конспект занятия "Зимние развлечения"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ракова Галина Николаевна

Составление творческого рассказа по картине «Зимние развлечения» с использованием элементов ТРИЗ методики И.Н.Мурашковской  «Картинка без запинки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zimnie_zabavy.docx16.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по развитию речи  в старшей группе

"Составление творческого рассказа

по картине «Зимние развлечения» с использованием элементов ТРИЗ

методику И.Н.Мурашковской  «Картинка без запинки»

Тема: "Составление творческого рассказа по картине «Зимние развлечения» с использованием элементов ТРИЗ «Картинка без запинки».

Цель работы по картине: развитие мыслительных действий, так называемых алгоритмов мышления,ведущих к умению подробно рассматривать картину.

Задачи:

- формировать умение: делить на части и объединять; устанавливать причинно - следственные связи;

- развивать воображение и индивидуальные особенности восприятия окружающего мира;

- формировать умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместной деятельности, поддерживать инициативность и творчество каждого ребенка.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, мы с вами учавствуем во многих конкурсах, для этого мы рисуем, мастерим разные поделки, у нас с вами уже накопилось много дипломов и грамот, сегодня я вам предлагаю принять участие в новом конкурсе! Конкурс на лучший рассказ по картине! Вы хотите? (ответы детей) Поэтому мы с вами будем работать над составлением рассказа по картине.У каждого из вас получится свой неповторимый рассказ.

Воспитатель: Посмотрите на картину, кто или что на ней изображено? (Такой вопрос дает толчок к поиску наиболее активного персонажа — человека).

- Мальчик, девочка.

Воспитатель: Что они делают?

- Лепят снеговика.

Воспитатель:Что еще можно рассказать о картине?( Ответы детей)

Воспитатель: Ребята,какой-то рассказ у нас с вами получается короткий. Нужно, что-то придумать, чтобы рассказ у нас получился подробный, красивый, лучшим,достойным  для конкурса.

Воспитатель: Я вам предлагаю посмотреть на картину поэтапно, открывая постепенно каждый кусочек(пазл),который поможет нам с вами поделить картину на части и увидеть все подробности.

Итак открываем первый кусочек нашего пазла, и видим там только один объект.

Воспитатель: Итак, называйте, что вы увидели и мы вместе с вами будем зарисовывать.(Дети проговаривают увиденное на открывшемся кусочке,а воспитатель  зарисовывает  схематично названные объекты на доске).

Теперь картина проясняется. Каждую находку мы схематически фиксируем на доске, обводя кружочками: мальчик, девочка, снег, снеговик, санки, снежинки, ведро, морковка, вороны и т. д. Дети стараются не просто ответить, а выискать что-то такое, чего другие еще не заметили. Идет охота за подробностями.

Воспитатель: Мы картину разобрали на части, а что же дальше мы соединим  эти части их в единое целое.

И нам поможет в этом волшебник «Дели - Давай» .

Он может не только делить, но и все на свете объединять искать друзей между частями.Волшебник понаблюдает за нами,а мы попробуем найти два предмета и сказать ,чем они между собою связаны.

Дети объединяют картинки части и составляют предложения, например,девочка и мальчик-люди,снеговик и снег- сделан из снега и т.д.

Если у ребят возникают затруднения,.просим о помощи волшебника.

Воспитатель: Ребята какие мы молодцы, посмотрите, как мы с волшебником «Дели Давай» смогли объединить все части картины. Основу для рассказа мы подготовили, но чего-то не хватает в нем образов, пленяющих воображение. Давайте, ее оживим? Чем можно ее оживить? (Ответы детей: звуками, красками).

Воспитатель: Молодцы, а сейчас давайте представим что мы оказались  на этой полянке.Пришел злой волшебник и нас заколдовал и мы можем только слышать.. Закройте на минутку глаза.Прислушайтесь, что происходит рядом с вами? Что вы слышите? (Ответы детей: я слышу, как каркают вороны, как скрепит снег,как девочка кричит от радости катясь с горки и т.д.).

Воспитатель: Картина ожила, в ней много звуков. Картину можно не только увидеть, услышать, но и мысленно потрогать. Что можно потрогать в картине? (Ответы детей: снег, снеговика, ворону, и др.)

Выводы совместно с детьми:

Воспитатель: Мы с вами проделали большую работу: подробно рассмотрели картину, составили схему, оживили (послушали, потрогали). А теперь можно и рассказ составить.

Дети составляют рассказ, воспитатель помогает и записывает  их получившиеся рассказы.

Воспитатель благодарит детей за прекрасное путешествие и предлагает нарисовать дома нарисовать свою картину «Зимние развлечения».

А теперь попробуем оживить картину. Но для этого нам нужно попасть в нее. Давайте встанем в круг и скажем волшебные слова:
Покружились, покружились и в картине очутились!
-Ну вот, мы очутились в картине. Закройте глаза, прислушайтесь внимательно, что происходит рядом с вами.(аудиозапись) А теперь глубокий вдох.1-2-3 откройте глаза.
Скажите, что вы слышите? (ответы детей)
Ребята, закройте глаза, вдохните запах того, что вас окружает.(аудиозапись).А теперь глубокий вдох.1-2-3 откройте глаза.Что вы почувствовали теперь?
(ответы детей).

Ребята, наша картина ожила, в ней появились звуки и запахи. Но картину можно не только услышать, но и потрогать.Закройте глаза ипритроньтесь рукой ко всему, что встретилось на пути (аудиозапись). А теперь глубокий вдох,1-2-3 откройте глаза.

Скажите, что вы ощущаете?

(ответы детей)
Молодцы, вы прекрасно оживили картинуи хорошо потрудились. А теперь предлагаю вам отдохнуть.

5.Физминутка .

Упражнение «Отставай-Забегай!»

Мы с вами рассмотрели картину, оживили ее. А сейчас я предлагаю вам сесть в машину времени и отправиться в путешествие по картине.Скажите, а кто изображён на картине? А где папа и мама? Кто принёс в дом ёлку? Почему на ней оказались необычные игрушки? Ребята, подумайте, какое время суток изображено на картине?Давайте подумаем, а что было утром? А что было вечером? А как бы вы смогли закончить этот сюжет, изображенный на картине? (ответы детей)

Интересное путешествие по картине у нас получилось.

9.Расказ воспитателя.

А теперь послушайте мой рассказ о картине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия-развлечения в старше/подготовительной группе по теме: «Путешествие гномиков».

Тема:«Путешествие гномиков».Цель: формирование и развитие навыков социально - нравственного      поведения.Задачи: - развивать у детей навыки доброжелательного общения со свер...

Конспект вечера развлечения в подготовительной к школе группе

Вечер развлечения, проведенный в форме "литературной гостинной". Занятие способствует духовному становлению личности, расширяет и углубляет знания о русских народных сказках, развивает инстерес к худо...

Конспект спортивного развлечения в подготовительной группе "Большие гонки" с участием родителей

Конспект спортивного развлечения для детей подготовительной группы с участием их родителей....

Конспект Музыкального развлечения "Цветик-семицветик"

Конспект составлен для старшей группы. Музыкальное развлечение был итогом проектной деятельности "Путешествие в мир музыки" Проект тоже будет представлен....

Конспект физкультурного развлечения "В стране зимних игр и развлечений" с использованием ИКТ

В развлечении я попыталась показать взаимодействие со всеми специалистами нашего детского сада. И как задачи образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура» интегрируются с другими о...