"Словесные методы в обучении детей дошкольного возраста"
презентация
Словесные методы обучения
Словесные методы обеспечивают живое общение между педагогом и детьми. С помощью речевого воздействия воспитатель может вызвать у дошкольников эмоциональный отклик, побудить их сформировать свое отношение к содержанию передаваемых знаний. Словесные методы в так называемом чистом виде в детском саду употребляются очень редко. Возрастные особенности дошкольников требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах применяют или наглядные приемы обучения (кратковременный показ предмета, игрушки, рассматривание иллюстраций), или демонстрацию наглядного объекта в целях отдыха, разрядки детей (чтение стихов кукле, появление разгадки — предмета и т. д.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.17 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Метод обучения - это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач. Каждый метод состоит из определенных приемов педагога и обучаемых. Прием обучения в отличие от метода направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приемов образует метод обучения. Чем разнообразнее приемы, тем содержательнее и действеннее метод, в который они входят. Выбор метода обучения зависит, прежде всего, от цели и содержания предстоящего занятия. Воспитатель отдает предпочтение тому или другому методу, исходя из оснащенности педагогического процесса. В дошкольной педагогике принята классификация методов обучения, в основу которой положены основные формы мышления (наглядно-действен ное и наглядно-образное)
Словесные методы обучения Словесные методы обеспечивают живое общение между педагогом и детьми. С помощью речевого воздействия воспитатель может вызвать у дошкольников эмоциональный отклик, побудить их сформировать свое отношение к содержанию передаваемых знаний. Словесные методы в так называемом чистом виде в детском саду употребляются очень редко. Возрастные особенности дошкольников требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах применяют или наглядные приемы обучения (кратковременный показ предмета, игрушки, рассматривание иллюстраций), или демонстрацию наглядного объекта в целях отдыха, разрядки детей (чтение стихов кукле, появление разгадки — предмета и т. д.) .
Рассказ педагога . Рассказ достигает своей цели, если: педагог ставит перед детьми учебно-познавательную задачу; в рассказе отчетливо прослеживается главная идея, мысль; рассказ не перегружен деталями; его содержание динамично, созвучно личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание; речь взрослого выразительна.
Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями. Воспитатель должен следить, чтобы интерес детей не ослабевал в ходе повествования. Для этого обучающая сторона (новая для детей информация, расширение кругозора) должна сочетаться с эмоциональной окраской, динамичностью. По окончании рассказа детям предлагается ответить на вопросы. Это даст педагогу возможность полнее представить, насколько хорошо дети усваивают новые знания со слов взрослого, а также могут ли они и до какой степени сосредоточить свое внимание на ходе повествования. Это имеет большое значение для последующего обучения в начальной школе.
Рассказы детей (пересказ сказок, рассказы по картинам, о предметах, из детского опыта, творческие рассказы) . Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей. Методика обучения рассказыванию изменяется на разных этапах обучения и зависит от вида рассказывания, от стоящих задач, от уровня умений детей, от их активности, самостоятельности .
Рассказывание по картине. Во второй младшей группе осуществляется лишь подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста еще не могут самостоятельно составить связное описание, поэтому педагог учит их с помощью вопросов называть то, что нарисовано на картине. Можно сказать, что полнота и последовательность передачи ребенком содержания картины целиком определяется предложенными ему вопросами. В средней группе цель обучения - учить детей описывать изображенное на картине. В этом возрасте у детей формируют навыки самостоятельного описания картины, которые будут развиваться и совершенствоваться в старшей группе. В среднем возрасте на занятиях по рассматриванию картин дошкольники упражняются в построении высказываний, состоящих из нескольких предложений, объединенных единым содержанием. Они также учатся сосредоточенно выслушивать рассказы педагога по картинам, так что их опыт восприятия описательных рассказов постепенно обогащается. Все это - подготавливает детей к самостоятельному составлению рассказов на предстоящих этапах обучения — в старшей и подготовительной группах.
В старшем дошкольном возрасте, когда активность ребенка возрастает, а речь совершенствуется, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинам. Дети, воспринимая речевой образец, учатся обобщенно подражать ему. Описание педагога раскрывает в основном наиболее трудную или менее заметную часть картины. Об остальном дети высказываются сами. В подготовительной к школе группе на протяжении всего учебного года идет работа по совершенствованию и закреплению речевых умений и навыков. При постановке заданий учитывается ранее приобретенный детьми опыт и уровень их речевого развития. Дети учатся описывать события, указывая место и время действия; самостоятельно придумывают события, предшествовавшие изображенным на карт ине и последующие.
Рассказывание из личного опыта. Начиная со старшей группы в детском речевом творчестве значительное место занимают рассказы детей о себе, о дружбе со сверстниками, об интересных прогулках и играх, о трудовых делах. Рассказам на темы из детского игрового опыта должно быть уделено большое внимание, так как при этом создаются условия для возникновения живой непосредственной связи между занятиями и игровым творчеством детей. Ко времени перехода в подготовительную группу дети накапливают первоначальный опыт рассказывания на темы, отражающие их игры, наблюдения, прогулки, трудовые дела, взаимоотношения в коллективе. В подготовительной к школе группе воспитатель продолжает упражнять детей в рассказывании на темы из личного опыта. Учитывая приобретенные навыки, педагог повышает требования к рассказам, добивается проявления детьми большей активности и самостоятельности. Таким образом, в подготовительной к школе группе продуктивно осуществляется обучение рассказыванию на материале накопленного детьми опыта, которое входит в общую систему занятий по развитию связной речи.
Творческое рассказывание ( рассказывание по предложенным сюжетам). Занятия по творческому рассказыванию являются важным звеном в системе обучения связной выразительной речи детей старшего дошкольного возраста и играют большую роль в развитии их творческой активности и самостоятельности. Одним из важных методических вопросов обучения творческому рассказыванию является вопрос о выборе сюжетов. Сюжет может быть одобрен, если он вызывает у детей желание придумать рассказ, сказку с четким композиционным построением, с включением в них элементарных описаний, если он соответствует опыту ребенка, уровню его речевого развития, затрагивает нравственные и эстетические чувства, активизирует воображение, углубляет интерес к речевой деятельности. Сюжеты для придумывания реалистических рассказов охватывают область детских игр и развлечений.
Беседа. Беседа - диалогический метод осуществления познавательной деятельности. Обязательным условием проведения беседы является наличие у детей некоторого объема знаний по обсуждаемой теме. По дидактическим задачам беседы делятся на предварительные и обобщающие. Первые проводятся тогда, когда воспитатель знакомит детей с новыми для них навыками. Итоговая, или обобщающая, беседа проводится с целью систематизации представлений, их дальнейшего углубления и осознания.
Можно использовать такие виды бесед: - познавательная; - этическая; - вступительная; - обобщающая. Достоинства беседы заключаются в том, что она заставляет мысль ребенка следовать за мыслью взрослого, в результате чего дети шаг за шагом продвигаются в освоении новых знаний. Максимально активизируя мышление, беседа служит прекрасным средством диагностики усвоенных знаний, способствует развитию познавательных сил детей, создает условия для оперативного управления процессом познания. Но с помощью беседы нельзя достичь всех дидактических целей, потому что она не дает детям практических умений и навыков, не позволяет проводить упражнения, необходимые для их формирования, поэтому беседа должна обязательно сочетаться с другими методами, формирующими систему знаний. Беседа часто оказывается малоэффективной, переходит в монолог взрослого в том случае, когда у детей нет предполагаемого запаса представлений и понятий.
Чем меньше ребенок, тем больше должны быть связаны беседы с его непосредственными наблюдениями. С детьми до 5 лет тематика бесед должна быть очень конкретной и касаться самых близких им явлений и предметов. Не следует делать предметом обсуждения то, что и так освоено. В беседе не только уточняются детские знания, в ней ребенок получает новый материал или воспитатель преподносит знакомое ему в новом аспекте. Так, например, в беседе о зимующих птицах дети, кроме известного им факта о том, что часть птиц улетает, а часть остается, они узнают о причине этого явления. Важно, чтобы воспитатель, опираясь в беседе на субъективный опыт детей и ранее усвоенные ими знания, сумел пробудить активную работу мысли, способствовал выработке самостоятельных суждений, формировал у ребенка целостную картину окружающего мира и осознанное отношение к обсуждаемым явлениям.
В беседе важно правильно сформулировать и задать вопросы. Вопросы в беседе не должны быть хаотичными, они должны представлять взаимосвязь главных, второстепенных и дополнительных вопросов, быть логически связанными между собой. Не рекомендуется ставить длинные или «двойные» вопросы, а также чрезмерно легкие, так как они не стимулируют активной познавательной деятельности детей, серьезного отношения к знаниям и к самой беседе. Каждый вопрос задается всей группе детей. Только после небольшой паузы для обдумывания, если никто не ответил за это время, можно предложить кому-либо из детей ответить на этот вопрос. Если никто из детей не сможет ответить на вопрос или отвечают все неточно, нужно переформулировать его, задать наводящий вопрос. Успех зависит от контакта взрослого с группой детей. Каждый внимательно выслушивает, при этом необходимо следить, чтобы дети, слушали друг друга, и не перебивая. Правильные ответы одобряются, ошибочные или неполные дополняются, уточняются. Ребенку, ответившему неправильно, сначала предлагается самому обнаружить ошибку, задав ему один или несколько конкретизирующих и раскрывающих неточность вопросов, и лишь затем можно призвать на помощь других детей.
Чтение художественной литературы . Чтение позволяет решить ряд задач: расширять, обогащать знания детей об окружающем, формировать способности детей к восприятию и пониманию художественной литературы, воссозданию словесного образа, формировать понимание основных связей в произведении, характера героя, его действий и поступков . Художественная литература - источник знаний об окружающем мире, важнейшее средство воспитания чувств ребенка, развития мышления, воображения, памяти. В дошкольном обучении чтеце художественных произведений преследует еще одну задачу, а именно: формирование у детей способности к восприятию и осознанию художественного произведения. Эта задача связана с развитием у ребенка наглядно-образного и словесно-логического мышления. Ее решение во многом зависит от уровня эмоционального развития детей.
Если применять только словесные методы и приёмы, обучение будет малоэффективным. Их следует сочетать с наглядными и практическими. Словесные методы способствуют развитию речи у воспитанников, стимулируют их воображение и познавательную активность, закрепляют в памяти полученные сведения .
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

Словесные игры по обучению детей дошкольного возраста ПДД.
Представлен материал, используемый на занятиях по побучению дошкольников Правилам Дорожного Движения....

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас
С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....
Доклад "Проектный метод в обучении детей дошкольного возраста"
Информация для воспитателей ДОУ...
Использование игровых методов в обучении детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст - это период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации....

«Кейс-метод при обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»
Формировать знаний о правилах дорожного движения, правилах передвижения пешеходов, подвести детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения....