ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну рукоделия»
рабочая программа (старшая группа)

Дементьева Ольга Анатольевна

Ознакомление старших дошкольников с доступным их возрасту видом художественного труда - вышиванием и освоение позиции субъекта элементарной трудовой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx55.03 КБ

Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

«Путешествие в страну рукоделия»

Содержание:

1. Целевой раздел:

1.1 Пояснительная записка……………………………………………………3

1.2. Цели и задачи………………………………………………………….…. 3

1.3. Принципы и подходы…………………………………………………..…4

1.4 Планируемые результаты……………………………………………….....5

2. Содержательный раздел:

2.1. Описание образовательной деятельности…………………………….…7

2.2. Взаимодействие взрослых с детьми………………………………….…. 8

2.3. Взаимодействие с родителями………………………………………..…. 8

3.Организационный раздел:

3.1. Планирование мероприятий для детей 5-6 лет

реализации программы………………………………………………….……10

3.2. Психолого – педагогические условия…………………………..………17

3.3. Организация предметно-развивающей среды…………….……………18

3.4 Материально техническая база…………….……………………………..18

Литература…………………………………………………………………….. 20

             

Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

    Актуальность: Одним из важнейших показателей готовности детей к школе является развитие мелкой моторики пальцев рук. Практика показывает: дети, которые занимались шитьем и вязанием, легче осваивают технику письма. Чтобы ребенок научился правильно держать ручку, нужна тренировка, а для этого как нельзя лучше подходит работа с мелким материалом.

Именно в дошкольном возрасте формируются: точность и согласованность кисти рук, ловкость движений пальцев, аккуратность, внимательность, творчество, мышление, т. е. качества, которые будут необходимы для уникального обучения письму. Рука учит мозг – чем ребенок свободнее владеет пальцами, тем лучше развито его мышление, речь. Вот почему работа кружка «Путешествие в страну рукоделия», является необходимой составной частью воспитательного образовательного процесса.

 Занятия в кружке вышивания позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; само утверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества.

У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для начала школьного обучения.

Происходит ориентация старших дошкольников на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.

1.2. Цели и задачи.

Цель программы – ознакомление старших дошкольников с доступным их возрасту видом художественного труда - вышиванием и освоение позиции субъекта элементарной трудовой деятельности.

Задачи.

Обучающая. Учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с тканью, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой).

Развивающая. Развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.

Воспитательная. Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира; воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.

1.3. Принципы и подходы при организации работы с детьми

  • Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека (обогащения (амплификации) детского развития);
  • Индивидуализация дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья) (предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности).
  • Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников МДОУ) и детей. (Предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам).
  • Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.  (Предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых – в реализации программы
  • Сотрудничество с семьей.  (Предполагает разнообразные формы сотрудничества с семьей как в содержательном, так и в организационном планах).
  • Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности.
  • Возрастная адекватность образования.  Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей
  • Развивающее вариативное образование.  (Предполагает, что образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей
  • Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей. 
  • Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы. 

1.4 Целевые ориентиры на конец старшего дошкольного возраста:

В процессе освоения дополнительной общеразвивающей программы по развитию творческих способностей и мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну рукоделия» дошкольники:

  • Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности
  • Обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • Обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • Достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • Развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • Способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения
  • Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями.

Этапы и сроки реализации программы:

Этапы работы

Содержание

Сроки

выполнения

Организационно-

Подготовительный

Проведение диагностики с помощью образовательно – творческого маршрута

1, 2 неделя сентября

Основной

Реализация перспективного планирования основного этапа программы

 3,4 неделя сентября-

по 2 неделю мая

Заключительный

Проведение диагностики с помощью образовательно – творческого маршрута Анализ деятельности. Обобщение результатов работы, выступление на педсовете.

3,4 неделя мая

  • Контингент участников: воспитанники 5 – 6 лет
  • Периодичность занятий: еженедельно
  • Количество занятий в год: максимально 32
  • Продолжительность занятий: для детей 5 – 6 лет: 25 минут
  • Методы и приёмы: -метод прямого воздействия (показ способов действия); -наглядный метод (рассматривание); -исследовательский метод (обследование, сравнение, анализ, самостоятельный выбор); -практический метод (планирование, действия с предметами); -словесный метод (вопросы к детям, беседа, рассказ, художественное слово, краткое описание, объяснение); -репродуктивный метод (воспроизведение действий по образцу); -игровой метод (привлечение кукольных персонажей)

Содержательный раздел

2.1 Значимые для разработки и реализации программы характеристики детей старшего дошкольного возраста.

В данном возрасте происходит углубленный интерес к творчеству. Проявление опыта осуществляется за счёт знакомства с материалами и инструментами, необходимыми для работы с тканью.

У многих отмечается умение правильно использовать все инструменты. Многие дети начинают выполнять простые стежки, крестиком, учатся шить вперёд иголкой, делать узелки, плести косички, делать сувениры.

В рамках реализации содержания Программы работа с детьми включает в себя:

  • изучение основы композиции, цветоведения, дизайна и художественного оформления изделий;
  • изучение простейших способов шитья: вдевание нитки в иголку и завязывание нитки в узелок, пришивание пуговицы;
  • изучение и практическое освоение технологий выполнения швов «тамбурный шов», «иголка вперед», «обметочный шов», «петельный шов»;
  • изучение и практическое освоение технологий изготовления мягких игрушек и поделок из фетра и ткани: изготовление шаблона, перевод рисунка на ткань по шаблону, выкраивания ткани по контуру пришивание частей друг к другу, выполнение мелких деталей, украшение из бисера и бус;
  • изучение и практическое освоение технологий вышивания на пяльцах;
  • освоение специальных трудовых умений и способов самоконтроля для работы с тканями, нитками и простейшими инструментами (ножницами и иголкой);  
  •  расширение словаря детей (нитки мулине, шерсть, пяльцы, цветовая гамма и др.), закрепление название цветов и оттенков;
  • умение оценить качество изделия;
  • умение организовать труд и самостоятельную работу;

2.2. Взаимодействие взрослых с детьми

  • Сотрудники создают и поддерживают ситуацию успеха у детей, своим поведением демонстрируют уважение к личности каждого ребенка
  • Педагоги личностно мотивируют деятельность детей с целью проявления в рамках взаимодействия с ними разнообразных возможностей и способностей, характеризующих выраженность у детей психических качеств личности (внимания, гибкости мышления, образности речи, выраженность понятийного мышления и т.д.).
  • Используют ситуации планирования детьми своей деятельности на короткие и средние промежутки времени на основе реализации планирующей функции речи.
  • Взрослые активно создают ситуации обмена детьми информацией, чувствами, мнениями по поводу событий из их жизни.
  • Используют в практике взаимодействия с детьми ситуации по развитию самоконтроля (осознание инструкции взрослого, установление последовательности событий, анализ выполненного с точки зрения поставленной цели, следование алгоритму и т.д.).
  • Сотрудники способствуют формированию навыков саморегуляции: тренируют функции движения, поведения, проявления эмоций.
  • Создают условия для проявления у детей сообразительности, интеллектуальных способностей, привития вкуса к размышлениям, рассуждениям по поиску решений.  Формируют интерес к театрализованной деятельности
  • Создают условия для самовыражения, развития воображения, творчества.
  • Взрослые активно способствуют гендерному развитию детей через сравнение особенностей проявления эмоциональных переживаний и чувств у мужчин и женщин, выявление особенностей взаимодействия между ними.

2.3. Взаимодействие с родителями

Месяц

Формы работы

участники

Задачи взаимодействия

1

Сентябрь

Анкетирование «Нужны ли дополнительное образование в ДОУ для детей?»

педагог, родители, воспитатели

Формирование и подкрепление у родителей установки на сотрудничество

2

Октябрь

Памятка для родителей «Первые шаги в освоении шитья»

педагог

Повысить педагогическую грамотность родителей по

Подготовки руки к письму

3

Ноябрь

Семинар        –практикум

«Развивающие игры для дошкольников. Игры для развития мелкой моторики» с использованием презентации

педагог, родители, воспитатели

Мотивировать заинтересованность родителей в обогащении развивающей среды, в создании условий для подготовки детей к школе

4

Декабрь

День открытых дверей

педагог, дети, родители, воспитатели

Развивать интерес родителей к данной деятельности, создать хорошее настроение, привлечь родителей к совместной работе

5

Январь

Издательская деятельность: буклеты «обучение дошкольников вышиванию»

педагог

Повысить педагогическую грамотность родителей

6

Февраль

Фото-стенд «Наши достижения»

педагог

Способствовать освоению активной родительской позиции в деятельности детского сада

7

Март

Папка–раскладушка

«Мир увлечений»

педагог

Повысить педагогическую грамотность родителей

8

Апрель

Фотоальбом: «Узоры для вышивки»,

педагог, родители, воспитатели

Вызвать интерес у родителей к жизни      ДОУ

9

Май

Анкетирование

педагог, дети,

родители,

воспитатели

Подведение итогов работы

Организационный раздел

3.1 Планирование мероприятий для детей 5-6 лет

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Месяц

Занятия

Наименование тем

Краткий план

Цель

Сентябрь

1

Вводное занятие

«Сокровища старинного сундука»:

1.Знакомство с вышивкой как видом народного творчества

Формировать представление о различных техниках вышивания, особенностях русской, народной вышивке, шитьё.

2

«Весёлые лоскутки»

1.Показ аппликации из ткани.

2.Выбрать и обвести по трафарету.

3.Вырезать по контуру.

4. Создать панно.

Познакомить детей с аппликацией из ткани.

3

«Салфетка»

1.Выставка разных салфеток.

2.Обсуждение состава ткани;

3.Пальчиковая гимнастика «Волшебные пальчики»;

4.Показ и выполнение образования бахромы.

Учить обрабатывать край салфетки, постепенно выдёргивая нити из ткани.

4

 «Цветочная полянка»

1.Игра «Составь узор»;

2.Пальчиковая игра «Трудолюбивые пальчики»;

3.Подобрать и оформить картинку по замыслу;

4.Показ и выполнения аппликации.

Учить самостоятельно создавать простейшие композиции на ткане..

Октябрь

5

 «Вышивка на бумаге»

1. Игра «Назови форму»;

2. «Придумай и нарисуй»

3.Показ выполнение вышивки на листе;

4.Выполнение узора детьми.

Познакомить с техникой выполнения контурных поделок, развитие творческих способностей.

6

«Вышивка на бумаге»

1.Пальчиковая игра «Наши пальчики»;

2.Игра «Чего не хватает»;

3.Продолжение выполнения вышивки на листе.

Познакомить с техникой выполнения контурных поделок, развитие творческих способностей.

7

«Капитошка попрыгунчик»

1.Организационный момент игра «На что похоже»;

2.Рассматривание Капитошки;

3.Показ и выполнение;

4.Обыгрывание сделанного изделия.

Формирования умения изготавливать простейшие игрушки-помпоны, равномерно накручивая нить на основу, не стягивая её.

8

«Мартенички и мэрцишоры»

1.Прослушивание красивой старинной легенды;

2.Рассматривание кукол из ниток;

3.Изготовление по образцу;

4.Организация выставки.

Расширить опыт изготовление народных игрушек и традиционных сувениров.

Ноябрь

9

«Кукла Бессоница»

1.Организационный момент «Музей тряпичных кукол»;

2.Пальчиковая гимнастика;

3.Рассматривание и прослушивание историй о возникновении;

4.Показ и выполнение;

5. Выставка «Нарядный хоровод».

Научить мастерить традиционную тряпичную куклу, бесшовным способом

10

«Цыплятки»

1.Игра «Вспомни сказку, где встречается цыплята», 2.Рассматривание цыплят;

3.Показ и выполнение;

4.Выставка «Пушистые комочки». 

Закрепление умений детьми выполнять игрушку из помпончиков

11

«Цыплятки»

1.Игра «Вспомни сказку, где встречается цыплята», 2.Рассматривание цыплят;

3.Показ и выполнение;

4.Выставка «Пушистые комочки». 

Закрепление умений детьми выполнять игрушку из помпончиков

12

«Плетёные коврики»

1.Посещение выставки тканных ковриков;

2.Познакомить с оборудованием для плетения;

3.Знакомство с техникой плетения;

4.Показ и выполнение коврики «Солнышки»

Знакомить детей с ткачеством, как видом декоративно-прикладного искусства.

Декабрь

13

«Знакомство с иголочкой»

1Сказка про королевство Шкатулочки;

2.Разучивание правил пользования с инструментами для шить;

3.Игра «Доскажи словечко»;

Познакомить с инструментами для шитья, учить вдевать нить в иглу и делать узелок.

14

«Королевство шкатулочки»

1.Организационный момент «Волшебная шкатулка»;

2.Знакомство с инструментами для шитья;

3. «Вдень нитку в иглу»;

4.Завяжи узелок.

Продолжать знакомить с инструментами для шитья, учить вдевать нить в иглу и делать узелок.

      15

«Домик для иголочки»

1.Игра «Домики»

2.Показ и рассматривание различных «домиков» для иголок;

3.Показ и выполнение;

4. «Поселим иголку в домик»

 

Закрепить приёмы аппликации и правила обращения с иглой

     16

«Секреты пуговицы»

1.Игра «Пришей пуговицу»;

2.Рассматривание пуговиц;

3.Показ выполнения педагогом;

4. Выполнение детьми.

Учить пришивать пуговицы с двумя отверстиями.

Январь

17

«Секреты пуговицы»

1.Организационный момент «Выставка пришитых пуговиц»;

2.Рассматривание пуговиц с четырьмя отверстиями;

3.Показ выполнения педагогом;

4.Выполнение детьми.

Учить пришивать пуговицы с четырьмя отверстиями.

18

«Волшебные пуговки»

1.Загадывание загадок про пуговицы;

2.Рассматривание аппликаций из пуговиц и подбор пуговиц для композиции;

3.Пришивание пуговиц к салфетке с аппликацией;

4.Выставка салфеток.

Закрепление умения пришивать пуговицы различными способами, украшая ими салфетку с аппликацией.

Февраль

19

«Учимся шить шов «вперёд иголка»

1.Организационный момент;

2Подбираем нитки для выполнения шва;

3.Показ педагогом;

4.Выполнение детьми;

5.Рассматривание выполненных швов.

Обучение детей выполнять шов «вперёд иголка», закрепление умения правильно пользоваться иголкой.

20

 «Украсим зайчика»

1.Организационный момент на внимание «Не ошибись какой предмет»;

2.Повторение правил обращения с иголкой;

3.Украшение зайчика;

4.Выставка работ;

Обучение детей выполнять шов «вперёд иголка», закрепление умения правильно пользоваться иголкой.

21

«Учимся шить. «Двойной шов»

1. Организационный момент на внимание;

2.Познакомить с двойным швом;

3.Показ и выполнение;

4.Выставка работ.

Обучение детей выполнять «двойной шов», закрепление умения правильно пользоваться иголкой.

22

«Украсим медвежонка»

 

1. Организационный момент на внимание;

2.Повторение правил работы с иголкой;

3.Подборка ниток;

4.Показ и выполнение.

 Обучение детей выполнять «двойной шов», закрепление умения правильно пользоваться иголкой.

Март

23

«Игольница «Квакушка в лилиях»

1.Рассматривание разных игольниц;

2.Переводим трафареты на ткань;

3.Подготавливаем детали.

Закрепляем умение шить швом «вперёд иголку», «двойным» швом.

24

«Игольница «Квакушка в лилиях»

1.Организационный момент;

2.Подбор ниток ля шитья;

3.Показ и выполнение;

4.Украшием лягушку;

5. Набиваем наполнителем.

Закрепляем умение шить швом «вперёд иголку», «двойным» швом.

25

«Учимся шить. Шов «через край»

1.Организационный момент;

2.Повторение правил обращения с иглой;

3.Рассказ для чего нужны разные швы;

4.Показ выполнения шва «через край».

Знакомимся со швом «через край», учимся выполнять стежки по краю изделия.

26

«Учимся шить. Шов «через край»

1.Игровой момент «Угадай какой шов»;

2. Повторение правил обращения с иглой;

3.Подбор нитки для выполнения;

4. Выполнения шва «через край».

Знакомимся со швом «через край», учимся выполнять стежки по краю изделия.

Апрель

27

«Ракета»

1.Организационный момент;

2.Рассматривание ракеты;

3. Повторение правил обращения с иглой;

4.Оформление ракеты: швом «через край», аппликацией.

Закрепления выполнения шва «через край», аппликации на ткани.

28

«Пёс Барбос»

1.Организационный момент;

2.Рассматривание очешника;

3.Пальчиковая гимнастика;

4.Подборка ткани.

Закрепления выполнения шва «через край», аппликации на ткани.

29

«Пёс Барбос»

1.Организационный момент;

2.Обведение по трафаретам;

3.Вырезание деталей;

Закрепления выполнения шва «через край», аппликации на ткани.

30

«Пёс Барбос»

1.Игра «Назови лишнее»;

2.Выполнение аппликации на ткани;

3Рассматривание выполненных работ.

Закрепления выполнения шва «через край», аппликации на ткани.

Май

31

«Пёс Барбос»

1.Организационный момент;

2. Повторение правил обращения с иглой;

3.Выполнение шва «через край»;

4.Выставка работ.

Закрепления выполнения шва «через край», аппликации на ткани.

32

Итоговое занятие «Удивительные поделки»

1.Игра «Мы выросли»;

 2.Беседа, что мы умеем;

3.Выполнение швов по описанию;

4.Пальчиковая игра «Дружба»;

5.Оформление выставки

Выявления умений выполнять различные швы, действия с тканью и нитками.

.

33 -34

Мониторинг

3.2. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие решение задач программы

Для успешной реализации Программы в детском саду обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

Обеспечение эмоционального благополучия через:

  • Непосредственное общение с каждым ребенком;
  • Уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

Поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

  • Создание условий для совместного выбора детьми и педагогами рисунков для дальнейшего их воспроизведения;
  • Создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
  • Поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности
  • Установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
  • Создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
  • Развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
  • Развитие умения детей работать в группе сверстников.

3.3. Предметно-развивающая среда

  • Трансформируемая: возможно изменить в зависимости от образовательной ситуации
  • Полифункциональная: возможно разнообразное использование мебели, мягких модулей, магнитной доски
  • Вариативная: возможна периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов
  • Доступная: свободный доступ детей к материалам и техническим средствам обучения
  • Безопасная: соответствует требованиям по обеспечению надежности и безопасности использования предметно-пространственной среды.

Соответствует возрастным возможностям детей.

  • Организация образовательного пространства обеспечивает игровую, познавательную и творческую активность воспитанников, эмоциональное благополучие детей и возможность самовыражения детей

3.4 Материально техническое обеспечение

Наглядный материал

I. Учебно-методические пособия:

  • Специальная, методическая литература;

(См. список литературы)

  • Хрестоматия для детей 5-6 лет.

II. Материалы из опыта работы:

Дидактический материал:

  • Плакат «Безопасное обращение с инструментами»,
  • Схемы для изготовления поделок,
  • Аудиозапись: «Дождик», «Морской прибой» «Трели птиц».

Наглядный материал:

  • Шкатулки со швейными принадлежностями,
  • Различные виды тканей,
  • Различные нитки,
  • Пяльца, бусины, предметы для украшения поделок;

Оборудование:

  • Учебная доска,
  • ТСО.

Материально-техническое обеспечение. Основное учебное оборудование

                                                         

Наименование тематических центров и уголков в группе

Перечень основного оборудования

1.

Центр трудового воспитания.

простой карандаш, линейка, фломастеры, цветные карандаши, ножницы, подставка для ножниц, иголки швейные, для вышивания, булавки, крючок, пяльцы, шаблоны выкроек, наперстки, клеевой пистолет, пряжа цветная шерстяная, пряжа цветная хлопчатобумажная, фетр разного цвета и толщины, цветные нитки для шитья, цветной бисер, бусы, стразы, пришивные пуговицы, тесьма, ленты атласные, ткань ситцевая, бархатная бумага, мех, ватин, тесьма, эластичная лента, кружева, нитки швейные – белые, черные и цветные, мулине; проволока тонкая мягкая, леска, клей ПВА.

Литература

1. Волшебная иголка: Пособие для занятий с детьми [Текст]/ Авт.-сост.А.В.Белошистая, О.Г.Жукова. -М.:  АРКТИ,2008. –32 с.:  ил. (Мастерилка)

2. Золотарева, А., Терещук М. Особенности организации дополнительного образования дошкольников [Текст]/А.Золотарева, М.Терещук//Дошкольное воспитание, 2007. -No11. -с.76-83

3. Комарова, Т.С. Народное искусство в воспитании детей: Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий [Текст]/ Под ред. Т.С.Комаровой. –М.: Россйское пдагогическое общество, 1997

4. Маврина, Е.А. Умелая иголочка [Текст]/ Е.А.Маврина // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки, 2009. -No10. -с.57-61

5. Новикова,И.В.   Обучение   вышивке   в   детском   саду [Текст]/И.В.Новикова; худож.М.В.Душин. -Ярославль: Академия развития, 2010. -80 с.:ил. –(Детский  сад:день  за  днем.  В помощь воспитателям и родителям).

6. Соломенникова, О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративно –прикладным искусством.Программа дополнительного образования [Текст] / О.А.Соломенникова. -М.: «Мозаика –Синтез», 2006. -с.3-21,69-72

7. Тихонова, О. Обучение декоративно-орнаментальной деятельности на основе ознакомления с семантикой народного орнамента [Текст]/О.Тихонова // Дошкольное воспитание, 2004. -No3. -с.34-37


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста "Сотвори радость"

Программа разработана для работы с детьми подготовительной к школе группы по образовательной области "Художественное творчество",способствует развитию творческих способностей детей , развитию мелкой м...

Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста « Путешествие в сказочную страну» (песочная терапия)

Цель: ·        Создание атмосферы единства, сплочение группы;·        Повышение позитивного настроя;Задачи:·...

Программа по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Программа составлена в сответствии с ФГОС ДО и направлена на выявление и развитие творческих способностей дошкольников на основе их собственной творческой деятельности...

Дополнительная общеразвивающая программа по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

Программа предназначена для кружковой работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Программа рачитана на 72 часа, занятия 2 раза в неделю по 25-30 минут. Данная программа составлялась ...

Рабочая программа «Дополнительная общеразвивающая программа по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Грамотейка"

Программа курса “Грамотейка” предназначена для занятий с детьми дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения.Курс нацелен на разностороннее развитие ребенка, его связной речи, фо...

Программа по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием 3D ручки

       В нашу жизнь, практически каждый день, врываются новые современные гаджеты, одним из них и является – 3Д ручка, которую постепенно осваивают педагоги ДОУ. Данна...

Программа по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста «Маленькие таланты»

Создание условий для творческой самореализации личности ребёнка и развитие его художественно-творческих способностей....