Картотека пальчиковых игр во второй группе раннего возраста по лексическим темам
картотека (младшая группа)
В картотеке подобраны пальчковые игры для детей раннего возраста по лексическим темам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_palchikovyh_igr_vo_vtoroy_gruppe_rannego_vozrasta.docx | 36.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам
во второй группе раннего возраста.
Не деля | Лексическая тема | |
Сентябрь | ||
1 | Здравствуй детский сад | «Пальчики здороваются» Пальчики правой руки по очереди «здороваются» с пальчиками левой, похлопывая друг друга кончиками. Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Мы живём в одном краю – Всех я вас приветствую! «Ладушки – ладушки, сладкие оладушки» Возьмите раскрытую ладошку ребенка в руку. Ладушки, ладушки, Пекла бабка оладушки, (Начертите пальцем на ладошке ребенка круг) Маслом поливала, Деткам раздавала: (поочередно загибайте пальчики, поглаживая от основания к кончикам) Маше - два, Саше - два, Ване - два, Тане - два, Коле - два. Хороши оладушки У нашей бабушки! «Сорока – сорока» Ход игры: Сорока – сорока (Указательным пальцем правой руки выполняются Кашу варила, движения по ладони левой руки. Действия Деток кормила. сопровождаются словами, загибаем пальчики Этому дала, Мизинец, Этому дала, Безымянный, Этому дала, Средний, Этому дала, Указательный, Этому дала. Большой «Ути-ути» Ути-ути, полетели, (берём руки малыша в свои и машем его ручками) На головушку сели, (кладём ладони ребёнка ему на голову Поклевали, поклевали, («клюём» голову ребёнка его пальцами) И домой улетели. (руки с головы убираем и разводим в стороны) «Кулачок» Как сожму я кулачок (сжимаем руку в кулак) Да поставлю на бочок! (ставим кулак с оттопыренным вверх большим пальцем) Разожму ладошку, (распрямлять кисть) Положу на ножку. (Рука кладется на колено ладонью вниз)
«Совушка-сова» Руки ребёнка обнимают его лицо и плавно поворачивают голову влево-вправо: Совушка-сова, Большая голова, На суку сидит, Во все стороны глядит, Да вдруг как полетит! (ручки в стороны и машем ими, как крыльями) «Мышонок» Сел мышонок на маслёнок, (ладонь правой руки накрывает левый кулачок) А маслёнок — липкий гриб. (вращаем левым кулачком, накрытым правой ладошкой) Посидел на нём мышонок (поелозить правой ладонью по кулачку) И прилип, прилип, прилип. («отрываем» ладонь от кулачка, а она обхватила кулачок и держится) «Мальчик – пальчик» Дети по очереди поглаживают пальцы, сначала на одной, а потом на другой руке. Пальчик – мальчик, где ты был? (Поглаживают большой палец Я на речке братьев мыл. Моют ручки, С этим братцем в лес ходил, Поглаживают указательный палец С этим братцем щи варил, Средний палец, С этим братцем кашу ел, Безымянный палец, С этим братцем песни пел. Мизинец) «Этот пальчик – бабушка» Этот пальчик – бабушка, (загибаем и разгибаем пальчики попеременно на правой и левой руке, сопровождая движения словами) Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я, Вот и вся моя семья! |
2 | ||
3 | ||
4 | ||
Октябрь | ||
1 | Осень к нам пришла | «Осенью» Ветры яблони качают. (Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы), пальцы разведены в стороны (кроны яблонь). Покачивать руками) Листья с веток облетают. (Кисти рук расслаблены, расположены параллельно столу. Плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность стола (листья опадают).) Листья падают в саду, Их граблями я гребу. Пальцы обеих рук подушечками опираются о поверхность стола (грабли). Приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу граблями |
2 | Осенние листочки | «Осенние листья» Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики, начиная с большого) Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки) Листья берёзы, Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, (загибают пальчики, начиная с большого) Листики дуба мы соберём, Маме осенний букет отнесём. («Шагают» по столу средними и указательными пальчиками) |
3 | Овощи | «Я – зелёная капуста», (Руки перед собой образуют круг.) Без меня в кастрюле пусто (Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю».) Листья снимете с меня, (Разводим руки в стороны.) И останусь только я! В огороде много гряд, (Сжимают и разжимают пальцы.) Тут и репа, и салат, (Загибают пальцы поочерёдно.) Тут и свёкла, и горох, А картофель разве плох? Наш зелёный огород (Хлопают в ладоши.) Нас прокормит целый год. «Мы капусту рубим» Мы капусту рубим, рубим, (ладошками рубим) Мы капусту трем, трем, (кулачки трут) Мы капусту солим, солим, (солим щепоткой) Мы капусту мнем, мнем, (пальчики сжимают и разжимают) И в баночку кладем. |
4 | Фрукты | «Лимончик» Жёлтый-жёлтый наш лимон, (Одноимённые пальцы соединяются подушечками – показываем лимон.) Кислым соком брызжет он (Пальцы резко разводим в стороны.) В чай его, положим (Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и «опускаем лимон в чай».) Вместе с жёлтой кожей (Пальцы в том же положении, делаем вращательные движения – «помешиваем чай») «Фрукты» Большой пальчик яблоки трясёт. (Кисти сжаты в кулак, разгибаем большой пальчик.) Второй их собирает. (Разгибаем указательный палец.) Третий их домой несёт. (Разгибаем средний палец) Четвёртый высыпает. (Разгибаем безымянный.) Самый маленький – шалун. (Разгибаем мизинец) Всё, всё, всё съедает. |
Ноябрь | ||
1 | Одежда | «Варежка» Маша варежку надела: (Сжать пальцы в кулачок) «Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал, (Все пальцы разжать, кроме большого) В свой домишко не попал». Маша варежку сняла: (Разогнуть большой палец). «Поглядите – ка, нашла! Ищешь, ищешь и найдёшь, (Сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец.) Здравствуй, пальчик, как живёшь?» Раз, два, три, четыре, пять Будем обувь считать: Раз – туфли, Ребенок загибает пальцы на руке. Два – сапожки, Три ботинки, Четыре – босоножки И, конечно, тапки – пять. Ножкам надо отдыхать. |
2 | Мой дом | «В домике» Стол стоит на толстой ножке (собрать из пальчиков «стол») Рядом стульчик у окошка («стул») Два бочонка под столом (обеими руками сделать «бочонки») Вот такой я видел дом! (ладонями сделать «дом»). «Дом» Стук- стук-стук- постук, раздается где-то стук. Молоточки стучат, строят домик для бельчат (стучать кулачками друг о друга) Вот с такою крышей (ладошки над головой) Вот с такими стенами (ладошки около щечек) Вот с такими окнами (ладошки перед лицом) Вот с такою дверью (одна ладошка перед лицом) И вот с таким замком (сцепили ручки). |
3 | Мебель | «Мебель» На кроватке мы поспали (руки под щёку.) Вещи в шкаф уже убрали (свободно двигаем руками – «убираем вещи.) Мы на стуле посидели (ладонью одной руки накрываем кулак другой) И за столиком поели (вращательные движения рукой с воображаемой ложкой). «Стул» Ножки, спинка и сиденье – Вот вам стул на удивленье. Левая ладонь – вертикально вверх. К её нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). |
4 | Посуда | «Посуда» Из тарелок, как один (ладони вместе перед собой «тарелка») Суп мы ложками едим (вращательные движения рукой с воображаемой ложкой) Вилкой кушаем котлеты (указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец придерживает безымянный и мизинец – «держим вилку») Ножик режет нам омлеты. («Режем» прямой ладонью взад-вперёд). «Помощники» Моет вилку, чашку, ложку (потирать ладошки друг об друга («мыть посуду») Вымыл блюдце и стакан И закрыл покрепче кран (разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Выполнять имитирующие движения). |
5 | Транспорт | «Машины» По шоссе идут машины, (Крутим воображаемый руль.) По асфальту едут шины. (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.) По дороге не беги, (Погрозили пальцем.) Я скажу тебе: «Би-би». (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».) |
Декабрь | ||
1 | Зимушка-зима | «Снежок»
|
2 | Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики) | |
3 | Праздник ёлки | «Новый год у ворот» (Поднимают руки вверх «к макушке елки» и, опуская вниз, разводят в стороны. Поочередно соединяют большой палец с остальными. «Фонарики») Праздник приближается, Елка наряжается. Мы развесили игрушки: Бусы, шарики, хлопушки. А здесь фонарики висят, Блеском радуют ребят. «Ёлочка» Перед нами ёлочка (пальцы рук переплетены, из больших пальцев – верхушка «ёлочки») Шишечки, иголочки. (Кулачки; указательные пальчики выставлены) Шарики, фонарики, («шарики» из пальцев вверх, вниз) Зайчики и свечки, («ушки» из указательного и среднего пальцев; обе ладони сложены, пальцы сжаты) Звёзды, человечки. (Ладони сложены, пальцы расправлены; средний и указательный пальцы стоят на столе) |
4 | «Подарки» Дед Мороз принёс подарки: (шагают пальчиками по столу) Буквари, альбомы, марки, Кукол, мишек и машины, Попугая и пингвина, Шоколадок полмешка И пушистого щенка! (на каждое название подарка загибают по одному пальчику сначала на правой, потом на левой руке) «Здравствуй, Дедушка Мороз!» - Здравствуй, Дедушка Мороз! (Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза.) Что в подарок нам принёс? (Руки вперёд ладонями вверх.) - Громкие хлопушки, (Хлопнуть в ладоши.) Сладости, игрушки. (Вертим кистями.) | |
Январь | ||
1 | Каникулы | |
2 | Зимние забавы | «Снеговик» Давай, дружок, смелей, дружок, (Изобразить, будто катим перед собой снежный ком.) Кати по снегу свой снежок. («Рисовать» руками снеговика из трех комков.) Он превратится в снежный ком, («Рисовать» руками большой круг.) И станет ком снеговиком. (Широко улыбнуться.) Его улыбка так светла! (Показать глаза, правой ладошкой дотронуться до носа, прикрыть голову.) Два глаза, шляпа, нос, метла. Но солнце припечет слегка (Поднять руки вверх; прижать основания ладошек, раскрыть пальцы в стороны.) Увы! – и нет снеговика. (Развести руки, пожать плечами.) «Зимние забавы» Лепим мы из снега ком, (Дети сжимают и разжимают кисти рук) Из комочков слепим дом. (Соединяют кончики пальцев рук, слегка разводят ладони в стороны) Звери будут в доме жить, (Хлопают в ладоши) Веселиться и дружить. |
3 | Домашние животные | «Повстречались» (На каждую фразу соединять одноимённые пальцы левой и правой рук по одному начиная с мизинца. На последнюю фразу показать «рога», одновременно выпрямив указательные пальцы и мизинцы) Повстречались два котёнка: «Мяу – мяу». Два щенка: «Ав – ав». Два жеребёнка: «И-го-го» Два телёнка, два быка: «Му-у». Смотри, какие рога! «Домик для Барбоса» Соединяем руки подушечками пальцев и основаниями ладоней. Качаем «домик» вперед-назад, вправо-влево. Поиграем с вами просто: Строим домик для Барбоса. Крепкий дом, теплый дом, Будет жить Барбосик в нем. Чтоб устроить там веселье, Всех зовет на новоселье. «Котик» Кот на печку пошёл (пальчики «шагают») Горшок каши нашёл. («Горшок из ладошек») На печи калачи (ладошки «лепят калачи») Как огонь горячи (подуть на ладошки) Пряники пекутся, Коту в лапы не даются (погрозить пальчиком) |
4 | Домашние птицы | «Петушок» Наш красивый петушок (Обе руки сжаты в кулачки) Кверху поднял гребешок. (Разжать ладони) Крылышками машет. (Кистями помахать в воздухе) На лужайке пляшет. Крошки хлебные клюёт. (Указательными пальцами постучать по столу) Пёстрых курочек зовёт. (Кистями рук сделать манящие движения) |
Февраль | ||
1 | Дикие животные | «Сидит белка на тележке» Сидит белка на тележке, Продаёт она орешки. (Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно) Лисичке-сестричке, Мишке толстопятому, Воробью, синичке, Заиньке усатому. (Загибают по одному пальчику, начиная с большого) Кому в платок, Кому в зобок, Кому в лапочку. (Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно) |
2 | «Волк и заяц» Волк раскроет свою пасть, Хочет зайчика украсть: Щелк да щелк и снова щелк! Не поймает зайца волк, (Указательный, средний, безымянный пальцы и мизинцы на обеих руках прижимать друг к другу, а подушечку большого пальца то прижимать к сомкнутым четырем пальцам, то отпускать, изображая волчью пасть. «Щелкать пастью» на обеих руках.) Пастью щелкает напрасно – Заяц бегает прекрасно! (Расслабить пальцы на обеих руках и «бежать» ими по поверхности стола.) | |
3 | Слушай сказочку,народное творчество | «Колобок» Я Колобок, Колобок! (Выполнять движения, как будто катаем колобок.) По амбару метен, (Имитировать подметание.) По сусекам скребен, (Поскрести пальцами рук по столу.) На сметане мешен, (Выполнять движения, как будто замешиваем тесто.) В печку сажен, (Имитировать действия по тексту.) На окошке стужен. Я от дедушки ушел, (Изобразить дедушку.) Я от бабушки ушел, (Изобразить бабушку.) Я от зайца ушел... (Загибать пальчики.) Покатился Колобок дальше – только его и видели. «Репка» Тянут, тянут бабка с дедкой, (Дети вытягивают большие пальцы) Из земли большую репку. (Указательные) К ним пришла тут внучка, (Средние) Подбежала Жучка, (Безымянные) Кошка тоже потянула. (Мизинцы) Хоть держалась крепко, (Берут репку) Вытянута репка! (Поднимают руки вместе с репкой) |
4 | Народная игрушка | «Мы веселые матрешки» Мы веселые матрешки, (Хлопают в ладоши) На ногах у нас сапожки, (Указательным и средним пальцами идут по полу) В сарафанах наших пестрых (Соединяют ладошки вместе) Мы похожи словно сестры. (Руки в замок) «Матрешки» Мы веселые матрешки, Ладушки, ладушки. Хороши у нас одежки, Ладушки, ладушки. Кружимся мы и танцуем, Ладушки, ладушки. Хоровод водить мы будем, Ладушки, ладушки. (Дети выполняют движения по тексту) |
Март | ||
1 | Моя семья | «Моя семья» Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папа, Этот пальчик – мама, Этот пальчик – я, Вот и вся моя семья! «Кто живет у нас в квартире?» Раз-два-три-четыре (загибать пальчики) Кто живет у нас в квартире? (хлопать в ладоши) Папа, мама, брат, сестренка, (загибать пальчики) Кошка Мурка, два котенка, Мой щенок, сверчок и я – Вот и вся моя семья! (сжимать кулачки) Раз-два-три-четыре-пять («фонарики») Всех начну считать опять (хлопать в ладоши) |
2 | Милая мамочка | «Мамочка» Мамочка, мамочка Поочерёдно загибаем пальчики Любимая моя, правой руки, начиная с большого, Ведь ты знаешь, мамочка, затем то же на левой руке. Как я люблю тебя. Правую руку сжать в кулак, ладошкой левой крепко его обхватить. «Мамин день» Кто ещё радуется солнышку? Радуется дедушка, Радуется бабушка, Радуется мамочка, Радуется папочка, Очень радуюсь я. Рада солнцу вся семья! Выполнение по образцу за педагогом движений: на каждую строку дети загибают пальчик, 6 строка – сжимать и разжимать кулачок. |
3 | Весна | «Весна пришла» Птичка, птичка, прилетай! Весну-красну зазывай! Птичка крылышками машет, Веселит детишек наших! Дети показывают движениями кистей рук как летит птичка. |
4 | Весна (водичка) | «Весна» Вот уж две недели (Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе) Капают капели. Снег на солнце тает (Руки ладонями вниз разведены в стороны) И ручьём стекает. (Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону) |
5 | Рыбки | «Рыбки» Рыбки пляшут в синем море Хорошо им на просторе. (Вытянуть соединённые ладошки и качать ими влево - вправо. Текст повторить несколько раз) «Рыбка в озере живет» Рыбка в озере живет, (Ладошки соединить и выполнить плавные движения.) Рыбка в озере плывет, Хвостиком ударит вдруг, (Ладошки разъединить и ударить по коленкам.) И услышим мы – плюх, плюх! (Ладошки соединить у основания и похлопать.) |
Апрель | ||
1 | Неделя здоровья | «Водичка» Водичка, водичка, (Выполнять ладонью круговые движения перед лицом, как будто умывается.) Умой мое личико, Чтобы глазки блестели, (Погладить глазки руками от внутреннего края к наружному, как будто моем.) Чтобы щечки краснели, (Круговыми движениями погладить щечки.) Чтоб смеялся роток, (Улыбнуться.) Чтоб кусался зубок! (Показать зубки.) |
2 | «Умывалочка» «Умывалочка» Мы помыли наши ручки (трут ладонью об ладонь). Раз, два, три. Раз, два, три (по три хлопка). А над ручками, как тучки (руки вверх). Пузыри... пузыри... (прыжки, руки на поясе). | |
3 | Неделя дружбы | «Солнце» В колыбельке золотой (Изобразить качание колыбели.) Спало солнце за рекой. (Изобразить сон.) Встало солнце поутру, (Руки поднять вверх.) Разбудило детвору. (Похлопать в ладоши.) Вышли детки поиграть, (Медленно хлопать ладонями по коленям.) Стали прыгать и скакать. (Быстро хлопать ладонями по коленям.) Дружба |
4 | Труд взрослого | «Шофер» Целый день шофер трудился, (сжимают и разжимают пальцы) Он устал, он запылился, (загибают пальцы рук по одному) Он возил кирпич на стройку, Дом он строить помогал. А теперь ведет на мойку (крутят воображаемый руль) Свой огромный самосвал. |
Май | ||
1 | Насекомые | «Божьи коровки» Божья коровка (дети машут руками) Черная головка. (За голову хватаются) Улети на небо, (руки поднимают высоко) Принеси нам хлеба. (Руки вперед) Черного и белого (две ладошки в одну сторону, и в другую) Только не горелого. (Пальчиком грозят) «Бабочка» Улетай под облачко. Там твои детки На берёзовой ветке. Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Имитировать полёт «бабочки». |
2 | Растения | Иголки. |
3 | Цветы | «Цветок» Вырос высокий цветок на поляне, (Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить). Утром весенним раскрыл лепестки. (Развести пальцы рук). Всем лепесткам красоту и питанье (Ритмично двигать пальцами вместе-врозь). Дружно дают под землей корешки. (Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести). |
4 | Лето | «Дождик» Капля раз, капля два, (Постукивать пальцами по столу.) Капля медленно сперва – Кап, кап, кап, кап. (Хлопать в ладоши.) Стали капли поспевать, Капля каплю подгонять – Кап, кап, кап, кап. Зонтик поскорей раскроем, (Поднять руки над головой, скрепить пальцы в «замок».) От дождя себя укроем. «Солнышко» Утром солнышко встаёт выше, выше, (Руки высоко вверх). Ночью солнышко зайдет ниже, ниже. (Руки вниз). Хорошо-хорошо солнышку живётся, (Делаем ручками фонарики) И нам вместе с солнышком весело живётся (Хлопаем в ладоши) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека пальчиковой гимнастики для средней группы в соответствии с лексическими темами
Пальчиковая гимнастика для детей средней группы на основе календарно-тематического планирования....
Программа работы с пальчиковыми играми во второй группе раннего возраста «Гномики»
Программа работы с пальчиковыми играми во второй группе раннего возраста «Гномики» Пояснительная запискаИстоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальце...
Конспект НОД по речевому развитию с использованием здоровьезберегающей технологии «Пальчиковая гимнастика» во второй группе раннего возраста на тему «Зайку бросила хозяйка»
Цель: формирование устной речи детей с учетом их возрастных особенностей. Задачи: Развивающие: - развивать артикуляционный аппарат ребенка в увлекательной игровой форме; - способствовать сенсорному ра...
Конспект занятия во второй группе раннего возраста по лексической теме «Зимние забавы родителей и малышей. Рассматривание картины «Зимние забавы»
Конспект интегрированного занятия во второй группе раннего возраста по теме "Зимние забавы и развлечения" по программе "От рождения до школы"...
Картотека "Пальчиковая гимнастика " во второй группе раннего возраста
Картотека "Пальчиковая гимнастика " во второй группе раннего возраста...
Картотека дидактических игр во второй группе раннего возраста по разным темам
Дидактические игры...
Картотека дидактических игр во второй группе раннего возраста по разным темам
Дидактические игры...