Образовательный проект "Наши ложки знает целый мир"
презентация к уроку (средняя группа)

Фатеева Елена Валентиновна

Название проекта:  «Наши ложки знает целый мир».

Работа по теме «Игра на деревянных ложках – как средство приобщения детей к традиционной русской культуре».

Участники проекта: воспитанники ДОУ (средняя  группа, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.)

Вид проекта: творческо-информационный, коллективный.

Продолжительность проекта:

Направление развития: художественно-эстетическое, образовательная область «Музыка».

Области интеграции: Художественно - эстетическое развитие, речевое развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МО Плавский р-он

ЦРРДС «Березка»

Образовательный проект

«Наши ложки знает целый мир»

музыкальный руководитель

Фатеева Е.В

2022-2023 учебный год

 

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка 

Описание хода реализации……………………………4

Актуальность темы………………………………………4

Проблема……………………………………………….....6

Новизна проекта……………………………………7

Цели и задачи………………………………………8

Реализации проекта ……..………………………9

Предварительная работа..………………………….9

Работа с воспитателями…………………………10

Роль родителей в организации проекта  ………10

Продукт проектной деятельности………………10

Предполагаемый результат………………………………10

План реализации проекта ……………………………………..11

Результат работы по проекту………………………………….14

Список использованных источников и литературы ……...16

Приложения ……………………………………………………..17

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Название проекта:  «Наши ложки знает целый мир».

Работа по теме «Игра на деревянных ложках – как средство приобщения детей к традиционной русской культуре».

Участники проекта: воспитанники ДОУ (средняя  группа, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.)

Вид проекта: творческо-информационный, коллективный.

Продолжительность проекта:

Направление развития: художественно-эстетическое, образовательная область «Музыка».

Области интеграции: Художественно - эстетическое развитие, речевое развитие.

«Музыкальная народная культура является

 тем чистым источником, из которого

подрастающее поколение, взяв лучшее

 из прошлого, сделает  лучшим будущее»

Актуальность

        Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями  и верованиями. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным  общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры  и в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости.

      Музыкальный фольклор как часть народной культуры аккумулирует духовно-практический опыт народа. Картина мира, воспроизводимая в нем посредством слова, музыки, действия, транслирует вечные нравственные ценности, задает ребенку надежные ориентиры в окружающем его культурном пространстве. Народная музыка, обладая большим мировоззренческим, интеллектуальным и творческим потенциалом, является верным средством воспитания преемников традиций, открытых для диалога с другими народами.

        В работе с детьми особое значение имеет обращение к подлинным формам фольклора. Дошедшие из глубины веков естественные ритмы, интонации, краски, будучи вписанными «мир и быт детей», наилучшим образом позволяют реализовать искренние «искания высокой радости детской народной массы» (Г. С. Виноградов).

      В художественно-эстетическом образовании и воспитании детей значительную роль играет приобщение к народному музыкальному творчеству, к народной  культуре.

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок обладал какими-нибудь способностями – художественными, математическими, музыкальными и т.д.

      Почему именно деревянные ложки?

Ложки были и остаются одним из наиболее  популярных у русского народа ударных инструментов. Деревянные ложки — это отражение самобытности нашей русской культуры и ее культурных традиций. Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом. Ещё в XVIII в. инструментальные ансамбли и солдатские хоры использовали в своём творчестве ложки. На них играли весёлые и шуточные песни. К этому времени относится изображение ложек на лубочных картинках со сценками из народной жизни. Скоморохи использовали ложки для ритмического сопровождения плясок и дополняли их звучание бубенцами, привязанными к ручкам ложек. В настоящее время этот музыкальный инструмент – обязательный атрибут фольклорных и инструментальных ансамблей.

Проблема

      Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народной инструментальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной.

В дошкольном возрасте именно музыка наиболее непосредственно воздействует на развитие творческих способностей. В этот период жизни ребёнок эмоциональной открыт, у него преобладает образное восприятие окружающего мира. Музыка познается ребёнком как источник положительных эмоций, который расширяет его жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности.

Первоначальное музыкальное воспитание детей осуществляется с опорой на традиции народной музыки и исполнительства на народных инструментах.    Вход в мир народной музыки и инструментов, ребёнок подсознательно ощущает в себе «зов предков». Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, орнаменты, мелодии, формы «пронизывают» его насквозь. Ребёнок осознаёт, что он является неотъемлемой частью своего общества, своей культуры. Народная музыка и музыкальные инструменты придают этому процессу социализации детей большую естественность.

       Уже  в глубокой древности музыкальные инструменты играли немаловажную роль в воспитании детей. Первыми музыкальными инструментами в жизни ребёнка были звуковые игрушки — трещотки, погремушки, жужжалки, бубенцы и т. д. Они развивали у детей, сначала на уровне движений, чувство ритма, а в дальнейшем — интерес к музыкальной деятельности. Стоит отметить, что игрушки-инструменты являются своего рода посредниками в процессе адаптации ребёнка к окружающему миру в условиях традиционной культуры.

       Воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, желание детей играть   на    народных    инструментах    и     стремление    более полно развивать у детей  уже  имеющиеся  музыкальные  способности,  побудило меня к проектной деятельности. Я считаю, что        включение народной музыки в повседневную жизнь детского сада позволит привить ребенку элементы музыкальной культуры и повысить качество музыкального воспитания.

Новизна проекта: гармонизация детско-родительских отношений, реализуя принцип сотрудничества детей и взрослых, путём организации совместной проектной деятельности. Проект направлен на формирование духовно-нравственного воспитания, способствует созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей гуманитарной направленностью на приобщение детей к культуре.

Цели:

1.обогащение духовной культуры детей  через игру на русских народных

 музыкальных инструментах;

2.привести дошкольников через знания к умению осознанно воспринимать и  передавать ритмический рисунок на музыкальных  инструментах;

Задачи:                    

  1. Научить детей владению элементарными приёмами игры на деревянных ложках;
  2. Приучать детей согласованно действовать в коллективе, добиваться сыгранности, выразительности исполнения, исполнение сольных   партий;
  3. Создать условия для самовыражения ребёнка, актуализации его личностных качеств;
  4. Развивать желание играть на музыкальных

             инструментах, слуховые представления,  

             чувство ритма, тембра, динамики, память,  

            внимание  и организованность;

  1. Расширять и обогащать знания детей (о  

             быте, ремесле, художественных промыслах,

            традициях, праздниках и др.);

      6. Воспитывать желание детей играть на

         музыкальных инструментах не только на

          занятиях кружка, индивидуальной работе,

           но и в часы  досуга, дома;

          7. Воспитывать у детей гордость за свой

             народ, формировать уважение к  традициям

             и обычаям страны, края.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Предварительная работа

1.        Подбор CD и DVD дисков  для просмотра и слушания с детьми звучание деревянных инструментов в грамзаписи.

2.        Подбор художественной литературы: К. Пино «История деревянной ложки».

3.        Подбор для рассматривания  с детьми иллюстраций, альбомов с изображением русских народных инструментов;

4.        Подбор для слушания  с детьми народных музыкальных произведений в исполнении балалаечников, гармонистов, ложечников  на CD  и DVD дисках.

5.        Подбор методической литературы для знакомства детей с русским народным костюмом, с промыслами.

6.        Подбор музыкальных произведений (плюс, минус фонограмм) для разучивания песен и танцев.

7.        Составление конспектов непосредственно-образовательной деятельности по музыкальному воспитанию.

8.        Составление рекомендаций для родителей по изготовлению экспериментальных инструментов (инструментов-самоделок).

Работа с воспитателями

Презентация проекта:

Консультация «Роль фольклора в развитии детей»

Мастер-класс «Искусство игры на деревянных ложках»

Продукт проектной деятельности

Дидактические игры, фотографии досуга, модели непосредственно-образовательной деятельности, папки-передвижки с консультациями, музыкальные произведения на CD и DVD дисках, рисунки детей  «Моя расписная ложка»,  презентация проекта.

Роль родителей в реализации проекта

Презентация проекта.

Консультации: «Музыкальный фольклор – как средство всестороннего развития ребенка» (папка-передвижка), «Организация музыкально-эстетического воспитания в семье в современных условиях» (папка-передвижка), «Рекомендации по изготовлению экспериментальных инструментов» (папка-передвижка), «Кукольно-ложечный театр для взрослых и детей»;

Изготовление в домашних условиях инструменты-самоделки (шумелки);

    Выступление детей на праздниках, на ложках, инструментах-самоделках,             шумовых инструментах.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Содержание работы

с детьми

Содержание сотрудничества с педагогами

Содержание работы с родителями

Организация работы

1 этап - подготовительный

1.

Чтение художественной литературы:

К. Пино «История деревянной ложки».

Дидактическая игра на классификацию: «Найди предметы из дерева».

Подбор иллюстративного, музыкального материала, художественной  и методической литературы для ознакомления детей с художественно – прикладным искусством. Подбор видеоматериалов.

Консультация «Роль фольклора в развитии детей».

Консультаци:

«Организация музыкально-эстетического воспитания в семье в современных условиях»

Д. А. Рытов «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей» (изучение).

Подбор художественной литературы (сказки, стихи, о ложке)

2 этап – основной

Средняя группа

2.

1.Знакомство с деревянными ложками как музыкальным инструментом.

2.Воспроизведение метрической пульсации с помощью двух ложек.

3.Обучение простейшим приёмам игры на двух ложках по одному («Лады», «Ладушки», «Блины», «Оладушки»,

«Комары», «Комарики») с использованием потешек, попевок.

4.Итоговое НОД.

Чтение художественной литературы:

Потешки по

программе.

Рисование «Нарядная ложечка»

(раскрашивание ложки одним цветом).

Консультации: «Музыкальный фольклор – как средство всестороннего развития ребенка» (папка-передвижка).

Создание альбома «Чудо-ложки», куда войдут: пословицы, поговорки, стихи и загадки о ложке.

Конспекты

занятий-лекций.

Консультация (папка-передвижка),

музыкальный стенд, разные предметы для игры, фотографии, презентация проекта.

Создание картотек: «Потешки», «Приёмы игры на деревянных ложках»,

«Ритмических картинок».

Старшая группа

1. «Кашка масляная, ложка крашеная».

2. Воспроизведение простейших ритмических рисунков на двух ложках индивидуально и в ансамбле.

3.Обучение  приёмам игры на двух ложках по одному («Колокол», «Колокольчики», «Большая радуга», «Маленькая радуга», «Солнышко», «Бубен», «Тарелочки») и в ансамбле (приёмы, разученные в младшей группе)

4.Итоговое НОД.

Чтение худ-ой литературы: русская народная

сказка «Жихарка».

Лепка «Ай-да, ложечка!».

Предметное окружение

«Из чего ложечка?»

Консультация «Организация музыкально-эстетического воспитания в семье в современных условиях» (папка-передвижка).

Создание фотоальбома «Чудо-ложки».

Подготовительная к школе группа

1. «Антошка, Антошка, бери скорее ложку».

2.Воспроизведение более сложных  ритмических рисунков на двух ложках индивидуально и в ансамбле.

3. Обучение  приёмам игры на двух ложках в парах и комбинациям («Коленочка», «Плечико», «Пяточка»).

4.Итоговое НОД.

Рисование «Ложка. Хохломская роспись».

Предметное окружение

 «Ложки разные бывают».

Консультация «Рекомендации по изготовлению экспериментальных инструментов» (папка-передвижка).

Помощь в создании ложкового театра.

3 этап - заключительный

3.

Методы обучения детей игре на деревянных ложках.

1. Словесный (рассказ, объяснение) .

2.Наглядный (показ приемов игры педагогом или ребенком) .

3. Стимулирующий (выступление перед детьми или взрослыми).

4.Практический (повторение и закрепление приемов игры на деревянных ложках).

5.Самостоятельная музыкальная деятельность (игра на деревянных ложках в групповой комнате под косвенным руководством воспитателя).

Презентация проекта.

Выступление детей на утренниках.

Подготовка призентации.

РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ

Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:

1. Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей  младшего и старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности и  предпосылок развития музыкальных способностей:

      -  отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами народных музыкальных инструментов,  русским народным костюмом,  промыслами.

      - возросла речевая активность детей на занятиях по слушанию музыки и в певческой деятельности;  

2.  Отмечается активное и заинтересованное участие родителей в реализации проекта:          

      -  родители создают условия для игры на ложках, пошив сарафанов, изготовление кокошников;

    -     с удовольствием приняли участие в подборе пословиц, попевок, стихов и загадок по теме;

3. Опыт работы с дошкольниками по ознакомлению с русским народным творчеством показал, что на сегодняшний день необходимо осуществлять связь поколений, воспитывать любовь к родному краю, людям, которые окружают нас и стараются сделать его лучше через приобщение детей к традициям и культуре русского народа. Поэтому сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится к фольклору.

Русский фольклор – это кладезь народной мудрости, своеобразная энциклопедия духовной жизни русского народа, животворительный родник, способный исцелить и очистить человека от бездуховности, от внутренней пустоты. Поэтому необходимо как можно быстрее вернуть детей к утраченным истокам, научить их с глубоким уважением относиться к народному искусству. Ведь если с самого раннего возраста привить ребенку любовь к  красоте, творчеству, это останется уже на всю жизнь.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ ИНТЕРНЕТ

1. Н.Г. Кононова «обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах», Москва «Просвещение», 1990;

2.   Н.Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр», Москва, АРКТИ, 2002;

3. М.В. Тихонова, Н.С. Смирнова «Красна изба» - знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом, Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2004;

4.  Т.А. Бударина, О.А. Маркеева «Знакомство детей с русским народным творчеством», Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2001;

5. О.Л. Князева, М.Д. Маханёва «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2002;

6. http://avega.net.ua/avega/index.php/rukodelie/855-2011-03-29-10-48-42.html -  деревянные ложки

7.  http://nechtoportal.ru/istoriya-veshhey/istoriya-lozhki.html - история ложки

8. http://www.slavyanskaya-kultura.ru/art/trade/stolica-derevjanoi-lozhki.html - славянская культура

9.  http://video.mail.ru/mail/kln.55/6422/6463.html - видео Хохлома,Семёнов и Городец

10. http://www.samoffar.ru/lozhki.shtml - деревянные ложки

11. http://stranamasterov.ru/node/454664 - Ложковый кукольный театр. Роспись по дереву.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект «Ложка – точёная, ручка – золочёная»

      Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к...

Организованная образовательная деятельность. Тема: «Знает весь свет – тверже русских нет».

Цель: формировать нравственные качества личности ребенка.Программное содержание.Образовательные задачи:1.Уточнить знания детей об армии, представления о родах войск, военных профессиях, военной техник...

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (название образовательной области) Формирование элементарных математических представлений (направление образовательной области) «Ложки» (тема) Блоки Дьенеша

Педагогический замысел: - Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками. Формирование готовности детей к совместной деятельности. - Привлекать внимание детей к предметам контрас...

Статья "Проектирование образовательного процесса через реализацию целей устойчивого развития в дошкольной образовательной организации"

В современных условиях возникает необходимость пересмотра стратегии проектирования образовательного процесса в ДОУ в экологическом образовании для устойчивого развития (ОУР), целью которого является ф...

Образовательный проект "Наши ложки знает целый мир"

Название проекта:  «Наши ложки знает целый мир».Работа по теме «Игра на деревянных ложках – как средство приобщения детей к традиционной русской культуре».Участники ...