Доклад "Проектный метод в обучении детей дошкольного возраста"
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Мир, окружающий ребенка, не дает ему покоя. Он хочет покорить и удивить малыша своим разнообразием, изменчивостью и красотою. Уже с самого рождения ребенок начинает познавать мир. Все, что видит и ощущает, он старается исследовать самостоятельно. Но еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы, поэтому ему помогают взрослые.
Новые знания должны быть взяты из реальной жизни, тогда ребенку легче воспринимать окружающий его мир, а при решении возникающих проблем, он будет опираться на знания, полученные ранее.
Воспитатель лишь направляет деятельность детей на самостоятельный поиск, подсказывает источник получения информации. В результате такая форма работы приобретает очертания проектной деятельности.
Использование метода проектов в познавательной деятельности дошкольников – инновационный подход к построению образовательного процесса, основанный на активной исследовательской позиции детей с учетом их личных интересов.
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:
- исследовательско-творческие;
- ролево-игровые;
- информационно-практико-ориентированные;
- творческие.
Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект.
Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие основные этапы:
I этап разработки проекта – целеполагание. Воспитатель выносит проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить
II этап работы представляет собой разработку проекта – план деятельности по достижению цели.
III этап работы над проектом – выполнение проекта, практическая часть.
IV этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет.
Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т.е. воспитатель должен ненавязчиво направлять работу детей, организуя отдельные этапы проекта.
Тема проекта может быть определена по инициативе детей (что их интересует, что они хотят узнать), или по инициативе воспитателя (что воспитатель считает важным для развития детей).
По продолжительности проекты бывают:
- краткосрочные (1-2 недели);
- средней продолжительности;
- долгосрочные (на учебный год).
Работая по внедрению проектного метода, можно использовать следующие методы и приемы, используемые при работе с детьми, учитывая возрастные и индивидуальные особенности: словесный, наглядный, практический, разрешение проблемной ситуации, исследовательский, сюрпризный момент и т.д.
Работа над проектом включает деятельность воспитателя, детей и родителей.
Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей, дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя».
Проектный метод в ДОУ актуален и эффективен. Он дает ребенку возможность исследовать, экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать коммуникативные и творческие способности, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Список литературы:
1. Буренина А.И. Проектирование интегративной программы предшкольного образования. – СПб., 2007.
2. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С.Ладога, М.Б.Зуйкова.- М.: АРКТИ, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...
Подвижная игра с дидактической направленностью как здоровьесберегающий метод обучения детей дошкольного возраста
В нашем детском саду творческой группой педагогов «Здоровый дошкольник» разрабатывались авторские подвижные игры с дидактической направленностью. На базе детского сада проходили консультационные пункт...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас
С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....
Метод проблемного обучения детей дошкольного возраста
Презентация....
Консультация для педагогов «Использование современных форм и методов воспитания и обучения детей дошкольного возраста, направленных на познавательно-поисковое развитие детей»
Слушали: Потапенко Н.Е, воспитатель, провела с воспитателями консультацию по теме: « Использование современных форм и методов воспитания и обучения детей дошкольного возраста, направ...
Использование игровых методов в обучении детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст - это период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации....
«Кейс-метод при обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»
Формировать знаний о правилах дорожного движения, правилах передвижения пешеходов, подвести детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения....