
-Правильно, это колокольчик.
Колокольчик! Колокольчик!
На лугу со всех сторон
Лёгкий-лёгкий, тонкий-тонкий
Будто слышится мне звон.
2.Основная часть.
-Слышите, как он звенит? Подойдите к столам. Возьмите каждый по колокольчику, присаживайтесь на стульчики.
Рассмотрите внимательно их, давайте позвоним колокольчиками!
Дети рассматривают колокольчики, звонят в него.
-Ребята, из чего сделан этот колокольчик? Как вы думаете, из какого материала? (из металла). СЛАЙД 1-2
- А как вы думаете, можно ли сделать колокольчики из дерева и стекла?
- Такие колокольчики делают в виде сувениров, подарка, потому что колокольчик из дерева не был бы таким звонким, из дерева делают другие музыкальные инструменты – деревянные ложки. А стекло очень хрупкое, легко разбивается, а вот звенит стеклянный колокольчик очень красиво.
-Ребята, а вы знаете, когда впервые появились колокольчики?
Слуги Царя Соломона золотые колокольчики привязывали к крыше храма. Древние греки они носили их на поясе, в кошельках и при ходьбе они красиво звенели.
Легенда рассказывает, что когда-то давно, ещё в конце 4 века в Италии, служителю церкви (Епископу Ноланскому) приснился сон, в котором он увидел полевые цветы - колокольчики, от дуновения ветра которые издавали необыкновенной чистоты приятные звуки. После своего сна было велено создать поющий цветок из металла и использовать во время службы в храме.
Сегодня я вам хочу рассказать об этом поющем цветке. На Руси колокола стали символом державы и мощи духа русского человека.
Слушание. Звучит запись колокольного звона.
- Что это вы сейчас услышали?
- А вы знаете, для чего нужны были колокола на Руси?( чтобы созывать народ).
-Правильно, колокола созывали народ на церковные службы и праздники, они оповещали людей о пожарах и нападении врагов. А где мы сейчас можем услышать звон колоколов? (На музыкальном занятии, в храмах).
Колокольчик – это предмет искусства.
-Ребята, а вы знаете, когда как впервые появились колокольчики?
Легенда рассказывает, что когда-то давным - давно, ещё в конце 4 века, епископу Ноланскому приснился сон в котором он увидел полевые цветы - колокольчики, от дуновения ветра которые издавали необыкновенной чистоты приятные звуки. После своего сна епископ велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении. Сегодня я вам хочу рассказать об этом поющем цветке. С принятием христианства на Русь пришли колокола и сразу стали символом державы и мощи духа русского человека.
СЛАЙД 3
Звучат колокола
- Колокол – это ударный музыкальный инструмент. А вы знаете, для чего нужны были колокола на Руси?
(Ответы детей: Чтобы созывать народ).
СЛАЙД 4
-Правильно, колокола созывали народ на церковные службы и праздники, они оповещали людей о пожарах и нападении врагов. Кроме того, звоном созывался народ на вече (народное собрание, звоном отмеряли дневные и ночные часы). Звоном указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам. В трагические дни для Родины звоном призывали народ на защиту Отечества. Звоном оповещался народ о победе, и приветствовалось победное возвращение полков с поля брани (войны). Так колокольный звон во многом сопутствовал жизни нашего народа. Каждый день утром и вечером, с раннего детства и до самого смертного часа человек слышал колокольный звон. Русь издавна славилась искусством отливки колоколов. Колокольные мастера пользовались особым почётом и уважением. Обучались мастерству долго…. Как вы думаете, из чего делали колокола?
-Для отливки колоколов, нужны красная и зелёная медь, олово. В глубокой яме стоит форма, туда заливают колокольную медь. Верёвками подбирали, колокол со всех сторон цепляли. С трудом поднимали, чтобы не сорвался, не разбился, как дитя малое оберегали. Сейчас колокола льют так же, как в старину, по описанию прадедов.
СЛАЙД 6
Колокол словно живое существо. Как человек он имеет уши, плечи, язык, туловище (юбка). Ему давали имена Сокол, Георгий, Гавриил, Медведь. Колокола подвергались наказанию: их били кнутом, зарывали в землю, отбивали уши, вырывали язык. Когда колокол испугал коня царя Ивана Грозного, царь велел отрубить колоколу уши.
Физкультурная минутка
Колокольчик в руке (поднимают руки вверх)
Колокольчик на дуге (смыкают руки над головой)
Колокольчик в море (делают плавательное движение рукой)
Колокольчик в игре (из руки в руку перекладывают дети колокольчик)
А рыбак на удочку (будто закидывают удочку)
Нацепил на дудочку (игра на дудочке)
Колокольчик – бубенец
Наступил игре конец (хлопают в ладоши).
СЛАЙД 7
Сохранившиеся древние колокола - это самые исторические памятники Православия, письменности, декоративно- прикладного искусства, наконец, литейного мастерства. Их украшали разными изображениями, и каждый мастер отмечал на колоколе свою фамилию.
- Ребята, как вы думаете, какой колокол самый большой ?
(Ответы детей: Царь- колокол).
СЛАЙД 8
- Как вы думаете, почему его так назвали?
(Ответы детей: Он самый большой и тяжёлый).
- Правильно. Он весит 200 тонн. Царь – колокол никогда не звонил. При пожаре Москвы, люди боясь, что колокол расплавится, Царь - колокол тогда еще находился в литейной яме, окруженный деревянными лесами (конструкциями, деревянные леса загорелись, их стали заливать водою). Раскаленный колокол от резкой перемены температуры дал много трещин и от него отвалился большой кусок. После пожара Царь - колокол пролежал в яме целое столетие. Позже колокол был поднят и установлен на каменный постамент, где он стоит и теперь. Внизу, к постаменту прислонен отпавший кусок колокола. Такова судьба величайшего в мире Царя - колокола, который стоит сейчас в Московском Кремле и является уникальным памятником России. Этот колокол – великан отлили русские мастера – отец и сын Иван и Михаил Моторины.
СЛАЙД 9
-Колокола вешали на высокие колокольни или звонницы. Как вы думаете для чего? (Ответы детей: чтобы колокольный звон было слышно далеко).
- Правильно, в далёкие времена колокольни были самыми высокими строениями в любом населенном пункте, что позволяло слышать колокольный звон даже при нахождении в самых удаленных уголках большого города.
СЛАЙД10
- Силу колокола люди знают давно. В старину существовал такой обычай, когда в городах и деревнях начинались болезни, на всех колокольнях начинали звонить в колокола и болезнь отступала. В наше время учёные подтвердили целебные свойства колокольного звона, он лечит бессонницу и нервные болезни.
СЛАЙД11
-Колокольчики полюбились в народе и стали составной частью национальной культуры, их вешали под дугу лошадям. Бродячие артисты - скоморохи пришивали колокольчики – бубенчики на свои колпаки и своим звоном веселили народ. А как вы думаете, где ещё использовали колокольчики?(Ответы детей)
-Правильно, в колокольчик звонили во входную дверь, вешали животным на шею, чтобы они не потерялись, колокольчиками украшают ёлки, в школе приглашает на уроки, используют в оркестрах, последний звонок школьного колокольчика возвещает о важном рубеже выпускников – о вступлении во взрослую жизнь.
СЛАЙД12
-Колокола стали символом державы и мощи духа русского народа.
Слышу вас, колокола, над землёю.
Против горя, против зла вы со мною.
Сколько веры и тепла! Сколько силы!
До чего же вам мила Мать – Россия!
3.Итог (рефлексия).
- Ребята вы сегодня узнали много нового, а что вам больше всего запомнилось или понравилось? Я вам дам колокольчик, а вы передавайте его друг другу и рассказывайте. (Ответы детей)
-Молодцы, ребята, после небольшого перерыва у каждого из вас появится возможность нарисовать свой колокольчик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспектзанятия «Наши помощники» (знакомство с миксером), трудовой деятельности «Приготовление коктейля и фруктового пюре»
Знакомство детей с бытовыми кухонными приборами.Трудовое обучение....
КОНСПЕКТзанятия по развитию речи
Конспект занятия по развитию речив подготовительной к школе группена тему:«Рассматривание картины «Школа»...

Конспектзанятия "Снегири на ветке рябины"
Цель: Учить детей рисовать птиц. Задачи: Учить детей отражать в рисунке представление о зимующих птицах – снегире; Закреплять умения детей делать на...
Конспект Непрерывной образовательной деятельности попознавательному развитию по ПДД для детей среднего дошкольного возраста «Как кот Мурзик знакомился с правилами дорожного движения»
Задачи: Формировать у детей навыки игрового взаимодействия; Воспитывать чувства самосохранения,такие качества ,как доброжелательность,отзывчивость.Образовательная область Познание: Уточнить и закрепит...

Конспект НОД попознавательному развитию Тема: Символы нашего города
Конспект занчтия по петербурговедению...

Конспект ННОД попознавательному развитию в первой младшей группе "Путешествие в лес" (ФЭМП)
Цель: учить детей счету, познакомить с геометрическими фигурами (круг, треугольник); учить детей считать до 3; устанавливать отношения между понятиями «один», «много»; продолжа...

НОД попознавательному развитию с детьми раннего возраста "Айболит и мишка"
Не секрет, что ранний возраст играет особую роль в интеллектуальном развитии ребенка. Формируется первичный образ мира, ребенок начинает осознавать себя и свое место в нем. Складываются первые человеч...