Консультация для учителей-логопедов, воспитателей логопедических групп:"Логопедическая ритмика как эффективное средство в преодолении ОНР у детей с дизартрическими нарушениями"
консультация

Писоцкая Инна Геннадьевна

Материал будет полезен для педагогов, работающих в логопедических группах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 05._logoritmika_ka_effektivnoe_sredstvo.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для учителей-логопедов,

воспитателей логопедических групп

Логопедическая ритмика как эффективное средство

в преодолении ОНР у детей

с дизартрическими нарушениями

Составитель:

учитель-логопед МБДОУ № 220

Писоцкая Инна Геннадьевна

Коррекционная работа с дошкольниками, у которых наблюдается общее недоразвитие речи, имеет сложную проблему для многих специалистов, так как у детей данной группы выявлена различная природа дефекта и неоднородность клинических проявлений. У детей с речевым недоразвитием наблюдаются нарушения всех компонентов речевой системы, а также нарушения неречевых психических функций, то есть задержка и специфичность формирования познавательной деятельности, отставание в развитии двигательных и сенсорных функций, задержка в эмоциональной сфере личности, невербального и вербального мышления. При устранении общего недоразвития речи, помимо работы разных специалистов, логопеды-практики часто используют логопедическую ритмику.

Логопедическая ритмика - это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными нарушениями речевого и неречевого характера, с помощью движения, музыки и речи. Основной целью логопедической ритмики является преодоление речевых и неречевых нарушений путем коррекции и развития двигательной сферы.  

Вопросом об использовании логопедической ритмики, а также степень ее воздействия на детей с общим недоразвитием речи занимались многие ученые (Б.М. Теплова, Н.Г. Александрова, Э. Жак-Далькроз, Ю.А. Флоренская, В.А. Гринер, Н.С. Самойленко, Н.А. Власова, Д.С. Озерецковский и другие). Было проведено большое количество исследований, благодаря которым выделены средства, задачи логоритмики и ее влияние на коррекцию речевых и неречевых нарушений.

Ученые Ю.А. Флоренская, В.А. Гринер, В.И. Рождественская внесли значительный вклад по изучению данной проблемы. Они выявили, что систематические логоритмические занятия развивают оптико-пространственные и слуховые функции, праксис и тактильный гнозис, творческие способности, также происходит развитие музыкально-ритмического чувства и коррекция эмоционально-волевой сферы и речевой функциональной системы, развивается процесс зрительно ориентироваться на говорящего. В. И. Рождественская выделила основные направления движений человеческого тела: вперед - назад, вверх - вниз, вправо - влево. Автор в своих работах писала о том, что каждое отдельное движение, выполняемое ребенком, осуществляется в определенном промежутке времени и ограничено определенным пространством и главным фактором движения является музыка и речь. Поэтому, на первых занятиях отрабатываются отдельные элементы, а затем целое упражнение. Также, у детей с ОНР развивается координация движений с помощью музыки, улучшается ритмичность, выразительность, четкость, плавность, слитность. Автор Ю.А. Флоренская отмечала, что логопедическая ритмика развивает чувство темпа и ритма в движении, совершенствуется двигательная координация. Кроме этого, она писала, что занятия по логоритмике способствуют воспитанию самостоятельности, решительности, выдержки, настойчивости и других положительных личностных качеств. Различая тональность, громкость, темп и ритм музыки, у детей с ОНР происходит развитие фонематического восприятия.  

Большой вклад в изучение логоритмических занятий внес известный отечественный ученый В.М. Бехтерев. Он выделил основные задачи логопедической ритмики: выявление ритмических рефлексов, приспособление организма ребенка отвечать на определенные раздражители (зрительные и слуховые), установление равновесия в деятельности ЦНС ребенка, урегулирование эмоционального состояния (возбуждение и заторможенность). Также, исследователь считал, что музыка играет большое значение в эстетическом и нравственном воспитании детей раннего возраста. В своих работах В.М. Бехтерев указывал на то, что логопедическая ритмика является средством воздействия, применяемым в комплексе различных методик, и, поэтому, она является своеобразной формой активной терапии. Кроме этого, автор писал, что при применении логоритмики в коррекционной работе необходимо взаимодействие всех анализаторов: слух, зрение, вестибулярный, двигательный, проприоцептивный аппараты и т.д. Благодаря этим рецепторам происходит обогащение образов движения, его восприятия, его связь речи с музыкой. Также, при использовании логопедической ритмики важно учитывать возрастные особенности и возможности лиц с нарушением речевого развития и характер патологического процесса. Благодаря исследованиям автора известно, что данные занятия благотворно влияют на процессы возбуждения и торможения, наблюдается нормализация процессов в ЦНС.

В работе по укреплению мышц спины и плечевого пояса автор В.А. Гиляровский выделил следующие упражнения: подтягивание на руках, лежа на животе, на гимнастической скамейке и наклонной доске; перелезание через скамейки; лазанье по гимнастической стенке; пролезание между рейками лестничной пирамиды или вышки. С помощью ходьбы, бега, прыжков, метания развивается чувство равновесия.  

Огромный вклад в изучение логопедической ритмики внесла известный ученый Г.А. Волкова. Благодаря ее исследованиям логоритмику выделили как отдельную науку. Г.А. Волкова считает, что благодаря игр с пением и музыкальным сопровождением у детей развиваются двигательная, речевая и слуховая функции, а также происходит перевоспитание личности ребенка, ребенок социализируется и адаптируется. Помимо этого, Г.А. Волкова определяет логопедическую ритмику как одну из форм активной терапии, которую можно включать в любую реабилитационную методику воспитания, лечения и обучения лиц с различными аномалиями развития, особенно детей с речевыми нарушениями. Также исследователь предложила методические рекомендации для комплексной коррекции общего недоразвития речи. В современной специальной литературе автор подчеркивает, что речь и движение эффективно воздействуют на устранение нарушений в психомоторной и сенсорной сферах. Именно поэтому, логопедическая ритмика предполагает всестороннее воздействие на личность и организм в целом. Также, Г.А. Волкова выделяет несколько направлений при работе с детьми с ОНР: развитие эмоционально-волевой сферы, развитие интеллектуальных и творческих способностей, устранение речевых дефектов. Логопедическая ритмика состоит из движений, ритма, музыки, поэтому соотношение времени, пространства и движения регулирует музыка. Благодаря этому, создаются правильные моторные привычки, возникает способность производить четкие и ритмичные движения, представлять временно-пространственные соотношения.  

Существует множество средств логопедической ритмики и исследователь Г.А. Волкова выделяет следующие средства: вводные упражнения (ходьба и маршировка в различных направлениях); упражнения на развитие артикуляции, дыхания и голоса; упражнения на регуляцию мышечного тонуса; упражнения на активизацию внимания; счетные упражнения; речевые упражнения без музыкального сопровождения; упражнения на формирование чувства музыкального темпа и размера; ритмические упражнения; пение; упражнение в игре на музыкальных инструментах; самостоятельная музыкальная деятельность детей с речевыми нарушениями; игровая деятельность; упражнения на развитие творческой инициативы; заключительные упражнения.

Изучая логопедическую ритмику, ученый Г.А. Волкова подразделяет ходьбу и маршировку как вводные упражнения. Данные упражнения учат детей первоначальным навыкам ходьбы по кругу в одиночку, парами и группой, также учат обходить различные предмет, не сталкивая их. Важно  при выполнении соблюдать заданное направление, соблюдать одинаковое расстояние между идущими, двигаться по ориентиру, строить шеренги, линейки, колонны и т.д. Благодаря таким занятиям дети с речевым недоразвитием учатся ориентироваться в пространстве и в коллективе, в право- и левостороннем направлении движения, в поворотах и маршировке спиной назад, лицом к центру и т.д.  

Также, влияние логоритмических занятий на детей с общим недоразвитием речи изучали исследователи Е.В. Конорова и Е.В. Чаянова. В своих работах они писали о том, что на занятиях по логоритмики у детей с ОНР наблюдается развитие концентрации, объема и устойчивости внимания; развитие моторной, зрительной, слуховой, логической памяти. На занятиях по логоритмике включают упражнения на активизацию внимания. Данные задания воспитывают быструю и точную реакцию на зрительные и слуховые раздражители, также развивают все виды памяти (слуховую, зрительную, моторную). Дети учатся сосредотачиваться и проявлять волевые усилия. Организуется двигательная сфера и наблюдается процесс формирования готовности действовать определенным образом в определенном направлении, что способствует: устойчивости внимания, формированию умения воспроизводить заданный ряд последовательных действий, возникает способность переключаться с одного движения на другое и удерживать в памяти последовательный ряд движений. Слово, музыка и жест помогает воспитывать внимание. Чтобы активизировать внимание обычно выполняют от занятия к занятию одно и то же упражнение.  

Известно, что у детей с ОНР нарушены речевые и неречевые функции, поэтому на первом этапе работы, используя детские музыкальные инструменты и музыкальные игрушки, у детей с общим недоразвитием речи развиваются слуховая память, слуховое внимание и восприятие. В результате у детей происходит воспитание музыкальности (восприятие музыки). Приведем несколько примеров упражнений: различение по высоте двух музыкальных инструментов, различение высоты звуков, различение по подражанию певческих упражнений и по воспроизведению мелодии на слух. определение настроения (веселое и грустное) и жанра музыкального произведения (танец, песня, марш). важно отметить, что счетные упражнения помогают организовать поведение детей с ОНР, так как предлагаются задания построение сложных серий движений. С помощью счета дети учатся становится парами, построиться в две колонны, в две шеренги, встать по трое или четверо, считать сколько детей пришло на занятие, учат порядковый счет.

Известно, что основная цель логопедической ритмики заключается в преодолении речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы, неречевых функций в сочетании со словом и музыкой. Логоритмика рассчитана на подгруппу или группу детей с одинаковыми нарушениями речи или со сходным уровнем речевого развития. Логоритмические занятия планируются согласно лексическим темам. С учетом психомоторных и возрастных особенностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с практической точки зрения оптимальным считается гибкое, равномерное распределение психомоторной и речевой нагрузки на воспитанников в ходе занятия. Частая смена и новизна заданий увеличивают концентрацию внимания, снижают утомляемость, а дозированность заданий способствует прочности усвоения материала.  

Таким образом, выполняя комплексы упражнений по логопедической ритмике у детей с общим недоразвитием речи формируется и упорядочивается двигательная сфера, ее деятельность. Также логоритмика положительно влияет на личность в целом, она выполняет частичную функцию психотерапии. Наблюдается совершенствование кинестетических ощущений и развитие зрительных, слуховых и тактильных анализаторов. Данные факторы помогают исправить недостатки речи. Кроме этого, активизируется деятельность детей с речевым недоразвитием, они уверенно и раскрепощенно ведут себя в общении, в игре, в двигательных импровизациях. Развивается фонематический слух, формируется правильная слоговая структура слова, речь со временем становится лучше и четче.

Литература

1. Бабушкина Р.Л., Грасюк И.В., Кислякова О.М. Логоритмика - занятие или игра?.  - СПб.: 2000. - 14 с.

2. Бабушкина Р Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи.: - под ред. Г.А. Волковой. - СПб.: КАРО, 2005, 109 с.

3. Бадалян Л.О. Невропатология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-ов по спец. "2111 "Дефектология". - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1987. - 317 с.: ил.

4. Белова-Давид P.A. Клинические: особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи // Нарушения речи у дошкольников / Под ред. P.A. Беловой-Давид. М.: Знание, 1972. [Электронный ресурс]//URL: http://pedlib.ru/Books/2/0240/2_0240-1.shtml (дата обращения: 01.10.2016).

5. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Г. А. Волкова. – М.: Владос, 2002. – 272 с.

6. Воронцова А.Е. Логоритмика для детей 5-7 лет. Занятия и упражнения. М.: ТЦ Сфера. - 2010, 128 с.

7. Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду. Ак. Развития. — 2006, 120 с.

8. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: пособие для дефектологов, музык. рук. и воспитателей/Авт.-сост. О.В.Клезович. — Мн.: Аверсэв, 2005. —152 с.

9. Таран Р.Т. Логоритмические занятия в системе работы логопеда ДОУ. СПБ.: » ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2011, 336 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда, воспитателя и родителей в работе по предупреждению и преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Данный план представлен в виде таблицы, в которой указаны направления коррекционно-образовательной работы и основные задачи участников в работе по предупреждению и преодо...

Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций «Практическое применение нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи»

Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций   «Практическое применение нетрадиционных технологий в корр...

Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций «Практическое применение нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи»

Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций   «Практическое применение нетрадиционных технологий в корр...

«Практическое применение нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи» (методические пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных учреждений)

laquo;Практическое применение нетрадиционныхтехнологий в коррекционной работе с детьми,имеющими нарушения речи»(методические пособиедля учителей-логопедов, воспитателей логопедическихи массовых...

Консультация "Рекомендации учителя – логопеда воспитателям по развитию правильных речевых навыков дошкольников в летний период.".

Для успешной  коррекции  речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процессаобучения дошкольников в детском саду и закрепления полученн...

Рекомендации учителя-логопеда воспитателям подготовительной к школе группы компенсирующей направленности ДОО по лексической теме: "Водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлёту"

Перечень лексико-грамматических заданий для детей подготовительной группы по лексической теме: "Водоплавающие птицы.Подготовка птиц к отлёту"...

Логопедическая ритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

В последние годы детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) становится все больше и им следует оказывать специализированную помощь. У детей наблюдается низкий уровень активного слова...