Проект "Народные промыслы и ремёсла Белогорья"
проект (старшая группа)
Популярность народного искусства в наши дни очень велика. Ремесло – это мелкое ручное производство. Ремёсла появились в тот момент, когда человеку понадобились орудия труда, одежда и оружие. В разные времена на территории Белгородчины развивались гончарный, кожевенный, столярный, кузнецкий, ткацкий, иконописный и ювелирный промыслы. Практически в каждой семье были мастера, которые могли изготавливать разные предметы быта. Народные художественные промыслы занимают ведущее место в историко-культурном достоянии Белгородской области. Поэтому необходимо приобщать детей к народному творчеству, развивать природные таланты и дарования, эстетический вкус, то есть формировать гармонически развитую личность. Через искусство народных промыслов отслеживается связь прошлого с настоящим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44.64 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №58 ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА Г. БЕЛГОРОДА 308023, г. Белгород, ул. Железнякова 2а, тел. 34-40-48 e-mail: mdouHYPERLINK "mailto:mdou58@beluo31.ru"58@HYPERLINK "mailto:mdou58@beluo31.ru"beluoHYPERLINK "mailto:mdou58@beluo31.ru"31.HYPERLINK "mailto:mdou58@beluo31.ru"ru |
Педагогический проект в старшей группе №4 компенсирующей направленности
«Народные промыслы и ремесла Белогорья»
Руководители проекта:
воспитатели старшей группы № 4компенсирующей направленности
Афонина Л.Н., Бекташева Т.В., Дукина С.В.
Белгород 2025г.
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре,
к родному городу, к родной речи – задача первостепенной
важности, и нет необходимости — это доказывать.
Д. С. Лихачев.
Паспорт проекта
Вид проекта: познавательно-творческий, групповой.
Время реализации: январь 2025г.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.
Возраст участников: дети старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет)
Идея проекта: формирование у детей знаний о народных промыслах и ремеслах Белогорья.
Цель проекта: ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей Белгородской области, знакомство с истоками ремесла Белогорья, его развитием и состоянием в настоящее время.
Задачи проекта:
- Познакомить детей с народными промыслами Белгородской области (кожевенное, ткацкое, гончарное, иконопись); выявить их художественную и культурную ценность;
- Формировать элементарные представления об основных приемах и элементах промыслов;
- Расширение и обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста;
- Развивать индивидуальные эмоциональные проявления в различных видах деятельности;
- Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус, навыки художественного творчества детей.
- Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу, Родине; интерес к художественному искусству Белогорья;
Актуальность проекта: обусловлена большой значимостью воспитания нравственно - патриотических чувств у дошкольников в современном обществе.
Каждый человек родился в определенном месте, которое называет Родиной. Человек без родины – это человек без прошлого, настоящего и будущего. Поэтому важно, чтобы дети росли и созерцали достояние своей страны и своего народа. В связи с научно-технической революцией в мире стали забываться многие вещи и детали, формировавшие культуру нашей страны.
Малая Родина у каждого своя, но это родное место, которое определяет многое, если не сказать все! В дошкольном возрасте важно прививать чувство любви, уважения и привязанности к родным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Популярность народного искусства в наши дни очень велика. Ремесло – это мелкое ручное производство. Ремёсла появились в тот момент, когда человеку понадобились орудия труда, одежда и оружие. В разные времена на территории Белгородчины развивались гончарный, кожевенный, столярный, кузнецкий, ткацкий, иконописный и ювелирный промыслы. Практически в каждой семье были мастера, которые могли изготавливать разные предметы быта. Народные художественные промыслы занимают ведущее место в историко-культурном достоянии Белгородской области. Поэтому необходимо приобщать детей к народному творчеству, развивать природные таланты и дарования, эстетический вкус, то есть формировать гармонически развитую личность. Через искусство народных промыслов отслеживается связь прошлого с настоящим.
Гипотеза проекта: если знакомить дошкольников с народными промыслами Белогорья, мастерством умельцев, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою область, за свою страну, богатую славными традициями.
Новизна проекта. Данный проект станет эффективным в формировании личности ребёнка, его патриотизма и системного подхода по формированию знаний о народных промыслах и ремеслах Белгородской области и воспитанию у детей старшего дошкольного возраста любви к народной культуре.
Ожидаемые результаты проекта.
- у детей
- развитие познавательного интереса к народному творчеству (дети узнают и называют образцы народного творчества, высказывают свои предпочтения в выборе темы познавательной деятельности, а также используют полученные знания и умения в процессе реализации творческих замыслов; знают названия материалов, из которых изготавливают народные изделия);
- обогащение опыта в декоративном рисовании;
- расширение и обогащение словарного запаса.
- у родителей повысится активность участия в учебно-воспитательном процессе, обогатится опыт в декоративно – прикладном искусстве воспитания своих детей, повысится уровень педагогической культуры.
- у воспитателей развитие социально-профессиональной компетентности и личностного потенциала, эмоциональный отклик от детей и родителей.
План реализации проекта:
I этап – подготовительный
- Определение проблемы проекта, основных форм работы (сюрпризный момент: «Белгородская мастерица в гостях у ребят»; «Модель трёх вопросов» Что знаем? Что хотим узнать? «Как узнать?
- Изучение методической литературы.
- Подбор наглядных и дидактических материалов; создание условий для самостоятельной деятельности детей: альбомы и раскраски: «Русские народные промыслы»; дидактические игры: «Найди лишнее», «Узнай элементы узора», «Назови правильно», «Составь узор», «Разрезные картинки»; мини-музей с изделиями народных промыслов и др.
II этап – практический
Работа с детьми строилась через интеграцию следующих образовательных областей: познавательное и речевое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.
Познавательное развитие:
- Игра-путешествие: «Волшебный клубочек»
Цель: познакомить детей дошкольного возраста с народными промыслами Белгородской области; вызвать интерес и желание добывать сведения о незнакомых народных промыслах; развивать любознательность; воспитывать в детях любовь и бережное отношение к народной культуре и традициям Белгородчины.
- Рассматривание альбомов: «Белгородские ремёсла», «Хохлома», «Гжель», «Дымковские узоры».
- Просмотр презентации: «В мире кожаных изделий», «Народные промыслы Белогорья».
- Посещение «Русской избы» («Горницы») в детском саду.
Цель: ознакомление с древнерусским крестьянским бытом, уважение к русской народной культуре, истории.
Художественно-эстетическое развитие:
- Рисование «Роспись глиняной посуды»
Цель: знакомство детей с элементами росписи Борисовкой керамики (цветовая гамма: коричневый, зеленый, жёлтый; элементы росписи - украшение посуды связано с местным колоритом, богатством края, плодородной землей: пшеница, подсолнухи, дубравы)
- Лепка «Украсим рамочки».
Цель: закрепить представления о Борисовском иконописном ремесле, формировать умение работать в технике пластилинографии.
- Творческая мастерская «Украсим русский кожух», «Сапожок»
Цель: формировать понятие о коже как о материале, из которого человек делает разнообразные вещи; показать связь качества кожи с назначением вещи; активизировать познавательную деятельность; вызвать интерес к старинным и современным предметам рукотворного мира.
- Творческая мастерская: «Цветные коврики»
Цель: приобщение воспитанников старшего дошкольного возраста к одному из видов традиционного национального искусства - ручному ткачеству на примере технологии плетения, вызвать интерес к старинным и современным предметам рукотворного мира.
- Рисование: «Старооскольской игрушки»
- Цель: познакомить с символикой цвета Старооскольских мастеров (черная полоска-символ земли, зеленая- трава, горизонтальная волна синего цвета-ручеек, река, вертикальная- дождь; ромбы символизируют вспаханное поле, ростки или засеянное поле, круг- солнце, круг с точкой- солнце и лучики); расширение словаря: баранчик, коник, коровка.
Социально-коммуникативное развитие:
- Дидактические игры:
- «Найди лишнее»
Цель: учить находить предметы определенного промысла среди предложенных;
- «Узнай элементы узора»
Цель: уточнить и закрепить представление об основных элементах какой-либо росписи, учить вычленять отдельные элементы узора.
- «Назови правильно»
Цель: закреплять умение находить нужный промысел среди других, обосновывать свой выбор, составлять описательный рассказ.
- Разыгрывание образовательной ситуации купли-продажи сувениров (Дети покупают сувениры и формулируют вопросы: Как называется товар? Из чего сделан? Авторская ли это работа? Сколько стоит? Где ещё можно купить?)
- Сюжетно-ролевая игра: «Ждём гостей»
Работа с родителями:
- Консультация «Воспитание детей через приобщение к народной культуре».
- Совместное изготовление посуды из глины.
- Оформление выставки кожевенных изделий.
- Изготовление гончарного круга.
- Тур выходного дня в Белгородский музей «Народной культуры»
III этап – заключительный.
Формы представления проекта:
- устный отчет в форме презентации проектной деятельности.
- продукты проектной деятельности:
- мини-музей «Народные промыслы Белогорья»
- лепбук «Чудеса из глины»;
- альбом «Народные промыслы Белгородской области»;
- карта Белгородской области, где отмечены центры народных промыслов;
- интерактивная игра: «Четвёртый лишний»
Литература:
1. АОП ДО для обучающихся с ОВЗ с ТНР муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 58 «Центр развития ребенка»
2. ООП ДО муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 58 «Центр развития ребенка».
3. Приобщение к истокам русской народной культуры: Программа, учебно-методическое пособие/О.Л. Князева, М.Д. Маханева. -СПб.: Детство-Пресс, 2000.
4. Планирование образовательной деятельности по парциальной программе познавательного развития дошкольников «Здравствуй, мир Белогорья!»: парциальная программа/ Л.В. Серых, Г. А. Махова, Е. А. Мережко, Ю. Н. Наседкина.- Белгород: издательства ОГАОУ ДПО «БелИРО», 2015.- 252 с.
5. Штанько И.В. «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста» Упр,.ДОУ 2002 №6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Знакомство детей с казачьими промыслами и ремёслами»
Тема: «Знакомство детей с казачьими промыслами и ремёслами»Цель: Создание условий для знакомства с ремеслами донских казаков и приобретения навыков работы с глиной в процессе игровой ситуации «Гончарн...

"Промыслы и ремёсла Даниловского края"
В статье рассказывается о промыслах и ремёслах которые были в длёкие годы на Даниловской земле....

Проект "Народные промыслы и ремёсла Тюменской области"
Проект "Народные промыслы и ремёсла Тюменской области"...

Народные промыслы и ремёсла Алтайского края
Проект "Народные промыслы и ремёсла Алтайского края" для детей подготовительной группы.Цель: выявить традиционные народные промыслы в Алтайском крае Задачи:•Расширить з...
Конспект беседы-игры «К тюменским ремесленникам» по ознакомлению с промыслами и ремёслами Тюменской области для старшего дошкольного возраста
Оборудование: макеты домиков-лавок (картонная основа в виде дома), фотографии ремесленных изделий, дидактические игры.Ход:Ребята, сегодня я предлагаю отправиться со мной в путешествие к ремесленникам ...