Мастер класс на тему: Мнемотехника для запоминания большого объема информации через связывание слов. Метод «Шичида»
материал

Яруллина Ляйсан Фарисовна

К. Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Как любая техника работы, мнемотехника строится от простейшего к сложному. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов (младший дошкольный возраст) и последовательно переходить к мнемодорожкам и конечно к мнемотаблицам (старший дошкольный возраст).

Мнемотехника или мнемоника – это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов.

Мнемоквадраты -это графическое изображение чего либо. Очень удобно учить детей рисовать. Мы не только рисуем, но мы и придумываем рассказы к рисунках. Очень увлекательно, детям нравится.

Мнемодорожка – это когда к каждому cлову или словосочетание дети (взрослые) рисуют изображение;

Глядя на cхемы ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию, с опорой на схему. Когда запомнятся схемы, он начинаем воспроизводит и без помощи схем, что развивает память и мышение.

Мнемотаблица – это cхема, в которую заложена информация. В качестве cимволов заместителей иc пользуются: cилуэтные изображения, предметные картинки, геометрические фигуры.

Мнемотаблицы-это дидактический материал. Мнемотаблицы можно использовать для: составления рассказов по времени года и многим другим темам, для того чтобы пересказывать сказки по изображению главных героев, ну и конечно потешкам, для заучиванию стихотворений; загадыванию и разгадыванию загадок.

Мнемотехнику можно использовать абсолютно в любой деятельности: развитие культурно-гигиенических навыков, рассказывать о времени года, о растительном мире и о животном мире по описательным признакам, о предметном мире по темам недели дошкольного учреждения.

Показ презентации.

Я предлагаю вашему вниманию выполнить следующие задания.

Вы видите на слайде изображение и слово. Вам нужно зрительно связать образ со словом и запомнить слово.

1. Видите малину, и через малину запоминаем слово бусы, представляете бусы из малины.

2. Следующее слово ковер. Смотрим на леопарда, его шерсть как будто ковер.

3. Крокодил такой красный, мощный, рычащий крокодил.

4. Треугольник. Фракции нашего лайма они как будто бы треугольные и мы запоминаем слово треугольник.

5. В центре картинки дерево по форме похоже на чупа - чупс и запоминаем с легкостью слово чупа-чупс.

6. Далее слово бомба. Такая большая бомба летит на этих чудесных птиц и они смотрят и думают «Ого - бомба».

7. Запоминаем слово мечта. Наш мальчишка мечтает быть супер героем. И глядя на него запоминаем слово мечта.

8. Глядя на одуванчик, запоминаем слово полет. Частички одуванчика сейчас унесет ветром и они отправятся в полет.

9. Запоминаем слово конференция. Волки собрались на лесную конференцию.

10. Запоминаем слово интернет. Эти чудесные существа делают селфи, чтобы выложить в социальные сети, воспользовавшись интернетом.

11. Удача. Помимо того, что обладать таким огромным вкусным изделием уже удача, а еще внутри этого бисквита много ммденса и это двойная удача.

12. Запоминаем слово наставник. Я думаю, что впереди перед ребятами стоит наставник, педагог, который помогает им артикулировать, петь, и мы запоминаем слово наставник.

А теперь, проверяем. На экране будут появляться картинки, а вы назовите слово, которое вы запомнили, глядя на эту картинку.

Проверим. (Работа со слайдами)

Теперь в этой технике, но без картинок. Мы будем работать со смысловыми крючками, которые будет выдавать вам ваше сознание.

Я буду рассказывать историю, как присоединить одно слово к другому, при этом это будут разные слова, чтобы было сложнее связать.

Как только вы запоминаете второе слово, то первое можно забывать, запомним 3, забывайте 2 и т. д.

Ваше сознание нужные слова самостоятельно подскажет. Итак начали. (Ведущий рассказывает сказку).

- Часто спорят, что раньше появилось яйцо или курица. Будем считать, что в нашей истории появилось курица.

И наша курица снесла бриллиант.

Представляете, не яйцо, и не простое, и не золотое, а бриллиант.

Мы взяли бриллиант в руки, а он рассыпался в руке, как мелок.

Мы подобрали мелок стали рисовать на асфальте и нарисовали гигантского динозавра.

Он начал рычать и превратился в гигантскую машину феррари.

Машина поехала по улицам и приехала в деревню к бабушке и дедушке.

Ну что, давайте с вами будем проверять. Какое первое слово появилось в нашей истории? Курица- бриллиант - мелок - динозавр….

Таким образом, можно поиграть с детьми в группе. Сначала показываем картинки. Затем рассказываете истории и учите запоминать слова. Далее, вы перестаете рассказывать истории. Дети самостоятельно рассказывают истории. Вы только делаете паузы, чтобы ребята запомнили слова через свою историю.

А потом начинаем тренировать умные головушки наших детей. Каким образом? Сокращаем время для соединения слов. Чем меньше времени, тем ярче будет образ.

Таким образом, мы сможем с вами научить детей быстро думатьбыстро создавать образбыстро запоминать информацию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx17.73 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Башкортостан

Управление образования муниципального района Янаульский район

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №16 «Родничок» г. Янаул

Мастер класс на тему:

Мнемотехника для запоминания большого объема информации через связывание слов. Метод «Шичида»

Подготовила:

воспитатель

Яруллина Л.Ф

2024 г.

К. Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Как любая техника работы, мнемотехника строится от простейшего к сложному. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов (младший дошкольный возраст) и последовательно переходить к мнемодорожкам и конечно к мнемотаблицам (старший дошкольный возраст).

Мнемотехника или мнемоника – это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов.

Мнемоквадраты -это графическое изображение чего либо. Очень удобно учить детей рисовать. Мы не только рисуем, но мы и придумываем рассказы к рисунках. Очень увлекательно, детям нравится.

Мнемодорожка – это когда к каждому cлову или словосочетание дети (взрослые) рисуют изображение;

Глядя на cхемы ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию, с опорой на схему. Когда запомнятся схемы, он начинаем воспроизводит и без помощи схем, что развивает память и мышение.

Мнемотаблица – это cхема, в которую заложена информация. В качестве cимволов заместителей иc пользуются: cилуэтные изображения, предметные картинки, геометрические фигуры.

Мнемотаблицы-это дидактический материал. Мнемотаблицы можно использовать для: составления рассказов по времени года и многим другим темам, для того чтобы пересказывать сказки по изображению главных героев, ну и конечно потешкам, для заучиванию стихотворений; загадыванию и разгадыванию загадок.

Мнемотехнику можно использовать абсолютно в любой деятельности: развитие культурно-гигиенических навыков, рассказывать о времени года, о растительном мире и о животном мире по описательным признакам, о предметном мире по темам недели дошкольного учреждения.

Показ презентации.

Я предлагаю вашему вниманию выполнить следующие задания.

Вы видите на слайде изображение и слово. Вам нужно зрительно связать образ со словом и запомнить слово.

1. Видите малину, и через малину запоминаем слово бусы, представляете бусы из малины.

2. Следующее слово ковер. Смотрим на леопарда, его шерсть как будто ковер.

3. Крокодил такой красный, мощный, рычащий крокодил.

4. Треугольник. Фракции нашего лайма они как будто бы треугольные и мы запоминаем слово треугольник.

5. В центре картинки дерево по форме похоже на чупа - чупс и запоминаем с легкостью слово чупа-чупс.

6. Далее слово бомба. Такая большая бомба летит на этих чудесных птиц и они смотрят и думают «Ого - бомба».

7. Запоминаем слово мечта. Наш мальчишка мечтает быть супер героем. И глядя на него запоминаем слово мечта.

8. Глядя на одуванчик, запоминаем слово полет. Частички одуванчика сейчас унесет ветром и они отправятся в полет.

9. Запоминаем слово конференция. Волки собрались на лесную конференцию.

10. Запоминаем слово интернет. Эти чудесные существа делают селфи, чтобы выложить в социальные сети, воспользовавшись интернетом.

11. Удача. Помимо того, что обладать таким огромным вкусным изделием уже удача, а еще внутри этого бисквита много ммденса и это двойная удача.

12. Запоминаем слово наставник. Я думаю, что впереди перед ребятами стоит наставник, педагог, который помогает им артикулировать, петь, и мы запоминаем слово наставник.

А теперь, проверяем. На экране будут появляться картинки, а вы назовите слово, которое вы запомнили, глядя на эту картинку.

Проверим. (Работа со слайдами)

Теперь в этой технике, но без картинок. Мы будем работать со смысловыми крючками, которые будет выдавать вам ваше сознание.

Я буду рассказывать историю, как присоединить одно слово к другому, при этом это будут разные слова, чтобы было сложнее связать.

Как только вы запоминаете второе слово, то первое можно забывать, запомним 3, забывайте 2 и т. д.

Ваше сознание нужные слова самостоятельно подскажет. Итак начали. (Ведущий рассказывает сказку).

- Часто спорят, что раньше появилось яйцо или курица. Будем считать, что в нашей истории появилось курица.

И наша курица снесла бриллиант.

Представляете, не яйцо, и не простое, и не золотое, а бриллиант.

Мы взяли бриллиант в руки, а он рассыпался в руке, как мелок.

Мы подобрали мелок стали рисовать на асфальте и нарисовали гигантского динозавра.

Он начал рычать и превратился в гигантскую машину феррари.

Машина поехала по улицам и приехала в деревню к бабушке и дедушке.

Ну что, давайте с вами будем проверять. Какое первое слово появилось в нашей истории? Курица- бриллиант - мелок - динозавр….

Таким образом, можно поиграть с детьми в группе. Сначала показываем картинки. Затем рассказываете истории и учите запоминать слова. Далее, вы перестаете рассказывать истории. Дети самостоятельно рассказывают истории. Вы только делаете паузы, чтобы ребята запомнили слова через свою историю.

А потом начинаем тренировать умные головушки наших детей. Каким образом? Сокращаем время для соединения слов. Чем меньше времени, тем ярче будет образ.

Таким образом, мы сможем с вами научить детей быстро думать, быстро создавать образ, быстро запоминать информацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для педагогов на тему «Моя большая дружная семья» в рамках родительского собрания.

Данный мастер класс для педагогов повыситих  профессиональную компетентность в области организации взаимодействия с родителями воспитанников....

Презентация мастер-класса по теме "Мнемотехника как средство приобщения дошкольников к народной культуре коренных жителей Крайнего Севера"

    Огромна наша страна Россия. Много людей живет на просторах нашей Родины. Но у каждого из нас есть маленькая родина – место, где он родился, где вырос, где живут его родные. ...

мастер класс для педагогов«Чтоб про финансы больше знать ,будем в игры мы играть»

совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников в области финансовой грамотности детей....

МАСТЕР-КЛАСС НА ТЕМУ «Мнемотехника как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста».

Мастер-класс для педагогов  «Мнемотехника как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста»....

Мастер-класс для педагогов по дидактическим играм «Большие права маленького ребенка»

Формирование осознания прав человека – одна из главных задач, стоящих перед родителями и педагогами дошкольников: дети осознают, что каждый человек имеет право на жизнь, охрану здоровья, равенст...

Мастер – класс на тему: «Формирование функциональной грамотности детей дошкольного возраста через экспериментирование, как один из методов обучения и развития естественнонаучных преставлений дошкольников»

Мастер – класс на тему: «Формирование функциональной грамотности детей дошкольного возраста через экспериментирование, как один из методов обучения и развития естественнонаучных преставлен...