Образовательный проект "Наши ложки знает целый мир"
презентация к уроку (средняя группа)
Название проекта: «Наши ложки знает целый мир».
Работа по теме «Игра на деревянных ложках – как средство приобщения детей к традиционной русской культуре».
Участники проекта: воспитанники ДОУ (средняя группа, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.)
Вид проекта: творческо-информационный, коллективный.
Продолжительность проекта:
Направление развития: художественно-эстетическое, образовательная область «Музыка».
Области интеграции: Художественно - эстетическое развитие, речевое развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МО Плавский р-он
ЦРРДС «Березка»
Образовательный проект
«Наши ложки знает целый мир»
музыкальный руководитель
Фатеева Е.В
2022-2023 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Описание хода реализации……………………………4
Актуальность темы………………………………………4
Проблема……………………………………………….....6
Новизна проекта……………………………………7
Цели и задачи………………………………………8
Реализации проекта ……..………………………9
Предварительная работа..………………………….9
Работа с воспитателями…………………………10
Роль родителей в организации проекта ………10
Продукт проектной деятельности………………10
Предполагаемый результат………………………………10
План реализации проекта ……………………………………..11
Результат работы по проекту………………………………….14
Список использованных источников и литературы ……...16
Приложения ……………………………………………………..17
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Название проекта: «Наши ложки знает целый мир».
Работа по теме «Игра на деревянных ложках – как средство приобщения детей к традиционной русской культуре».
Участники проекта: воспитанники ДОУ (средняя группа, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.)
Вид проекта: творческо-информационный, коллективный.
Продолжительность проекта:
Направление развития: художественно-эстетическое, образовательная область «Музыка».
Области интеграции: Художественно - эстетическое развитие, речевое развитие.
«Музыкальная народная культура является
тем чистым источником, из которого
подрастающее поколение, взяв лучшее
из прошлого, сделает лучшим будущее»
Актуальность
Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры и в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости.
Музыкальный фольклор как часть народной культуры аккумулирует духовно-практический опыт народа. Картина мира, воспроизводимая в нем посредством слова, музыки, действия, транслирует вечные нравственные ценности, задает ребенку надежные ориентиры в окружающем его культурном пространстве. Народная музыка, обладая большим мировоззренческим, интеллектуальным и творческим потенциалом, является верным средством воспитания преемников традиций, открытых для диалога с другими народами.
В работе с детьми особое значение имеет обращение к подлинным формам фольклора. Дошедшие из глубины веков естественные ритмы, интонации, краски, будучи вписанными «мир и быт детей», наилучшим образом позволяют реализовать искренние «искания высокой радости детской народной массы» (Г. С. Виноградов).
В художественно-эстетическом образовании и воспитании детей значительную роль играет приобщение к народному музыкальному творчеству, к народной культуре.
Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок обладал какими-нибудь способностями – художественными, математическими, музыкальными и т.д.
Почему именно деревянные ложки?
Ложки были и остаются одним из наиболее популярных у русского народа ударных инструментов. Деревянные ложки — это отражение самобытности нашей русской культуры и ее культурных традиций. Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом. Ещё в XVIII в. инструментальные ансамбли и солдатские хоры использовали в своём творчестве ложки. На них играли весёлые и шуточные песни. К этому времени относится изображение ложек на лубочных картинках со сценками из народной жизни. Скоморохи использовали ложки для ритмического сопровождения плясок и дополняли их звучание бубенцами, привязанными к ручкам ложек. В настоящее время этот музыкальный инструмент – обязательный атрибут фольклорных и инструментальных ансамблей.
Проблема
Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народной инструментальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной.
В дошкольном возрасте именно музыка наиболее непосредственно воздействует на развитие творческих способностей. В этот период жизни ребёнок эмоциональной открыт, у него преобладает образное восприятие окружающего мира. Музыка познается ребёнком как источник положительных эмоций, который расширяет его жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности.
Первоначальное музыкальное воспитание детей осуществляется с опорой на традиции народной музыки и исполнительства на народных инструментах. Вход в мир народной музыки и инструментов, ребёнок подсознательно ощущает в себе «зов предков». Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, орнаменты, мелодии, формы «пронизывают» его насквозь. Ребёнок осознаёт, что он является неотъемлемой частью своего общества, своей культуры. Народная музыка и музыкальные инструменты придают этому процессу социализации детей большую естественность.
Уже в глубокой древности музыкальные инструменты играли немаловажную роль в воспитании детей. Первыми музыкальными инструментами в жизни ребёнка были звуковые игрушки — трещотки, погремушки, жужжалки, бубенцы и т. д. Они развивали у детей, сначала на уровне движений, чувство ритма, а в дальнейшем — интерес к музыкальной деятельности. Стоит отметить, что игрушки-инструменты являются своего рода посредниками в процессе адаптации ребёнка к окружающему миру в условиях традиционной культуры.
Воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, желание детей играть на народных инструментах и стремление более полно развивать у детей уже имеющиеся музыкальные способности, побудило меня к проектной деятельности. Я считаю, что включение народной музыки в повседневную жизнь детского сада позволит привить ребенку элементы музыкальной культуры и повысить качество музыкального воспитания.
Новизна проекта: гармонизация детско-родительских отношений, реализуя принцип сотрудничества детей и взрослых, путём организации совместной проектной деятельности. Проект направлен на формирование духовно-нравственного воспитания, способствует созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей гуманитарной направленностью на приобщение детей к культуре.
Цели:
1.обогащение духовной культуры детей через игру на русских народных
музыкальных инструментах;
2.привести дошкольников через знания к умению осознанно воспринимать и передавать ритмический рисунок на музыкальных инструментах;
Задачи:
- Научить детей владению элементарными приёмами игры на деревянных ложках;
- Приучать детей согласованно действовать в коллективе, добиваться сыгранности, выразительности исполнения, исполнение сольных партий;
- Создать условия для самовыражения ребёнка, актуализации его личностных качеств;
- Развивать желание играть на музыкальных
инструментах, слуховые представления,
чувство ритма, тембра, динамики, память,
внимание и организованность;
- Расширять и обогащать знания детей (о
быте, ремесле, художественных промыслах,
традициях, праздниках и др.);
6. Воспитывать желание детей играть на
музыкальных инструментах не только на
занятиях кружка, индивидуальной работе,
но и в часы досуга, дома;
7. Воспитывать у детей гордость за свой
народ, формировать уважение к традициям
и обычаям страны, края.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Предварительная работа
1. Подбор CD и DVD дисков для просмотра и слушания с детьми звучание деревянных инструментов в грамзаписи.
2. Подбор художественной литературы: К. Пино «История деревянной ложки».
3. Подбор для рассматривания с детьми иллюстраций, альбомов с изображением русских народных инструментов;
4. Подбор для слушания с детьми народных музыкальных произведений в исполнении балалаечников, гармонистов, ложечников на CD и DVD дисках.
5. Подбор методической литературы для знакомства детей с русским народным костюмом, с промыслами.
6. Подбор музыкальных произведений (плюс, минус фонограмм) для разучивания песен и танцев.
7. Составление конспектов непосредственно-образовательной деятельности по музыкальному воспитанию.
8. Составление рекомендаций для родителей по изготовлению экспериментальных инструментов (инструментов-самоделок).
Работа с воспитателями
Презентация проекта:
Консультация «Роль фольклора в развитии детей»
Мастер-класс «Искусство игры на деревянных ложках»
Продукт проектной деятельности
Дидактические игры, фотографии досуга, модели непосредственно-образовательной деятельности, папки-передвижки с консультациями, музыкальные произведения на CD и DVD дисках, рисунки детей «Моя расписная ложка», презентация проекта.
Роль родителей в реализации проекта
Презентация проекта.
Консультации: «Музыкальный фольклор – как средство всестороннего развития ребенка» (папка-передвижка), «Организация музыкально-эстетического воспитания в семье в современных условиях» (папка-передвижка), «Рекомендации по изготовлению экспериментальных инструментов» (папка-передвижка), «Кукольно-ложечный театр для взрослых и детей»;
Изготовление в домашних условиях инструменты-самоделки (шумелки);
Выступление детей на праздниках, на ложках, инструментах-самоделках, шумовых инструментах.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№ | Содержание работы с детьми | Содержание сотрудничества с педагогами | Содержание работы с родителями | Организация работы |
1 этап - подготовительный | ||||
1. | Чтение художественной литературы: К. Пино «История деревянной ложки». Дидактическая игра на классификацию: «Найди предметы из дерева». | Подбор иллюстративного, музыкального материала, художественной и методической литературы для ознакомления детей с художественно – прикладным искусством. Подбор видеоматериалов. Консультация «Роль фольклора в развитии детей». | Консультаци: «Организация музыкально-эстетического воспитания в семье в современных условиях» | Д. А. Рытов «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей» (изучение). Подбор художественной литературы (сказки, стихи, о ложке) |
2 этап – основной | ||||
Средняя группа | ||||
2. | 1.Знакомство с деревянными ложками как музыкальным инструментом. 2.Воспроизведение метрической пульсации с помощью двух ложек. 3.Обучение простейшим приёмам игры на двух ложках по одному («Лады», «Ладушки», «Блины», «Оладушки», «Комары», «Комарики») с использованием потешек, попевок. 4.Итоговое НОД. | Чтение художественной литературы: Потешки по программе. Рисование «Нарядная ложечка» (раскрашивание ложки одним цветом). | Консультации: «Музыкальный фольклор – как средство всестороннего развития ребенка» (папка-передвижка). Создание альбома «Чудо-ложки», куда войдут: пословицы, поговорки, стихи и загадки о ложке. | Конспекты занятий-лекций. Консультация (папка-передвижка), музыкальный стенд, разные предметы для игры, фотографии, презентация проекта. Создание картотек: «Потешки», «Приёмы игры на деревянных ложках», «Ритмических картинок». |
Старшая группа | ||||
1. «Кашка масляная, ложка крашеная». 2. Воспроизведение простейших ритмических рисунков на двух ложках индивидуально и в ансамбле. 3.Обучение приёмам игры на двух ложках по одному («Колокол», «Колокольчики», «Большая радуга», «Маленькая радуга», «Солнышко», «Бубен», «Тарелочки») и в ансамбле (приёмы, разученные в младшей группе) 4.Итоговое НОД. | Чтение худ-ой литературы: русская народная сказка «Жихарка». Лепка «Ай-да, ложечка!». Предметное окружение «Из чего ложечка?» | Консультация «Организация музыкально-эстетического воспитания в семье в современных условиях» (папка-передвижка). Создание фотоальбома «Чудо-ложки». | ||
Подготовительная к школе группа | ||||
1. «Антошка, Антошка, бери скорее ложку». 2.Воспроизведение более сложных ритмических рисунков на двух ложках индивидуально и в ансамбле. 3. Обучение приёмам игры на двух ложках в парах и комбинациям («Коленочка», «Плечико», «Пяточка»). 4.Итоговое НОД. | Рисование «Ложка. Хохломская роспись». Предметное окружение «Ложки разные бывают». | Консультация «Рекомендации по изготовлению экспериментальных инструментов» (папка-передвижка). Помощь в создании ложкового театра. | ||
3 этап - заключительный | ||||
3. | Методы обучения детей игре на деревянных ложках. 1. Словесный (рассказ, объяснение) . 2.Наглядный (показ приемов игры педагогом или ребенком) . 3. Стимулирующий (выступление перед детьми или взрослыми). 4.Практический (повторение и закрепление приемов игры на деревянных ложках). 5.Самостоятельная музыкальная деятельность (игра на деревянных ложках в групповой комнате под косвенным руководством воспитателя). | Презентация проекта. | Выступление детей на утренниках. | Подготовка призентации. |
РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
1. Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего и старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности и предпосылок развития музыкальных способностей:
- отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами народных музыкальных инструментов, русским народным костюмом, промыслами.
- возросла речевая активность детей на занятиях по слушанию музыки и в певческой деятельности;
2. Отмечается активное и заинтересованное участие родителей в реализации проекта:
- родители создают условия для игры на ложках, пошив сарафанов, изготовление кокошников;
- с удовольствием приняли участие в подборе пословиц, попевок, стихов и загадок по теме;
3. Опыт работы с дошкольниками по ознакомлению с русским народным творчеством показал, что на сегодняшний день необходимо осуществлять связь поколений, воспитывать любовь к родному краю, людям, которые окружают нас и стараются сделать его лучше через приобщение детей к традициям и культуре русского народа. Поэтому сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится к фольклору.
Русский фольклор – это кладезь народной мудрости, своеобразная энциклопедия духовной жизни русского народа, животворительный родник, способный исцелить и очистить человека от бездуховности, от внутренней пустоты. Поэтому необходимо как можно быстрее вернуть детей к утраченным истокам, научить их с глубоким уважением относиться к народному искусству. Ведь если с самого раннего возраста привить ребенку любовь к красоте, творчеству, это останется уже на всю жизнь.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ ИНТЕРНЕТ
1. Н.Г. Кононова «обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах», Москва «Просвещение», 1990;
2. Н.Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр», Москва, АРКТИ, 2002;
3. М.В. Тихонова, Н.С. Смирнова «Красна изба» - знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом, Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2004;
4. Т.А. Бударина, О.А. Маркеева «Знакомство детей с русским народным творчеством», Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2001;
5. О.Л. Князева, М.Д. Маханёва «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2002;
6. http://avega.net.ua/avega/index.php/rukodelie/855-2011-03-29-10-48-42.html - деревянные ложки
7. http://nechtoportal.ru/istoriya-veshhey/istoriya-lozhki.html - история ложки
8. http://www.slavyanskaya-kultura.ru/art/trade/stolica-derevjanoi-lozhki.html - славянская культура
9. http://video.mail.ru/mail/kln.55/6422/6463.html - видео Хохлома,Семёнов и Городец
10. http://www.samoffar.ru/lozhki.shtml - деревянные ложки
11. http://stranamasterov.ru/node/454664 - Ложковый кукольный театр. Роспись по дереву.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект «Ложка – точёная, ручка – золочёная»
Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к...
Организованная образовательная деятельность. Тема: «Знает весь свет – тверже русских нет».
Цель: формировать нравственные качества личности ребенка.Программное содержание.Образовательные задачи:1.Уточнить знания детей об армии, представления о родах войск, военных профессиях, военной техник...
КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (название образовательной области) Формирование элементарных математических представлений (направление образовательной области) «Ложки» (тема) Блоки Дьенеша
Педагогический замысел: - Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками. Формирование готовности детей к совместной деятельности. - Привлекать внимание детей к предметам контрас...

Статья "Проектирование образовательного процесса через реализацию целей устойчивого развития в дошкольной образовательной организации"
В современных условиях возникает необходимость пересмотра стратегии проектирования образовательного процесса в ДОУ в экологическом образовании для устойчивого развития (ОУР), целью которого является ф...

Образовательный проект "Наши ложки знает целый мир"
Название проекта: «Наши ложки знает целый мир».Работа по теме «Игра на деревянных ложках – как средство приобщения детей к традиционной русской культуре».Участники ...