Статья на тему: "Когнитивные игры и упражнения в работе логопеда для развития речи детей старшего дошкольного возраста"
статья (старшая группа)

Тропина Мария Алексеевна

В данной статье рассматриваются когнитивные игры и упражнения, используемые логопедами для работы с детьми старшего дошкольного возраста, которые имеют нарушения речи. Основное внимание уделяется методам и играм, способствующим развитию речи, внимания, памяти и мышления. Приведены примеры конкретных игр, которые развивают воображение, коммуникативные навыки и речевые способности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kognitivnye_igry_i_uprazhneniya.docx23.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение города Иркутска

Детский сад №96

СТАТЬЯ

на тему

«Когнитивные игры и упражнения в работе логопеда для развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Составила: Учитель-логопед

Тропина Мария Алексеевна

2025 г.

Когнитивные игры представляют собой особую категорию игровых методов, которые направлены на развитие познавательных процессов у детей. Они включают в себя разнообразные задания и упражнения, которые могут быть адаптированы под индивидуальные потребности каждого ребенка. Важным аспектом использования когнитивных игр в логопедической практике является их доступность: большинство из них не требуют специального оборудования и могут проводиться как в классе, так и в домашних условиях. Это делает их универсальным инструментом для логопедов и родителей, стремящихся помочь детям преодолеть речевые трудности.

Актуальность данной работы обусловлена необходимостью поиска и внедрения эффективных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи. В условиях современного образовательного процесса, где акцент делается на индивидуальный подход к каждому ребенку, когнитивные игры становятся важным инструментом, позволяющим не только развивать речевые навыки, но и формировать у детей уверенность в себе, коммуникативные способности и творческое мышление.

В данной статье будут освещены несколько ключевых тем, связанных с использованием когнитивных игр в логопедической практике. В первую очередь, будет рассмотрена актуальность использования когнитивных игр в логопедической практике, что позволит понять, почему именно этот метод является столь востребованным и эффективным.

Таким образом, данная работа направлена на исследование и систематизацию знаний о когнитивных играх и упражнениях в логопедической практике, что, безусловно, будет способствовать повышению качества работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи.

Когнитивные игры занимают важное место в логопедической практике, особенно в коррекции и развитии речи у детей старшего дошкольного возраста. В последние годы уделяется особое внимание когнитивным нейрокоррекционным играм, которые направлены на развитие высших психических функций, таких как мышление, память и внимание. Современные реалии предполагают использование целостного подхода, включающего интеграцию различных методов и технологий, чтобы обеспечить полноценное развитие речевых навыков детей в атмосфере доверия и интереса.

Для детей с речевыми патологиями характерна недостаточная развитость словесно-логического мышления. Чтобы справиться с этой проблемой, логопеды разрабатывают особые дидактические игры и упражнения, основанные на методах опосредованного запоминания. В таких играх символы служат заменой изображению объектов, что облегчает процесс запоминания и затрагивает развитие классификационного мышления

Во время игры происходит активное взаимодействие как на уровне индивидуальной деятельности ребенка, так и в процессе коммуникации со сверстниками и педагогами. Элементы игры помогают создавать условия для практического применения речевых навыков, что, в свою очередь, позволяет детям лучше усваивать информацию.

Творческий подход к созданию игр также является важным аспектом. Каждый логопед может разрабатывать уникальные упражнения, адаптированные под индивидуальные потребности ребенка. Это может быть игра с использованием различных объектов, головоломок или даже целых сюжетных заданий. К примеру, возможность создать игру, в которой дети занимаются «поиском» определенных объектов и взаимодействуют с ними, отличает когнитивные игры от традиционных методов обучения. Игровые элементы позволяют обернуть процесс коррекции речи в увлекательное и непринужденное занятие, что особенно важно для старших дошкольников.

На основе игр можно легко формировать и развивать различные речевые функции, такие как звукопроизношение, грамматический строй речи и обогащение словарного запаса. В этом контексте, деятельность логопеда направлена на создание условий, в которых ребенок может свободно экспериментировать со звуками и словами, находя их правильное место в предложении и контексте. Такой подход способствует формированию речевой активности и развивает коммуникативные навыки, столь необходимые в детском возрасте.

Одной из основных задач логопедической работы является создание развивающей образовательной среды, в которой игры становятся ведущей формой деятельности. Введение игровых технологий в процесс коррекционной работы позволяет изменить традиционный подход к обучению детей с речевыми нарушениями. Игровые методы отражают выбор сценариев, сюжетных линий и различные игровые форматы, которые могут быть адаптированы под индивидуальные потребности каждого ребенка. Эти методы помогают детям осваивать новые понятия и схемы, что усиливает их интерес к учебному процессу и позволяет  развивать  творческий потенциал детей старшего дошкольного возраста.

В рамках логопедических игр используется широкий арсенал дидактических материалов, таких как карточки, игрушки и другие пособия, которые вовлекают детей в активное взаимодействие.

Правила и подготовка к играм играют важную роль в их успешной реализации. Организация предметно-пространственной среды на занятиях создает необходимые условия для выполнения логопедических упражнений.

Использование звукоподражания и механических методов также способствует становлению правильного произношения у детей. Игровые техники, такие как «Дети, давайте научим змейку шипеть», делают процесс обучения более привлекательным и увлекательным для детей, помогая им лучше усваивать звук. Эти простые, но эффективные приемы не только развлекают, но и способствуют активному вовлечению ребенка в процесс учебы, снижая эмоциональное напряжение.

Слуховое восприятие также играет значительную роль в развитии речи. Игры "Угадай голоса" и "Угадай мелодию" развивают способность различать звуковые сигналы, что необходимо для формирования фонематического слуха. Эта способность крайне важна для правильного восприятия звуков речи и дальнейшего их воспроизведении. Подобные активности повышают уровни внимательности и концентрации, а также способствуют социальной активности через взаимодействие между детьми.

Когнитивные игры и упражнения для развития речи детей дошкольного возраста

  1. «Игры с мячом»

Цель: развивать общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, произвольное внимание.

Описание: Взрослый произносит слово и кидает мяч, а ребенок ловит мяч и называет слово, связанное со словом взрослого, например: взрослый говорит: «Небо», а ребенок отвечает: «Облако» – и кидает мяч следующему ребенку.

Дети и взрослый кидают друг другу большой мяч с разных расстояний и ловят двумя руками. Сначала лучше кидать в руки, потом немного правее, левее, выше, ниже. Дети должны уметь кидать мяч, подавая его двумя руками снизу, сверху, по воздуху или ударяя об пол. Надо стараться не прижимать мяч к себе, а ловить его только руками.

На следующем этапе игры, дети ловят мяч двумя руками, а кидают одной рукой, то правой, то левой (по команде психолога). Сначала психолог может использовать речевую инструкцию (правая и левая рука), затем обозначение хлопками, например, 1 хлопок – правая рука, 2 хлопка – левая рука.

  1. «Звуковые дорожки»

Цель: автоматизация поставленного звука в словах в различных позициях.

Описание: Проводя указательным пальцем по дорожке, ребёнку следует длительно произносить звук, а логопеду – следить за правильностью его артикуляции и качеством звучания. Вести пальчиком надо точно по дорожке. Начинать работу следует с самых простых звуков и звукоподражаний, постепенно переходя к небольшим фразам.

  1. «Зеркальное рисование»

Цель: развитие пространственных представлений и снятие импульсивности.

Описание: Ребенку дается рисунок в перевернутом виде. Рисунок может быть любой, разного уровня сложности, в зависимости от возраста ребенка. Желательно, чтобы присутствовало много мелких деталей. Ребенку нужно внимательно посмотреть на рисунок и нарисовать такой же, но не перевернутый

  1. Упражнение «Пальчики поздоровались»

Цель: улучшение контроля и регулирования деятельности при ритмичном изменении положений рук, автоматизация звуков.

Описание: Ребёнок синхронно и ритмично соединяет каждый пальчик правой и левой руки начиная с мизинца с большим пальцем и произносит заданный слог (звук, слова): са-са-са.

  1. Упражнение «Нос-ухо»

Цель: Развитие межполушарного взаимодействия, развитие мозолистого тела головного мозга, благодаря движениям перекрестного характера.

Описание: левой рукой ребенок держится за правое ухо, правой рукой за нос. Затем хлопает в ладоши и меняет положение рук, при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.

Таким образом, когнитивные игры и упражнения представляют собой мощный инструмент в руках логопеда, способствующий не только развитию речи, но и формированию целого ряда необходимых навыков у детей старшего дошкольного возраста. Их использование в логопедической практике открывает новые горизонты для работы с детьми, позволяя сделать процесс обучения более увлекательным, эффективным и доступным.

Список литературы

  1. Принципы реализации коммуникативно-когнитивного подхода... [Электронный ресурс] // moluch.ru - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/226/52952/, свободный. - Загл. с экрана
  2. Игра как средство коррекции общего недоразвития речи у детей... [Электронный ресурс] // elar.uspu.ru - Режим доступа: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/16344/2/2021firstovaag.pdf, свободный. - Загл. с экрана
  3. 12. Игровые приемы в логопедии. Блог Лого Портал [Электронный ресурс] // logopedprofiportal.ru - Режим доступа: https://logopedprofiportal.ru/blog/866898, свободный. - Загл. с экрана
  4. Степанова, О. А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении: учеб.-метод. пособие / О. А. Степанова. - М.: Сфера, 2003. - 112 с. 
  5. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. Г. Зернова, И. А. Зимина. - М.: Академия, 2014. - 256 с.
  6. Симкин М.Л., Гелихова К.О. Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. - 2019. - Т. 3, № 4. - С. 333-340.
  7. Бондарева К.А., Медведева Е.Ю. Формирование связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 74-1. - С. 33-36. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Опыт работы по реализации проекта "Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР"....

Игры и упражнения направленные на развитие речи детей старшего дошкольного возраста.

В данном материале можно ознакомиться с играми и упражнениями по развитию речи детей старшего дошкольникого возраста....

Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"

В статье  раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...

игры и упражнения по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

игры и упражнения по развитию речи детей старшего дошкольного возраста...

Статья на тему «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».

Статья на тему «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»....

Нейрогимнастика как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в работе логопеда

Логопеды, работая с детьми старшего дошкольного возраста, сталкиваются с множеством трудностей, связанных с речевыми нарушениями. Одним из эффективных методов, способствующих развитию речи, является н...