Мастер-класс для педагогов по дидактическим играм «Большие права маленького ребенка»
материал (младшая, средняя группа)

Чуева София Александровна

Формирование осознания прав человека – одна из главных задач, стоящих перед родителями и педагогами дошкольников: дети осознают, что каждый человек имеет право на жизнь, охрану здоровья, равенство с другими людьми, право на честь и достоинство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_pedagogov_po_didakticheskim_igram.docx21.11 КБ

Предварительный просмотр:

Корниловский детский сад,
филиал МБДОУ «Детский сад № 189»

Мастер-класс для педагогов по  дидактическим играм  
«Большие права маленького ребенка»

Воспитатель:
Чуева С. А.

2024 г.

Актуальность.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.

Изменения, происходящие в политической и социальной жизни нашей страны, требуют поиска новых подходов к правовому воспитанию детей. Необходимость обусловлена реализацией идеи гуманизации процесса образования, изменившей подходы к воспитанию, развитию и обучению детей.

 Формирование осознания прав человека – одна из главных задач, стоящих перед родителями и педагогами дошкольников: дети осознают, что каждый человек имеет право на жизнь, охрану здоровья, равенство с другими людьми, право на честь и достоинство.

Эта работа должна опираться на понимание и принятие детьми нравственных норм поведения и взаимоотношений с взрослыми и детьми.

Цель игры: введение детей в проблематику правового просвещения через дидактическую игру.

Задачи:

  • Формировать правовое сознание дошкольников через знакомство с Конвенцией о правах ребенка, расширять знания детей об окружающем их мире.
  • Воспитывать толерантность, развивать коммуникативные навыки детей, эмоциональную отзывчивость.
  • Формировать умение строить высказывание с опорой на модель, символы.
  • Расширять и обогащать словарный запас детей новыми понятиями.

СК РФ Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье

Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это, возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Задание 1: «Расставь всех членов семьи по возрасту». 

Вопросы: расскажи про своих членов семьи; с кем ты живешь в одной квартире; кого из родственников ты еще знаешь; кто самый младший в твоей семье, кто самый старший.

СК РФ Статья 58. Право ребенка на имя, отчество и фамилию.

Задание 2: «Подбери имя каждому члену семьи».

Вопросы: расскажи, как ласково тебя называют дома, а как ты ласково обращаешься к членам совей семьи.

Право ребенка на здоровое питание.

Задание 3: «Накрой на стол. Чем ты сегодня будешь обедать».

Вопросы: расскажи, какие твои любимые блюда в садике; твои любимые блюда дома; что любит готовить твоя мама; что ты сам уже можешь приготовить; какие продукты вредные, а какие полезные.

Ребенок имеет право на полноценный уровень жизни.

Родители в силу своих физических и финансовых возможностей обязаны обеспечить ребенку уровень жизни, необходимый для его физического и духовного развития.

Задание 4: «Обустрой свою комнату»

Вопросы: расскажи, что есть в твоей комнате; что бы ты хотел еще добавить в свою комнату.

Право на свободу выбора.

Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, которые касаются его самого, отношений в семье.

Задание 5: «Выбери игрушки, которыми ты хочешь сегодня играть»

Ребенку предлагается несколько картинок игрушек. Он должен разместить на листе те игрушки, которыми он любит играть, называет игрушки, которые выбирает.

Статья 54. Права несовершеннолетних в сфере охраны здоровья.

В этих целях ребенку предоставляется бесплатное медицинское обслуживание в государственных (муниципальных) учреждениях, включающее профилактику различных заболеваний, диагностику и лечение, реабилитацию, санаторное лечение и оздоровление детей.

Задание 6: «Кто поможет тебе, если ты вдруг заболел»

Ребенку предлагается несколько картинок с разными профессиями, он должен выбрать только те картинки, на которых изображены доктора.

Попросите рассказать, что изображено на картинках, которые он выбрал.

Статья 12. Обеспечение прав детей на отдых и оздоровление.

Ребенок имеет право на отдых и развлечения, соответствующие его возрасту, право участвовать в культурных мероприятиях, заниматься творчеством и искусством.

Задание 7: «Давай помечтаем. На каком транспорте ты отправишься в путешествие».

Ребенок сам приклеивает транспорт на определенное место. По дорожке проводит пальчиком и смотрит, куда привез его этот транспорт.  Спросите ребенка, сможет ли он доехать до острова в море на машине и так далее. Куда бы он хотел отправиться в путешествие. Куда он уже ездил со своими родителями.

Право ребенка на защиту от жестокого обращения.

Государства - участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

Задание 8: «Какие поступки хорошие, а какие плохие».

Ребенку предлагаются несколько карточек, на которых изображены хорошие и плохие поступки.
Вопросы: что изображено на картинке, какой поступок совершает ребенок, хорошо это или плохо.

У всех детей равные права независимо от цвета кожи, пола, языка и религии.

Задание 9: «Угости детей конфетой»

Ребенок должен раздать всем деткам по одной конфете.
Вопросы: может ты хочешь дать кому-нибудь больше конфет? Если ты дашь одному ребенку три конфеты, а другому одну конфету, это будет правильно? Если бы тебе дали одну конфету, а твоему товарищу четыре, тебе бы понравилось?

Заключение:

Дидактические игры «Большие права  маленького ребёнка» позволяют не только активно включить воспитанников в продуктивную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает педагогу донести до воспитанников трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игр необходимо при обучении детей дошкольного возраста на данном этапе жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Большие права маленького ребенка"

Материал будет полезен педагогам дошкольных образовательных учреждений. Яркая и красочная консультация украсит вашу раздевалку и познакомит родителей с основными документами, регламентирующими права м...

Интерактивная деловая игра для педагогов и родителей «Большие права маленького ребёнка»

Права ребёнка, являясь неотъемлемой частью прав человека, служат тем фундаментом, на котором строятся национальные системы воспитания и образования в любой стране мира. Именно поэтому проведение просв...

Справка-подтверждение о проведении общесадового родительского собрания "Большие права маленького ребенка"

Данное собрание проводилось с привлечением специалиста по делам несовершеннолетних, где родители могли услышать информацию о правовой и уголовной ответственности за правонарушения и преступления в отн...

Общесадовое собрание для родителей "Большие права маленького ребенка

Собрание проходило с привлечением инспектора по делам несовершеннолетних, где освещались вопросы прав ребенка....

"Большие права маленького ребенка!"

В современной дошкольной педагогике проблема правового воспитания дошкольников только разрабатывается, но уже ясно, что детский сад должен стать правовым пространством, где каждый реализует свои права...

"Большие права маленького ребенка"

Консультация для  родителей...