Образовательный проект «Ложка – точёная, ручка – золочёная»
проект по музыке по теме

Васильева Юлия Николаевна

        Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями  и верованиями. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным  общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры  и в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Костромы «Детский сад №80»

Образовательный проект

«Ложка – точёная, ручка – золочёная»

Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников

на музыкальных занятиях средствами ознакомления с русским фольклором.

Автор:

музыкальный руководитель 

Васильева Юлия Николаевна

2013-2014 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ

  • Пояснительная записка ………………………………………..3
  • Описание хода реализации…………………………………….4
  • Актуальность темы………………………………………....4
  • Проблема………………………………………………........6
  • Новизна проекта……………………………………………7
  • Цели и задачи……………………………………………….8
  • Механизм реализации проекта ……………………………….9
  •  Предварительная работа………………………………….9
  • Работа с воспитателями……………………………………10
  •  Роль родителей в организации проекта…………………10
  •   Продукт проектной деятельности……………………….10
  •  Предполагаемый результат………………………………10
  • План реализации проекта ……………………………………..11
  • Результат работы по проекту………………………………….14
  • Список использованных источников и литературы ……...16
  • Приложения ……………………………………………………..17
  • Изготовление…………………………………………………..17
  • Конспект во 2 младшей группе «Ложки деревенские»…….20
  • Конспект НОД в старшей группе «Антошка, Антошка, бери скорее ложку»………………………………………………………….23
  • Приемы игры
  • Консультация «Роль фольклора в развитии детей»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Название проекта:  «Ложка – точёная, ручка – золочёная».

Работа по теме «Искусство игры на деревянных ложках – как средство приобщения детей к традиционной русской культуре».

Участники проекта: воспитанники ДОУ (2 младшая, средняя и старшая группы), воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Вид проекта: творческо-информационный, коллективный.

Продолжительность проекта: краткосрочный (3 недели).

Направление развития: художественно-эстетическое, образовательная область «Музыка».

Области интеграции: художественное творчество, коммуникация, социализация, здоровье, труд, познание, чтение художественной литературы.

ОПИСАНИЕ ХОДА РЕАЛИЗАЦИИ

«Музыкальная народная культура является

 тем чистым источником, из которого

подрастающее поколение, взяв лучшее

 из прошлого, сделает  лучшим будущее»

Актуальность

        Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями  и верованиями. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным  общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры  и в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости.

      Музыкальный фольклор как часть народной культуры аккумулирует духовно-практический опыт народа. Картина мира, воспроизводимая в нем посредством слова, музыки, действия, транслирует вечные нравственные ценности, задает ребенку надежные ориентиры в окружающем его культурном пространстве. Народная музыка, обладая большим мировоззренческим, интеллектуальным и творческим потенциалом, является верным средством воспитания преемников традиций, открытых для диалога с другими народами.

        В работе с детьми особое значение имеет обращение к подлинным формам фольклора. Дошедшие из глубины веков естественные ритмы, интонации, краски, будучи вписанными «мир и быт детей», наилучшим образом позволяют реализовать искренние «искания высокой радости детской народной массы» (Г. С. Виноградов).

      В художественно-эстетическом образовании и воспитании детей значительную роль играет приобщение к народному музыкальному творчеству, к народной  культуре. Народное музыкальное творчество                Н. В. Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями».

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок обладал какими-нибудь способностями – художественными, математическими, музыкальными и т.д. Стремясь их обнаружить и развить, мамы и папы ведут ребятишек в различные кружки, школы. А какие способности можно развивать дома? К сожалению, музыкальная деятельность в детском саду чаще ограничивается традиционными видами организации детей. Хотелось бы, чтобы музыка не заканчивалась на пороге музыкального зала, а звучала на протяжении всего дня, обогащая эмоциональную сферу ребенка новыми впечатлениями.

      Почему именно деревянные ложки?

Ложки были и остаются одним из наиболее  популярных у русского народа ударных инструментов. Деревянные ложки — это отражение самобытности нашей русской культуры и ее культурных традиций. Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом. Ещё в XVIII в. инструментальные ансамбли и солдатские хоры использовали в своём творчестве ложки. На них играли весёлые и шуточные песни. К этому времени относится изображение ложек на лубочных картинках со сценками из народной жизни. Скоморохи использовали ложки для ритмического сопровождения плясок и дополняли их звучание бубенцами, привязанными к ручкам ложек. В настоящее время этот музыкальный инструмент – обязательный атрибут фольклорных и инструментальных ансамблей.

Проблема

      Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народной инструментальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной.

В дошкольном возрасте именно музыка наиболее непосредственно воздействует на развитие творческих способностей. В этот период жизни ребёнок эмоциональной открыт, у него преобладает образное восприятие окружающего мира. Музыка познается ребёнком как источник положительных эмоций, который расширяет его жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности.

      К сожалению, в последнее время сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство (в том числе и песенный жанр) под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь примитивизации и коммерциализации. Ребёнок начинает принимать за музыку произведения новомодных, но не долговечных на сцене исполнителей, чьё «искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями, банальными, избитыми ритмами и сюжетными штампами. Его уже в раннем детстве программируют на одностороннее, упрощённое, стандартизированное миросозерцание, легко управляемое средствами массовой информации.  Между тем доступность музыки не обуславливает её высокую художественную ценность.

     Можно избежать этой ситуации, если первоначальное музыкальное воспитание детей осуществляется с опорой на традиции народной музыки и исполнительства на народных инструментах.    Вход в мир народной музыки и инструментов, ребёнок подсознательно ощущает в себе «зов предков». Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, орнаменты, мелодии, формы «пронизывают» его насквозь. Ребёнок осознаёт, что он является неотъемлемой частью своего общества, своей культуры. Народная музыка и музыкальные инструменты придают этому процессу социализации детей большую естественность.

       Уже  в глубокой древности музыкальные инструменты играли немаловажную роль в воспитании детей. Первыми музыкальными инструментами в жизни ребёнка были звуковые игрушки — трещотки, погремушки, жужжалки, бубенцы и т. д. Они развивали у детей, сначала на уровне движений, чувство ритма, а в дальнейшем — интерес к музыкальной деятельности. Стоит отметить, что игрушки-инструменты являются своего рода посредниками в процессе адаптации ребёнка к окружающему миру в условиях традиционной культуры.

       Воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, желание детей играть   на    народных    инструментах    и     стремление    более полно развивать у детей  уже  имеющиеся  музыкальные  способности,  побудило меня к проектной деятельности. Я считаю, что        включение народной музыки в повседневную жизнь детского сада позволит привить ребенку элементы музыкальной культуры и повысить качество музыкального воспитания.

Новизна проекта: гармонизация детско-родительских отношений, реализуя принцип сотрудничества детей и взрослых, путём организации совместной проектной деятельности. Проект направлен на формирование духовно-нравственного воспитания, способствует созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей гуманитарной направленностью на приобщение детей к культуре.

  • обогащение духовной культуры детей  

                            через игру на русских народных

                            музыкальных инструментах;

  •  привести дошкольников через знания к умению осознанно воспринимать и  передавать ритмический рисунок на музыкальных  инструментах;

                   

  1. Научить детей владению элементарными приёмами игры на деревянных ложках;
  2. Приучать детей согласованно действовать в коллективе, добиваться сыгранности, выразительности исполнения, исполнение сольных   партий;
  3. Создать условия для самовыражения ребёнка, актуализации его личностных качеств;
  4. Развивать желание играть на музыкальных

                   инструментах, слуховые представления,  

                   чувство ритма, тембра, динамики, память,  

                   внимание  и организованность;

  1. Расширять и обогащать знания детей (о  

                   быте, ремесле, художественных промыслах,

                 традициях, праздниках и др.);

                                        6. Воспитывать желание детей играть на  

                                           музыкальных инструментах не только на  

                                             занятиях музыки, индивидуальной работе,

                                            но и в часы  досуга, дома;

                                                   7. Воспитывать у детей гордость за свой  

                                                народ, формировать уважение к  традициям  

                                             и обычаям страны, края.

Описание: C:\Users\dns\Documents\всё по ФГОС\pazly.jpgМЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Предварительная работа

1.        Подбор CD и DVD дисков  для просмотра и слушания с детьми звучание деревянных инструментов в грамзаписи.

2.        Подбор художественной литературы: К. Пино «История деревянной ложки».

3.        Подбор для рассматривания  с детьми иллюстраций, альбомов с изображением русских народных инструментов;

4.        Подбор для слушания  с детьми народных музыкальных произведений в исполнении балалаечников, гармонистов, ложечников  на CD  и DVD дисках.

5.        Подбор методической литературы для знакомства детей с русским народным костюмом, с промыслами.

6.        Подбор музыкальных произведений (плюс, минус фонограмм) для разучивания песен и танцев.

7.        Составление конспектов непосредственно-образовательной деятельности по музыкальному воспитанию.

8.        Составление рекомендаций для родителей по изготовлению экспериментальных инструментов (инструментов-самоделок).

9.        Подбор ложек, картинок, декораций для изготовления кукольно-ложечного театра.

Работа с воспитателями

  • Презентация проекта: представление и защита на педагогическом совете;        
  • Консультация «Роль фольклора в развитии детей» (музыкальный стенд);
  • Мастер-класс «Искусство игры на деревянных ложках»

Продукт проектной деятельности

  • Дидактические игры, фотографии досугов, модели непосредственно-образовательной деятельности, папки-передвижки с консультациями, музыкальные произведения на CD и DVD дисках, рисунки детей  «Моя расписная ложка», кукольно-ложечный театр, презентация проекта: представление и защита на педагогическом совете.

Роль родителей в реализации проекта

  • Презентация проекта на  родительском собрании;
  • Консультации: «Музыкальный фольклор – как средство всестороннего развития ребенка» (папка-передвижка), «Организация музыкально-эстетического воспитания в семье в современных условиях» (папка-передвижка), «Рекомендации по изготовлению экспериментальных инструментов» (папка-передвижка), «Кукольно-ложечный театр для взрослых и детей»;
  • Изготовление в домашних условиях инструменты-самоделки;
  • Выступление детей на празднике, посвященному  выпуску  детей в школу с игрой на инструментах-самоделках.



Предварительный просмотр:

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Содержание работы

с детьми

Содержание сотрудничества с педагогами

Содержание работы с родителями

Организация работы

1 этап - подготовительный

1.

Чтение художественной литературы:

К. Пино «История деревянной ложки».

Дидактическая игра на классификацию: «Найди предметы из дерева».

Подбор иллюстративног, музыкального материала, художественной  и методической литературы для ознакомления детей с художественно – прикладным искусством. Подбор видеоматериалов.

Консультация «Роль фольклора в развитии детей».

Консультаци:

«Организация музыкально-эстетического воспитания в семье в современных условиях»

Д. А. Рытов «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей» (изучение).

Подбор художественной литературы (сказки, стихи, о ложке)

2 этап – основной

2 младшая группа

2.

1.Знакомство с деревянными ложками как музыкальным инструментом.

2.Воспроизведение метрической пульсации с помощью двух ложек.

3.Обучение простейшим приёмам игры на двух ложках по одному («Лады», «Ладушки», «Блины», «Оладушки»,

«Комары», «Комарики») с использованием потешек, попевок.

4.Итоговое НОД.

Чтение художественной литературы:

Потешки по

программе.

Рисование «Нарядная ложечка»

(раскрашивание ложки одним цветом).

Консультации: «Музыкальный фольклор – как средство всестороннего развития ребенка» (папка-передвижка).

Создание альбома «Чудо-ложки», куда войдут: пословицы, поговорки, стихи и загадки о ложке.

Конспекты

занятий-лекций.

Консультация (папка-передвижка),

музыкальный стенд, разные предметы для игры, фотографии, презентация проекта.

Создание картотек: «Потешки», «Приёмы игры на деревянных ложках»,

«Ритмических картинок».

Средняя группа

1. «Кашка масляная, ложка крашеная».

2. Воспроизведение простейших ритмических рисунков на двух ложках индивидуально и в ансамбле.

3.Обучение  приёмам игры на двух ложках по одному («Колокол», «Колокольчики», «Большая радуга», «Маленькая радуга», «Солнышко», «Бубен», «Тарелочки») и в ансамбле (приёмы, разученные в младшей группе)

4.Итоговое НОД.

Чтение худ-ой литературы: русская народная

сказка «Жихарка».

Лепка «Ай-да, ложечка!».

Предметное окружение

«Из чего ложечка?»

Консультация «Организация музыкально-эстетического воспитания в семье в современных условиях» (папка-передвижка).

Создание фотоальбома «Чудо-ложки».

Старшая группа

1. «Антошка, Антошка, бери скорее ложку».

2.Воспроизведение более сложных  ритмических рисунков на двух ложках индивидуально и в ансамбле.

3. Обучение  приёмам игры на двух ложках в парах и комбинациям («Коленочка», «Плечико», «Пяточка»).

4.Итоговое НОД.

Рисование «Ложка. Хохломская роспись».

Предметное окружение

 «Ложки разные бывают».

Консультация «Рекомендации по изготовлению экспериментальных инструментов» (папка-передвижка).

Помощь в создании ложкового театра.

3 этап - заключительный

3.

Методы обучения детей игре на деревянных ложках.

1. Словесный (рассказ, объяснение) .

2.Наглядный (показ приемов игры педагогом или ребенком) .

3. Стимулирующий (выступление перед детьми или взрослыми).

4.Практический (повторение и закрепление приемов игры на деревянных ложках).

5.Самостоятельная музыкальная деятельность (игра на деревянных ложках в групповой комнате под косвенным руководством воспитателя).

Презентация проекта на педагогическом совете.

Выступление детей на утренниках.

Подготовка призентации.

РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ

Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:

1. Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей  младшего и старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности и  предпосылок развития музыкальных способностей:

      -  отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами народных музыкальных инструментов,  русским народным костюмом,  промыслами.

      - возросла речевая активность детей на музыкальных занятиях по слушанию музыки и в певческой деятельности;  

2.  Отмечается активное и заинтересованное участие родителей в реализации проекта:          

      -  родители создают условия в семье для экспериментирования со звучащими игрушками и свободного музицирования;

    -     с удовольствием приняли участие в подборе пословиц, попевок, стихов и загадок по теме;

    -   продолжается совместная работа по изготовлению кукольно-ложечного театра.

3. Опыт работы с дошкольниками по ознакомлению с русским народным творчеством показал, что на сегодняшний день необходимо осуществлять связь поколений, воспитывать любовь к родному краю, людям, которые окружают нас и стараются сделать его лучше через приобщение детей к традициям и культуре русского народа. Поэтому сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится к фольклору.

Русский фольклор – это кладезь народной мудрости, своеобразная энциклопедия духовной жизни русского народа, животворительный родник, способный исцелить и очистить человека от бездуховности, от внутренней пустоты. Поэтому необходимо как можно быстрее вернуть детей к утраченным истокам, научить их с глубоким уважением относиться к народному искусству. Ведь если с самого раннего возраста ребенку сделана прививка на красоту, на творчество, это останется уже на всю жизнь.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ ИНТЕРНЕТ

1. Н.Г. Кононова «обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах», Москва «Просвещение», 1990;

2.   Н.Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр», Москва, АРКТИ, 2002;

3. М.В. Тихонова, Н.С. Смирнова «Красна изба» - знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом, Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2004;

4.  Т.А. Бударина, О.А. Маркеева «Знакомство детей с русским народным творчеством», Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2001;

5. О.Л. Князева, М.Д. Маханёва «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2002;

6. http://avega.net.ua/avega/index.php/rukodelie/855-2011-03-29-10-48-42.html -  деревянные ложки

7.  http://nechtoportal.ru/istoriya-veshhey/istoriya-lozhki.html - история ложки

8. http://www.slavyanskaya-kultura.ru/art/trade/stolica-derevjanoi-lozhki.html - славянская культура

9.  http://video.mail.ru/mail/kln.55/6422/6463.html - видео Хохлома,Семёнов и Городец

10. http://www.samoffar.ru/lozhki.shtml - деревянные ложки

11. http://stranamasterov.ru/node/454664 - Ложковый кукольный театр. Роспись по дереву.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-речевой проект "Ложка точеная,ручка золоченная"

Проект был направлен на ознакомление детей с разной посудой через разные виды деятельности....

Познавательно - речевой проект «Ложка точеная ручка золоченая» в средней группе

Формирование умений пользоваться предметами посуды по назначению.  Учить понимать обобщающее слово-посуда, сервиз....

Образовательный проект "Моя берёзовая Русь"

Информационно-практический ,игровой,творческий проект....

Проект "Ложка-точеная, ручка-золоченая"

Образовательный, краткосрочный  проект  в старшей группе. Цель проекта: Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях средствами ознакомления с русс...

Проект "Ложечка точёная - ручка золочёная" в средней группе

Проект проводился в рамках тематической недели "Посуда"...

Конспект открытого интегрированного занятия с детьми младшей группы «Ложка точёная, ручка золочёная»

Вызвать радость и интерес к нетрадиционной технике рисования – тычком....