Мои методические разработки
методическая разработка

Гимазова Алина Рамильевна

ФЭМП

Физическое развитие 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon zanyatie_poznavatelnoe_razvitie.pdf128.25 КБ
Microsoft Office document icon gimazova_a.r._vospitatel.doc59 КБ
PDF icon fitbol.pdf931.99 КБ
PDF icon buklet.pdf734.33 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МАДОУ №24 «Березка» г.Белебея

Воспитатель - Гимазова Алина Рамильевна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «СИТУАЦИЯ» В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В данной статье рассматривается использование технологии «Ситуация» в физическом развитии детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: физическое развитие, технология «Ситуация», дети дошкольного возраста.

Физическое развитие представляет собой важный элемент жизни человека и поэтому является составной частью формирования здорового образа жизни каждого человека в отдельности и всего общества в целом. В «Конвенции о правах ребенка» (1989), Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012), Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС ДО) (2013) и в других нормативных документах Российской Федерации подчеркивается приоритетность физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, необходимость создания условий для увеличения объема двигательной активности детей. Это обуславливает актуальность темы на социально-педагогическом уровне, целью которого является физического развитие детей дошкольного возраста.

Теоретический анализ работ позволяет сделать вывод о том, что имеются исследования, рассматривающие философско-методологические аспекты проблемы физического развития (Аристотель, Гиппократ, Платон и др.); физиологические особенности (И.П. Павлов, А.М. Филомафитский); идеи и положения физического развития в педагогике (А.И. Герцен, В.Н. Шебеко и др.); психологическая особенность физического развития (М.В. Мащенко, М.АРунова, Д.Б. Эльконин и др.). По утверждению отечественных педагогов, П.Ф. Лесгафта, Е.А. Покровского, К.Д. Ушинского и др. физическое развитие является эффективным средством в укреплении моторного и психического развития детей дошкольного возраста.

Обращаясь к актуальности рассматриваемой проблемы на научно-методическом уровне, следует отметить, что основу физического развития дошкольника составляют работы: о физическом развитии детей дошкольного возраста говорится в трудах (Э.Я. Степаненкова, А.В. Кенеман); о двигательной активности ребенка в детском саду 5-7 лет (М.А. Рунова); о формах организации физического развития детей (Н. А. Мелехина); о развитии основных движений у детей (Е.Н.Вареник).

По определению В.И. Козловой физическое развитие понимается, как непрерывно происходящие биологические процессы. В каждом возрастном этапе эти процессы различаются набором объединённых между собой, с внешней средой функциональных, морфологических, психических и других свойств организма, которые определены запасом физических сил. Наследственность, мир вокруг человека, социально-экономические факторы, питание, физическая деятельность, занятия физической культурой – все это оказывает действие на физическое становление человека [2].

Физическое развитие Д.В. Хухлаевой определяется как процесс развития совокупности морфологических и функциональных свойств организма (скорость роста, прирост массы тела, определённая последовательность увеличения различных частей организма, их пропорций, созревание различных органов, систем на определённом этапе развития), в основном запрограммированных наследственными механизмами и реализуемых по определённому плану при оптимальных условиях жизнедеятельности [1].

Исходя из вышесказанных определений, можно сделать вывод, что под «физическим развитием» понимается динамический процесс роста человека под оптимальными условиями жизнедеятельности.

А в последние годы широкое распространение получили технологии физического развития к которым относится: театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста (Н.Н. Ефименко); развивающая педагогика оздоровления (В.Т. Кудрявцев); технология оздоровления (В.Г.Алямовская, Ю.Ф. Змановский); оздоровительно-развивающая технология детей в детском саду и в семье (М.Л. Лазарев); лечебная физкультура для дошкольников (О.В. Козырева).

В нашем исследовании вызывает интерес технология «Ситуация» в Л.Г.Петерсон, которую можно использовать и адаптировать в физическом воспитании детей дошкольного возраста [3].

По словам В. П. Беспалько под «педагогической технологией» понимается: это проект, определенной педагогической системы, реализуемый на практике.

В. А. Сластенин под «педагогической технологией» рассматривает, как упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса

Суть технологии «Ситуация» заключается в организации развивающих ситуаций, в которых дети сталкиваются с затруднениями, фиксируют то, что у них пока не получается, выявляют причины затруднений, выходят на формулировку задач (детских целей), а затем в активной деятельности делают свои первые «открытия». Содержание образования проектируется как путь в общечеловеческую культуру. При этом педагог становится помощником, организатором, консультантом детей и выполняет свою профессиональную миссию  быть проводником в мир общечеловеческой культуры. Такие ситуации могут отличаться по форме организации (например, это могут быть сюжетно-ролевые и дидактические игры, прогулки, экскурсии, занятия, праздники и др.), а также по локализации во времени.

Особенность технологии «Ситуация» заключается в том, что она включает в себя шесть последовательных шагов (этапов).

  1. Введение в ситуацию. Создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в совместную деятельность, направленная на физическое развитие. Воспитатель включает детей в беседу, обязательно связанную с их личным опытом. К примеру, он может предложить детям рассказать о видах спорта, или о спортсменах, или о мультфильмах «Шайбу! Шайбу!» и «Старые знакомые» и т.п. Эмоциональное включение детей в беседу позволяет педагогу плавно перейти к сюжету, с которым будут связаны все последующие этапы. Таким образом, на этапе введения в ситуацию включается методологически обоснованный механизм мотивации («надо»  «хочу»  «могу»). Например: воспитатель собирает детей около себя и задает вопросы, направленные на то, как дети провели выходные дни. Раскрывает о том, что она на выходных ходила на ипподром «Акбузат». Воспитатель выявляет знания детей об ипподроме «Акбузат».
  2. Актуализация знаний и умений. Воспитатель организует деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые для построения нового знания. Вместе с тем, у детей складывается опыт понимания инструкции взрослого, взаимодействия со сверстниками, согласования действий, выявления и коррекции своих ошибок. Дети не догадываются, что они движутся к своей «детской» цели и педагог, как грамотный организатор ведет их к новым открытиям. Например: воспитатель рассказывает об ипподроме, о том, что там происходит. Дает представление о понятие лошадь, всадник, конюшня, верховая езда, стадион, беговой круг, соревнования. Выполнения движения в роли лошадок под музыку бокового галопа.
  3. Затруднение в ситуации (проблематизация содержания). В контексте взятого сюжета моделируется ситуация, в которой дети встречаются с затруднением в деятельности. С помощью системы вопросов («Смогли?», «Почему мы не смогли?») воспитатель помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины.  Например: на основе различных выполнения прыжков, дети знакомятся с новым видом прыжка. Походят к пониманию освоению нового прыжка в высоту с разбега. Проблема возникает в том, что как дети должны перепрыгнуть через веревку.
  4.  «Открытие» нового знания (способа действий). Используя различные методы и приемы (подводящий диалог, побуждающий диалог), педагог организует построение способа действий и нового знания, которое фиксируется детьми в знаках и речи. С помощью вопроса «Что нужно делать, если чего-то не знаешь?» воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения. Дети выдвигают разные варианты, где можно добыть новые знания. Например: воспитатель спрашивает у детей о том, как трудится и помогает лошадь в жизни человека? Рассказывает о том, что лошади участвуют в соревнованиях и занимают призовые месте. Далее предлагает провести соревнования по бегу на деревянных лошадках. Остальные дети приветствуют бурно победителей.
  5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний (способов интеллектуальной и практической деятельности). Воспитатель организует различные виды двигательной деятельности, в которых новое знание или способ действий используется в новых условиях. Педагог концентрирует внимание на умение детей применять правило и планировать свою деятельность (как например, в старшем дошкольном возрасте употребляются такие вопросы: («Как будете выполнять задание?», «Что вы сейчас будете делать?»). Например: воспитатель предлагает поиграть в игру, где дети под фонограмму выполняют прямой и боковой галоп. Отработанный прямой и боковой галоп может детьми включаться в музыкально-ритмические движения.
  6. Осмысление. Данный этап является необходимым элементом любой деятельности, так как позволяет приобрести опыт выполнения таких важных универсальных действий, как фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели. С помощью системы вопросов: «Чем занимались?», «Где были?», «Кому помогли?» – воспитатель помогает детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели.

Таким образом, использование рассматриваемой технологии «Ситуация» для организации физического развития позволяет создать условия для накопления каждым ребенком опыта деятельности и способствует развитию физических качеств таких, как ловкость, быстрота, сила, выносливость. Также технология «Ситуация» придает воспитательно-образовательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс освоения и осмысления упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.

Список литературы

  1. Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М., 1972. 271с.
  2. Козлова С. А. Дошкольная педагогика. М., 2001. 416с.
  3. Петерсон Л. Г. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий». М., 2015. 336с.

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...