Программа по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием 3D ручки
методическая разработка (старшая группа)
В нашу жизнь, практически каждый день, врываются новые современные гаджеты, одним из них и является – 3Д ручка, которую постепенно осваивают педагоги ДОУ. Данная программа рассчитана на старший дошкольный возраст.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Содержание:
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
1.2. Принципы и подходы к реализации Программы
1.3. Целевые ориентиры
1.4. Характеристика особенностей развития детей 5-6 лет
1.5. Система оценки результатов освоения программы детьми
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Формы, методы, способы организации образовательного процесса, совместной и самостоятельной деятельности
2.2. Тематическое планирование занятий с детьми старшей группы
3.ОГРАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Расписание непосредственно-образовательной деятельности
3.2. Учебный план в старшей группе
3.3. Материально-техническая база
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 раздел
ЦЕЛЕВОЙ
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативно – правовыми документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом № 1155 от 17 октября 2013 года «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»;
- Законом Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» от 15.07.2013г. №1155;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с изменениями на 27 августа 2015 года);
- Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Примерной основной образовательной программой дошкольного образования (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 20 мая 2015 года № 2/15);
- Основной образовательной программой дошкольного образования «Детский сад 2100» под ред. Р.Н. Бунеева, 2019 г.;
- Уставом МБДОУ ПГО «Пышминский детский сад № 6».
Цель программы:
Формирование у детей художественно-творческих, конструктивных способностей в моделировании;
Задачи:
Образовательные:
- дать детям представление о плоскостном моделировании;
- обучить работать с шаблонами;
- создавать простые плоскостные модели;
Развивающие:
- способствовать развитию интереса к изучению и практическому освоению 3Д моделированию с помощью 3D-ручки;
- способствовать развитию творческих способностей, наглядно- образного мышления, внимания, восприятия, мелкой моторики рук;
-Воспитательные:
- способствовать воспитанию инициативы;
- соблюдать технику безопасности;
-способствовать воспитанию умений работать в сотрудничестве с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций.
Данная программа реализует следующие технологии:
1. Технология проблемного диалога;
2. Технология проектной деятельности;
4. Технология оценивания учебных успехов;
.
1.2. Принципы и подходы к реализации Программы
В основе программы заложены следующие основные принципы и подходы:
1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
3) уважение личности ребенка;
4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
5) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
6) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
7) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
8) сотрудничество Организации с семьей;
9) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
10) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
11) учет этнокультурной ситуации развития детей.
1.3. Целевые ориентиры
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком данной программы.
Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка и анализ продуктов детской деятельности. В ходе мониторинга заполняются сводные таблицы.
С помощью средств мониторинга можно оценить степень продвижения дошкольника по освоению программы.
Низкий уровень (НУ) – 1 балл;
Средний уровень (СУ) – 2 балла;
Высокий уровень (ВУ) –3балла.
Направление развития: художественно – творческое развитие
- Умеет правильно держать 3Dручку;
- Узнает и называет предмет по контуру (силуэту);
- Правильно подбирает цвета для создания модели;
- Рисует предметы различной формы;
- Может нарисовать плоскостную композицию по замыслу;
- Составляет композицию из готовых моделей;
- Аккуратно работает, убирает рабочее место.
Воспитанники будут знать:
- основные правила создания плоскостной модели.
- принципы работы с 3D-ручкой;
- способы соединения отдельных деталей;
- способы и приемы моделирования;
Воспитанники будут уметь:
- создавать плоскостные модели, а также композиции по готовым шаблонам и по собственному замыслу;
- заправлять и извлекать пластиковую нить в 3D ручку;
- регулировать скоростной режим подачи пластика;
1.4.Характеристики особенностей развития детей старшего дошкольного возраста
В изобразительной деятельности 5-6 летний ребенок свободно может изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы, состоящих из частей разной формы и соединений разных линий. Расширяются представления о цвете (знают основные цвета и оттенки, самостоятельно может приготовить розовый и голубой цвет).
Старший возраст – это возраст активного рисования. Рисунки могут быть самыми разнообразными по содержанию: это жизненные впечатления детей, иллюстрации к фильмам и книгам, воображаемые ситуации. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Рисунки отдельных детей отличаются оригинальностью, креативностью. В лепке детям не представляется трудности создать более сложное по форме изображение. Дети успешно справляются с вырезыванием предметов прямоугольной и круглой формы разных пропорций.
1.5. Система оценки результатов освоения программы детьми старшего дошкольного возраста.
Система диагностики достижений детьми планируемых результатов освоения Программы обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей.
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.
Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка, медицинская карта, анализ продуктов детской деятельности В ходе мониторинга заполняются сводные таблицы.
С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе.
Диагностики проводится 2 раза в год: сентябрь, май.
Низкий уровень (НУ) – 1 балл;
Средний уровень (СУ) – 2 балла;
Высокий уровень (ВУ) –3балла.
№ | Ф.И. ребенка | Показатели | ||||||
Умеет правильно держать 3Dручку | Узнает и называет предмет по контуру (силуэту) | Правильно подбирает цвета для создания модели | Рисует предметы различной формы | Может нарисовать плоскостную композицию по замыслу | Составляет композицию из готовых моделей | Аккуратно работает, убирает рабочее место. | ||
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 |
2 раздел содержательный
2.1. Формы, методы, приемы организации образовательного процесса, совместной и самостоятельной деятельности
Методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией общеобразовательной развивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
Приемы и методы организация образовательного процесса:
- инструктажи, беседы, разъяснения;
- наглядный (фото и видеоматериалы по 3D-моделированию);
- практическая работа 3D-ручкой;
- инновационные методы (поисково-исследовательский, проектный, игровой);
- познавательные задачи, дискуссии, создание ситуации новизны, ситуации гарантированного успеха и т.д.;
- метод стимулирования (участие в конкурсах, поощрение, выставка работ).
Основной формой занятия является учебно-практическая деятельность. А также следующие формы работы с обучающимися:
-занятия, творческая мастерская, собеседования, консультации, обсуждения, самостоятельная работа на занятиях;
- выставки работ, конкурсы как местные, так и выездные;
-мастер-классы.
Достижение поставленных целей и задач программы осуществляется в процессе сотрудничества обучающихся и педагога. На различных стадиях обучения ведущими становятся те или иные из них. Традиционные методы организации учебного процесса можно подразделить на: словесные, наглядные (демонстрационные), практические, репродуктивные, частично-поисковые, проблемные, исследовательские.
Социально-психологические условия реализации образовательной программы обеспечивают:
- учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся 5-6 лет
-вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся, формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья);
-формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников.
2.2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
месяц | неделя | Тема занятия | Содержание занятия |
сентябрь | Мониторинг | ||
октябрь | 1-2 | Вводное занятие | Просмотр презентации: знакомство с 3D ручкой, с основными ее элементами; правилами и техникой безопасности. |
3-4 | «Мой веселый звонкий мяч» | Рисование округлых предметов; создание контурных рисунков; замыкать линии в кольцо; развивать умения держать 3D ручку в руке; воспитывать аккуратность. | |
ноябрь | 1-2 | «Воздушные шарики» | Рисование овальных и круглых предметов; создание контурных рисунков; замыкать линии в кольцо; развивать умение правильно держать ручку и вести не отрывая от листа; воспитывать аккуратность. |
3-4 | «Падают, падают листья» | Моделирование осенних листьев по готовому шаблону; развивать навыки медленной подачи пластика, его извлекания; развивать цветовое восприятие; воспитывать аккуратность. | |
декабрь | 1-2 | «Волшебная снежинка» | Знакомство с формой снежинки; рисование снежинки различной формы по готовому шаблону (на выбор); развивать умения заправлять пластиковую нить и извлекать; воспитывать аккуратность. |
3-4 | «В лесу родилась елочка» | Моделирование елочки по готовому шаблону; развивать мелкую моторику, концентрацию внимания; навыки работы с 3D ручкой; воспитывать аккуратность. | |
январь | 1-2 | «Елочная игрушка» | Создание модели елочной игрушки, используя готовый шаблон шара; дифференцирование предметов по величине: шары большие и маленькие; развивать цветовое восприятие, фантазию; развивать навыки работы с 3D ручкой; воспитывать аккуратность. |
3-4 | «Веселый снеговик» | Создание модели снеговика по готовому шаблону; дифференцирование предметов по величине: шары большие, средние, маленькие; развивать навыки работы с 3D ручкой; воспитывать аккуратность. | |
февраль | 1-2 | «Танк» | Работа на создание модели танка по готовому шаблону; продолжать развивать навыки плоскостного рисования; правильно подбирать цвета; развивать навыки работы с 3D ручкой; воспитывать аккуратность. |
3-4 | «За синими морями, за высокими горами» | Создание модели кораблика на волнах по готовому шаблону; развивать творческое воображение; закреплять умения заправлять пластиковую нить и извлекать ее, менять скоростной режим подачи пластика; воспитывать аккуратность. | |
март | в течение месяца | Работа по проекту «Защитим белого медведя» «Белый медведь» «Пингвин» | Создание модели белого медведя и пингвина по готовым шаблонам для сюжетной композиции; Развивать мелкую моторику, концентрацию внимания; воспитание чувства прекрасного. |
апрель | 1-2 | «Поляна подснежников» | Создание модели цветка по готовому шаблону; развивать умения соединять отдельные части в одну композицию; воспитывать чувство прекрасного. |
3-4 | «Звезда» к 9 мая | Создание звезды по готовому шаблону; развивать умения аккуратно закрашивать в одном направлении; закреплять навыки работы с 3D ручкой. | |
май | 1-2 | Рисование по замыслу | Создавать модели по собственному замыслу; развивать фантазию, мелкую моторику, чувство цвета; использовать различные шаблоны на выбор; доделывать начатое до конца; убирать рабочее место. |
3-4 | Мониторинг | Определить степень освоения ребенком данной программы. |
3 раздел
Организационный
3.1. Расписание непосредственно-образовательной деятельности
Программа рассчитана для детей дошкольного возраста 5 – 6 лет, форма занятий – в парах, предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня, в среду, продолжительностью 25 минут.
Продолжительность занятия | Периодичность в неделю | Периодичность в месяц | Количество часов в год |
25 мин. | 1 занятие | 4 занятия | 30 часов |
3.2. Материально- техническая база
- Устройство 3D ручка – 4 шт.
- Пластик АВС различных цветов.
- Шаблоны для создания моделей – имеются все в соответствии тематическим неделям.
- Ножницы- по количеству детей.
- Подкладные листы- по количеству детей.
3.3. Учебный план
Наименование программы | Воспитатели: | Старшая группа, 5-6 лет занятие продолжительностью 25 мин | |
«3D моделирование» по развитию творческих способностей детей с использованием 3D ручки | Осляк А.В., Ушакова В.В. | ||
Объем (часов) в неделю | 1 | ||
Итого в месяц | 4 2 | ||
Итого в год | 32 31 |
Список литературы:
- Буске М. «3D Модерирование, снаряжение и анимация в Autodesk»
- Бочков В., Большаков А: «Основы 3D-моделирования»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования"
Методическая разработка программы по художественно-эстетическому развитию. Образовательная область "Художественное творчество"...
Программа по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста "Сотвори радость"
Программа разработана для работы с детьми подготовительной к школе группы по образовательной области "Художественное творчество",способствует развитию творческих способностей детей , развитию мелкой м...
Методическая разработка Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования.
АннотацияВ данной методической разработке рассмотрены подходы к содержанию художественно - творческой деятельности дошкольников, рекомендации по развитию творческих способностей дете...
Методическая разработка Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования.
АннотацияВ данной методической разработке рассмотрены подходы к содержанию художественно - творческой деятельности дошкольников, рекомендации по развитию творческих способностей дете...
Презентация «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования»
Задачи:познакомить детей с различными видами изобразительной деятельности ( в том числе песочной живописью ), многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закрепить приобретенные ...
«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием 3D-ручки" (из опыта работы)
3D-ручка - это совершенно новый вид творческой деятельности, который позволяет по-новому взглянуть на процесс рисования.Рисование с помощью 3D-ручки стимулирует развитие креативных способнос...
Коллективный творческий проект «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных форм продуктивной деятельности (аппликации, рисования и лепки)» для детей разновозрастной группы от 5 до 7 лет
Коллективный творческий проект предназначен для детей 5-7 лет. Он направлен на развитие творческих способностей старших дошкольников и разработан на материале нетрадиционных форм продуктивной деятельн...