Программа по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста «Маленькие таланты»
рабочая программа (старшая группа)
Создание условий для творческой самореализации личности ребёнка и развитие его художественно-творческих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malenkie_talanty.doc | 564.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание.
1. Пояснительная записка.
2. Комплексно –тематический план.
3. Методическое обеспечение программы.
4. Список литературы.
Пояснительная записка
Творчество все чаще рассматривается как наиболее содержательная форма психической активности, как универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.
Развитие творческих способностей возможно у всех детей, независимо от уровня их интеллектуального, эмоционального и общего развития. Детское творчество может проявляться в мышлении, общении, характеризовать личность в целом.
Дети учатся творчеству у жизни. Идея занятий по развитию творческого мышления дошкольников состоит в том, чтобы научить детей видеть развитие и превращения в окружающем мире – то, что составляет самую суть природы, истории, литературного произведения и общения людей (например, единство движения и покоя, сохранения и изменения при развитии объектов и т. д.). Мария Монтессори когда-то сказала, что «дети учатся жить у жизни»; но если чему-то у жизни учиться – то это творчеству! А творчество невозможно просто «показать», ребенок сам должен пройти этот путь открытия: моменты развития, существующие в объективном мире, независимо от человека, должны превратиться в задачи, требующие творческого мышления. Только тогда возникает надежда, что ребенок научится у жизни творчеству.
Творческие идеи проявляются в порождении необычных идей, отличаются от традиционных схем мышления, позволяют быстро решать проблемные ситуации. Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период для развития творчества. Именно в этот период происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, на их основе происходит становление способностей и склонностей.
Однако, колоссальная трудность развития творческого мышления у детей в том, что можно заранее придумать для занятия вопрос, но дети своими ответами неизбежно поставят задачу перед педагогом. И это означает, что педагог, работающий с детьми по развитию творческих способностей, получает шанс на развитие своего собственного мышления.
Актуальность
Развитие детского творчества является важнейшей актуальной проблемой нынешней педагогики и ставит перед системой образования главную задачу - воспитание у растущего поколения творческого восприятия окружающей среды, а также активности и самостоятельности мышления, которые способствуют достижению положительных перемен в обществе и государстве. Жизнь в современном информационном обществе сопровождается быстрым устареванием и обновлением знания, быстрым увеличением его объемов, что требует от сегодняшних дошкольников, завтрашних взрослых членов общества такие качества как: пытливость, смекалку, воображение и фантазию, инициативу, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и правильно принимать решения, т. е. те качества, которые наиболее ярко отражаются в детском творчестве. Создание творческой личности является одной из важнейших задач педагогической теории и практики на данный момент времени.
Цель:
Создание условий для творческой самореализации личности ребёнка и развитие его художественно-творческих способностей.
Задачи:
- выявить психолого-педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста;
- определить методы и приемы развития творческих способностей посредством соответствующих действий;
- определить содержание педагогического воздействия на каждом этапе работы и разработать конспекты занятий по развитию творческих способностей детей.
- формировать у детей умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
- воспитывать у детей аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом и творческую самореализацию.
Методы для определения способностей детей
Для определения в группе детей одаренной личности, требуется комплекс диагностических мер:
- наблюдение за поведением ребенка в условиях дошкольного учреждения, дома, на дополнительных занятиях и досуге;
- профессиональное оценивание результатов деятельности;
-проведение различных психодиагностических мероприятий (опросов, тестов, экспериментальной работы и других);
- организация интеллектуальных, физических и творческих соревнований.
Личность одаренного ребенка несет на себе явные свидетельства его незаурядности:
- на занятиях все легко и быстро схватывают;
- знает многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются;
- быстро запоминает услышанное или прочитанное;
- решает сложные задачи;
- интересуется многим, задает много вопросов;
- оригинально мыслит и предлагает неожиданные ответы и решения;
- наблюдателен, очень восприимчив, быстро реагирует на все новое, неожиданное.
Типы одаренности:
Принципы программы:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип интеграции интеллектуального, морального, эстетического и физического развития;
- принцип гуманизма и демократизма;
-принцип возрастания роли дополнительного образования.
Направления и формы работы
Направления деятельности с одаренными детьми:
- познавательное (интеллектуальные конкурсы, исследовательские проекты, виртуальные экскурсии)
- художественно-творческое (изделия из глины, пластилина, тестопластики, рисунки, спектакль, чтение стихотворений, песенное и танцевальное творчество, участие в конкурсах)
- экологическое (наблюдения в природе, работа в саду и огороде, наблюдения за животными дома, экскурсии)
- спортивное (соревнования, турниры, встречи).
Формы работы с одарёнными детьми
- индивидуальная работа
- творческие мастерские
- участие в конкурсах
- проектная деятельность
- групповые занятия
- работа с родителями
Данная система состоит из четырех взаимосвязанных компонентов:
- Воспитательно – образовательная работа с обучающимися ДОУ направлена на развитие всех видов способностей у детей.
- Организация НОД – непосредственно образовательной деятельности. Содержание НОД включает совокупность и интеграцию пяти образовательных областей (согласно ФГОС ДО), которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Методы, активизирующие развитие творческой инициативы детей:
- использование ИКТ;
- учет гендерных особенностей;
- проблемно – поисковые методы и приемы;
- «Неделя интеллектуальных игр» и др.
- Взаимодействие образовательного учреждения с семьями обучающихся.
Взаимодействие с родителями осуществляется через разнообразные формы:
- родительские собрания,
- дни открытых дверей,
- совместные развлечения,
- индивидуальные консультации и беседы,
- оформление стендового материала,
- совместные проекты,
- анкетирование,
- встречи за круглым столом,
- сайт МБДОУ.
- Организация социального партнерства.
Дошкольное учреждение максимально открыто для сотрудничества и взаимодействия с окружающей средой, с социальными учреждениями города.
Формы работы с родителями
- анкетирование родителей с целью получения первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей
- родительское собрание
- памятки-рекомендации, папки передвижки, публикации
- совместные проекты исследовательской деятельности детей
Ожидаемые результаты:
1. Создание банка данных детей с высоким уровнем развития творческого
мышления.
2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в
образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к
которым у них есть способности.
3. Повышение уровня и качества овладения детьми задачами
образовательной программы и социальными компетенциями.
4. Высокая динамика развития продуктивного творческого мышления детей.
5. Создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и
творческого потенциала воспитанников.
6. Повышение мотивации взрослых на продолжение работы по развитию
Творческого мышления у детей.
Основные понятия программы.
Под творчеством детей дошкольного возраста понимают:
- создание ребенком субъективно нового продукта (рисунка, лепки, рассказа, танца, песенки, игры);
- придумывание к известному новых, ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке, в рассказе и т. д.);
- придумывание своего начала, конца произведения и т. д.;
- применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации;
- проявление ребенком инициативы во всем;
- сам процесс создания образов, поиски в процессе деятельности способов, путей решения задачи;
- способность видеть проблему и ее решение там, где ее не видят другие;
- способность легко ассоциировать отдаленные понятия;
- способность применять навыки, приобретенные при решении одной задачи к решению другой;
- творческое воображение.
Методы для определения способностей детей:
Наблюдение – позволяет родителям сделать выводы о склонностях своих детей, сформировать представление о его возможностях, выявить основные интересы ребенка. Также уделяется много внимания познавательной активности детей: о чем больше всего спрашивает дети, что изучают. Является одним из наиболее живых и простых методов.
Игра - При определении склонностей в данном случае учитываются все факторы: какую, игру выбрал индивид, какую роль в ней играет. Этот метод чаще используют для диагностики способностей воспитанников детских садов.
Обращение к специалистам - психологам, педагогам, специализирующимся на раннем развитии дошкольников. Для определения способностей, в основном, используются тест Векслера для выявления уровня интеллектуального развития и тест «Несуществующее животное», который определяет эмоциональное и психическое состояние детей, и их творческий потенциал.
Совместная деятельность - помогает развить талант в разных областях.
Приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей.
Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими способностями.
1. Каждая игра представляет собой набор задач.
2. Задачи дают ребенку в разной форме, и таким образом знакомит его с
разными способами передачи информации.
3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности.
4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей. Поэтому игры могут
возбуждать интерес в течение многих лет.
5. Постепенное возрастание трудности задач - способствует развитию
творческих способностей.
Для эффективности развития творческих способностей у детей необходимо соблюдать условия:
- развитие способностей нужно начинать с самого раннего возраста;
- задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей;
- творческие игры должны быть разнообразны по своему содержанию, т.к.
создают атмосферу свободного и радостного творчества.
К практическим методам относятся упражнения, игры, моделирование.
Упражнения - многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий.
Упражнения подразделяются на конструктивные, подражательно - исполнительские, творческие.
Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами.
Моделирование - это процесс создания моделей и их использования.
К наглядным методам относится наблюдение - рассматривание рисунков, картин, просмотр видеофильмов, презентаций, прослушивание аудиозаписей.
Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ.
В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом.
Комплексно –тематический план
Месяц, тема | События, мероприятия |
Сентябрь «Осень» | 1. Рисование «Хохломская роспись» 2. Рисуем точками «Сочные фрукты» 3. Игра – инсценировка «Почему помидор стал красным» 4. Лепка «Грибы» |
Октябрь «Я вырасту здоровым» | 1.Лепка «Натюрморт из овощей и фруктов» 2.Аппликация «Девочка с мячом» 3.Пишем акварелью по сырому «Морской пейзаж» 4.Детский спектакль «Спор овощей» |
Ноябрь «День народного единства» | 1.Рисование «Город в котором я живу» 2.Аппликация «Флаг России» 3.Обрывная аппликация «Русские березы» 4. Конструирование «Мой город» |
Декабрь «Новый год у ворот» | 1.Коллаж «Ёлочка» 2.Аппликация «Ёлочный шар» 3.Рисование гуашью «Зимний день» 4.Аппликация «Снеговик» |
Январь «Зима» | 1.Вазочка из бумаги 2.Оригами «Игрушка - шутка» 3.Рисование с помощью пропечатывания мятой бумаги и «набрызг», «Зимнее дерево» |
Февраль «День защитника отечества» | 1.Лепка «Кружка для папы» 2.Рисование «Необычные машины» 3.Изготовление открытки для папы |
Март «Международный женский день» «Народная культура и традиции» | 1. Изготовления подарка для мамы (бабушки) 2. Рисование «Роспись дымковской куклы» 3. Лепка из теста «Посуда» 4. Аппликация с элементами Городецкой росписи «Узоры на кухонной доске» |
Апрель «Весна» | 1.Рисование «Веточки в вазе» 2. Оригами «Тюльпан» 3. Закладка для книг |
Май «День Победы» | 1.Оригами «Гвоздика» 2.Рамка для любимых фотографий 3.Аппликация обрывная «Носит одуванчик желтый сарафанчик…» |
Материально – техническое обеспечение программы:
· Цветные карандаши, простые карандаши, ластики;
· Фломастеры, маркеры, гелиевые ручки;
· Акварельные, гуашевые;
· Пастельные мелки;
· Кисточки (разных номеров)
· Клеенки - непроливайки;
· Цветная бумага, альбомы для рисования, мягкая бумага (салфетки, газеты);
· Белый и цветной картон, наборы цветной и бархатной бумаги;
· Клеящие карандаши,
· Старые журналы, газеты;
· Различные по фактуре материалы: трикотаж, кожа, х/б, мех;
· Пробки, губки, колпачки фломастеров;
· Вата, ватные диски, ватные палочки;
· Старые зубные щетки;
· Пластилин, стеки, ножницы;
При определении уровня развития творческих способностей использовались тесты и методики, предложенные авторами Э. П. Торренсом, В. Кудрявцевым, О.М.Дьяченко и Е.Л.Пороцкой. Рассмотрим данные тесты и методики более подробно.
Тест 1: «Незаконченный рисунок» (автор Э. П. Торренс).
Является невербальным и охватывает такие параметры мышления, как беглость, точность, воображение и оригинальность. Тест предназначен для оценки способностей детей в возрасте от 5 лет и старше. Тестом предусматривается выполнение испытуемыми таких заданий, как конструирование картин, завершение начатой картинки, использование параллельных линий или кругов составления изображения.
Цель теста Э. П. Торренса на изобразительное творческое мышление – это исследование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, включая параметры, как беглость (легкость, гибкость, оригинальность и точность мышления, а также воображение.
Задача. Проанализировать исследования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (мышление, беглость, точность, воображение и оригинальность).
Материал: Лист бумаги с изображением 10 контуров, простой или черный карандаш.
Испытуемому предлагалось: из каждого контура изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы.
Оценка результатов: при интерпретации полученных данных, обращается внимание на беглость, гибкость и оригинальность полученных ответов. Беглость связывается с общим количеством ответов. Максимальное количество баллов – 3, минимальное – 0.
Гибкость оценивают по количеству используемых категорий в содержании рисунков. Отказ – 0, максимальное – 3 балла.Оригинальность разных категорий оценивается по баллам: 1 – звери, пища, транспорт; 2 – игрушки, человек; 3 – герой сказок, одежда, птицы, растения; 4 – мебель, рыбы; 5 – насекомые, техника; 6 – предметы туалета, светильники, музыкальные инструменты, пастельные принадлежности.
Характер рисунка должен составлять воспроизведение тождественного контура рядом с основным, прикрепление к бумаге без названия рисунка и дорисовывания.
Дорисовывание с минимальным количеством линий, при котором обыгрывается традиционное использование контура (огурец, солнышко и т. д.) – 1 балл. Рисунок состоит из дополнительных элементов, соединенных с основным контуром (человек, кораблик, дорожка в саду) – 2 балла. Основной контур является частью в других предметах или их деталью– 3 балла. Рисунок содержит определенный сюжет, выражает некоторые действия – 4 балла. Рисунок включает в себя несколько изображений или предметов, раскрывающих его тему, которая подчинена одному смысловому центру, связанному с основным контуром, - 5 баллов.
Все дети должны набрать 6 – 9 баллов; получив по 1 – 2 баллу за беглость, гибкость, оригинальность и 3 – 4 балла за характер рисунка. Норма не зависит от возраста, который влияет только на изменение стимульного материала. При большом количестве баллов (11 и выше) можно говорить о высоких творческих способностях ребенка, его одаренности. Дети, набравшие меньше 2 – 3 баллов практически не обладают творческими способностями, хотя могут иметь высокий интеллектуальный уровень.
Тест 2: «Дорисовывание» (автор Е. П. Торренс).
Для исследования образной креативности использовался данный тест. Он позволит изучить параметры творческого мышления
Материал: Испытуемому предлагают лист бумаги с нарисованными двумя рядами одинаковых контурных изображений (2 ряда по 4 кружка) и просят придумать и изобразить как можно больше предметов и вещей.
Оценка результатов: Каждая новая идея оценивается в один балл (0 баллов – отказ от работы).
3. Методика оценки сочинённой ребёнком сказки (авторы О.М.Дьяченко и Е.Л.Пороцкая).
Ребёнку предлагалось сочинить сказку, которая оценивалась по пятибалльной шкале оценки с учётом показателей продуктивности, вариативности и оригинальности:
0 баллов – за отказ от задания или пересказ знакомой сказки;
1 балл – за пересказ знакомой сказки, но с внесением новых элементов;
2 балла – при внесении существенных элементов новизны в известную сказку;
3 балла – если это было дополнено деталями;
4 балла – за полностью самостоятельно придуманную, но схематично изложенную сказку;
5 баллов – если изложение её было развёрнутым.
4.Творческое задание «Покажи, как двигается, говорит».
Ребёнку поочерёдно предлагаются открытки, картинки, фотографии с различными образами, как одушевлёнными, так и неодушевлёнными. Ему необходимо показать, как двигается этот объект, придумать ему речь, язык.
Творческое развитие проверяется через предъявление художественных объектов, репродукций, фото, открыток и восприятие целостного образа и выразительности его формы.
Так для дошкольников, мы показывали фотографии, картинки и открытки с изображением робота, обезьяны, машины, цветка, тучи, мяча, птицы, снежинки, телефона, травы, жука и т.д.
При оценке данного задания мы использовали трёхбалльную систему, т.е. представили итоги в трёх уровнях:
высокий уровень – точность, целостность переданного образа, выразительность показа;
средний уровень – «ухвачены» только некоторые элементы, достаточно выразительный показ;
низкий уровень – образ не воспринят, выразительность отсутствует.
5. Методика «Как спасти зайку» (автор В. Кудрявцев).
Материал: игрушечные фигурка зайчика, блюдце, ведерко; деревянная палочка, сдутый воздушный шарик, лист бумаги.
Познакомьтесь с зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко- далеко от берега. А тут вдруг начался шторм, поднялись огромные волны, и стал зайчик тонуть. Помочь зайке можем только вы ребята. У вас для этого есть несколько предметов.
Что бы вы выбрали, чтобы спасти зайку?
После того как ребенок выбирает тот или иной предмет, воспитатель просит его обосновать свой выбор.
Данные оцениваются по трехбалльной системе.
Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку при помощи, которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка – 1 балл.
Второй уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка – 2 балла.
Третий уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик («Зайка на шарике может улететь?») или сделать из листа кораблик. У детей, находящихся на этом уровне, имеет место установка на преобразование наличного предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о над ситуативном подходе к ней ребенка. Оценка 3 балла.
Изучение проводилось с целью выявления уровня творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Список литературы:
1. Себрукович художественно-творческих способностей у дошкольников на основе интеграции. Модель инновационной деятельности. ФГОС. – М.: Учитель, 2014
2. Бондаренко материал по освоению образовательных областей в подготовительной группе детского сада. Образовательная область «Художественное творчество». ФГОС. – М.: Метода, 2013.
3. Денисова ладошки. Развиваем художественно-творческие способности, мышление и воображение. – М.: Белый ветер, 2014.
4. Детский праздник. Изобразительное творчество и дизайн в детском саду, начальной школе и семье. – М.: Цветной мир, 2012.
5. Детское рукоделие. Развиваем творческие способности. – М.: Эксмо, 2012.
6. , Вострухина литература в развитии творческих способностей старших дошкольников. Занятия. Досуги. Игры. – М.: Скрипторий 2003, 2006.
7. Королева творческих способностей детей 5-7 лет. Диагностика, система занятий. – М.: Учитель, 2010.
8. Крылова сад — Дом радости. Примерная образовательная программа дошкольного образования инновационного, целостного, комплексного, интегративного и компетентностного подхода к образованию, развитию и саморазвитию дошкольника как неповторимой индивидуальности /. - 3-е изд., перераб. и доп. в соответствии ФГОС ДО. - М.: ТЦ Сфера,
9. Лыкова творчество в детском саду. Конспекты занятий в ИЗОстудии. – М.: Карапуз, 2010.
10. Настольная книга воспитателя и методиста детского сада: развитие творческих способностей дошкольника / (и др.). – Ростов н/Д.: 2010.
11. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. , , . – м.: Мозаика-Синтез, 2014.
12. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий». // Науч. рук. / Под общей ред. , . М.: Институт системно-деятельностной педагогики, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.
Практическая значимость опыта заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...
Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.
Практическая значимость опыта заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...
ОПЫТ РАБОТЫ по ОО «Художественно-эстетическое развитие» на тему: «Декоративно-прикладное искусство, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
«Творчество – это деятельность,в которой раскрываетсядуховный мир личности»В. А. Сухомлинский Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших ...
Проект в старшей группе «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Проект в старшей группе«Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развитиятворческих способностей детей старшего дошкольного возраста»...
Проект в старшей группе: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность темы: заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприят...
Коллективный творческий проект «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных форм продуктивной деятельности (аппликации, рисования и лепки)» для детей разновозрастной группы от 5 до 7 лет
Коллективный творческий проект предназначен для детей 5-7 лет. Он направлен на развитие творческих способностей старших дошкольников и разработан на материале нетрадиционных форм продуктивной деятельн...