ОРФ-ПОДХОД В РАЗВИТИИ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ИГРЫ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ТРУБКАХ «BOOMWHACKERS» (БУМВОКЕРСЫ) .
консультация
Введение. Одной из важнейших задач в работе с дошкольниками является формирование метроритмического чувства во всем многообразии: чувство темпа, метра, ритма. Ритмы сопровождают нас повсюду. Маленькому ребенку, да и любому взрослому человеку, чувство ритма просто необходимо для нормальной жизни в современном мире. Дети воспринимают ритм гораздо легче, чем мелодию и гармонию, из-за его универсальной природы.
Восприятие чувства ритма никогда не бывает только слуховым, оно всегда является процессом слухо-двигательным и в основе своей имеет моторную, активную природу, всегда сопровождается моторными реакциями. Многие известные ученые, педагоги и психологи занимались теорией ритмического воспитания. Один из самых ярких педагогов этого направления – Карл Орф. Карл Орф - немецкий композитор и педагог, который основал свою теорию ритмического воспитания на интеграции движения, речи и игры на детских музыкальных инструментах. Соединенные воедино слово, музыка и движение создают оптимальные условия для успешного и плодотворного формирования чувства ритма у детей. Развитие чувства ритма это комплексный процесс, так как развивая ритмический слух, мы развиваем не только музыкальные способности, но и познавательные, коммуникативные способности, обогащаем эмоциональный мир детей, воспитываем дисциплинированность, активность.
Методика «Ритмического воспитания» Карла Орфа представляет большой интерес благодаря несомненным преимуществам:
• для организации музыкально - ритмических упражнений, не требуется специального музыкального образования педагога, поэтому их могут использовать нам своих занятиях педагоги по физической культуре, педагоги-логопеды, дефектологи и др.;
• система легко сочетается с другими методиками раннего развития детей за счет своей универсальности и экономичности;
• методика Карла Орфа учитывает индивидуальные особенности ребенка и позволяет эффективно взаимодействовать детям с различными навыками, способностями и потребностями;
• методика закладывает огромный потенциал для развития детей раннего возраста и дальнейшей физической и творческой деятельности.
Орф-методика отличается от традиционных методик обучения тем, что создаётся атмосфера, похожая на мир детской игры и развивает физическую, психическую, эмоциональную и интеллектуальную сферы детей, что позволяет вовлечь дошкольников в музыкально-ритмический мир, сделав обучение детей интересным и не заметным для них самих. Дети от музыкально двигательных упражнений получают удовольствие, что облегчает и делает успешным процесс формирования чувства ритма.
Один из эффективных способов развития ритмического чувства по методике К. Орфа – музыкально-ритмические упражнения и игры с детскими музыкальными инструментами. Использование в игре музыкальных инструментов повышает интерес дошкольников к игровой деятельности, развивает воображение, внимание, координацию, закрепляет танцевальные движения, формируют хорошую дикцию, артикуляцию. Такие игры улучшают настроение, способствуют появлению положительных эмоций. Ими также рекомендуется заниматься с самого раннего возраста. В игровой форме дети овладевают движениями общей и мелкой моторики. Учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи.
Относительно недавно наряду с деревянными палочками (клавесами) педагоги стали использовать на музыкальных и физкультурных занятиях музыкальные трубки Бумвокерс.
Что это такое? «Boomwhackers» (бумвокерсы) — это оригинальные ударные музыкальные трубки разных цветов, длины и звуковысотности. Изобретены в Америке в 1995 году. Трубки звучат при ударе по любой части тела— по ладошке, по ноге, по плечу, даже по голове; звучат при ударе полу, по стулу и т. д. Игра на этих музыкальных инструментах способствует развитию чувства ритма, мелодичности, речи, координации движений. А самое главное объединяет детей в один большой оркестр, и дает возможности самовыражению эмоций и чувств. Трубки приобрели широкую популярность по всему миру и активно используются в качестве простых инструментов для музицирования. Бумвокерсы можно применять в различных видах музыкальной деятельности дошкольников: играть во всевозможные ритмические игры, танцевать, играть в оркестре, аккомпанировать пению, а также организовывать игры на развитие фантазии, воображения, внимания, игры на ориентирование в пространстве. Инструменты особенно интересны для развития навыков музыкальной импровизации. Дети с удовольствием отзываются на просьбу педагога «сыграй, как ты хочешь» и вариантов здесь будет очень много. При условии достаточного количества трубок легко вовлечь в процесс музицирования сразу всех детей группы, создавая, таким образом, условия, в которых каждый ребенок сможет проявить себя. Эти яркие музыкальные инструменты помогут педагогу создать условия необходимые для развития чувства ритма.
Результаты практических разработок. Поставив цель работы – вовлечь детей в мир музыки, стимулировать развитие музыкально — ритмических способностей посредством музыкальных игр и упражнений с применением музыкальных трубок Бумвокерс, были определены следующие задачи:
- создать благоприятную среду, обеспечивающую развитие музыкально — ритмических способностей ребёнка;
- разработать систему ритмических игр, упражнений и творческих заданий с применением трубок Бумвокерс, способствующих развитию музыкально-ритмических способностей
- дать возможность детям выразить свои эмоции в движении, изобразить настроение музыки с помощью игры на музыкальных трубках Бумвокерс;
- развить у воспитанников координацию движений, представление о пространстве и умений ориентироваться в нем.
Ожидаемые результаты.
В процессе выполнения специальных ритмических игр и орф-упражнений с трубками Бумвокерс с детьми дошкольного возраста осуществится развитие:
- чувства метро-ритма;
- быстроты реакции, точности движений, подвижности и координации рук , умения владеть своим телом в соответствии с ритмом звучащей музыки;
- представлений воспитанников о пространстве и умений ориентироваться в нем;
- творческого потенциала, умения импровизировать;
- социализации и коммуникации между детьми с разными психофизическими возможностями.
Практическое применение музыкальных игр и ритмических упражнений с трубками Бумвокерс по методике Карла Орфа на занятиях с дошкольниками.
Ритмическая игра «Пистолет, усы и хвостик». Раздать детям по одной трубке. Стоя в кругу, декламируем слова «Раз-раз-раз-раз, это трубка у нас» с отстукиванием ритма по ладошке. Затем говорим, что это не трубка, а пистолет, например. Все вместе говорим, отбивая ритм: «Раз-раз-раз-раз, это пистолет у нас». Спрашиваем у детей, чем еще может быть трубка. Выбираем один из вариантов, играем вместе: «Раз, раз, раз, раз, это хвостик (косичка, подзорная труба, флейта, клюка, усы и т. д.) у нас». Играем несколько раз. После творческой разминки в кругу предложить детям играть под музыку «Рондо с палочками» С. Слонимского. На первые четыре такта все дети двигаются врассыпную, отстукивая ровный ритм на трубках, следующие четыре такта — придумывают, чем могли бы быть трубки. Педагог выбирает один вариант, дети двигаются согласно заданному образу, у каждого ребенка своя импровизация.
Ритмическое упражнение «Разноцветные ритмы». Бумвокерсы очень удобны для игры под фонограмму любой ритмичной музыки. В подобных играх педагог может организовать игру с инструментами в движении по показу, а также чередовать показ с двигательной и ритмической импровизацией. К примеру, под музыку «Мелодия для Зузи» Марека и Вацека очень удобно попробовать разные способы игры на трубках: отстукивать ритм, сидя на полу по ладошке, по полу, по плечу соседа, отстукивать ритм по ладошке в движении по кругу, ритмично передавать трубки соседу, играть по бедру, чередовать способы в различных сочетаниях с подпрыгиваниями, кружениями, подбрасываниями трубок. Разнообразные творческие решения педагогу подскажут сами дети.
Ритмическая игра «Попугайчики». Педагог декламируем слова: «Раз! Два! Три! Ну-ка повтори, ну-ка не зевай, за мною повторяй!» и предлагает детям повторять за ним несложные ритмические рисунки по принципу «эхо». Когда дети начинают с лёгкостью повторять ритмические рисунки, педагог предлагает им самим придумать какой-нибудь ритмический рисунок. Один ребёнок показывает, остальные повторяют под ритмичное музыкальное сопровождение.
Ритмическое упражнение «Бусинки» на сохранение темпа и метра. Под ритмичную музыку в умеренном темпе каждый ребенок исполняет на своей трубке один звук — музыкальную бусинку. Игра движется по кругу, дети играют строго по очереди, друг за другом. Педагог дирижирует, стоя в центре круга, рукой показывает вступление инструментам.
Ритмическое упражнение «Ритмическая змейка» хорошо развивает воображение, фантазию, внимание. Способствует формированию пространственного ориентирования. Дети с удовольствием импровизируют. Дети встают змейкой (в старших группах в 2 змейки). Голова – туловище – хвост. Под музыку двигаются за головой. Голова показывает разнообразные двигательные и ритмические движения – все остальные повторяют. По сигналу ( хлопок), голова становится в хвост, головой становится следующий ребенок. Придумывает свои движения. Двигаясь в двух змейках, важно умение правильно распределять пространство, не натыкаться на другую змейку. Это упражнение выполняется под ритмичное музыкальное сопровождение (на усмотрение педагога) в умеренном темпе. Ритмическая игра в кругу «Скачут две лошадки» сл. Н. Кучинской, муз. Ф. Лещинской. Дети располагаются на ковре, образуя круг. Под музыку поют и отстукивают ритм по тексту (чередуются 4 удара трубками по полу, 3 удара трубкой об трубку):
1.Скачут, скачут две лошадки – но, но, но!
Мчатся, мчатся без оглядки – но, но, но!
Скачут, скачут в город новый – цок, цок, цок!
Звонко цокают подковы - цок, цок, цок!
2.Вы, лошадки, нас возьмите – да, да, да!
Быстро в город нас домчите – да, да, да!
Эй, лошадки, на пригорок – скок, скок, скок!
Вот он город, новый город – стоп, стоп, стоп!
Варианты игры: можно выполнять в парах, дать возможность детям придумывать и добавлять свои ритмические движения и т.д.
Заключение.
Развитие чувства ритма в дошкольном возрасте обязательно благоприятно скажется на всей дальнейшей деятельности ребёнка и чем интереснее и и разнообразнее будет этот процесс, тем больших результатов он сможет достигнуть. Так же большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение индивидуальных их потребностей и интересов. Использование «Boomwhackers» (бумвокерсов) в детском саду открывает новые возможности для развития чувства ритма и детского творчества на музыкальных и физкультурных занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.52 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ОРФ-ПОДХОД В РАЗВИТИИ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ИГРЫ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ТРУБКАХ «BOOMWHACKERS» (БУМВОКЕРСЫ) .
Введение. Одной из важнейших задач в работе с дошкольниками является формирование метроритмического чувства во всем многообразии: чувство темпа, метра, ритма. Ритмы сопровождают нас повсюду. Маленькому ребенку, да и любому взрослому человеку, чувство ритма просто необходимо для нормальной жизни в современном мире. Дети воспринимают ритм гораздо легче, чем мелодию и гармонию, из-за его универсальной природы.
Восприятие чувства ритма никогда не бывает только слуховым, оно всегда является процессом слухо-двигательным и в основе своей имеет моторную, активную природу, всегда сопровождается моторными реакциями. Многие известные ученые, педагоги и психологи занимались теорией ритмического воспитания. Один из самых ярких педагогов этого направления – Карл Орф. Карл Орф - немецкий композитор и педагог, который основал свою теорию ритмического воспитания на интеграции движения, речи и игры на детских музыкальных инструментах. Соединенные воедино слово, музыка и движение создают оптимальные условия для успешного и плодотворного формирования чувства ритма у детей. Развитие чувства ритма это комплексный процесс, так как развивая ритмический слух, мы развиваем не только музыкальные способности, но и познавательные, коммуникативные способности, обогащаем эмоциональный мир детей, воспитываем дисциплинированность, активность.
Методика «Ритмического воспитания» Карла Орфа представляет большой интерес благодаря несомненным преимуществам:
• для организации музыкально - ритмических упражнений, не требуется специального музыкального образования педагога, поэтому их могут использовать нам своих занятиях педагоги по физической культуре, педагоги-логопеды, дефектологи и др.;
• система легко сочетается с другими методиками раннего развития детей за счет своей универсальности и экономичности;
• методика Карла Орфа учитывает индивидуальные особенности ребенка и позволяет эффективно взаимодействовать детям с различными навыками, способностями и потребностями;
• методика закладывает огромный потенциал для развития детей раннего возраста и дальнейшей физической и творческой деятельности.
Орф-методика отличается от традиционных методик обучения тем, что создаётся атмосфера, похожая на мир детской игры и развивает физическую, психическую, эмоциональную и интеллектуальную сферы детей, что позволяет вовлечь дошкольников в музыкально-ритмический мир, сделав обучение детей интересным и не заметным для них самих. Дети от музыкально двигательных упражнений получают удовольствие, что облегчает и делает успешным процесс формирования чувства ритма.
Один из эффективных способов развития ритмического чувства по методике К. Орфа – музыкально-ритмические упражнения и игры с детскими музыкальными инструментами. Использование в игре музыкальных инструментов повышает интерес дошкольников к игровой деятельности, развивает воображение, внимание, координацию, закрепляет танцевальные движения, формируют хорошую дикцию, артикуляцию. Такие игры улучшают настроение, способствуют появлению положительных эмоций. Ими также рекомендуется заниматься с самого раннего возраста. В игровой форме дети овладевают движениями общей и мелкой моторики. Учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи.
Относительно недавно наряду с деревянными палочками (клавесами) педагоги стали использовать на музыкальных и физкультурных занятиях музыкальные трубки Бумвокерс.
Что это такое? «Boomwhackers» (бумвокерсы) — это оригинальные ударные музыкальные трубки разных цветов, длины и звуковысотности. Изобретены в Америке в 1995 году. Трубки звучат при ударе по любой части тела— по ладошке, по ноге, по плечу, даже по голове; звучат при ударе полу, по стулу и т. д. Игра на этих музыкальных инструментах способствует развитию чувства ритма, мелодичности, речи, координации движений. А самое главное объединяет детей в один большой оркестр, и дает возможности самовыражению эмоций и чувств. Трубки приобрели широкую популярность по всему миру и активно используются в качестве простых инструментов для музицирования. Бумвокерсы можно применять в различных видах музыкальной деятельности дошкольников: играть во всевозможные ритмические игры, танцевать, играть в оркестре, аккомпанировать пению, а также организовывать игры на развитие фантазии, воображения, внимания, игры на ориентирование в пространстве. Инструменты особенно интересны для развития навыков музыкальной импровизации. Дети с удовольствием отзываются на просьбу педагога «сыграй, как ты хочешь» и вариантов здесь будет очень много. При условии достаточного количества трубок легко вовлечь в процесс музицирования сразу всех детей группы, создавая, таким образом, условия, в которых каждый ребенок сможет проявить себя. Эти яркие музыкальные инструменты помогут педагогу создать условия необходимые для развития чувства ритма.
Результаты практических разработок. Поставив цель работы – вовлечь детей в мир музыки, стимулировать развитие музыкально — ритмических способностей посредством музыкальных игр и упражнений с применением музыкальных трубок Бумвокерс, были определены следующие задачи:
- создать благоприятную среду, обеспечивающую развитие музыкально — ритмических способностей ребёнка;
- разработать систему ритмических игр, упражнений и творческих заданий с применением трубок Бумвокерс, способствующих развитию музыкально-ритмических способностей
- дать возможность детям выразить свои эмоции в движении, изобразить настроение музыки с помощью игры на музыкальных трубках Бумвокерс;
- развить у воспитанников координацию движений, представление о пространстве и умений ориентироваться в нем.
Ожидаемые результаты.
В процессе выполнения специальных ритмических игр и орф-упражнений с трубками Бумвокерс с детьми дошкольного возраста осуществится развитие:
- чувства метро-ритма;
- быстроты реакции, точности движений, подвижности и координации рук , умения владеть своим телом в соответствии с ритмом звучащей музыки;
- представлений воспитанников о пространстве и умений ориентироваться в нем;
- творческого потенциала, умения импровизировать;
- социализации и коммуникации между детьми с разными психофизическими возможностями.
Практическое применение музыкальных игр и ритмических упражнений с трубками Бумвокерс по методике Карла Орфа на занятиях с дошкольниками.
Ритмическая игра «Пистолет, усы и хвостик». Раздать детям по одной трубке. Стоя в кругу, декламируем слова «Раз-раз-раз-раз, это трубка у нас» с отстукиванием ритма по ладошке. Затем говорим, что это не трубка, а пистолет, например. Все вместе говорим, отбивая ритм: «Раз-раз-раз-раз, это пистолет у нас». Спрашиваем у детей, чем еще может быть трубка. Выбираем один из вариантов, играем вместе: «Раз, раз, раз, раз, это хвостик (косичка, подзорная труба, флейта, клюка, усы и т. д.) у нас». Играем несколько раз. После творческой разминки в кругу предложить детям играть под музыку «Рондо с палочками» С. Слонимского. На первые четыре такта все дети двигаются врассыпную, отстукивая ровный ритм на трубках, следующие четыре такта — придумывают, чем могли бы быть трубки. Педагог выбирает один вариант, дети двигаются согласно заданному образу, у каждого ребенка своя импровизация.
Ритмическое упражнение «Разноцветные ритмы». Бумвокерсы очень удобны для игры под фонограмму любой ритмичной музыки. В подобных играх педагог может организовать игру с инструментами в движении по показу, а также чередовать показ с двигательной и ритмической импровизацией. К примеру, под музыку «Мелодия для Зузи» Марека и Вацека очень удобно попробовать разные способы игры на трубках: отстукивать ритм, сидя на полу по ладошке, по полу, по плечу соседа, отстукивать ритм по ладошке в движении по кругу, ритмично передавать трубки соседу, играть по бедру, чередовать способы в различных сочетаниях с подпрыгиваниями, кружениями, подбрасываниями трубок. Разнообразные творческие решения педагогу подскажут сами дети.
Ритмическая игра «Попугайчики». Педагог декламируем слова: «Раз! Два! Три! Ну-ка повтори, ну-ка не зевай, за мною повторяй!» и предлагает детям повторять за ним несложные ритмические рисунки по принципу «эхо». Когда дети начинают с лёгкостью повторять ритмические рисунки, педагог предлагает им самим придумать какой-нибудь ритмический рисунок. Один ребёнок показывает, остальные повторяют под ритмичное музыкальное сопровождение.
Ритмическое упражнение «Бусинки» на сохранение темпа и метра. Под ритмичную музыку в умеренном темпе каждый ребенок исполняет на своей трубке один звук — музыкальную бусинку. Игра движется по кругу, дети играют строго по очереди, друг за другом. Педагог дирижирует, стоя в центре круга, рукой показывает вступление инструментам.
Ритмическое упражнение «Ритмическая змейка» хорошо развивает воображение, фантазию, внимание. Способствует формированию пространственного ориентирования. Дети с удовольствием импровизируют. Дети встают змейкой (в старших группах в 2 змейки). Голова – туловище – хвост. Под музыку двигаются за головой. Голова показывает разнообразные двигательные и ритмические движения – все остальные повторяют. По сигналу ( хлопок), голова становится в хвост, головой становится следующий ребенок. Придумывает свои движения. Двигаясь в двух змейках, важно умение правильно распределять пространство, не натыкаться на другую змейку. Это упражнение выполняется под ритмичное музыкальное сопровождение (на усмотрение педагога) в умеренном темпе. Ритмическая игра в кругу «Скачут две лошадки» сл. Н. Кучинской, муз. Ф. Лещинской. Дети располагаются на ковре, образуя круг. Под музыку поют и отстукивают ритм по тексту (чередуются 4 удара трубками по полу, 3 удара трубкой об трубку):
1.Скачут, скачут две лошадки – но, но, но!
Мчатся, мчатся без оглядки – но, но, но!
Скачут, скачут в город новый – цок, цок, цок!
Звонко цокают подковы - цок, цок, цок!
2.Вы, лошадки, нас возьмите – да, да, да!
Быстро в город нас домчите – да, да, да!
Эй, лошадки, на пригорок – скок, скок, скок!
Вот он город, новый город – стоп, стоп, стоп!
Варианты игры: можно выполнять в парах, дать возможность детям придумывать и добавлять свои ритмические движения и т.д.
Заключение.
Развитие чувства ритма в дошкольном возрасте обязательно благоприятно скажется на всей дальнейшей деятельности ребёнка и чем интереснее и и разнообразнее будет этот процесс, тем больших результатов он сможет достигнуть. Так же большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение индивидуальных их потребностей и интересов. Использование «Boomwhackers» (бумвокерсов) в детском саду открывает новые возможности для развития чувства ритма и детского творчества на музыкальных и физкультурных занятиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план работы по самообразованию музыкального руководителя «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»
Индивидуальный план работы по самообразованию музыкального руководителя «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»...

План работы по самообразованию "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах"
Данный план самообразования был написан мной (с помощью интернет-ресурсов) на 2016-2017 г....

«Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»
...

Презентация-Мастер класс "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах,с использованием нетрадиционных материалов".
Как использовать музыкальные инструменты и инструменты изготовленные из подручного материала в развитии чувства ритма....

Методическая разработка «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах».
laquo;Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»....

Консультация для родителей по теме "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах"
Консультация для родителей....

«Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»
В данном выступлении рассказывается какое важное значение имеет игра на музыкальных инструментах для развития чувства ритма и приводятся несколько упражнений при обучении игре на детских музыкальных и...