Картотека пальчиковых игр для детей группы раннего возраста
картотека (младшая группа)
Картотека
пальчиковых игр для детей
группы раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека
пальчиковых игр для детей
группы раннего возраста
#1047;АЙКА
Зайка, зайка, где твой хвост? (хлопки)—
Вот, вот, вот! (руки за спиной )
Зайка, зайка, где твой нос? (хлопки)—
Вот, вот, вот! (показать нос)
Зайка, зайка, лапы где? (хлопки)—
Вот, вот, вот! (показать руки)
Зайка, зайка, ушки где? ( хлопки ) —
Вот, вот, вот! (показать ушки)
#1052;АШИНКА
Заведу мою машину ( «мотор» ) —
Би-би-би, налью бензину. ( 3 хлопка, топать ) Крепко-крепко руль держу ( «держать руль» ) На
педаль ногою жму. ( топать правой ногой )
#1055;АРОВОЗ
Ехал, ехал паровоз ( руки в «замок» большие пальцы вращаются )
Прицепил вагон, повез. (сцепить указательные пальцы) Ехал, ехал паровоз.
Прицепил вагон, повез..............
#1050;ОРАБЛИК
Вот плывет кораблик мой (руки –«полочка» покачиваются),
Он плывет ко мне домой (руки вперед, ладони сомкнуть углом) Крепко я держу штурвал («держать штурвал») Я ведь главный капитан (4 хлопка)
#1057;АМОЛЕТЫ
Мы сегодня самолеты, (И.П. сидя на пятках, «мотор» (вращение руками) Мы не дети, мы пилоты. (4 хлопка) Руки –нос, и руки –крылья («нос», «крылья») Полетела эскадрилья,(встать, разбежаться, руки –крылья)
#1050;ОШКИ—МЫШКИ
Вот кулак, (показать кулак левой руки) А вот –ладошка, (раскрыть пальцы, ладонь вверх).
На ладошку села кошка. (когти» правой руки водят по ладошке левой) Села мышек посчитать, Раз, два, три, четыре пять. (правой рукой загибать по одному пальцу левой)
Мышки очень испугались, (вращать кулаком) В норки быстро разбежались (спрятать кулак под. правую подмышку)
7.Зайчик и охотник
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем по очереди пальчики)
Вышел зайка погулять
Вдруг охотник выбегает
Прямо в зайчика стреляет(изображаем пистолет большим и
указательным пальцами)
Пиф! Паф! Ой-ой-ой (в такт стучим кулачками друг о друга)
Умирает зайчик мой (кладѐм ладошки на стол или колени)
Я кладу его в корзинку(складываем руки так, как будто хотим зачерпнуть воды)
И несу его домой,
Оказалось, он живой!
(хлопаем в ладоши)
#1055;АЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ
Утром встали пальчики-маленькие мальчики,
Друг другу обрадовались, Здороваться начали.
Здравствуй, пальчик, здравствуй пальчик....
(поочерѐдное соприкосновение большого пальца
руки ребѐнка с кончиками остальных пальцев той же руки)
#1052;ЫШКИ ИСПУГАЛИСЬ
(Берѐм кулак ребѐнка в свой кулак, как бы сверху обнимаем плотно кулак ребѐнка. На первые 2 строчки поворачиваем аккуратно кулак ребѐнка по часовой стрелке. На слова «гулять» -отпускаем руку ребѐнка, помогаем ему растопырить пальчики и пошевелить ими. На слова «спрятались опять», быстро собираем руку ребѐнка опять в свой кулак-норку)
Один, два, три, четыре, пять, Вышли мышки погулять!
Испугались кошки, спрятались опять.
#1045;РШИ
(Упражнение может выполняться на любой стороне ладони –внутри или на тыльной, если ребѐнок пока ещѐ не даѐт ладошку;на каждый ударный слог первой фразы трогаем-покачиваем пальчики от большого –к мизинцу и обратно).
На реке камыши, расплескались там ерши
Круг постарше, (рисуем большой круг по часовой стрелке на руке)
круг помладше,( рисуем маленький круг по часовой стрелке на руке)
круг совсем малыши. (ставим -щекочем точечкой в серединке)
#1060;РУКТЫ-ОВОЩИ
Как у нашей Зинки Овощи в корзинке:
Вот пузатый кабачок Положила на бочок,
Перец и морковку Уложила ловко,
Помидор и огурец, Наша Зина-молодец.
Как у нашей Зины Фрукты есть в корзине:
Яблочко, груша, Чтоб ребята кушали,
Персики и сливы, До чего ж красивы!
Посмотрите на ранет,
Вкуснее наших фруктов нет!
#1055;ОМОЩНИК:
Посуду моет наш Антошка:
Моет вилку, чашку, ложку,
Вымыл блюдце и стакан,
И закрыл покрепче кран (тут мама ловит-сжимает ручку ребѐнка своей рукой)
#1048;ГРУШКИ
У Антошки есть игрушки:
Вот весѐлая лягушка,
Вот железная машина.
Это мяч, он из резины.
Разноцветная матрѐшка И с хвостом пушистым кошка.
#1058;РАНСПОРТ
Будем пальчики сгибать, будет пальцы называть:
Автомобиль и вертолѐт, трамвай, метро и самолѐт.
Пять пальцев мы в кулак зажали,
Пять видов транспорта назвали.
15. ПОСЧИТАЕМ
(сжимаются и разжимаются пальчики обеих рук поочерѐдно)
Один-два-три- четыре-пять,
Буду транспорт я считать:
Автобус, лодка и мопед,
Мотоцикл, велосипед,
Автомобиль и самолѐт,
Корабль, поезд, вертолѐт.
#1044;ИКИЕ ЖИВОТНЫЕ
(с мизинца- к большому пальцу)
Это зайчонок, это бельчонок,
Это лисѐнок, это волчонок,
А это спешит, ковыляет спросонок
Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.
#1055;О ГРИБЫ
Один, два, три, четыре, пять,
Мы идѐм грибы искать! (попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)
Этот пальчик в лес пошѐл,
Этот пальчик гриб нашѐл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик всѐ съел,
Оттого и потолстел.
#1043;ОСТИ
Стала Маша гостей созывать:
И Иван приди, и Степан приди,
И Матвей приди, и Сергей приди,
А Никитушка -ну, пожалуйста.
(Вращение кистей рук к себе. Поочередный массаж пальцев на
обеих руках.)
#1057;ЕМЬЯ
Этот пальчик -дедушка (большой),
Этот пальчик -бабушка (указательный),
Этот пальчик -папочка (средний),
Этот пальчик -мамочка (безымянный),
Этот пальчик -я (мизинец).
Вот и вся моя семья. (Хлопать в ладоши).
#1055;АЛЬЧИКИ
У девочек и мальчиков
На руке пять пальчиков:
Палец большой -парень с душой,
Палец указательный -господин влиятельный,
Палец средний -тоже не последний.
Палец безымянный -с колечком ходит чванный,
Пятый -мизинец, принѐс вам гостинец
;Ладошка — кулачок- ребро»
Называю, во что должна превратиться ручка, и выполняем. Когда дети научились справляться одной ручкой, мы пробуем делать упражнение двумя руками одновременно.
;Пальчики — здороваются»
На счёт «раз-два-три-четыре-пять» соединяют пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и тд.
;Человечек»
Указательный и средний пальцы правой, а затем левой руки бегают по столу. А если выполнять двумя ручками сразу, то получатся «Перегонки».
;Деревья»
Поднимаем обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы. Осенью ветер северный подул и все листья сдул (пошевелить пальцами и подуть на них). Дождик стал по ним стучать: кап-кап-кап (постучать пальцами по столу). Снег потом припорошил (плавные движения кистями рук вперёд назад).Одеялом их накрыл (ладошки крепко прижать к столу)
;Ягодки»
Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась
приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают вниз.
С ветки ягодки снимаю (Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.)
-И в лукошко собираю. (Обе ладошки складываете перед собой чашечкой.)
-Будет полное лукошко. (Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой.)
Я попробую немножко.-
Я поем еще чуть-чуть.
(Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот.)-
Легким будет к дому путь!
Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих
руках «убегают» как можно дальше.
Пальчиковая гимнастика
;Пальчики»
В этих стихах можно сгибать пальцы,
начиная то с большого, то с мизинца, то на правой,
то на левой руке.
Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик-прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.
;Мишка»
Мишка топает ногой,
Мишка топает другой,
Ух, как веселится
В доме половица! (Топаем "ножками" -пальчиками.)
А пока танцует Мишка,
Мы похлопаем в ладоши.
Вместе с лисонькой-плутишкой
Будем зрителями тоже. (Хлопаем в ладоши.)
;Дом»
Молоточком я стучу ( постукивать кулачками друг о друга)
Дом построить я хочу.
Соединить кончики пальцев обеих рук
Строю я высокий дом,(поднять выпрямленные ладони вверх)
Буду жить я в доме том.
Похлопать ладонями
;Игрушки»
Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)
Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд –«бросаем мяч».)
Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)
Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки «катаем машинку».)
;Игрушки»
Мой весёлый круглый мяч, (Одной рукой бьём по воображаемому мячу.)
Щёки круглые не прячь! (Смена рук.)
Я тебя поймаю, (Двумя руками, соединив одноимённые пальцы, показываем
мяч.)
В ручках покатаю! (Покатали воображаемый мяч между ладоней.)
;Грибы»
Красный-красный мухомор (Соединяем кончики пальцев -изображаем шляпу гриба.)
Белых крапинок узор. (Одна рука –«шляпка гриба», указательным пальцем другой руки показываем «крапинки».)
Ты красивый, но не рвём! (Погрозили пальчиком.)
И в корзинку не берём! (Прямая ладонь от себя –отодвигающий жест.)
;Овощи» («Капуста»)
Я –зелёная капуста, (Руки перед собой образуют круг.)
Без меня в кастрюле пусто. (Наклонили голову –«заглядываем в кастрю
лю».)
Листья снимете с меня, (Разводим руки в стороны.)
И останусь только я!
;Овощи -фрукты»
В огороде много гряд, (Сжимают и разжимают пальцы.)
Тут и репа, и салат, (Загибают пальцы поочерёдно.)
Тут и свёкла, и горох,
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород (Хлопают в ладоши.)
Нас прокормит целый год.
;Одежда»
Я надену сапоги, (Показываем на ноги, туловище, голову.)
Курточку и шапку.
И на руку каждую (Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая
–проводит по мизинцу и ребру ладони, показывая направление надевания перчаток.)
Натяну перчатку. (Смена рук.)
;Обувь»
Обуваем ножки бегать по дорожке. (Двумя пальцами «шагают» по столу.)
Повторяй за мной слова: (Сжимают и разжимают пальцы.)
Ножка –раз, ножка –два! (Ставят два пальца на стол и поднимают по одному)
В магазине покупают (Сжимают и разжимают пальцы.)
И на ножки надевают
Папа, мама, брат и я –(Загибают пальцы на руках.)
Любит обувь вся семья. («Шагают» пальцами по столу.)
;Посуда»
Из тарелок, как один, (Ладони вместе перед собой «тарелка».)
Суп мы ложками едим. (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)
Вилкой кушаем котлеты, (Указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец придерживает безымянный и мизинец –«держим вилку».)
Ножик режет нам омлеты. («Режем» прямой ладонью взад-вперёд.)
;Продукты питания»
Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают пальцы.)
А из теста мы слепили (Прихлопывают ладонями, «лепят».)
Пирожки и плюшки, (Поочерёдно разгибают пальцы, начиная с мизинца.)
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи –(Обе ладони разворачивают вверх.)
Всё мы испечем в печи.
Очень вкусно! (Гладят животы.)
;Зима»
Снег ложится на дома, (Руки разводим в стороны, ладонями вниз.)
Улицы и крыши. (Руки «домиком».)
Тихо к нам идёт зима, (Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)
Мы её не слышим... (Рука за ухом.)
;Зимние забавы»
Что зимой мы любим делать? (Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.)
В снежки играть,
На лыжах бегать,
На коньках по льду кататься,
Вниз с горы на санках мчаться.
;Новогодний праздник»
Здравствуй, Дедушка Мороз! (Ладонь поглаживает подбородок
–«бороду» Деда Мороза.)
Что в подарок нам принёс? (Руки вперёд ладонями вверх.)
Громкие хлопушки, (Хлопнуть в ладоши.)
Сладости, игрушки. (Вертим кистями.)
;Части тела»
У меня есть голова, (Слушаем стихотворение и указываем на соответствующие части тела.)
Грудь, живот, а там –спина,
Ножки –чтобы поскакать,
Ручки –чтобы поиграть.
;Домашние животные»
Вот, убрав царапки, («Моем руки».)
Кошка моет лапки.
Мордочку и ушки (Круговые движения ладонью по лицу.)
На своей макушке. (Чуть согнутые ладошки движутся за ушами
–показываем, как кошка моет ушки.)
;Детёныши домашних животных»
Побежали вдоль реки (Двигают указательными и средним и пальцами по поверхности стола двигаются от себя к краю. Повторяют несколько раз.)
Котята наперегонки.
;Дикие животные наших лесов»
Заяц и ёжик навстречу друг другу (Указательные и средние пальцы обеих рук «идут» навстречу друг другу.)
Шли по дорожке по полю, по лугу.
Встретились –и испугались они. (Стукнуть кулачками.)
Быстро бежали –поди догони! (Снова пальцы «идут», но теперь в разные стороны.)
;Детёныши диких животных»
Это зайчонок, это бельчонок, (Сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца.)
Это лисёнок, это волчонок,
А это спешит, ковыляет спросонок (Вращают большим пальцем.) Бурый, мохнатый,
Смешной медвежонок.
;Домашние и дикие животные»
Зайка –ушки на макушке –(Руки у висков, указательные и средние пальцы выпрямлены–«ушки».)
Скачет, скачет по опушке. (Руки щепотью вниз у груди –«скачет».)
Шёл за ним колючий ёжик, (Переплели пальцы и пошевелили.)
Шёл по травке без дорожек,
А за ёжиком –краса –(Плавные движения руками перед собой.)
Рыжехвостая лиса.
;День Защитника Отечества»
Илья Муромец –(Приосаниться.)
Добрый молодец. (Показать бицепсы.)
Зорко в даль глядит (Рука козырьком.)
Да врагов разит. («Бросить копьё».)
;Дикие животные жарких стран»
Хобот носит только он –(Рукой плавно двигаем перед собой –изображаем хобот.)
Лопоухий серый слон. (Приставляем руки к ушам.)
;Мамин праздник»
Мамочка хорошая, (Воздушный поцелуй над ладонью.)
Мамочка любимая! (Поцелуй над другой ладонью.)
Очень я её люблю, (Сдуваем с ладони поцелуй.)
Поцелуи ей дарю! (Сдуваем поцелуй с другой ладони.)
;Домашние птицы»
Зёрна курочка клюёт, (Обе ладошки вместе отклоняем от себя.)
И цыплятки тут как тут. (Щепотки «клюют» по очереди.)
В воду уточка нырнёт, (Ладошки вместе «ныряют» вперёд.)
А цыплятки не нырнут. (Погрозили пальчиком.)
;Домашние птицы и их детёныши»
Есть у курицы цыплёнок, (Большим пальцем поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца.)
У гусыни есть гусёнок,
У индюшки –индюшонок,
А у утки есть утёнок.
У каждой мамы малыши –(Перебирают пальцы по очереди.)
Все красивы, хороши.
;Дикие птицы»
Дятел дерево долбит: (Одна ладонь прямая –это «дерево», другая –
«дятел» -кулачком стучите о неё.)
Тук-тук-тук.
Целый день в лесу стоит (Смена рук.)
Стук-стук-стук.
;Наш дом»
Этот дом –одноэтажный. (Разгибают пальцы из кулака, начиная с мизинца.)
Этот дом –он двухэтажный.
А вот этот –трёхэтажный.
Этот дом –он самый важный:
Он у нас пятиэтажный.
;Мебель»
На кроватке мы поспали, (Руки под щёку.)
Вещи в шкаф уже убрали. (Свободно двигаем руками –«убираем вещи».)
Мы на стуле посидели (Ладонью одной руки накрываем кулак другой.)
И за столиком поели. (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)
;Транспорт»
По шоссе идут машины, (Крутим воображаемый руль.)
Поасфальту едут шины. (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.)
По дороге не беги, (Погрозили пальцем.)
Я скажу тебе: «Би-би». (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен
–«сигналим».)
;Весна»
Вот уж две недели (Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.)
Капают капели.
Снег на солнце тает (Руки ладонями вниз разведены в стороны.)
И ручьём стекает. (Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.)
;Насекомые»
Мы пошли гулять на луг, («Идём» указательными и средними пальцами обеих рук.)
А по лугу ползал жук! (Одна рука «ползёт» по бедру или по одной руке.)
;Лето»
Солнцем ласковым согрето, («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)
За весной приходит лето.
Будем в озере нырять («Ныряем» соединёнными вместе ладонями от груди вперёд.)
И цветочки собирать. («Срываем» одной рукой и «собираем» в другую.)
;Цветы»
Ромашки белые цветки –(Ладонь вперёд, пальцы раздвинуть –это«ромашка».)
Как пальцы маленькой руки.
И вот слетаются жуки (Перебираем пальцы «руки-ромашки» по одному.)
Считать ромашки лепестки.
;Космос»
Утро –солнце всходит. (Поднимаем растопыренную ладошку.)
Ночь –луна приходит. (Поднимаем другую руку, пальцы полукругом –«месяц)
«Ладушки – ладушки» . | Цель: формировать у ребёнка положительный эмоциональный настрой на совместную работу, развивать ощущение собственных движений. Ход игры: Ладушки – ладушки! (хлопаем в ладоши, сопровождая действия Пекла бабка оладушки. стихотворным текстом). Маслом поливала, Детушкам давала. Хороши оладушки У нашей милой бабушки! |
«Сорока – сорока» | Цель: Активизировать движения пальцев рук. Ход игры: Сорока – сорока (указательным пальцем правой руки выполняются Кашу варила, движения по ладони левой руки. Действия Деток кормила. сопровождаются словами, загибаем пальчики Этому дала, Мизинец, Этому дала, Безымянный, Этому дала, Средний, Этому дала, Указательный, Этому дала. Большой. |
«Как у нашего кота…» | Цель: Учить выполнять игровые задания, развивать мелкую моторику рук. Ход игры: Как у нашего кота ( дети выполняют движения, сопровождая их Шубка очень хороша, стихотворным текстом) Как у котика усы Удивительной красы. Глаза смелые, Зубки беленькие. |
«Этот пальчик – бабушка» | Цель: Активизировать движения пальцев рук. Ход игры: Этот пальчик – бабушка, (загибаем и разгибаем пальчики попеременно на Этот пальчик – дедушка, правой и левой руке, сопровождая движения Этот пальчик – папочка, словами) Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я, Вот и вся моя семья! |
«Где же ручки» | Цель: Активизировать движения пальцев рук. Ход игры: Где же, где же наши ручки, Прячут руки за спиной Наши ручки, наши ручки? 2 раза Пляшут, пляшут наши ручки, Выполняют движения «фонарики» Пляшут, пляшут наши ручки. Поплясали стоп! Где же, где же наши ножки, Приседая, закрывают ножки руками. Наши ножки, наши ножки? 2 раза Пляшут, пляшут наши ножки! Дети топают ножками Пляшут, пляшут наши ножки. Поплясали стоп! Где же, где же наши детки… Закрывают лицо ладонями Вот детки, наши детки… Хлопают ладонями по груди Пляшут, пляшут наши детки… Подпрыгивают на месте. Поплясали, стоп! | |
«Шерстяной мячик» | Цель: Развивать моторику обеих рук. Ход игры: Предложить ребенку спрятать шерстяной мячик, сжав его в кулачке (нагрузка даётся попеременно на каждую руку). Виды упражнений: Кистью руки отталкивать мячик; Перекатывать мячик по столу. | |
«Водичка, водичка…» | Цель: Развивать моторику обеих рук. Ход занятия: Движения выполняются в соответствии с текстом. Водичка, водичка… Подставить ладони под воображаемую струю воды Умой моё личико. Ладонями «умываем» лицо Чтобы глазки смотрели, Поморгать глазками Чтобы щечки краснели. Потрите ладонями щеки И кусался зубок. Пощёлкать зубами Чтоб смеялся роток Широко улыбнуться | |
«Пальчик о пальчик» | Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы. Ход занятия: Пальчик о пальчик тук да тук 2 раза Хлопай, хлопай, хлопай хлопают в ладоши Ножками топай, топай 2 раза Спрятались, спрятались закрыть лицо руками Пальчик о пальчик тук да тук 2 раза |
Ноябрь
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы. Ход игры: | |
«Сидит белка на тележке» | Цель: Развивать моторику обеих рук. Ход игры: Дети левой рукой загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца: Сидит белка на тележке, Продаёт она орешки: Загибает: Лисичке-сестричке, Большой палец, Воробью, Указательный палец, Синичке, Средний палец, Мишке толстопятому. Безымянный, Заиньке усатому. Мизинец. |
«Капуста» | Цель: Развивать моторику обеих рук. Ход игры: Мы капусту рубим, рубим, Движения прямыми ладонями,( соединить вместе, в форме топорика) вверх, вниз, ударяя об коленки. Мы капусту трём, трём, Потирать кулачками об ноги, выше колен Мы капусту солим, солим, Поочерёдное поглаживание подушечек пальцев Мы капусту жмем, жмём. Сжимать и разжимать кулачки, направляя их по ногам. |
«Пальчики»
| Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы. Ход игры: Поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке. Раз – два – три – четыре – пять – Вышли пальчики гулять. Раз – два – три – четыре – пять – В домик спрятались опять. |
«Перчатка» | Цель: Активизировать движения пальцев рук. Ход игры: Весёлая мышка ладонь раскрыта, пальцы растопырены (перчатка). Поворачивают Перчатку нашла, руки то ладонью, то тыльной стороной вперёд. Гнездо, в ней устроив, ладони смыкаются «ковшом». Ладони раскрываются, смыкаясь Мышат позвала. боковыми сторонами. Сгибают – разгибают пальцы (зовущий жест) Им корочку хлеба кончиком большого пальца поочередно нажимать на кончики Дала покусать, остальных пальчиков Отшлёпала/погладила всех большой палец гладит остальные (скользящим движением от мизинца к указательному. И отправила спать. Ладони прижаты друг к другу, кладутся под щёку (спят). На слово «отшлёпала» - стучать (шлёпать) подушечкой большого пальца по остальным. | |
"Дом" | .Цель: Активизировать движения пальцев рук Ход игры: Стук- стук-стук- постук, раздается где-то стук. Молоточки стучат, строят домик для бельчат. (стучать кулачками друг о друга) Вот с такою крышей (ладошки над головой) Вот с такими стенами (ладошки около щечек) Вот с такими окнами (ладошки перед лицом) Вот с такою дверью (одна ладошка перед лицом) И вот с таким замком (сцепили ручки). | |
«Два маленьких кузнечика…» | Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы. Ход игры: Два маленьких кузнечика Указательными и средними пальцами обеих рук Потопали на речку. «шагаем» по столу Воды они боялись Поглаживаем ладонями поверхность стола. И в речке не купались. На скрипочках играли – Поочередно ребром одной ладони растираем Всех рыбок распугали. боковую поверхность указательного пальца другой. | |
«Маленькая мышка» | Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы. Ход игры: Маленькая мышка бегут пальцами обеих рук по столу или коленям По городу бежит. Глядит ко всем в окошки, сложив пальцы рук круглым окошечком, заглядывают в него И пальчиком грозит: грозят пальчиком «А кто не лёг в кроватку? Руки прижаты ладонями друг к другу. Лежат на тыльной стороне одной из рук на столе (коленях) А кто не хочет спать? Переворачивают руки на другой «Бок» Такого непослушного щекочут пальчиками то одну, то другую ладошку Я буду щекотать!» |
«Паучок» . | Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы. Ход игры: Руки скрещены. Пальцы каждой руки «Бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки. Паучок ходил по ветке, А за ним ходили детки. Дождик с неба вдруг полил, кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение (дождик) Паучков на землю смыл. Хлопок ладонями по столу/коленям Солнце стало пригревать, ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качают руками (солнце светит) Паучок ползёт опять, действия аналогичны первоначальным А за ним ползут все детки, Чтобы погулять по ветке. «Паучки» ползают по голове |
«Червячки» | Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы. Ход игры: Ладони лежат на коленях или столе. Раз, два, три, четыре, пять. Пальцы; сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение Червячки пошли гулять. ползущей гусеницы) Раз, два, три, четыре, пять, идут по столу указательным и средним пальцами Червячки пошли гулять. (остальные пальцы поджаты к ладони) Вдруг ворона подбегает складывают пальцы щепоткой качают ими вверх вниз Головой она кивает, Каркает: «Вот и обед!» раскрывают ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх Глядь – а червячков уж нет! Сжимают кулачки, прижимают их к груди. |
«Шалун» | Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы. Ход игры: На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке. На следующие четыре строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов. Со словами седьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать. Наша Маша варила кашу. Кашу сварила, малышей кормила: Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала. Он много шалил. Свою тарелку разбил. |
«Лягушка – попрыгушка» | Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы. Ход игры: Лягушка – попрыгушка, смыкаем пальцы обеих рук и изображаем лягушачьи Глазки на макушке, рты (большой палец выполняет функцию нижней А все её слова – челюсти), которые то раскрываются, то закрываются. Только «Ква!» да «Ква!». А щёки раздувает И рот свой разевает, Чтоб комары и мушки одной рукой продолжаем изображать рот лягушки, Летели в рот лягушке. а пальцами другой поочерёдно «попадаем» в этот «рот» |
«На лесной лужайке» | Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы. Ход игры: На лесной лужайке Раскрываем ладони, поднимаем руки и машем Разыгрались зайки: расслабленными кистями Лапками хлопали, Хлопаем в ладоши, притопываем ногами Ножками топали, разгибаем сомкнутые пальцы обеих рук Выше всех скакали, Поочерёдно поднимаем высоко над столом и опускаем то одну, то другую руку Глазками глядели, Машем руками Песенку пропели: «Ля-ля-ля! Ля-ля-ля! Ля-ля-ляйки!» Ах, какие весёлые зайки! | |
«В домике живёт волчок» | «В домике живёт волчок» .Цель: Активизировать движения пальцев рук Ход игры: В домике живёт волчок, Из обеих кистей рук делаем «подзорную трубу» или Он глядит на вас в глазок, «бинокль» и приставляем к глазам Может дверку приоткрыть Из одной ладони делаем «волчью пасть», а пальцы И за пальчик укусить. другой руки подносим к «пасти» и захватываем их ею, выполняя поглаживающие движения подушечками. Если больно, то немножко Легкими движениями растираем ладони одна о другую Разотри свои ладошки! | |
«Избушка на лужочке» | Цель: Активизировать движения пальцев рук. Ход игры: Избушка на лужочке, Делаем «домик» из обеих рук, соединяя их подушечками пальцев и основаниями ладоней. Двери на замочке. Соединяем пальцы в замок Ключик быстро подберём Выполняем вращение большими пальцами обеих рук И избушку отопрём. (один вокруг другого), не размыкая замка. Отряхнём ладошки, Размыкаем пальцы, расслабляем ладони и лёгкими Отдохнём немножко. движениями встряхиваем их | |
«Встали пальчики» | Цель: Активизировать движения пальцев рук. Ход игры: Поочерёдно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных – «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжимать, широко расставив пальцы в стороны. Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик – прыг в кровать. Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж заснул. Встали пальчики – «Ура!» В детский сад идти пора! |
«Пальчики здороваются» | Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы. Ход игры: Кончиком большого пальца правой руки поочерёдно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой. Я здороваюсь везде – Дома и на улице. Даже «здравствуй!» говорю Я соседней курице. Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочерёдно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев. Повстречал ежонка ёж: «Здравствуй, братец! Как живешь?» |
«Кольцо» | Цель: Активизировать движения пальцев рук. Ход игры: Большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные развести в стороны. Выйду на крылечко, Вынесу колечко. Я его вместо игрушки Подарить хочу Валюшке. |
«Вымыли мы ручки» | «Вымыли мы ручки» Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы. Ход игры: Вымыли мы ручки, Имитируем мытьё рук, наклоняемся и растираем Вымыли мы ножки, руками щиколотки Поиграли в ладушки, Хлопаем в ладоши Ладушки – ладошки! Во дворе цыплятам Пальцами, собранными в щепоть, как будто крошим Накрошили крошек, хлеб Поиграли снова Хлопаем в ладоши В ладушки – ладошки! Гладили котёнка Ладонью одной руки поглаживаем тыльную сторону Чистыми ладошками, другой, затем меняем руки и повторяем действие С ними поиграли Хлопаем в ладоши В ладушки – ладошки! Улеглись ладошки Кладём кисти рук на стол ладонями вниз Прямо на дорожку… Как они устали – Ладонью одной руки поглаживаем тыльную сторону Ладушки – ладошки! другой, затем меняем руки и повторяем действие |
«Крылья нашей мельницы» | Цель: Активизировать движения пальцев рук. Ход игры: Крылья нашей мельницы Прижимаем друг к другу ладони и выполняем У ветерка как пленницы – растирающие вращательные движения. Пальцы Как ветер переменится при этом не соприкасаются Так повернётся мельница. |
«Пляшут в кухне на стене» | Цель: Активизировать движения пальцев рук. Ход игры: Пляшут в кухне на стене Подушечками пальцев обеих рук «бегаем» по столу или Солнечные зайчики. стене А у Маши расшалились Пальцами одной руки «бегаем» по ладони другой Маленькие пальчики. Быстро бегают они Пальцами одной руки поглаживаем ладонь другой По Машиной ладошке. Успокойтесь, шалуны, Отдохнём немножко! Повторяем все действия для второй руки. | ||
«Мои веселые пальчики» | Цель: Активизировать движения пальцев рук. Ход игры: Мои пальчики расскажут, Все умеют, все покажут. Пять их на моей руке. Все делать могут, Всегда помогут. Они на дудочке играют, Мячик бросают, Белье стирают, Пол подметают, Они считают, Щиплют, ласкают, Мои пальцы на руке. На первые две строчки – поднять руки вверх и поворачивать ладони внутрь и наружу. Затем хлопать в ладоши. Далее подражать движениям, соответствующим содержанию текста. | ||
«Повстречались» | Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы – Ход игры Повстречались два котенка: «Мяу-мяу» (постучать мизинчиками друг о дружку и соединить кончики пальцев) - Повстречались два щенка: «Ав-ав» (тоже безымянными пальчиками) - Повстречались два жеребенка: «И-го-го»(тоже средними пальчиками) - Повстречались два тигренка: «Р-р-р» (тоже указательными пальчиками) - Повстречались два теленка: «Му-у!» (тоже большими пальцами) - Покажи, какие у них рога, (указательные пальцы приложить к голове и изобразить рога). | ||
«Идет коза рогатая» | Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы. Ход игры: Идет коза рогатая, изобразить рога, вытянув вперед указательный палец и мизинец Идет коза бодатая, Ножками топ-топ, кончиками пальцев обеих рук постукивать по столу либо по коленкам Глазками хлоп-хлоп. хлопаем в ладоши Кто каши не ест, изобразить рога, вытянув вперед указательный палец и мизинец Молока не пьет, Того коза Забодает, забодает! | ||
«Котятки» | Цель: Активизировать движения пальцев рук. Ход игры: Все котятки мыли лапки: |
«Дарики-комарики» | Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы. Ход игры: Дарики, дарики, |
«Два медведя» | Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы. Ход игры: Сидели два медведя Показывает ручками, как мешал муку и На тоненьком суку. как упали, затем показываем на нос, рот Один мешал сметану, и так далее по тексту. Другой месил муку. Раз ку ку, два ку ку Оба шлёпнулись в муку! Нос в муке, рот в муке, Ухо в кислом молоке! |
«Помощник» | Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы. Ход игры: Раз, два, три, четыре, пять. Хлопают в ладоши, ударяют кулачок об кулачок. Мы посуду перемыли: Одна ладонь скользит по другой. Чайник, чашку, ковшик, ложку Загибают пальцы по одному на каждое название И большую поварешку. посуды. Мы посуду перемыли, Одна ладонь скользит по другой. Только чашку мы разбили, Загибают пальчики. Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился, Ложку мы чуть-чуть сломали. Так мы маме помогали. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека общеразвивающих упражнений для детей группы раннего возраста (2 - 3 года)
Картотека общеразвивающих упражнений длязанятий физкультуры с детьми раннего возраста. Картотека созданна по метадическим разработкам Г. И. Винниковой (используемая литература: занятия с детьми 2...

Пальчиковые игры для детей группы раннего возраста
Простые и веселые пальчиковые игры для развития моторики Вашего малыша. Известно что существует прямая связь между развитием мелкой моторики и развитием мышления ребенка. Чем более...

Пальчиковые игры для детей группы раннего возраста
Пальчиковые игры для детей— это не только стимул для развития речи и мелкой моторики рук, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры б...

Картотека "Пальчиковых игр" для детей группы раннего возраста.
Пальчиковые игры -это массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног. Вы можете просто почитать их малышам и попросить подвигать пальчиками так, как они захотят....

Картотека пальчиковых игр во второй группе раннего возраста по лексическим темам
В картотеке подобраны пальчковые игры для детей раннего возраста по лексическим темам....

Картотека "Пальчиковая гимнастика " во второй группе раннего возраста
Картотека "Пальчиковая гимнастика " во второй группе раннего возраста...