Конспект занятия "Профессии Ямала"
план-конспект занятия (средняя, старшая, подготовительная группа)

Арсланбекова Зулгужат Абдулмуслимовна

Занятие по ФЦКМ "Профессии Ямала"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_professii_yamala.docx18.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста

                 

                        "Профессии Ямала"

      

  Цель:        Сформировать представление и расширить знания детей о занятиях коренных народов Севера.        

        Задачи:

1. Познакомить с разновидностями профессий народов Севера: оленевод, рыбак, охотник.

2. Развивать познавательный интерес.

3. Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.        

                                                Ход НОД:

Воспитатель подводить детей к карте (что это, для чего нужны карты, что на них обозначено). Затем показывает на карте Россию

В. Страна у нас большая, красивая и сильная в ней живут разные национальности. Ведь неспроста, говорят, что Россия – многонациональная страна. А знаете почему? Ответы детей.

В: Потому что все народы населяющие Россию, дружные.

В. А как называется наша малая Родина (ЯМАЛ), показывает на карте. Какие коренные жители живут на Ямале?

В: Я вам предлагаю туда отправиться. Маршрут будет долгим.

Игра : Мы идем по болоту, наши ноги засасывает, мы их с трудом передвигаем, силой вытягиваем из тины.  А теперь мы идем по жаркой пустыне, песок становится все горячее и горячее. Он просто обжигает ноги. Теперь нам надо перейти ручей (дети выполняют движения по тексту).  

В: Ну вот мы и добрались. Перед детьми на столе разложены предметы необходимые для рыбалки: удочка, сеть для ловли рыбы, рыбки.

В:  Ребята, посмотрите что у меня лежит на столе. Ответы детей.

В:Для чего нужны эти предметы. Ответы детей.

В: Правильно. Люди живущие здесь занимаются ловлей рыбы, чтобы использовать ее в пищу.  Чтобы рыба хранилась долгую морозную зиму они ее коптят, вялят, сушат.

В: Кто знает, как называется профессия людей, занимающихся ловлей рыбы? Ответы детей.

В: Правильно рыбаки.  Зимой ловят рыбу в проруби, а летом плавают на лодках (картинка готовят лодку к рыбалке). Только лодка на языке ханты называется долбленка, так как ее долбят из целого ствола лиственницы.

В: Сейчас вы сами сможете побыть в роли рыбаков. (Дети ловят удочками рыбу.)

В: Хотите отправиться дальше? А сейчас я вам предлагаю отправиться в путешествие на лыжах. (Дети имитируют движения лыжников и приходят на заснеженную поляну, где на снегу следы разных зверей.)

В: Мы пришли на заснеженную поляну. Посмотрите как много здесь разных следов! Давайте по следам попробуем отгадать животных, которые здесь ходили. (Следы зайца, волка, белки, лисы.)

В: Да вы настоящие охотники! Потому что следы зверей знают только настоящие охотники.

В: Местное население занимается не только рыбалкой, но и охотой.

- Для чего люди охотятся на зверей? (Ответы детей)

В: Правильно. Люди охотятся для того, чтобы была пища. Из меха зверей шьют одежду: кисы - высокие меховые сапоги, кенчики - чулки, сшитые мехом внутрь, малицу - шуба мехом внутрь с капюшоном. А медвежий и барсучий жир ханты используют как лекарство. Настоящий охотник охотится для того, чтобы прокормить себя и свою семью, а не ради удовольствия.

В: Хотите проверить, кто из вас настоящий охотник? Тогда давайте поиграем в хантыйскую игру «Куропатки и охотник». (Все играющие — куропатки, трое из них — охотники. Куропатки бегают по полю. Охотники сидят за кустами. На сигнал «Охотники!» все куропатки прячутся за кустами, а охотники в них стреляют (бросают мяч в ноги). На сигнал «Охотники ушли!» игра продолжается: куропатки опять летают.) Игра проводится два раза.

В: На Севере  есть  районы,  где на много километров  тянется  тундра.  Вспомните,  какие деревья растут в лесу? (Ответы  детей) Правильно, в лесу растут  высокие ели, сосны,  березы. А в тундре  растут  карликовые  березы  да изредка  попадаются лиственницы и ивы.  Почему карликовые березы так называются? (Они маленькие,  низкорослые) Вся тундра покрыта лишайниками и мхами, в том числе ягелем, которым питаются северные олени. (Показывает иллюстрации с изображением лишайников, мхов, карликовых берез.) Какие ягоды растут на Севере? (Морошка, голубика, брусника, черника.) Каких животных Севера вы знаете? (Ответы детей.) Да, это и знаменитый белый медведь, и тюлень, и морж, и песец, и белая куропатка. (Показывает иллюстрации.) Но больше всего здесь северных оленей. Их разводят люди, которые с давних пор живут в тундре. Профессия этих людей называется оленевод. Они разводят оленей, каждое стадо охраняет бригада или семья оленеводов, имеющих переносное жилье чум.  Чум состоит из шестов и шкуры оленя. Чем больше шестов, там чум вместительнее. Шкуры двойные, мехом и внутрь, и наружу. Он может вместить до двадцати человек.

В: Хотите научиться строить чум, для этого нужно собрать шесты в пучок, сверху закрепить скотчем и накинуть ткань. (Раздаются восемь гимнастических палок, кусок ткани, чтобы чум укрыть сверху, и моток скотча. Детям нужно собрать палки в пучок и вверху закрепить скотчем, поставить на пол и развести палки-жерди в разные стороны. Сверху укрыть тканью - чум будет готов.)

В: Ребята, вы молодцы,справились с заданием!Крепкие чумы получились, не страшны ему ни сильные ветры, ни трескучие морозы.

В:.А нам пора возвращаться домой.

Игра :  Переходим через ручей. .  Идем по жаркой пустыне, песок становится все горячее и горячее. Он просто обжигает ноги. А теперь мы идем по болоту, наши ноги засасывает, мы их с трудом передвигаем, силой вытягиваем из тины. (дети выполняют движения по тексту).  

В: Вот мы и вернулись в детский сад. С какими профессиями народов Севера мы сегодня познакомились? А что больше всего вам понравилось в нашем путешествии? Спасибо за активную работу, мне было очень приятно с вами познакомиться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра- путешествие для старшего дошкольного возраста посвященное Дню рождения Ямала: "Ямал... Мой край родной"

Развлечение в форме игры для детей старшего дошкольного возраста, приуроченное к Дню рождения Ямала. В мероприятии принимают участия несколько групп детского сада...

Конспект НОД "Ямал - мой край родной"

Познакомить детей с историей и традициями народов севера, показать особенности культуры, быта коренных народов, расширять кругозор дошкольников.Дать представление о природных богатствах (нефть, газ) Р...

Педагогический проект «На карте Ямала не точка малая…» образование ямала электронный журнал №5 2014 год http://yamal-obr.ru/articles/na-karte-yamala/

Цель: Воспитание у детей любви к родному краю.        Задачи развития:Формирование познавательного интереса к окружающей среде, воспитание эмоционального Долгос...

Конспект НОД "Ямал"

Познакомить детей с историей и традициями народов севера, показать особенности культуры, быта коренных народов, расширять кругозор дошкольников....

развлечение ко дню Ямала "Наш Ямал!" на примере игры "Счастливый случай"

воспитание у детей чувства патриотизма, развитие знаний о своём крае...

Проект «Мой край родной Ямал» ( Профессии Ямала)

Тип проекта: Познавательно -творческийдолгосрочныйУчастники проекта: дети, родители воспитанников, педагоги.Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь-май)Интеграция образовательных област...