Краткосрочный музыкально-познавательный проект "Моя Россия"
проект (средняя группа)

Мещанкина Мария Николаевна

Патриотизм — сложное и высокое человеческое чувство. Его трудно определить несколькими словами. Это любовь к родным и близким людям, к малой Родине, гордость за свой народ. И всё это воспето в русских народных песнях и в музыке русских композиторов.

Знакомство детей с родной страной, родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами гражданами своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родной страны, родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному селу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Таким образом, музыкально-познавательный проект «Моя Россия» направлен на лучшее усвоение и запоминание детьми отличительных признаков России, средствами музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_rossiya.docx25.92 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Паспорт проекта для детей старшего и подготовительного возраста

«Моя Россия»

Вид проекта: музыкально - познавательный, творческий, информационный.

Продолжительность: краткосрочный. Сроки реализации: с 15.01.2025 по 10.02.2025

Участники проекта: воспитанники старшей и подготовительных групп, воспитатели. 

Актуальность

Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, красоте, истине. Приобщение детей к Государственной символике и отличительных черт – одна из приоритетных задач воспитания. Она решается в каждом дошкольном учреждении. Как же научить ребёнка уважительно относиться к символике, понимать и осмысливать символы, их значения и образы? Сделать это не просто. В дошкольном возрасте для ребёнка характерны кратковременность интересов и неустойчивое внимание. И лишь неоднократное обращение к одной и той же теме, с использованием разнообразных методов и приёмов, могут способствовать длительному сохранению интереса.

Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Дети дошкольного возраста наиболее послушны и обучаемы, поэтому задача педагогов, в том числе и музыкального руководителя - как можно раньше воспитать в ребенке любовь и уважение к родной земле, родному дому, детскому саду, поселку, городу, стране.  

Патриотизм — сложное и высокое человеческое чувство. Его трудно определить несколькими словами. Это любовь к родным и близким людям, к малой Родине, гордость за свой народ. И всё это воспето в русских народных песнях и в музыке русских композиторов.

Знакомство детей с родной страной, родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами гражданами своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родной страны, родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному селу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Таким образом, музыкально-познавательный проект «Моя Россия» направлен на лучшее усвоение и запоминание детьми отличительных признаков России, средствами музыки.

Цель: Уточнить и расширить знания детей о своей стране, о символике России; закрепить знания о нашей стране, о символах России; воспитать любовь и привязанность к родной стране.

Задачи:

Образовательные:

- формировать нравственно-патриотические чувства;

- сформировать у детей уважительное отношение к государственной символике

- познакомить воспитанников с государственными официальными и неофициальными символами России;

Воспитательные:

- воспитывать чувства любви к родине, гордости своей страной, уважения к великой державе;

- воспитывать любовь к Родине, своему поселку бережное отношение к их культурным ценностям;

Развивающие:

- пробудить интерес к государственным символам и истории России;

- развивать познавательные, художественные и творческие особенности детей через ознакомление с музыкальными произведениями.

- развивать любознательность, интерес к изучению родной страны;

- способствовать развитию творческих, познавательных, коммуникативных навыков.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

- Запоминание детьми, официальной и неофициальной  государственной символики.

- Пробуждение у детей патриотизма, любви к родине, гордости и уважения к своей стране.

- Накопление детьми музыкально-слухового опыта, его расширение и обогащение в процессе знакомства с различными музыкальными произведениями.

- Обогащение музыкального зала материалами, стимулирующими познавательную, продуктивную деятельность.

Гипотеза: Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим, тематических, музыкальных, физкультурных… Наличие таких занятий является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе.

Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный этап.

2. Основной этап.

3. Этап анализа.

Подготовительный этап. Подбор материала для занятий, изготовление карточек и наглядных пособий, поиск фонограмм и песен, составление беседы с детьми, подготовка реквизитов: цветы, платочки, матрешки, музыкальные инструменты. Составление плана мероприятия.

Основной этап. Подготовка героя, который придет на мероприятие - Русская красавица Настенька и Мишутка. Проведение с детьми мероприятия музыкально-познавательной игры «Моя Россия» с наглядными пособиями и предметами. Весь ход мероприятия описан в Приложении 1.

Этап анализа.

После проведения мероприятия, был произведен анализ проектной деятельности.

У детей повысился уровень познавательного развития по данной теме: знают флаг, герб, гимн России, дети узнали отличительные признаки своей страны.

Дети проявляют интерес к истории родного края, родной страны.

Дети демонстрируют бережное отношение к родному городу, уважительное отношение к истории страны, ее символам, показывают стремление сделать родной город краше.

Таким образом, в результате совместной работы над проектом у детей сформировались представления о Родине, о символах России.

Приложение 1.

Ход мероприятия:

Музыкальный руководитель: Все мы живем в огромной прекрасной стране - России. Россия самая большая страна на свете. Одним из самых главных символов России является …. Что ребята? (ответы детей). Правильно - Государственный гимн. Гимн Российской Федерации. Что такое гимн? (Ответы детей) Верно! Это музыкальное произведение, торжественное, величественное. Его исполняют в особенных, важных случаях. Каждый гражданин России должен знать Государственный гимн своей Родины! Слова гимна — особенные, они несут высокий патриотический смысл, ведь мы гордимся своей Родиной, ее просторами, народом, достижениями.

В первом куплете гимна говорится о том, что Россия — любимая наша страна, обладающая могучей волей и великой славой.

Второй куплет повторяется трижды. Он напоминает припев в песне. В нем славится наше свободное Отечество, славится мудрость, полученная нами от предков. В нем звучит гордость за нашу Родину.

Третий куплет прославляет просторы России, ее леса и поля, подчеркивает ее необыкновенность. Россия занимает самое большое в мире пространство. Россия так велика, что когда на севере трещат морозы, метут метели и кругом снега, на юге плещется голубыми волнами теплое море и цветут южные растения.

Пятый посвящен российскому народу, которому Родина дает «широкий простор для мечты и жизни, а верность Отчизне — силу!».

♦ Кто же создатели Государственного гимна России? Это поэт Сергей Владимирович Михалков и композитор Александр Васильевич Александров. Поэт написал слова, композитор — музыку.

♦ Как мы слушаем Государственный гимн при его торжественном официальном исполнении? Верно! Его слушают стоя, сняв головные уборы.

Ребята давайте сейчас с вами послушаем гимн.

Музыка «Гимн»

Ребята, где и когда мы можем услышать гимн?

Каждая страна имеет свою Официальную символику. Официальными символами нашей страны являются герб, гимн и флаг. Музыкальный руководитель предлагает найти картинку с изображением герба и флага, а затем прикрепить ее к игровому полу, совместив изображение. 

Что означают цвета флага: белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий - цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

А теперь поговорим о традиционно русских музыкальных инструментах, через которые в полной мере раскрывается загадочная русская душа.

Балалайка - самый знаменитый в мире русский народный музыкальный инструмент. Имеет корпус треугольной формы и три струны. Характерным приемом игры на балалайке является бряцание — удары пальцем по всем струнам одновременно. Происхождение слова балалайка связано со словами балакать, балабонить, балаболить, балагурить. Все это отражает характер балалайки как инструмента легкого, забавного и не очень серьезного.

Давайте послушаем, как звучит балалайка. Музыка Балалайка.

Гармошка – русский народный клавишно-духовой музыкальный инструмент. Звучит гармошка за счёт воздуха, который наполняет её складки-меха.

На всех праздниках и народных гуляньях первым и важным человеком всегда считался гармонист. Кто же еще мог достаточно быстро исполнить любую мелодию, чтобы развеселить народ или позволить немного потанцевать. Одна из самых интересных и весёлых гармошек — саратовская гармошка – небольшая гармошка с колокольчиками, которая родилась в городе Саратове. Давайте послушаем как звучит гармошка.

Предложить детям подойти и посмотреть настоящие музыкальные инструменты. Задавать им вопросы. Музыкальный руководитель предлагает найти картинку с изображением балалайки и гармошки, а затем прикрепить ее к игровому полу, совместив изображение.

У каждой страны есть символ среди деревьев. Ребята как вы думаете, какое самое известное дерево в нашей стране? Правильно - береза. Береза - это красота русской природы, могущество, мудрость и плодородие. Ребята расскажите, как выглядит русская березка? Давайте мы сейчас с вами поиграем.

Игра «Собери пазл». Нужно рассортировать детали по временам года и собрать четыре пазла: береза зимой, береза весной, береза летом, береза осенью. Фоном играет песня «Во поле береза стояла». Музыка Во поле береза стояла.

Музыкальный руководитель предлагает найти картинку с изображением березы, а затем прикрепить ее к игровому полу, совместив изображение.

Ребята отгадайте загадку.

Кто в лесу глухом живёт,

Неуклюжий, косолапый?

Летом ест малину, мёд,

А зимой сосёт он лапу.

Правильно, медведь. С давних времен бурый медведь считается символом Российской Федерации, его называют хозяином леса, он изображен на многих гербах нашей страны. Медведь является хищным зверем, однако питается он, в основном, лесными ягодами, желудями, корнями и стеблями трав, но самое любимое его лакомство это конечно кедровый орех. Давайте позовем в гости медведя.

Дети хором зовут медведя. Выходит медведь под музыку, в руках самовар. Ставит самовар на стол. Музыка из м/ф Маша и Медведь.

Ведущий предлагает детям поиграть с мишкой в догонялки. Играть 4 раза. После игры медведь машет и уходит.

Музыкальный руководитель предлагает найти картинку с изображением медведя, а затем прикрепить ее к игровому полу, совместив изображение.

Ребята, а посмотрите, что нам медведь принес. Что стоит на столе? Правильно - самовар. А для чего он нужен? (ответы детей). В России самовар – один из символов гостеприимного дома. Его прославляли в песнях и книгах, изображали на картинах. В народе ходило много разных присказок, поговорок и частушек о самоваре. И в каждом произведении о нём были только теплые слова, с уважением и любовью.

Проводится музыкально - ритмическая игра «Самовар». Дети сидщят на стульчиках. В процессе слушания песни, каждый раз, там, где звучит слово «самовар», дети 3 раза хлопают в ладоши, а в припеве, на слова «пых-пых» раздувают щеки. Музыка Пых-пых самовар.

Музыкальный руководитель предлагает найти картинку с изображением самовара, а затем прикрепить ее к игровому полу, совместив изображение.

А вы знали, что цветок ромашка тоже является символом России, русской природы? По народному преданию, ромашка вырастет там, где упадет с неба звезда. Давайте с вами сделаем ромашку - символ нашей страны.

Музыкальный руководитель вместе с воспитателями и детьми склеивают ромашку под музыку. Зарание приготовить детали ромашки и клей. Музыка про ромашку.

Музыкальный руководитель предлагает найти картинку с изображением ромашки, а затем прикрепить ее к игровому полу, совместив изображение.

Матрёшка - душа, символ и визитная карточка России. Наравне с русской берёзкой и русским самоваром русская Матрёшка стала неофициальным символом России. Причина популярности матрёшки заключается в том, что она олицетворяет саму Россию с её широкой душой и является доброй посланницей дружбы и любви. Традиционная матрешка – деревянная игрушка в виде расписной куклы в сарафане и платке, внутри которой находятся похожие куколки меньшего размера – от трех и больше.

К нам в гости пришла вот такая матрешка, и принесла с собой платочки. Наша матрешка приглашает девочек потанцевать веселый танец.

Детям раздать платочки. Исполнить танец по показу музыкального руководителя. Музыка Матрешки.

Музыкальный руководитель предлагает найти картинку с изображением матрешки, а затем прикрепить ее к игровому полу, совместив изображение.

Мероприятие подходит к концу. Подводятся итоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкально-познавательного занятия в подготовительной группе Тема "Россия-Родина моя".

Занятие направлено на развитие патриотических чувсв к своей Родине....

Музыкально - познавательный праздник "Наш дом- Россия"

сценарий праздника для старших и подготовительных групп...

краткосрочный музыкально-познавательный проект по патриотическому воспитанию " За веру,Кубань и Отечество"

Актуальность проекта: дети по своей сути очень любознательны. Им будет интересно узнать о защитниках Родины. Реализация данного проекта позволит сформировать у детей знания о празднике 23 феврал...

Сценарий музыкально-познавательного праздника День России "Наш дом - Россия"

сценарий праздника для детей от 3до 7 лет, на участкедетского сада....

Сценарий музыкально-познавательного, праздника: «Посвященного Дню России»

Сценарий музыкально-познавательного, праздника: «Посвященного Дню России»[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12844419","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":...

Музыкально - познавательный праздник " Наш дом - Россия"

Воспмтание любви к нашей Родине - России....

Музыкально - познавательное занятие в подготовительной группе «Тема патриотизма в музыке. Символика России»

Музыкально - познавательное занятие в подготовительной группе «Тема патриотизма в музыке. Символика России»...