Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимующие птицы родного края»
план-конспект занятия (старшая группа)

Цель: Развитие познавательной речевой активности. Задачи: Образовательные: расширять представления о жизни птиц зимой, повадках, видах питания. Формировать умение слушать и слышать воспитателя, собеседников при обсуждении проблемной ситуации. Формировать лексико-грамматический строй речи: четко произносить слова, отвечать полным ответом. Обогащать и активизировать словарный запас. Формировать владение мыслительными операциями, анализом (выделением признаков, обобщением, классификацией). Развивающие: развивать устойчивость внимания, восприятия, наблюдательность, умение устанавливать причинно-следственные связи, фонематический слух, общую мелкую моторику, эмоционально-волевую сферу. Воспитательные: воспитывать доброту, сочувствие, желание заботиться о пернатых друзьях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимующие птицы родного края»

Цель: Развитие познавательной речевой активности.

Задачи:

 Образовательные: расширять представления о жизни птиц зимой, повадках, видах питания. Формировать умение слушать и слышать воспитателя, собеседников при обсуждении проблемной ситуации.

Формировать лексико-грамматический строй речи: четко произносить слова, отвечать полным ответом. Обогащать и активизировать словарный запас. Формировать владение мыслительными операциями, анализом (выделением признаков, обобщением, классификацией).

 Развивающие: развивать устойчивость внимания, восприятия, наблюдательность, умение устанавливать причинно-следственные связи, фонематический слух, общую мелкую моторику, эмоционально-волевую сферу.

 Воспитательные: воспитывать доброту, сочувствие, желание заботиться о пернатых друзьях.

Оборудование: запись голосов птиц, карточки - загадки, картинки птиц, кукла Незнайка, подарок – угощение для Незнайки, подносы с разноцветным геометрическими формами, альбомные листы с изображением кормушки, тарелочки с рябиной, семечками, пшеном, салом, кедровыми орешками, кусочками яблок.

Ход: дети садятся полукругом.

Воспитатель:  Ребята, сегодня мы с вами отправимся на прогулку, отгадайте, за кем мы будем наблюдать? (включает запись голосов птиц) Ответы детей.

Воспитатель: Да,  за птицами, которые не боятся ни стужи, ни крепких морозов.

Заходит Незнайка с кормушкой.

Незнайка:  Ребята, я узнал, что вы собираетесь на прогулку  наблюдать за птицами, возьмите меня с собой, я даже кормушку смастерил, только не знаю названия птиц и чем их угощать.

Воспитатель: Ребята, давайте познакомим Незнайку с зимующими птицами нашего края, их повадками и лакомствами. Наши пернатые друзья спрятали конверт с загадками:

- Озорной мальчишка в сером армячишке

По двору шныряет, крошки собирает (воробей).

Воспитатель:  Как вы догадались, что это воробей? (маленький, серенький, любит хлебные крошки).

- Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать

С первым снегом на рябине он появится опять (снегирь).

Воспитатель: Как вы узнали, что это  снегирь? (у него красная грудка, любит рябину).

-Непоседа, невеличка,

Желтая почти  вся птичка.

Любит сало и пшеничку

Как зовут ее? (синичка).

Воспитатель:Как вы догадались? (желтый животик, маленькая).

-Окраской-сероватая, повадкой-вороватая,

Каркунья хрипловатая (ворона).

Воспитатель: Какие слова помогли узнать ворону? (серая, каркает)

Воспитатель: Как одним словом можно назвать этих птиц? – зимующие. Почему они называются зимующие? – они зимуют в городе, рядом с человеком.

Воспитатель: Незнайка, а чтобы ты лучше запомнил, мы тебе расскажем поподробнее о птичках. Что есть общего у всех птиц? (части тела: голова, клюв, перья, хвост, тело, лапки).

Незнайка: Зачем птицам клюв? (питаться, доставать червячков). Зачем крылья? (летать, спасаться от врагов). Зачем лапки? (передвигаться, цепляться за ветки). Чем отличаются птицы? (размер, окраска, повадки). Что защищает птиц зимой от холода? (густой пух, перья). Какую пользу приносят птицы? (уничтожают вредных насекомых, переносят семена растений).

Незнайка: Я всё запомнил, спасибо за полный рассказ.

Воспитатель:  Давайте покажем Незнайке, как прыгают синички.

Физминутка.

Скачет шустрая синица, (прыжки на месте на двух ногах)

Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ноге)

Прыг-скок, прыг-скок,  (прыжки на месте на правой ноге)

Завертелась, как волчок. (кружимся на месте)

Вот присела на минутку, (присели)

Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы влево - вправо)

И с дорожки – на плетень, (прыжки на месте на левой ноге)

Тири – тири,  (прыжки на месте на правой ноге)

Тень-тень-тень, (прыжки на месте на двух ногах).

Ребята подходят к столу и встают  полукругом. На столе блюдца с рябиной, семечками, пшеном, хлебными крошками, кусочками яблока.

Воспитатель: Зимой птицам холодно и голодно. Летом и осенью птицы питались жуками, кузнечиками, гусеницами. Где сейчас, зимой жуки и кузнечики? – спят под двумя одеялами – осенним и зимним, не добраться до них.Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Кто может им помочь зимой? – человек. Они прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм.

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайкой на крыльцо.

Не богаты их корма!

Горсть зерна нужна.

Горсть зерна –

И не страшна

Будет им зима.

Воспитатель:  Ребята, скажите, чем питаются птицы? – хлебом, крошками, семечками.Правильно, ребята. Хотите, я вам расскажу, какая птица, чем питается?

- Воробьи питаются зернышками, крошками, семечками. Смело приближаются к человеку.

- Синицы питаются зернышками, крошками, семенами, любимое их лакомство – сало. Синица, найдя твердую пищу, быстро взлетает на ветку и затолкав семечку между пальцев цепких ног, ударами крепкого клюва раздалбливает оболочку семени. (показ блюдца с пшеном).

- Снегири едят семена, любят клевать ягоды рябины. Мерзлые ягоды хорошо поддаются мощному клеву. (показ блюдца с ягодами рябины).

- Вороны питаются очистками, остатками пищи, любят хлеб, мясо. (показ блюдца с кусочками яблока).

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Накорми птичку». Еще раз внимательно посмотрите на блюдечки с кормом.

Задание:

- Я дам вам картинки с птицами, а вы должны назвать птичку и дать ей корм (выполняют задание).

Незнайка: Теперь я узнал, что надо положить птицам на кормушку.

Пальчиковая гимнастика «Зимующие  птицы»

Прилетайте, птички! – «зовущие»  движения пальцев

Сала дам  синичке – 4 раза – «режущие» движения одной ладони по другой  

Приготовлю крошки – пальцы щепоткой – «крошим хлеб»

Хлебушка немножко.

Эти крошки - голубям – вытянуть вперед  правую  руку  с раскрытой ладонью

Эти крошки - воробьям – то же левой рукой

Галки да вороны – тереть ладонью о ладонь,

Ешьте макароны! – «катая из хлеба макароны».

Воспитатель:  А ты знаешь, Незнайка, какие птицы зимуют в лесу нашего края?

Незнайка: Нет, не знаю, и что едят, не знаю.

Воспитатель: Попробуй отгадать загадки, а ребята тебе помогут.

Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник.

Всё время стучит, деревья долбит.

Но их не калечит, а только лечит. (Дятел)

Воспитатель: Питанием для дятла зимой служат насекомые из-под коры деревьев.

- Послушай следующую загадку:

В лесу живет птичка,

Птичка – невеличка,

По дереву ползет,

Семена найдет. (Поползень)

Воспитатель:Поползнем называют птицу потому, что она ползает по дереву вверх-вниз. Зимой питается запасами семян шишек, желудей, которые делает в щелях дерева, а также пользуется кормушками, которые делают заботливые сторожа леса – лесники.

Эта жительница лесная

Хитрая и непростая.

Орешек из шишки достать поскорей

Нос крючком поможет ей. (Клёст)

Воспитатель: Клёст зимой шелушит шишки на хвойных деревьях.

Незнайка: А что же им положить в лесную столовую?

Воспитатель: Для лесных пернатых очень хорошее угощение это кедровые орешки, семечки, желуди.

Незнайка: Ребята, я так много узнал о зимующих птицах, а можно мне сделать фотографии птиц на память, чтобы в следующий раз, когда я захочу о них позаботиться, ничего не перепутать?

 Воспитатель: Конечно, Незнайка, мы с удовольствием подарим тебе фотографии пернатых друзей.

На столах лежат принадлежности для выкладывания силуэтов птиц (подносы с разноцветными геометрическими формами, альбомные листы с изображением кормушки). Дети выполняют работу, Незнайка и воспитатель индивидуально спрашивают ребят, какую птичку они выкладывают и как догадались.

Итог:

Воспитатель: О каких птицах мы рассказывали сегодня Незнайке? Как одним словом можно их назвать? С какими городскими и лесными зимующими птицами мы познакомились?
Чем будем угощать городских птиц (снегиря, синичку, воробья, сороку, ворону) и лесных (поползня, клеста)?

Незнайка: Спасибо вам, ребята, теперь я всегда буду помнить о том, что положить на кормушку для каждой птицы.

Воспитатель: А мы тебе Незнайка, дарим корм для птиц, угощай на здоровье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимующие птицы»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимующие птицы»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Птицы нашего края».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: «Птицы нашего края»....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. "Зимующие птицы"

Образовательная область: Речевое развитиеЗадачи:·         совершенствовать грамматический строй речи (образование и использование существительных в ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимующие птицы»

Тип занятия : комплексное Цель: учить детей составлять связные рассказы о птицах с помощью мнемосхемы. Задача: - Образовательная: • Активизировать словарь по теме (зимующие птицы, снегирь, синица...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «МОЙ КРАЙ РОДНОЙ - МОРДОВИЯ МОЯ!»

Цель:Развитие ценностного отношения к мордовской культуре, к истории мордовского края, развитие эмоционально – эстетической сферы ребенка с применением ИКТ.Программное содержание: Познакоми...