Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимующие птицы»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

 «Зимующие птицы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zimuyushchie_ptitsy.docx138.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

 «Зимующие птицы»

Подготовила: воспитатель Фисенко Светлана Владимировна

Цель: Закрепление знаний детей о зимующих птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц.

Задачи:

Познавательные:

  1. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском и женском родах, глаголов от звукоподражаний.
  2. Закреплять умения детей отвечать на вопросы полным предложением. 
  3. Активизировать словарный запас детей.

Развивающие:

  1. Развивать мышление - умение сравнивать, выделять, обобщать.
  2. Продолжать развивать познавательную активность, внимание, память

Воспитательные:

Воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе, любовь к птицам, желание им помогать.

Словарная работа: существительные - снегирь, синица, корм, семена, зерно; прилагательные - желтогрудая, красногрудый, белобокая, чернокрылая; глаголы - каркает, чирикает.

Предшествующая работа: рассматривание картин, книг, открыток, иллюстраций с изображением птиц, чтение рассказов о птицах, загадывание загадок, составление описательных рассказов по картинкам, изготовление кормушек для птиц, кормление птиц, наблюдения за птицами.

Оборудование: картины с изображением зимующих птиц, два одинаковых мешочка из тонкой ткани, наполненные зернами разных растений, поднос, ёмкости с зернами риса и пшена

Ход мероприятия

  1. Организационный момент

Шире наш чудесный круг,

Ты мой друг и я твой друг.

Влево, вправо повернись

И друг другу улыбнись.

  1. Вводная часть

- Ребята, рассмотрите внимательно картинки, прикреплённые к доске. Как можно назвать одним словом того, кого вы на них видите? (птицы)

- Верно. И о птицах сегодня у нас с вами пойдёт речь.

  1. Основная часть

Сейчас я предлагаю вам отгадать загадки 

1.В серой шубке перьевой

И в морозы он герой

Назови его скорее

Кто там скачет? (воробей)

2. Спинкою зеленовата

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка,

И полоска шарфика (синица)

3. Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –

Вот и весь репертуар.

Оглашает крону клёна

Своим пением … (ворона)

4. Посмотрите на балкон:

Он с утра воркует тут.

Эта птица — почтальон,

Пролетит любой маршрут. (голубь)

Воспитатель: Всё верно! Правильно отгадали загадки.

Воспитатель: Ребята, а как можно назвать одним словом этих птиц?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: А почему их называют зимующими?

Дети: Потому что они не улетают на юг, остаются зимовать в наших краях.

Воспитатель: Ребята, а посмотрите внимательно, что есть общего у этих птиц?

Дети: Туловище, крылья, клюв, перья, лапы, хвостик.

Воспитатель: А чем они отличаются?

               

       

Дети: Размером, окраской оперенья, формой клюва.

Воспитатель: Ребята, как живётся птицам зимой?

Дети: Трудно, голодно и холодно.

Воспитатель: Почему?

Дети: Снег укрыл землю, зёрнышек не найти.

Воспитатель: Правильно, поэтому птицы прилетают поближе к нашим жилищам и просят у нас помощи. А как и чем мы можем помочь птицам зимой?

Дети: Покормить их.

Воспитатель: А чем люди кормят птиц?

Дети: Семечками, крупой, крошкой, салом.

Воспитатель: Ребята, я вам сейчас покажу пшено и рис. Опишите мне их.

Дети: Пшено мелкое и жёлтое, а рис крупный и белый.

Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Угадай на ощупь». Возьмите мешочек в руки, в них насыпан корм для птиц. Определите на ощупь, какой корм у вас в мешочках?

……, скажи, что у тебя в мешочке? (опрашиваю ещё 2-3 ребёнка).

А теперь развяжите мешочек и посмотрите, правильно ли определили.

Дети развязывают мешочки и называют, что в них.

Воспитатель: Все мешочки положите на поднос. Молодцы вы хорошо потрудились и, наверное, устали, давайте все вместе отдохнем.

Физкультминутка:

Руки подняли и помахали -

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули -

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем -

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем,

Крылья мы сложим назад.

В. –Ребята, подскажите мне, если у сороки белый бок, то она какая?

Белобокая.

В. - Если у синицы желтая грудка, то она какая?

Желтогрудая.

В. - Если у снегиря красная грудь, то он какой?

Красногрудый.

В. - Если у вороны черное крыло, то она какая?

Чернокрылая.

В. - Как подает голос ворона?

Кар - кар.

В. - Значит, она что делает?

Каркает.

В. - Как подает голос воробей?

Чик-чирик.

В. - Что он делает?

Чирикает.

Воспитатель: А в следующем задании, ребята, сорока просит вас исправить ошибки в предложениях.

Чёрный ворона - чёрная ворона.

Сорока сидел на заборе - …

Ворона чирикала на солнышке -…

Снегирь клевала хлеб-…

Воспитатель: Ребята, а сейчас послушайте внимательно небольшой рассказ про снегиря и ответьте на вопросы.

Снегирь. (выставляю картинку с изображением птицы)

Ты знаешь, многие птицы с наступлением холодов улетают на юг. А есть и такие, что прилетают к нам только зимой. И называются они «снегири», потому что появляются у нас вместе со снегом. Увидать снегирей легко. Их красные грудки, голубовато-серые спинки, чёрные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на белом снегу.

По Ю. Дмитриеву

Вопросы:

1. Как выглядят снегири?

2. Когда появляются в наших местах снегири?

3. Каких ещё зимующих птиц вы знаете?

Воспитатель: Отлично. Ребята, сорока вам приготовила вам ещё одно задание. В конвертах, что у вас на столах, лежат разрезные картинки, на которых изображены птицы. Вам нужно их собрать и назвать какая у вас получилась птица.

Воспитатель: Все справились с заданием.

- Как люди должны помогать птицам? 

- Почему?

Заключительная часть.

- О каких птицах мы с вами сегодня разговаривали? (О зимующих)

- Каких зимующих птиц вы запомнили, назовите.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: «Зима".

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме "Зима"....

конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Зима"

Дошкольный возраст – период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических про...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. "Зимующие птицы"

Образовательная область: Речевое развитиеЗадачи:·         совершенствовать грамматический строй речи (образование и использование существительных в ...

Занятие по развитию речи в старшей группе «Зимующие птицы»

Расширять словарь детей названиями птиц; учить образовывать слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами; упражнять детей  в стихосложение; в составление  описательных рассказов с ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимующие птицы»

Тип занятия : комплексное Цель: учить детей составлять связные рассказы о птицах с помощью мнемосхемы. Задача: - Образовательная: • Активизировать словарь по теме (зимующие птицы, снегирь, синица...