Конспект занятия по познавательно –исследовательской деятельности (познание предметного и социального мира).
план-конспект занятия (старшая группа)

шаяхметова марина александровна

песня колокольчика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesnya_kolokolchika.docx21.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия по  познавательно –исследовательской  деятельности

(познание предметного  и  социального  мира).

Воспитатель:Шаяхметова М.А

Старшая   группа.

Образовательная  область: познавательное    развитие.

Интеграция  ОО: «Художественно - эстетическое  развитие», «Социально – коммуникативное  развитие», «Речевое   развитие», «Физическое  развитие».

Тема: «Песня  колокольчика».

Форма  проведения: традиционная.

Задачи:

Образовательные:

-закреплять знания детей о стекле, металле, дереве, их свойствах;

-познакомить с историей колоколов и колокольчиков на Руси и в других странах.

Развивающие:

- побуждать развитие фантазии,

 - формировать умение выражать свои мысли.

Воспитательные:

- воспитывать чувство любви и патриотизма к своей Родине, уважение и бережное отношение к традициям своего народа, знакомить с народной культурой России.

Методы: наглядный, словесный, игровой, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Мотивация: в  гости  приходит  Петрушка.

Оборудование: игрушка  Петрушка, колокольчики, деревянные  ложки, презентация  по  теме, бумажные  колокольчики, цветные  карандаши, мелки восковые, запись  звучания  колокола.

Ход  занятия

1.Вводная  часть (мотивация).

-Ребята, сегодня  к  нам  в  гости  пришёл  Петрушка.  Он  что-то  принёс.  Но  сначала  просит  отгадать  загадку  что  это  за  предмет.

1.

Он под шапочкой сидит,
Не тревожь его – молчит
Стоит только в руки взять
И немного раскачать,
Слышен будет перезвон:
«Дили-дон, Дили-дон».

2.

Голова об шапку – бом!
И на всю округу – звон!

-Правильно, это  колокольчик.

Колокольчик! Колокольчик! 
На лугу со всех сторон
Лёгкий-лёгкий, тонкий-тонкий
Будто слышится мне звон.

2.Основная  часть.

-Слышите, как он звенит? Подойдите к столам. Возьмите каждый по колокольчику, присаживайтесь на стульчики.

Рассмотрите внимательно их, давайте позвоним колокольчиками!

Дети рассматривают колокольчики, звонят в него.

-Ребята, из чего сделан этот колокольчик? Как вы думаете, из какого материала? (из  металла). СЛАЙД 1-2

- А как вы думаете, можно ли сделать колокольчики из дерева и стекла?

- Такие колокольчики  делают в виде сувениров, подарка, потому что колокольчик из дерева не был бы таким звонким, из дерева делают другие музыкальные инструменты – деревянные ложки. А стекло очень хрупкое, легко разбивается, а вот звенит стеклянный колокольчик очень красиво.

-Ребята, а вы знаете, когда  впервые появились колокольчики?

Слуги Царя Соломона золотые колокольчики привязывали к крыше храма. Древние греки они носили их на поясе, в кошельках и при ходьбе они красиво звенели.

Легенда рассказывает, что когда-то давно, ещё в конце 4 века в Италии, служителю церкви (Епископу Ноланскому) приснился сон, в котором он увидел полевые цветы - колокольчики, от дуновения ветра которые издавали необыкновенной чистоты приятные звуки. После своего сна было велено создать поющий цветок из металла и использовать во время службы в храме.

Сегодня я вам хочу рассказать об этом поющем цветке. На Руси колокола стали символом державы и мощи духа русского человека.

Слушание. Звучит запись колокольного звона.

 - Что это вы сейчас услышали?

- А вы знаете, для чего нужны были колокола на Руси?( чтобы созывать народ).

-Правильно, колокола созывали народ на церковные службы и праздники, они оповещали людей о пожарах и нападении врагов. А где мы сейчас можем услышать звон колоколов? (На музыкальном занятии, в храмах).

Колокольчик – это предмет искусства.

-Ребята, а вы знаете, когда  как впервые появились колокольчики?

Легенда рассказывает, что когда-то давным - давно, ещё в конце 4 века, епископу Ноланскому приснился сон в котором он увидел полевые цветы - колокольчики, от дуновения ветра которые издавали необыкновенной чистоты приятные звуки. После своего сна епископ велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении. Сегодня я вам хочу рассказать об этом поющем цветке. С принятием христианства на Русь пришли колокола и сразу стали символом державы и мощи духа русского человека.

СЛАЙД 3

Звучат колокола

- Колокол – это ударный музыкальный инструмент. А вы знаете, для чего нужны были колокола на Руси? 

 (Ответы детей: Чтобы созывать народ).

СЛАЙД 4

-Правильно, колокола созывали народ на церковные службы и праздники, они оповещали людей о пожарах и нападении врагов. Кроме того, звоном созывался народ на вече (народное собрание, звоном отмеряли дневные и ночные часы). Звоном указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам. В трагические дни для Родины звоном призывали народ на защиту Отечества. Звоном оповещался народ о победе, и приветствовалось победное возвращение полков с поля брани (войны). Так колокольный звон во многом сопутствовал жизни нашего народа. Каждый день утром и вечером, с раннего детства и до самого смертного часа человек слышал колокольный звон.  Русь издавна славилась искусством отливки колоколов.  Колокольные мастера пользовались особым почётом и уважением. Обучались мастерству долго….  Как вы думаете, из чего делали колокола?

-Для отливки колоколов,  нужны красная и зелёная медь,  олово. В глубокой яме стоит форма, туда  заливают колокольную медь.  Верёвками подбирали, колокол со всех сторон цепляли. С трудом поднимали, чтобы не сорвался, не разбился, как дитя малое оберегали.  Сейчас колокола льют так же, как в старину, по описанию прадедов.

СЛАЙД 6

Колокол словно живое существо.  Как человек он имеет уши, плечи, язык, туловище (юбка). Ему давали имена Сокол, Георгий, Гавриил, Медведь. Колокола подвергались наказанию: их били кнутом, зарывали в землю, отбивали уши, вырывали язык. Когда колокол испугал коня царя Ивана Грозного, царь велел отрубить колоколу уши.

Физкультурная минутка

Колокольчик в руке (поднимают руки вверх)
Колокольчик на дуге 
(смыкают руки над головой)
Колокольчик в море 
(делают плавательное движение рукой)
Колокольчик в игре  
(из руки в руку перекладывают дети  колокольчик)
А рыбак на удочку 
(будто закидывают удочку)
Нацепил на дудочку 
(игра на дудочке)
Колокольчик – бубенец
Наступил игре конец 
(хлопают в ладоши).

СЛАЙД 7

 Сохранившиеся древние колокола - это самые исторические памятники Православия, письменности, декоративно- прикладного искусства, наконец, литейного мастерства.  Их украшали разными изображениями, и каждый мастер отмечал на колоколе свою фамилию.

- Ребята, как вы думаете, какой колокол самый большой ?

 (Ответы детей: Царь- колокол). 

СЛАЙД 8

- Как вы думаете, почему его так назвали? 

(Ответы детей: Он самый большой и тяжёлый).

- Правильно. Он весит 200 тонн. Царь – колокол никогда не звонил. При пожаре Москвы,  люди боясь, что колокол расплавится, Царь - колокол тогда еще находился в литейной яме, окруженный деревянными лесами (конструкциями, деревянные леса загорелись, их стали заливать водою). Раскаленный колокол от резкой перемены температуры дал много трещин и от него отвалился большой кусок. После пожара Царь - колокол пролежал в яме целое столетие. Позже колокол был поднят и установлен на каменный постамент, где он стоит и теперь. Внизу, к постаменту прислонен отпавший кусок колокола. Такова судьба величайшего в мире Царя - колокола, который стоит сейчас в Московском Кремле и является уникальным памятником России. Этот колокол – великан отлили русские мастера – отец и сын Иван и Михаил Моторины.

СЛАЙД 9

-Колокола вешали на высокие колокольни или звонницы.  Как вы думаете для чего? (Ответы детей: чтобы колокольный звон было слышно далеко).

- Правильно, в далёкие времена колокольни были самыми высокими строениями в любом населенном пункте, что позволяло слышать колокольный звон даже при нахождении в самых удаленных уголках большого города.

СЛАЙД10

- Силу колокола люди знают давно. В старину существовал такой обычай, когда в городах и деревнях начинались болезни, на всех колокольнях начинали звонить в колокола и болезнь отступала. В наше время учёные подтвердили целебные свойства колокольного звона, он лечит бессонницу и нервные болезни.

СЛАЙД11

-Колокольчики полюбились в народе и стали составной частью национальной культуры, их вешали под дугу лошадям.  Бродячие артисты - скоморохи пришивали колокольчики – бубенчики на свои колпаки и своим звоном веселили народ. А как вы думаете, где ещё использовали колокольчики?(Ответы детей)

-Правильно, в колокольчик звонили во входную дверь, вешали животным на шею, чтобы они не потерялись, колокольчиками украшают ёлки, в школе приглашает на уроки, используют в оркестрах, последний звонок школьного колокольчика возвещает о важном рубеже выпускников – о вступлении во взрослую жизнь. 

СЛАЙД12

-Колокола стали символом державы и мощи духа русского народа.

Слышу вас, колокола, над землёю.

Против горя, против зла вы со мною.

Сколько веры и тепла! Сколько силы!

До чего же вам мила Мать – Россия!

3.Итог (рефлексия).

- Ребята вы сегодня узнали много нового, а что вам больше всего запомнилось или понравилось? Я вам дам колокольчик, а вы передавайте его друг другу и рассказывайте. (Ответы детей)

-Молодцы, ребята, после небольшого перерыва у каждого из вас появится возможность нарисовать свой колокольчик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТзанятия по развитию речи

Конспект занятия по развитию речив подготовительной к школе группена тему:«Рассматривание картины «Школа»...

Конспектзанятия "Снегири на ветке рябины"

Цель: Учить детей рисовать  птиц. Задачи: Учить детей отражать в рисунке представление о зимующих птицах – снегире;      Закреплять умения детей делать на...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности попознавательному развитию по ПДД для детей среднего дошкольного возраста «Как кот Мурзик знакомился с правилами дорожного движения»

Задачи: Формировать у детей навыки игрового взаимодействия; Воспитывать чувства самосохранения,такие качества ,как доброжелательность,отзывчивость.Образовательная область Познание: Уточнить и закрепит...

Конспект ННОД попознавательному развитию в первой младшей группе "Путешествие в лес" (ФЭМП)

Цель: учить детей счету, познакомить с геометрическими фигурами (круг, треугольник); учить детей считать до 3; устанавливать отношения между понятиями «один», «много»; продолжа...

НОД попознавательному развитию с детьми раннего возраста "Айболит и мишка"

Не секрет, что ранний возраст играет особую роль в интеллектуальном развитии ребенка. Формируется первичный образ мира, ребенок начинает осознавать себя и свое место в нем. Складываются первые человеч...