Презентация проекта в подготовительной группе на тему "Социально-психологические аспекты отношений межличностной значимости в дошкольном возрасте".
презентация к уроку (подготовительная группа)
"Волшебный мир общения"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Уважаемые коллеги, Вашему вниманию предоставляется проект , который прошел в подготовительной группе № 2 в период с 25 января по 11 февраля 2022 года на тему «Социально-психологические аспекты отношений межличностной значимости в дошкольном возрасте» - «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОБЩЕНИЯ».
Отношения с другими людьми играет важную роль в человеческой жизни. Проблема межличностных отношений дошкольников была и по сей день является актуальной. По словам С.Л. Рубинштейна «…первейшее из первых условий жизни человека — это другой человек. Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, её сердцевину. Именно эти отношения рождают наиболее сильные переживания и поступки».
Межличностные отношения – это субъективно переживаемые, личностно значимые, эмоционально-когнитивные отражения людьми друг друга в процессе межличностного взаимодействия. Для проведения исследования (в проекте) мы не случайно выбрали именно дошкольный возраст . Этот возраст является начальным периодом осознания ребенком самого себя, своих потребностей и мотивов в сфере человеческих взаимоотношений.
Цель исследования – заключается в выявлении и изучении особенностей межличностных отношений в дошкольном возрасте. Объект исследования – межличностные отношения дошкольников при взаимодействии их со сверстниками и взрослыми. Предмет исследования – специфика межличностных отношений детей дошкольного возраста.
Задачи исследования: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме. 2. Рассмотреть понятие межличностных отношений. 3. Дать краткую характеристику психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста.
4. Раскрыть специфику развития межличностных отношений в дошкольном возрасте. 5. Эмпирическим путем изучить и описать особенности межличностных отношений в дошкольном возрасте .
Гипотезой нашего исследования выступает предположение о том, что межличностные отношения дошкольников имеют свою специфику, которая определяется возрастными особенностями детей:
- в дошкольном возрасте взаимоотношения ориентированы на воспитателя, родителя, взрослого, а так же часто встречаются неустойчивые взаимоотношения со сверстниками; - роль отношений со сверстниками в дошкольном возрасте возрастает к его окончанию.
В нашем групповом проекте мы использовали следующие методики: - социометрическая методика «Два домика»; - методика «Почтальон»; - методика «Рукавички», а так же заучивание стихотворений «Что такое дружба», Р.Гамзатов «Берегите друзей»; - Беседы о дружбе и ее значимости в жизни человека
- Различные коммуникативные игры и рефлексии: «Веселый клубочек», «Заколдованная тропинка», «Лягушата», «Отражение чувств», «Злая лапка», «Волшебные пузыри» и т.д. - Музыкальная игра в парах; - Чтение разной худ-ой лит-ры по теме проекта; - Рисование рисунка «Семья – глазами ребенка»;
- Музыкотерапия «Мир эмоций»; - КВН «Мы дружная команда». Этюды «Гадкий утенок»; - Диалогическая рефлексия - прием ТРИЗ «Что было бы, если люди перестали общаться друг с другом»; - Просмотр мультфильмов: «Приключения кота Леопольда», «Заколдованный мальчик (приключения Нильса)», «Малыш и Карлсон», «Приключение пингвиненка Лоло».
В родительском уголке (в раздевалке) поместили консультации: - «Ребенок – зеркало семьи», «Играть не вредно или игротерапия для детей», «Родителям будущих первоклассников»; - Анкета «Тип темпераметра моего ребенка»; - Тест «Умеете ли вы общаться со своим ребенком»; - Памятки «Волшебный справочник добрых слов и выражений»;
Итоговым мероприятием проекта было: - Изготовление фотоальбома «Будем крепко мы дружить»; - Семейный конкурс «Ты и я – одна семья». Содержание: «Родитель – ребенок» выполняется задание в парах. Футболка с надписью «Герб семьи».
Рисование рисунка «Семья – глазами ребенка».
Наш результат…
Художественно эстетическое развитие Аппликация «Портрет бабушки» Цель: воспит-ть чувства уважения и помощи к старшему поколению.
Творческая работа детей.
Экспериментально исследовательская деятельность - А. И. Савенков. «Тайны картофеля»
«Тайны картофеля». Цель: развитие у детей исслед. способностей и умений, а так же общение между собой договариваться.
РЕФЛЕКСИЯ. Игра «Злая лапка». Игра проводится после всех конфликтных ситуаций в группе. Все дети изображают злые лапки, скрючивая пальцы и напрягая мышцы. После общего обсуждения в кругу с детьми о поведение лапки, мы приходим к выводу, что ее нужно обязательно прогонять. Так как с ней никто не будет дружить.
Главная цель: развить у детей навыки самоконтроля в ситуациях конфликта.
Дети, играя в сюжетно ролевые игры, научились делиться своими любимыми игрушками без ссор.
РЕФЛЕКСИЯ. Игра «Слепой и поводырь».
Цель игры: развитие внимания друг к другу, социального доверия.
МУЗЫКОТЕРАПИЯ «МИР ЭМОЦИЙ».
Стихотворение «Что такое дружба…»
Методика «Рукавички». Г. А. Цукерман.
Цель: выявление уровня согласованности действий в процессе организации и осуществления сотрудничества между детьми.
Социометрическая методика «Два домика». Т. Д. Марцинковская.
Цель методики: определить круг значимости общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам. Обработанные данные , полученные в подготовительной группе, представлены в виде диаграммы.
Методика «Два домика». Социограмма подготовительной группы № 2 3 11 2 14 1 6 13 10 12 4 5 7 15 8 9
Каждая окружность в социограмме имеет свое значение. I) Внутренний круг - это так называемая «зона звезд», в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов. II) Второй круг -зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя. III) Третий круг - зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя. IV)Четвертый круг - зона изолированных - это те, которые не получили ни одного очка.
Методика « Почтальон». Для изучения эмоционально-оценочного отношения ребенка к взрослым и детям как к определенным возрастным группам, т.е. той социальной макрогруппе, с которой он себя соотносит, нами была использована методика «Почтальон». Анализ результатов Учитывается: - общее количество обращений ребенка к взрослым и сверстникам, - соотношение позитивных и негативных обращений… - вербальные комментарии, рассуждения, колебания ребенка и т.п. Результаты по методике «Почтальон» представлены в гистограмме.
Одним из итогового мероприятия проекта стало изготовление герба семьи на футболках…
«Ты и я – одна семья». Футболка с надписью «Герб семьи».
Презентация герба семьи Плотников Дима.
Презентация герба семьи. Хрушкова София
С приходом в детский сад, а затем и в школу ребёнок оказывается в новой для себя социальной ситуации развития . Его место в системе социальных отношений меняется: он включается в общественно-значимую деятельность, попадает в другую систему взаимоотношений с окружающими, получает новые права и обязанности. Новый социальный статус оказывает влияние на формирование личностных особенностей ребенка в дошкольном возрасте.
Таким образом , изучать межличностные отношения детей в коллективе очень важно для того, чтобы целенаправленно формировать эти отношения, создавать для каждого ребёнка благоприятный эмоциональный, психологический климат в группе, а также для большей продуктивности целенаправленной деятельности участников воспитательного процесса.
Полученные в ходе проекта результаты в целом подтверждают выдвинутую гипотезу, а именно межличностные отношения дошкольников имеют свою специфику, которая определяется возрастными особенностями детей: - в дошкольном возрасте взаимоотношения ориентированы на воспитателя, родителя, взрослого, а так же часто встречаются неустойчивые взаимоотношения со сверстниками; - роль отношений со сверстниками в дошкольном возрасте возрастает к его окончанию.
Это позволяют сделать следующие выводы: - В подготовительной группе отвергнутых детей меньше, чем предпочитаемых и «звезд», больше взаимных выборов и не наблюдается конфликтующих микрогрупп. - Для большинства дошкольников взрослый продолжает являться значимым лицом, по сравнению со сверстниками, что вполне соответствует особенностям данного возраста. Однако наблюдается заметное улучшение в системе межличностных отношений со сверстниками.
Выдвинутую мной гипотезу о том, что межличностные отношения в дошкольном возрасте имеют свою специфику, которая определяется возрастными особенностями детей. Можно констатировать, что поставленные в исследовании задачи выполнены, цель достигнута, гипотеза подтверждена. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта детей подготовительной группы " Зелёная Аптека"
Цели: 1. Расширить знания учащихся о лекарственных растениях. 2. Развивать у дошкольников чувство прекрасного. 3. Воспитывать бережное отношение к растениям. 4. Дать практические рекомендации ...

Презентация проекта в подготовительной группе "Подготовка к спектаклю "Кошкин дом"
В презентации я делюсь с коллегами своим опытом работы над проектом"Подготовка к спектаклю "Кошкин дом"....

Презентация проекта "Использование нестандартного спортивно- игрового оборудования в формировании двигательной активности детей младшего дошкольного возраста"
Цель проекта:• укрепление и сохранение здоровья детей;• создание оптимальной двигательной среды с использованием нестандартного оборудования, способствующей воспитанию культуры здоровь...

Презентация проекта в подготовительной группе "Узоры русского платка"
Цель: Познакомить детей с платком - как неотъемлемой частью русского традиционного костюма. Вызвать желание больше узнать о народных традициях и ремёслах русского народа....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПАСХА
ПРОЕКТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ ПАСХА...

Презентация проекта в подготовительной группе "Зимние забавы"
В январе в нашей группе совместно с детьми и родителями был реализован краткосрочный проект на тему "Зимние забавы"...

Конспекты занятий для старшей и подготовительной группы по программе «Вариативность проведения физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста для формирования двигательной активности как базового аспекта здорового образа жизни »
Конспекты занятий содержат игровую мотивацию, на основе которой строится содержание занятия. А также представлены разные формы проведения занятий, с учетов возрастных психофизических особенносте...