Картотека "Пальчиковых игр" для детей группы раннего возраста.
картотека (младшая группа)
Пальчиковые игры -это массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног. Вы можете просто почитать их малышам и попросить подвигать пальчиками так, как они захотят.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_palchikovyh_igr_v_gruppe_rannego_vozrasta.docx | 153.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека «Пальчиковых игр»
в группе раннего возраста.
Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята более старшего возраста играют молча.
Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы!
Так что же такое пальчиковые игры? Все помнят стишок из детства: «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали…». Так учителя проводили физкультминутки на уроках в начальной школе. Этот стишок и есть прообраз пальчиковых игр.
По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног. Вы можете просто почитать их малышам и попросить подвигать пальчиками так, как они этого хотят.
Для лучшего восприятия стихи рекомендуется читать наизусть. Необходимо, чтобы дети не только видели ваше лицо, но и наблюдали за впечатлением от текста стихотворения и от самой пальчиковой игры. Ничто не должно малышам мешать слушать.
Пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, т. к. при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.
Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.
«КУРОЧКА»
Курочка - рябушка
По двору гуляла,
По двору гуляла,
Цыпляток считала.
- Раз, два, три, четыре, пять!
Посчитаю их опять:
Раз, два, три, четыре, пять!
Не спеша «проходятся» указательным и средним пальцем по бедра.
Загибают пальчики на одной руке.
Грозят указательным пальце.
Загибают пальчики на другой руке.
«МЫШКИ»
Вот как наши ребятишки
Расшалились, словно мышки:
Ловко пальчиками трут,
Словно лапками скребут.
«Ш – ш – ш…»
Дети «скребут» пальчикам по бедрам.
Трут ладошкой о ладошку.
«СОРОКА-БЕЛОБОКА»
Сорока – белобока
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала!
Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил –
Тебе нет ничего!
Дети на ладошке «варят» кашу.
Поочередно загибают пальцы с мизинца.
Показывают большой палец.
Грозят указательным пальцем, большому пальцу.
Разводят обе руки в стороны.
«ЦВЕТОЧКИ»
Как в лесу на кочке
Расцвели цветочки.
Цветики, цветики,
Цветики, цветочки
С ветерком шептались
Солнцу улыбнулись!
Выпускают пальчики из кулачков.
«Фонарики».
Трут ладошку об ладошку.
Кивают головками.
«ПИРОГ»
Падал снег на порог.
Кот слепил себе пирог.
А пока лепил и пек,
Ручейком пирог утек.
Пирожки себе пеки
Не из снега – из муки.
Дети плавно опускают руки сверху вниз.
Показывают как пекут пирог.
Делают волнообразные движения руками.
Грозят указательным пальцем.
Покачивают пальцем из стороны в сторону.
«НА ЛЕСНОЙ ЛУЖАЙКЕ»
На лесной лужайке
Разыгрались зайки:
Лапками хлопали,
Ножками топали,
Ушками махали,
Выше всех скакали.
Глазками глядели,
Песенку пропели:
Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!
Ля-ля-ляйки!
Ах, какие мы веселые зайки!
Показываем «ушки зайчика».
Хлопки.
Топают ногами.
Делаем «ушки зайчика» и махаем кистями рук.
Прыжки на двух ногах.
Руки к глазам «хлопаем глазками».
Болтаем руками.
«КИСКА»
Есть у киски глазки
Есть у киски ушки
Есть у киски лапки,
Мягкие подушки.
Киска, киска, не сердись
Не царапай деток,
Брысь!
Показывают свои глазки.
Показывают ушки и шевелят ими.
Сжимают и разжимают кулачки.
Грозят пальчиком.
Хлопок в ладоши.
«СЕМЬЯ»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья.
Большой
Указательный
Средний
Безымянный
Мизинец
Хлопать в ладоши.
«КЛЕН»
Ветер тихо клён качает,
Вправо, влево наклоняет:
Раз — наклон и два — наклон,
Зашумел листвою клён.
Пальчики растопырены и тянутся вверх.
Качаем ладошками вправо-влево.
Наклоняем влево — вправо ладошки низко-низко.
Пошевелить пальчиками.
«ПО ГРИБЫ»
Один, два, три, четыре, пять,
Мы идём грибы искать!
(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик всё съел,
Оттого и потолстел.
«ТОРТ»
Тесто ручками помнем,
Сладкий тортик испечем сеpединку смажем джемом,
А верхушку — сладким кpемом
И кокосовою кpошкой
Мы присыплем торт немножко
А потом заваpим чай —
В гости друга пpиглашай!
Сжимаем-разжимаем пальчики.
Как будто мнем тесто.
Кpуговые движения ладошками по столу.
Круговые движения ладошками друг об друга.
Сыплем "крошку" пальчиками обеих рук.
Одна рука пожимает другую.
«ЗИМА»
Раз, два, три, четыре, пять
Собираемся гулять.
Катя саночки везет
От крылечка до ворот,
А Сережа по дорожке
Девочки и мальчики
Прыгают как зайчики.
Дети по очереди разгибают пальчики,
сжатые в кулачок.
Дети показывают растопыренные пальцы руки.
Провести указательным и средним пальцами по столу.
Сложив пальчики «щепоткой»,
«БУДЕМ ПАЛЬЧИКИ СЧИТАТЬ»
Раз, два, три, четыре, пять
Будем пальчики считать.
Крепкие и дружные
Все такие нужные.
На другой руке опять
Пальчики быстрые
Хотя не очень чистые.
Дети загибают пальчики на левой руке.
Сжимают и разгибают кулачки.
Дети загибают пальчики на правой руке.
Сжимают и разгибают кулачки.
«ПОСЧИТАЕМ»
(сжимаются и разжимаются пальчики обеих рук поочерёдно)
Один-два-три-четыре-пять,
Буду транспорт я считать:
Автобус, лодка и мопед,
Мотоцикл, велосипед,
Автомобиль и самолёт,
Корабль, поезд, вертолёт.
«В ДЕТСКИЙ САД ИДТИ ПОРА»
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора.
Дети поочередно загибают пальчики
руки.
Дети машут кистями рук.
«НАШИ РУЧКИ»
Где же наши ручки?
Где же наши ручки?
Где же, где же наши ручки?
Нету наших ручек.
Вот, вот наши ручки,
Вот наши ручки.
Вытягивают ручки вперед.
Показывают ручки.
Спрятали ручки за спину.
Опять показывают ручки.
«КОШКИ — МЫШКИ»
Вот кулак,
А вот – ладошка,
На ладошку села кошка.
Села мышек посчитать,
Раз, два, три, четыре пять.
Мышки очень испугались,
В норки быстро разбежались
Показать кулак левой руки.
Раскрыть пальцы, ладонь вверх.
«Ногти» правой руки водят по ладошке левой.
Правой рукой загибать по одному пальцу левой.
Вращать кулаком.
Спрятать кулак под правую подмышку.
«ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»
Это зайчонок, это бельчонок,
Это лисёнок, это волчонок,
А это спешит, ковыляет спросонок
Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.
С мизинца- к большому пальцу
«ОЧКИ»
Бабушка очки надела,
И детишек разглядела.
И детишки очки надели,
Бабушку разглядели.
Колечки подносят к глазам.
Дети повторяют действия за воспитателем.
«ПАЛЬЧИКИ»
У девочек и мальчиков,
На руке пять пальчиков:
Палец большой - парень с душой,
Палец указательный - господин влиятельный,
Палец средний - тоже не последний.
Палец безымянный - с колечком ходит чванный,
Пятый - мизинец, принёс вам гостинец
«ПАРОХОД»
Пароход плывет по речке,
И пыхтит он словно печка:
Пых, пых…
Дети обе сложенные ладони
поворачивают влево и вправо, повторяют за взрослым: «Пых.»
«НАДОЕЛИ НАМ ДОЖДИ»
Дождик, дождик! Подожди!
Надоели нам дожди!
Ты по крышам зачастил,
Ребятишек разбудил.
Дети по очереди поворачивают ладошки кверху и пальцами другой руки имитируют капельки дождя, повторяя за взрослым.
«ЛАДУШКИ, ЛАДОШКИ»
Ладушки, ладушки,
Пекла мама оладушки,
Маслом поливала,
Деткам давала: «На-на-на»
Дети хлопают в ладошки и повторяют слова: «На-на-на"
«РЫБКИ»
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся,
Разожмутся,
То зароются в песке.
Имитировать движения в соответствии с текстом, повторяя за взрослым слова текста.
«АПЕЛЬСИН»
Мы делили апельсин
Апельсин всего один.
Это долька для кота,
Это долька для ежа,
Это долька для улитки,
Это долька для чижа,
Ну а волку – кожура.
Начиная с мизинца, загибать попеременно все пальцы.
«ЗАМОК»
На двери висел замок
Кто открыть его бы мог?
Покрутили.
Постучали
И открыли.
Ритмичные быстрые соединения пальцев двух рук в замок.
Пальцы в замке, руки тянутся в разные стороны.
Движения сцепленными пальцами от себя, к себе.
Пальцы сцеплены, основания ладоней стучат.
Пальцы расцепляются, ладони в сторону.
«БЕЛОЧКА»
Я – белка в шубке меховой,
Пушистый хвост –
Помощник мой,
Он помогает мне скакать
Везде успею побывать.
Прыг-скок, прыг-скок.
Дети проводят ворсом кисточки по ладошке и повторяю слова за взрослым:
«Прыг-скок, прыг-скок»
«КАТЯ ГУЛЯЕТ»
Раз, два, три, четыре, пять.
Собираемся гулять.
Завязали Катеньке
Шарфик полосатенький.
Катя по дорожке идет
Топ- топ- топ.
Дети катают карандаш между ладонями
и повторяют слова: «Топ- топ- топ».
«ПРИШЛА ВЕСНА»
Как на лугу, лугу,
По зеленому лугу
Разливается вода,
Расстилается трава,
Расстилается трава,
Трава шелковая.
Дети проводят ворсом щетки по наружной кисти от кончиков пальцев до запястья, повторяют за взрослым слова текста.
«КАПУСТКА»
Мы капустку рубим, рубим,
Мы капустку солим, солим
Мы капустку трем, трем
Мы капустку жмем, жмем.
Движения ладонями вверх, вниз.
поглаживание подушечек пальцев.
потираем кулачок о кулачок.
сжимаем и разжимаем кулачки
«ЭТОТ ПАЛЬЧИК ХОЧЕТ СПАТЬ»
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик крепко спит
Тише дети, не шумите,
Пальчики не разбудите.
Дети загибают пальчики, начиная с мизинца
«ЛОШАДКИ»
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы как лошадки
Чок-чок-чок.
Чок-чок-чок.
Скачет резвый табунок
Пальцы скачут по столу,
повторяя текст за взрослым:
«чок-чок,чок»
«КОЛОКОЛЬЧИКИ»
Динь-динь, динь-динь
Дни подряд
Колокольчики звенят.
Динт-динь, динь- динь.
У ребенка в ладонях грецкий орех.
Круговыми движениями кистей рук
ребенок выполняет движения за взрослыми и повторяет слова текста.
«МАЛЬЧИК-ПАЛЬЧИК»
Мальчик – пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем песни пел.
На первую строку показать большие пальцы обеих рук и соединить их.
Затем поочередно загибать пальцы рук.
«ЧЕЛОВЕЧКИ»
Побежали вдоль реки,
Дети на перегонки.
Побежали, побежали
Никого мы не догнали.
Пальцы сначала одной руки бегут
по поверхности стола, потом пальцы
другой руки бегут по столу.
«БЕЛКА»
Сидит белка на тележке,
Раздает она орешки.
Лисичке – сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Все пальчики кланяются.
«ИЗ-ЗА ЛЕСА, ИЗ-ЗА ГОР»
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
Пальчики передвигаются по столу с разным темпом
«ЗИМНЯЯ ПРОГУЛКА»
Очень холодно зимой,
Но мы пойдем гулять с тобой.
Я надену шубку,
Я надену шарфик,
И еще платок,
А потом красивые,
Теплые пушистые,
Крошки – рукавички
На ручки натяну.
Загибают поочередно левой руки, начиная с мизинца.
«НА ПОЛЯНКЕ ДОМ СТОИТ»
На поляне дом стоит
Путь к нему пока закрыт
Мы ворота открываем
В этот домик приглашаем.
Сложить ладони домиком, так, чтобы
большие пальцы не соприкасались.
Большие пальцы опускаются и
соприкасаясь друг с другом.
Пальцы по-прежнему под углом,
только широко расставлены.
«ДРУЖАТ НАШИ ДЕТИ»
Дружат наши дети
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Дети загибают пальчики, начиная с мизинцем.
«УЛИТКА, УЛИТКА»
Улитка, улитка!
Дам кусочек пирога,
Пышки
Ватрушки,
Сдобные лепешки,
Покажи свои рога,
Высуни рожки.
Сжать все пальчики в кулак.
Разжать пальчики, перевернуть руку ладонью вверх. Загибается мизинец.
Загибается средний палец. Загибается безымянный палец. Загибается указательный палец. Все пальчики согнуты, появляются указательный и мизинец «рожки» улитки.
«ЗА РАБОТУ»
Ну-ка братцы, за работу,
Покажи свою охоту.
Большаку дрова рубить,
Печи все тебе топить,
А тебе воду носить,
А тебе обед варить,
А тебе посуду мыть.
А потом всем песни петь,
Песни петь да плясать,
Наших деток забавлять.
Поочередно загибать пальцы, начиная с большого пальца.
Энергично шевелить пальцами.
«ДВЕ ВЕСЕЛЫЕ ЛЯГУШКИ»
Две веселые лягушки
Ни минуты не сидят,
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.
Дети сжимают руки в кулачки и кладут
их на стол пальцами вниз. Резко разжимают пальцы (руки как бы подпрыгивают над столом) и кладут ладони на стол. Затем резко сжимают кулачки и опять кладут их на стол.
«С ДОБРЫМ УТРОМ!»
С добрым утром, глазки.
Вы проснулись?
С добрым утром, ушки.
Вы проснулись?
С добрым утром, ручки.
Вы проснулись?
С добрым утром, ножки.
Вы проснулись?
С добрым утром, солнце.
Мы проснулись!
Дети поглаживают глазки, смотрят в бинокль.
Прикладывают ладони к ушкам.
Поглаживают, кисти рук, хлопают в ладоши.
Поглаживают ножки, притопывают.
Руки протягивают к солнцу и улыбаются
«ПЯТЬ ПАЛЬЧИКОВ»
У детишек – шалунишек,
Девочек и мальчиков,
Знаем мы, на каждой ручке
Пять веселых пальчиков.
Раз, два, три, четыре, пять.
Дети показывают ладони, покачивают
запястьями влево - вправо.
Поочередно загибают пальчики.
«СКОРЕЕ, МЫШКА, ДОМОЙ!»
Это мышка-норушка,
А это ее избушка
Скорее мышка домой
И дверь за собой закрой.
Взрослый шагает двумя пальчиками по руке малыша, щекочет под мышкой, потом под подбородком.
Все дети обычно опускают голову, стараются зажать пальцы.
«ДЯТЕЛ»
Вдруг в лесу раздался стук.
Это дятел долбит сук.
Он деревья не калечит,
Он деревья клювом лечит.
Дети постукивают по столу подушечкой указательного пальца правой руки.
Затем то же самое проделывают левой рукой.
«КОШКИ — МЫШКИ»
Вот кулак, ( показать кулак левой руки)
А вот – ладошка, (раскрыть пальцы, ладонь) вверх
На ладошку села кошка. (когти» правой руки водят по ладошке левой)
Села мышек посчитать,
Раз, два, три, четыре пять. (правой рукой загибать по одному пальцу левой)
Мышки очень испугались, (вращать кулаком)
В норки быстро разбежались (спрятать кулак под. правую подмышку)
«ЗАЙКА»
Зайка, зайка, где твой хвост? ( хлопки )
- Вот, вот, вот! ( руки за спиной )
Зайка, зайка, где твой нос? ( хлопки )
- Вот, вот, вот! ( показать нос )
Зайка, зайка, лапы где? ( хлопки )
- Вот, вот, вот! ( показать руки )
Зайка, зайка, ушки где? ( хлопки )
- Вот, вот, вот! ( показать ушки )
«ВОРОНА»
У вороны голова, ( руки на голове )
ва-ва-ва-ва ( 4 хлопка )
Клюв и крылья, ( руки у носа, «крылья» )
Хвостик, ноги, ( руки за спиной, топать )
оги-оги-оги-оги ( 4 хлопка )
«МАШИНКА»
Заведу мою машину ( «мотор» )
- Би-би-би, налью бензину. ( 3 хлопка, топать )
Крепко-крепко руль держу ( «держать руль» )
На педаль ногою жму. ( топать правой ногой )
«ПАРОВОЗ»
Ехал, ехал паровоз ( руки в «замок») большие пальцы вращаются
Прицепил вагон, повез. (сцепить указательные пальцы)
Ехал, ехал паровоз
Прицепил вагон, повез…………..
«КОРАБЛИК»
Вот плывет кораблик мой (руки – «полочка» покачиваются)
Он плывет ко мне домой (руки вперед, ладони сомкнуть углом)
Крепко я держу штурвал («держать штурвал»)
Я ведь главный капитан (4 хлопка)
«САМОЛЕТЫ"
Мы сегодня самолеты, (И.П. сидя на пятках, «мотор» (вращение руками)
Мы не дети, мы пилоты. (4 хлопка)
Руки – нос, и руки – крылья («нос», «крылья»)
Полетела эскадрилья. (встать, разбежаться, руки – крылья).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей группы раннего возраста «Воспитание коммуникативной культуры у детей группы раннего возраста»
Консультация...
Консультация для родителей группы раннего возраста «Воспитание коммуникативной культуры у детей группы раннего возраста»
Воспитание коммуникативной культуры у детей раннего возраста. Ребёнок от 1 года до 3-х лет активно растёт, развивается и набирается опыта. Находясь в окружении социума – семьи (родителей, старших...
Мастер – класс для родителей детей группы раннего возраста На тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»
Мастер – класс для родителей детей группы раннего возрастаНа тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»Составители: Короткова И.А.Бобылева П.В.ГБДОУ детский сад 97Ка...
Консультация для родителей группы раннего возраста «Воспитание коммуникативной культуры у детей группы раннего возраста»
В данной статье говорится о том, что задача взрослого вовремя и правильно начать обучение ребёнка навыкам общения....
Консультация для родителей группы раннего возраста «Воспитание коммуникативной культуры у детей группы раннего возраста».
Консультация для родителей группы раннего возраста «Воспитание коммуникативной культуры у детей группы раннего возраста»....
Рабочая программа образовательной деятельности детей группы раннего возраста. (Группа раннего возраста детского сада общеразвивающей направленности, полного дня пребывания).
Рабочая программа образовательной деятельности детей группы раннего возраста...
Консультация для родителей группы раннего возраста «Воспитание коммуникативной культуры у детей группы раннего возраста»
Консультация для родителей группы раннего возраста «Воспитание коммуникативной культуры у детей группы раннего возраста» Ребёнок от 1 года до 3-х лет активно растёт, развивается и набирает...