«Технологии Тико-моделирования в работе с детьми с ОВЗ как эффективный фактор развития речи».
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Овчаренко Марина Владимировна

Представляю педагогическую практику «Технологии Тико-моделирования в работе с детьми с ОВЗ как эффективный фактор развития речи».

Цель практики: коррекция речи детей с ОВЗ через развитие технических умений с использованием ТИКО-конструктора.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представляю вам педагогическую практику «Технологии Тико-моделирования в работе с детьми с ОВЗ как эффективный фактор развития речи».

Цель практики: коррекция речи детей с ОВЗ через развитие технических умений с использованием ТИКО-конструктора.

Задачи педагогической практики.

1. Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

2. Развивать умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.

3. Развивать умения работать по схемам.

4.Развивать сенсомоторные процессы (глазомера, руки), мелкую моторику рук.

5. Формировать предпосылоки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

Что же такое «ТИКО-конструктор»? «ТИКО» – это Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения, который представлен в виде набора ярких пластмассовых плоскостных фигур, шарнирно соединяющихся между собой. ТИКО-конструирование – это совершенно новая педагогическая технология, которая основана на практической работе с конструктором для объёмного моделирования.

Конструктор состоит из различных разноцветных многоугольников, квадратов с цифрами и буквами. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно ( куб – показать развертку), позволяет скреплять многоугольники под любым углом и вращать их один относительно другого ( показать).Внутри больших фигур конструктора есть специальные отверстия, которые при сборе выступают в роли «окошка» или «двери». Таким образом, дети могут конструировать разные игровые фигуры: дома, мебель, птиц и животных, транспорт и т. д.

Я узнала об этом конструкторе, когда проходила курсы повышения квалификации, нам представляли его как одно из средств развития игровой деятельности. Когда я сама поиграла в него, познакомилась с наполнением и методическим материалом, у меня возникла идея проводить ТИКО-конструирование в формате кружка в нашем ДОУ. На занятиях я заметила, что с помощью игрового материала возможно ни только научить детей конструировать, но и развивать речь, расширять представления о пространстве. С этого учебного года я стала включить элементы Тико на логопедических занятиях, далее разработала комплекс занятий «Плоскостное и объемное моделирование» на основе Программы дополнительного образования детей «ТИКО-мастер» Логиновой Ирины Викторовны. Провожу один раз в неделю на подгрупповых занятиях и использую элементы на индивидуальных занятиях.

У детей с ТНР слабо развито образное восприятие предметов, ориентировка в пространстве, координация движений, мелкая моторика, в речи наблюдается бедность словарного запаса, неумение согласовывать слова в предложении, неправильное звукопроизношение. 

В процессе конструирования, совершенствуются умения и навыки детей, создаются ситуации, при которых дети рассказывают о том, что они так увлекательно строили. Дети приобретают умения находить связи и закономерности, недостатки и ошибки, способность к объединению и классифицированию, способность представить результаты своих действий и их вариативность. Им кажется, что они только играют. Не заметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом они считают, складывают, вычитают, решают логические задачи, составляют схемы слов, предложений; заменяют цветовое обозначение звука буквой и составляют слоги, слова, фразы, учатся читать.

У детей формируется произвольность, пространственное мышление, умение планировать, контролировать и оценивать действия и результаты деятельности в соответствии с поставленной целью. Развивается монологическая, связная речь, работа над образным мышлением помогает корректировки дисграфии. Улучшается моторика рук за счет постоянной работы с деталями конструктора. Применение технологий ТИКО-конструирования позволяет каждому ребёнку развивать технические способности, такие как: умение подбора необходимых деталей конструктора «ТИКО» (по форме и цвету); умение проектировать по образцу, конструировать по схеме.

На примере одного из занятий, расскажу о непосредственной деятельности детей с конструктором. На занятии «Мебель для Трех медведей» передо мной стояли ряд задач: учить создавать плоскостные фигуры, соединять детали конструктора без затруднений, четко произносить звуки, составлять слова из букв, из слов предложения. закреплять знания о геометрических фигурах: квадрат, прямоугольник, треугольник, развивать мелкую моторику пальцев рук, творческое воображение.

  В процессе занятия дети собирали слова из букв, соотносили схематично размер геометрических фигур с героями сказки и конструировали для них мебель, по собственной задумке подбирали детали, потом зарисовывали схемы полученных изделий для копилки. В конце занятия дети проводят самоанализ своей деятельности, используя рефлексию «Метод пяти пальцев». У каждого ребенка есть своя схема, на которой пальчик обозначает, о чем нужно рассказать: М(мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания я сегодня получил.

Б(безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг.

С(средний) – состояние духа. Каким было мое настроение.

У(указательный) – услуга, помощь. Просил ли я помощи взрослого, помог ли товарищу.

Б(большой) – бодрость, физическая форма. Что мне было сложно или легко выполнить руками.

Дети разными способами могут взаимодействовать со схемой, например, нажимать на букву или наоборот поднимать пальчик один за другим, выкладывать камушками или пробками, обводить ладошку и проговаривать.

На начало и конец учебного года провожу мониторинг полученных технических навыков детей. Критерии оценки сформированности технических умений детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста на материалах конструктора «ТИКО» (диагностический инструментарий (Приложение № 1), разработанный на основе Программы дополнительного образования детей

«ТИКО-мастер» Логиновой И.В., Программы обучения детей старшего дошкольного возраста конструированию (на материалах конструктора ТИКО) Драган Л.И.).

По итогам оценивания вижу, что у детей обогащается словарный запас, развивается связная речь, пространственное мышление и образное восприятие предметов, улучшается моторика рук, координация движений в результате улучшается звукопроизношение, расширяется словарный запас, речь детей становится развернутой и эмоциональной. Дети с увлечением общаются, работают в группе, в коллективе, конструируют поделки как плоскостные, так и объемные, увлекаются самостоятельным техническим творчеством.

Приложение 1

Критерии оценки сформированности технических умений детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста

на материалах конструктора «ТИКО»

Параметры

Показатели

Критерии оценки

Технические умения

Умение подбора

необходимых деталей

конструктора

«ТИКО»

(по форме и цвету)

- ребёнок самостоятельно отвечает на

вопросы, выполняет задания, если

допускает ошибку (не более одной)

сам замечает её и сразу исправляет – 3

б.;

- ребёнок отвечает на вопросы, выполняет задания с одной-двумя

ошибками или дает неполные ответы. При допущении незначительной

ошибки, сам её не замечает, но при указании на ошибку взрослым, сам исправляет её – 2 б.;

- ребёнок справляется только с частью

заданий, ответы неполные, неточные,

односложные, неуверенные.

Допускает ошибки, сам их не замечает

и исправляет их только с помощью

взрослого – 1 б.

Умение проектировать по образцу

-        ребёнок самостоятельно отвечает

на вопросы, выполняет задания, если

допускает ошибку (не более одной) сам замечает её и сразу исправляет –

3 б.;

- ребёнок отвечает на вопросы,

выполняет задания с одной-двумя

ошибками или даёт неполные ответы. При допущении незначительной ошибки, сам её не замечает, но при

указании на ошибку взрослым, сам

исправляет её – 2 б.;

- ребёнок справляется только с частью -        ребёнок самостоятельно отвечает

на вопросы, выполняет задания, если

допускает ошибку (не более одной) сам замечает её и сразу исправляет –

3 б.;

- ребёнок отвечает на вопросы,

выполняет задания с одной-двумя

ошибками или даёт неполные ответы. При допущении незначительной ошибки, сам её не замечает, но при

указании на ошибку взрослым, сам

исправляет её – 2 б.;

- ребёнок справляется только с частью

Умение

конструировать по

схеме

-        ребёнок самостоятельно отвечает на вопросы, выполняет задания, если

допускает ошибку (не более одной)

сам замечает её и сразу исправляет –

3 б.;

-        ребёнок отвечает на вопросы, выполняет задания с одной-двумя ошибками или дает неполные ответы. При допущении незначительной ошибки, сам её не замечает, но при указании на ошибку взрослым, сам исправляет её – 2 б.;

-        ребёнок справляется только с частью заданий, ответы неполные, неточные, односложные, неуверенные. Допускает ошибки, сам их не замечает и исправляет их только с

помощью взрослого – 1 б.

Высокий уровень: 12-9

- могут подобрать необходимые детали (по форме и цвету), умеют проектировать по образцу, конструировать по схеме;

  • ребёнок самостоятельно отвечает на вопросы, выполняет задания, если допускает ошибку (не более одной) сам замечает её и сразу исправляет: самостоятельно использует постройку в игре.

Средний уровень: 8-5

  • подбирает с помощью взрослого необходимые детали, проектирует по образцу и конструирует по схеме;
  • выполняя задания с одной-двумя ошибками, или дает неполные ответы. При допущении незначительной ошибки, при указании взрослого сам её исправляет: обыгрывает постройку в соответствии с предложенным взрослым действием.

Низкий уровень: 4-0

  • не        умеет        самостоятельно        подобрать        необходимые        детали, проектировать по образцу и конструировать по схеме;
  • ребёнок        справляется        только        с        частью заданий,        дает неполные, неточные, односложные, неуверенные ответы;
  • допускает ошибки, сам их не замечает и исправляет их только с помощью взрослого; не обыгрывает постройку.

На основе данной характеристики было определено количество баллов, соответствующее каждому уровню сформированности конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста на материалах конструктора «ТИКО».

Рефлексия «Метод пяти пальцев»

М(мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания я сегодня получил.

Б(безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг.

С(средний) – состояние духа. Каким было мое настроение.

У(указательный) – услуга, помощь. Просил ли я помощи взрослого, помог ли товарищу.

Б(большой) – бодрость, физическая форма. Что мне было сложно или легко выполнить руками.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Технологии Тико -моделирования в работе с детьми с ОВЗ как эффективный фактор развития речи». Овчаренко Марина Владимировна, учитель–логопед МКДОУ «Ручеёк»

Слайд 2

Цель практики: коррекция речи детей с ОВЗ через развитие технических умений с использованием ТИКО-конструктора. Задачи педагогической практики. 1. Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением. 2. Развивать умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций. 3. Развивать умения работать по схемам. 4. Развивать сенсомоторные процессы (глазомера, руки), мелкую моторику рук. 5. Формировать предпосылоки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

Слайд 3

«ТИКО» – это Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения.

Слайд 4

У детей с ТНР слабо развито образное восприятие предметов, ориентировка в пространстве, координация движений, мелкая моторика, в речи наблюдается бедность словарного запаса, неумение согласовывать слова в предложении, неправильное звукопроизношение.

Слайд 5

В процессе конструирования, совершенствуются умения и навыки детей, развивается речь, создаются ситуации, при которых дети рассказывают о том, что они так увлекательно строили.

Слайд 6

У детей формируется произвольность, пространственное мышление, умение планировать, контролировать и оценивать действия и результаты деятельности в соответствии с поставленной целью.

Слайд 7

Применение технологий ТИКО-конструирования позволяет каждому ребёнку развивать технические способности, такие как: умение подбора необходимых деталей конструктора «ТИКО» (по форме и цвету); умение проектировать по образцу, конструировать по схеме.

Слайд 8

«Мебель для Трех медведей»

Слайд 9

«Мебель для Трех медведей»

Слайд 10

«Мебель для Трех медведей»

Слайд 11

В конце каждого занятия дети проводят самоанализ своей деятельности, используя рефлексию «Метод пяти пальцев». М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания я сегодня получил. Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг. С (средний) – состояние духа. Каким было мое настроение. У (указательный) – услуга, помощь. Просил ли я помощи взрослого, помог ли товарищу. Б (большой) – бодрость, физическая форма. Что мне было сложно или легко выполнить руками. М Б С У Б

Слайд 12

«Мебель для Трех медведей»

Слайд 13

Критерии оценки сформированности технических умений детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста на материалах конструктора «ТИКО»

Слайд 14

Результаты: у детей обогащается словарный запас, развивается связная речь, пространственное мышление и образное восприятие предметов, улучшается моторика рук, координация движений в результате улучшается звукопроизношение, расширяется словарный запас, речь детей становится развернутой и эмоциональной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерное перспективное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи и воспитанию патриотических чувств в процессе приобщения к русской национальной культуре

Данное перспективное планирование позволяет работать с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи и воспитанию патриотических чувств в процессе приобщения к русской национальной культуре...

«Использование инновационных технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста, как средство развития двигательной активности детей».

Так как же сделать физкультурное занятие радостным событием и потребностью в режиме дня дошкольника?Выход нашла, соединив положительные качества традиционной программы и внедрения  инноваци...

Опыт работы по теме «Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи»

Опыт работы по теме «Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи»Содержание:1.     Пояснительная записка2.     Перспективное план...

Формы работы с детьми второй младшей группы по развитию речи. ( из опыта работы )

Каждый ребёнок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно, последовательно излагать свои мысли. В тоже время роль детей должна быть живой, непосредственно, выразите...

«Технологии используемые в коррекционной работе с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии»

Для повышения мотивации коррекционного обучения,  формирования качественных знаний,  воспитанников с ОНР мы используем данные технологии....

Сообщение из опыта работы "Повышение родительской компетентности, как эффективное средство развития речи дошкольников, посредством многофункционального пособия «Развиваем речь дома»"

Основными направлениями коррекционной работы с дошкольниками являются: исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционно...