Игры и упражнения для формирования и развития чувства ритма у дошкольников.
методическая разработка (подготовительная группа)

Асютина Анастасия Валерьевна

В настоящее время отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи.

Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка. Что же такое ритм?

Ритм – это чередование долгих и коротких длительностей. Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать ритм и точно его воспроизводить. Если чувство ритма несовершенно, то у ребенка слаба развита речь, она невыразительна либо слабо интонирована.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx22.26 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для формирования и развития чувства ритма у дошкольников.

В настоящее время отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи.

Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка. Что же такое ритм?

Ритм – это чередование долгих и коротких длительностей. Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать ритм и точно его воспроизводить. Если чувство ритма несовершенно, то у ребенка слаба развита речь, она невыразительна либо слабо интонирована.

Из всех музыкальных способностей чувство ритма развивается сложнее всего. Существует мнение, что развить его невозможно, так оно является врожденным.

Но современные исследования и практическая деятельность педагогов-музыкантов доказали обратное. Самое главное, это начать как можно раньше. Уже с 5 лет это будет гораздо сложнее.

Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность. Ритм присутствует во всех моментах музыкального занятия: в пении, слушании, танцах, музыкально-ритмических движениях, в ритмических играх с музыкальными инструментами. Музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребёнка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно. Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.

Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирование развитие чувства ритма - важнейшая задача педагога, именно поэтому мной была выбрана эта тема доклада.

    Игры и упражнения для формирования и развития чувства ритма у дошкольников.

a) Речевые игры с движением.

 Речевая игра для разных возрастных групп «Здравствуйте, ладошки»

- Здравствуйте, ладошки! - хлоп, хлоп, хлоп!

- Здравствуйте, ножки - топ, топ, топ!

- Здравствуйте, щечки - плюх, плюх, плюх!

- Пухленькие щечки - плюх, плюх, плюх!

- Здравствуйте, губки - чмок, чмок, чмок! (поцелуйчики)

- Здравствуйте, зубки - чок, чок, чок! (стучат зубками)

- Здравствуй наш носик - пип, пип, пип! (нажимают на носик)

- Здравствуйте малышки — всем привет!

 «Снеговик» - для средних групп

Раз рука-вытянуть правую руку вперед

Два рука-вытянуть левую руку вперед

Лепим мы снеговика- «лепить комок»

Нарисуем рот пошире- провести линию, напротив своего рта

Угольки возьмем для глаз- из ладошки "брать" угольки и по-очереди выставлять напротив своих глаз

И наденем шляпу - «одеть шляпу»

Косо-наклонить голову.

Пусть смеется он у нас! -ладошки сложить "полочкой" под подбородком и улыбаться с поочередными наклонами головы.

 «Гуси» - для средних групп

Наступили холода - обнять себя

Листья облетают - руки поднять вверх и плавно опускать вниз с вращением кисти рук.

Ну, а гуси у пруда - руки опустить вниз с поднятыми ладонями и раскачиваться на месте

Босиком гуляют! - взмах руками в стороны

Как бы вы не заболели - грозят указательным пальцем правой руки.

Вон как лапы покраснели! - грозят указательным пальцем левой руки.

 «Мелкий дождик моросит» - для старших групп (можно использовать металлофон).

 Мелкий дождик моросит:

Кап, кап, кап, кап.

В листьях сада шелестит,

Кап, кап, кап, кап.

Мокнет мяч у ворот.

Кап, кап, кап, кап.

Мокнет поле, огород

Кап, кап, кап, кап.

 

Дети, произнося «Кап, кап, кап, кап…», щёлкают пальцами то одной, то другой руки. Остальные слова произносит педагог либо сами дети.

 

«Шаловливые сосульки» - для подготовительных групп (сб. М.Ю.Катушиной «Логоритмические занятия с детьми 6-7 лет).

 

Шаловливые сосульки – собрать пальцы каждой руки вместе

Сели на карниз – «свисает одна сосулька» под правой ладонью, потом под левой.

Шаловливые сосульки - собрать пальцы каждой руки вместе

Посмотрели вниз. – смотрят из-под ладони

Посмотрели, чем заняться? – пожимают плечами

Стали каплями кидаться. – взмахивают кистями рук одновременно на сильную долю такта.

Целый день идет трезвон: - взмахивают кистями рук по очереди.

Дили-дили, дили-дон! – хлопают в ритме стиха.

 

После пения педагог прохлопывает ритм, а дети его повторяют.

б) Музыкально-ритмические игры.

Примером такой игры может служить музыкально-ритмическая игра «Ноги и ножки» (из сб. «Топ-хлоп, малыши» А. И. Бурениной, программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2-3 лет).

 

1. Большие ноги

Идут по дороге:

Топ, топ, топ.

Топ, топ, топ.

2. Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ-топ-Топ!

Топ-топ-топ-топ-Топ!

На первый куплет дети шагают четвертными длительностями, на 2-й – восьмыми. Тем самым, мы воспитываем чувство ритма, соотношение длинных и коротких длительностей.

 

Музыкально-ритмическая игра «У оленя дом большой» Французская народная мелодия (пение с движениями по тексту)

У оленя дом большой,

Он глядит в свое окно.

Заяц по лесу бежал,

В дверь к нему стучал.

Тук - тук  - тук, - дверь, открой.

Там в лесу охотник злой.

Заяц, заяц, забегай, лапу подавай.

 

У оленя (педагог показывает рога) дом (показывает домик) большой (не обхватить), Он глядит (как будто в окошко смотрит) в свое окно. Заяц по лесу бежал (прыгают как зайчик), В дверь (как будто открывают дверь) к нему стучал (стучит). Тук - тук  - тук, - дверь (открывает), открой. Там в лесу охотник (как будто из ружья стреляет) злой. Заяц, заяц (прыгают), забегай, лапу подавай (протягивает руку, как будто здоровается).

Каждый раз темп увеличивается, надо успевать изображать все слова и петь при этом.

в) Речевые игры с использованием музыкальных инструментов.

Клависы. (Ритмические палочки), выполненные из бука. Игра на клависах развивает чувство ритма, слух, а так же музыкальные навыки.

Игра производится сидя на полу, на коленях. Руки должны быть перед собой, локти слегка расставлены в стороны, осанка прямая.

1. Метод, используемый в игре на клависах – метод метрической организации, то есть ритмической пульсации. Ребенок должен прочувствовать ритм через себя.

Например прием: «Простучать на клависах свое имя».

Этот метод можно использовать и в раннем возрасте.

-Игра: «Сделай как я». Педагог показывает, а дети повторяют.

 

Ритмическая игра «Эхо».

Муз. руководитель: Эхо, эхо! Вот потеха!

Не могу сдержать я смеха! Поиграю я в игру:

Все, что хлопнешь, - повторю!

Прохлопывается различный ритмический рисунок, можно применять ритмические схемы или ритмослоги (та-ти-ти-та, ти-ри-ти-ри-та).

 

Игра «Вы, скачите, палочки».

Вы, скачите, палочки, как солнечные зайчики. (Стучат по полу двумя клависами одновременно).

Прыг-прыг, скок-скок. ( Х).

Прискакали на лужок. (Стучат по очереди по полу клависами).

Правой ножкой топ – топ, (стучат правой рукой).

Левой ножкой топ-топ, ( Стучат левой рукой).

На головку сели, («рожки»)

песенку запели. ( Х).

 

Упражнение с ритмо-палочками «Рыбка»

(выполняется сидя на ковре или за столом в кругу)

Рыбка, рыбка, 2 раза стучим перед собой палочками

Вот Передаем соседу справа 

Червяк Берем другую палочку, переданную соседом слева. 

Откуси, хоть 2 раза стучим перед собой палочками 

Чуточку Передаем соседу справа

Берем другую палочку, переданную соседом слева

Не проси 2 раза стучим перед собой палочками

Меня рыбак Передаем соседу справа

Берем другую палочку, переданную соседом слева

Попадусь 2 раза стучим перед собой палочками

На удочку Передаем соседу справа

Берем другую палочку, переданную соседом слева

 

Повторить все движения в левую сторону. Затем повторить в 2 раза быстрее, т. е. удар и передача на каждую четверть.

 

Ложки и кубики.

Ложки - своеобразный русский –народный, ударный инструмент. Ложки были и остаются одним из наиболее самобытных и популярных у русских инструментом. Для оркестра используются ложки из березы и клена. Игра на ложках исправляет детский, кривой почерк. Развивается мелкая моторика.

С кубиками аналогично.

-метод метрической организации.

- метод диалога. Прием: «Придумывание ситуации». Например РНП: «Я на горку шла». Здесь нужно подобрать любой диалог.

Догоню я вас. (Ложки)

Догоню сейчас.

Не догонишь, не догонишь, не догонишь нас! (Кубики)

Мы получили диалог.

 

Игра с палочками «Ножки»

Ножки, ножки, вы шагали?

Мы шагали, мы шагали! - ритмичные удары палочками по полу

Ножки, ножки, вы бежали?

Мы бежали, мы бежали! - ритмичные удары в темпе бега

Ножки, ножки, вы стучали?

Мы стучали, мы стучали! - удары свободными концом палочки об пол

Ножки, ножки, вы плясали?

Мы плясали, мы плясали! - удары палочкой крест на крест

Ножки, ножки, вы устали?

Мы устали, мы устали! - удары лежащих палочек друг о друга

Ножки, ножки, отдыхали?

Отдыхали, отдыхал! - движения палочек в ритме перед собой, без звука.

И опять всё начинали! - ритмичные удары по полу.

 

Барабан.

Ритмическая игра «Что сказал Барабан?».

(Четкий ритм четвертей в сочетании с восьмыми означает – шаг, ритм восьмых – бег, восьмая с точкой – подскок).

 

Музыкально-дидактическая игра с использованием детских музыкальных шумовых инструментов «Едем на лошадке».

 

Едем, едем на лошадке по лесной дорожке гладкой

скок-скок-скок (стуколка)

А у лошадки что? Колеса? Или санки?

Санки скрипят (шарманка)

Бубенчики звенят} 2 р (бубенцы)

Едем, едем на лошадке по лесной дорожке гладкой

скок-скок-скок (стуколка)

Зима наступила, на улице

Ветер шумит (маракас)

Дятел стучит} 2 р (стуколка)

Едем, едем на лошадке по лесной дорожке гладкой

скок-скок-скок (стуколка)

Приехали в лес, а там все замерзла, все заледенела, а с деревьев снег падает, когда мы мимо проезжаем

Холод стужа (треугольник) Снег пушистый кружит, кружит} 2 р (тарелочки)

Едем, едем на лошадке по лесной дорожке гладкой скок-скок-скок (стуколка)

Смотрим, а белочка сидит на дереве.

Белка на ветке орешки все грызет (маракасы)

Рыжая лисичка зайчишку стережет (бумага)

Едем, едем на лошадке по лесной дорожке гладкой скок-скок-скок (стуколка)

Ехали мы ехали, наконец приехали

С горки ух (рубель)

В ямку бух (Тарелки)

Приехали (ВСЕ)

г) Наглядные музыкально-ритмические упражнения.

Применяя новые технологии, такие как ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), мы с детьми выполняем замечательные упражнения на развитие чувства ритма.

Представить свою авторскую разработку.

Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Ритм выступает как универсальная космическая категория. Чувство ритма в своей основе имеет активную природу, всегда сопровождается моторными реакциями. Большинство вариантов нарушений в развитии детей сопровождаются нарушением ритмических процессов, происходящих в организме. И нормализация ритмической организации движений приводит к точности функционирования всех процессов и гармонизации в работе организма.

Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека, а также его речевую функцию. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.

 

Автор: Сапунова Т.А.

Использованная литература.

 

1. Бабаджан Т. С. и др. Музыкально-ритмическое воспитание в дошкольных учреждениях. — М., 1930.

2. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М., 1983.

3. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М., 1968.

4. Метлов Н.А. Музыка – детям. – М., 1985.

5. Методика музыкального воспитания в детском саду/ Под ред. Ветлугиной Н.А. – М., 1989.

6. Музыка в детском саду / Под общ. ред. Н.А. Ветлугиной. — М., 1972.

7. Музыка и развлечения / Сост. Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская. — М., 1967.

8. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий - М., 1961.

Используемая литература

1. Бабаджан Т. С. и др. Музыкально-ритмическое воспитание в дошкольных учреждениях. — М., 1930.

2. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М., 1983.

3. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М., 1968.

4. Метлов Н.А. Музыка – детям. – М., 1985.

5. Методика музыкального воспитания в детском саду/ Под ред. Ветлугиной Н.А. – М., 1989.

6. Музыка в детском саду / Под общ. ред. Н.А. Ветлугиной. — М., 1972.

7. Музыка и развлечения / Сост. Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская. — М., 1967.

8. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий - М., 1961.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития чувства ритма у дошкольников.

Рекомендации для родителей- как развить чувство ритма у дошкольников....

Упражнения для развития чувства ритма у дошкольников

Создана подборка упражнений, направленных на развитие чувства ритма у дошкольников....

Статья "Развитие чувства ритма у дошкольников через игру на детских музыкальных инструментах

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через игру на детских музыкальных инструментах   ...

Использование упражнений на развитию чувства ритма у дошкольников в различных видах воспитательно-образовательной деятельности

В материале данной методической разработки содержатся упражнения, которые способствует развитию чувства ритма, речевых функций идругих аспектов развития ребёнка...

Консультация Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма старших дошкольников

Консультация Музыкально-дидактические игры  для развития чувства ритма старших дошкольников...

Музыкальные игры направленные на развитие чувства ритма у дошкольников

Музыкальные игры направленные на развитие чувства ритма у дошкольников...