Учебно-наглядное пособие "Ёлочка синквейна"
методическая разработка

Павлова Надежда Васильевна

Учебно-наглядное пособие "Ёлочка синквейна" направлено на обогащение и активизацию словаря детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebno-metodicheskoe_posobie_yolochka_sinkveyna.docx55.52 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-наглядное пособие «Ёлочка синквейна»

Воспитатель: Павлова Н.В.

Предисловие

Учебно-наглядное пособие «Ёлочка синквейна» направлено на обогащение и активизацию словаря детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. Применение наглядных игровых приёмов могут успешно использоваться на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях по лексическим темам, ознакомлению с окружающим миром, на коррекционных занятиях по развитию лексико-грамматических сторон речи с детьми 5-7 лет.

Применение данного методического продукта помогает создать условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Данное пособие может легко использоваться во всех образовательных областях.

Пособие гармонично вписывается в предметно-развивающую среду и отвечает её основным задачам: оно вариативно, доступно и безопасно для детей. Многофункциональность пособия выражается в разнообразии его использования в соответствии с поставленной целью.

Актуальность учебно-наглядного пособия заключается в том, что оно имеет широкую направленность коррекционно-развивающего воздействия, обучающее и воспитывающее значение.

Учебно-наглядное пособие «Ёлочка синквейна» содержит элементы новизны, вводит детей в условную ситуацию, эмоционально приобщает их к процессу приобретения знаний, нацеливает на самостоятельное решение речевых задач. «Ёлочка синквейна» помогает не только пробудить в ребёнке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи, но и позволяет плавно регулировать этот процесс, повышая мотивацию к занятиям.

Введение

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной задачей. Сегодня очень важно научить детей не только правильно и чётко говорить, но и мыслить. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Лексика и грамматический строй -  важнейшие части языковой системы, которая имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Однако не у всех детей одинаково успешно развивается лексический и грамматический строй речи, мыслительные функции. Одним из эффективных методов всестороннего развития ребёнка является работа над созданием нерифмованного стихотворения – синквейна.

В своей педагогической практике   применяю метод «дидактический синквейн», который имеет следующие преимущества:

  • во-первых, он рассчитан на большую детскую аудиторию, и может быть полезен как дошкольникам с речевыми нарушениями, так и с нормальным психофизическим развитием;
  • во-вторых, помогает в коррекции всех сторон речевого недоразвития. Научит быстро актуализировать словарь, грамотно строить предложение и логическое высказывание;
  • в-третьих, оригинальность формы, её увлекательность повышает познавательную активность. Этот метод научит также анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, рассуждать. У детей улучшится качество таких психических процессов, как произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие и что самое главное, этот метод способствует формированию интереса к получению знаний, что является важным условием для дальнейшего обучения в школе.

          Метод дидактического синквейна очень эффективен и прост в применении у детей старшего дошкольного возраста.

Метод дидактического синквейна – открывает новые возможности:

- гармонично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, и обеспечивает индивидуальный, дифференцированный подход;

- способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий;

- является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала;

- носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления;

- используется для закрепления изученной темы;

- является игровым методом.

Дидактический синквейн позволяет создавать условия для свободного выбора ребёнком деятельности, принятия решений, выражения чувств и мыслей, благодаря ему возможна поддержка индивидуальности и инициативы каждого ребёнка. Использование дидактического синквейна позволяет гармонично сочетать в работе элементы трёх основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, что соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования. Учитывая, что ведущая деятельность у дошкольников — игровая, организовать процесс познания новых слов проще в игре. А составление дидактического синквейна — это увлекательная и интересная игра. Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведётся поэтапно.

Подготовительным этапом при работе над синквейном являются дидактические игры на уточнение, расширение и совершенствование словаря по разным лексическим группам и темам и составление детьми загадок (с помощью воспитателя). Игры включаются в разные виды деятельности детей, в режимные моменты и непосредственную образовательную деятельность. Например, игры по лексической теме «Игрушки»: «Узнай игрушку», «Чудесный мешочек», «Назови ласково», «Один- много», «Чего не стало?», «Разрезные картинки», «Чего не хватает?», «Кто что делает?», «Назови часть целого» и др.

Дети знакомятся с понятиями: слова-предметы, слова-признаки, слова-действия, предложения. Знакомя детей с понятием «слово-предмет» и «слово-действие» мы готовим платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово-признак», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия, признаки предметов, изображать их графически. Проводится работа по формированию различных видов простых нераспространенных, распространенных, а затем и сложных предложений.

Слова, обозначающие предмет и действие предмета, соединяются в простое, нераспространенное предложение, фактически закладывается основа для успешного овладения умением чувствовать грамматическую основу предложения. В первую очередь дети учатся составлять по картинкам простое нераспространенное предложение разной структуры, а также простые нераспространенные предложения с однородными подлежащими и сказуемыми. Далее структура предложения распространяется путём введения в него определений. После этого даётся понятие о коротких словах (предлогах, их значении, употреблении в речи). Использование наглядно-графических схем помогает детям быстрее усвоить эти понятия.

На втором этапе продолжается работа по обогащению и активизации словаря, составлению предложения из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту, предметной (сюжетной) картине. На данном этапе очень важно научить детей выражать своё личное отношение к теме одной фразой; а также использовать знание пословиц, поговорок по заданной теме.

Дидактический синквейн составляется в конце лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме. На первых порах при составлении синквейна работу с детьми проводят фронтально, в парах, в малых группах и только затем – индивидуально.

Схему синквейна для детей дошкольного возраста составляют в виде ёлочки.

В первой строке – должна находиться сама тема дидактического синквейна, обычно это явление или предмет, о котором идёт речь. По части речи это местоимение или существительное, и отвечает на вопросы: кто? что?

Во второй строке – находятся уже два слова, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. По части речи это обычно причастия и прилагательные, отвечающие на вопросы: какой? какая?

В третьей строке – содержатся уже три слова, которые описывают действия обычные для этого явления или объекта. По части речи это глаголы, отвечающие на вопрос: что делает?

Четвертая строка — это фраза или предложение, состоящее из нескольких слов, показывающая отношение к теме. Самый традиционный вариант, когда предложение состоит из четырех слов.

Пятая строка – содержит в себе опять всего одно слово. Это как бы резюме всего стихотворения, отражающее суть предмета или явления, о котором говориться в дидактическом синквейне, и мнение автора об этом. Обычно это существительное.

Выделяют несколько вариантов составления синкейнов: по предметной картинке, по обобщающему слову, по прочитанной сказке, синквейн-загадка, анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части.

Основная часть

 

Учебно-наглядное пособие «Ёлочка синквейна» является основой для составления синквейна по предметным и сюжетным картинкам.

Возрастная направленность: данное пособие предназначено для детей 5-7 лет.

Цель: развитие связной речи дошкольников посредством составления синквейна с помощью моделей, алгоритмов, предметных и сюжетных картинок.

Основные задачи:

  • развитие лексико-грамматических категорий;
  • расширение и актуализация словарного запаса;
  • обучение выражать свои мысли, выработка способности к анализу;
  • развитие памяти, внимания, мышления;
  • облегчение процесса усвоения понятий и их содержание.

Коррекционные задачи:

  • развитие связной речи (умение составлять описательные рассказы);
  • согласование существительных с прилагательными и глаголами;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие творческих способностей.

Пособие по обогащению и активизации словаря «Ёлочка синквейна» разработано в соответствии с современными требованиями ФГОС дошкольного образования. Включение логопедической игры в образовательную и самостоятельную деятельность дошкольников позволяет учесть индивидуальные особенности каждого ребёнка и сделать его субъектом образования, удовлетворив потребность в активном и самостоятельном выборе содержания своего образования.

Использование наглядного пособия «Ёлочка синквейна» позволит педагогам расширить объем импрессивной и экспрессивной речи, уточнить предметный (существительные), предикативный (глаголы) и адъективный (прилагательные) компоненты словаря, вести работу по формированию семантической структуры слова, организации семантических полей, а также будет способствовать формированию навыков употребления детьми грамматических форм слова и словообразовательных моделей.

Состав учебно-наглядного пособия

Данное учебно-наглядное пособие представляет собой ёлочку с кармашками.

 Пять контейнеров с предметными картинками в зависимости от лексической темы, с условными обозначениями. Предметные картинки заламинированы, на обратной стороне каждой картинки наклеен фрагмент ленты-контакт стороной с крючками.

1-й контейнер: картинки-предметы (существительные)

2-й контейнер: картинки-признаки (прилагательные)

3-й контейнер: картинки-действия (глаголы)

4-й контейнер: сюжетные картинки для составления предложения (устно, опираясь на картинку)

5-й контейнер: картинки-обобщающие понятия (существительные)

Условия успешного применения учебно-наглядного пособия.

Дать детям понятие «синквейн».

Познакомить детей с правилами составления синквейна.

Познакомить детей с алгоритмом составления синквейна («елочка»).

Ввести понятие «слово-предмет», «слово-признак», «слово-действие», познакомить детей с условными обозначениями данных понятий.

Провести предварительную работу по обогащению словарного запаса детей посредством следующих упражнений:

 • «Какой, какая, какое» - например, к слову «заяц».

Какой он: белый, длинноухий, пушистый.

• «Узнай предмет по описанию»- зелёная, колючая, пушистая (елка).

• «Кто что делает?» - мама – готовит, стирает, убирает;

дерево – растет, дышит, радует…

• «Что чем делают?» - рисуют … карандашом, мелком, углем, фломастером, кисточкой.

• «Назови часть целого» - цветок… (стебель, корень, листья, бутон); и др.

Только потом переходим к составлению синквейна.

Так как дети еще не умеют читать, используется устное составление синквейна с помощью наводящих вопросов и предметных картинок.

- О ком или о чем будет твоё стихотворение - синквейн?

- Какой он (какая, какое, какие)?

- Что он делал, что сделал?

При помощи наводящих вопросов и предметных картинок дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свой синквейн.

Методика использования учебно-наглядного пособия

 «Ёлочка синквейна»

         Ребёнок (дети) в зависимости от формы организации детей на деятельность, выбирает из вспомогательного контейнера (картинки-предметы) картинку по теме.

Из второго вспомогательного контейнера (картинки–признаки), обговаривая каждый признак с педагогом.

Из третьего контейнера (картинки-действия), так же обсуждая с педагогом.

Из четвертого контейнера - сюжетная картинка, с помощью которой составляем предложение из (3-4-5 слов).

Последнее заключительное слово можно выбрать из картинок – признаков, предметов, а можно сказать устно.

Чёткое соблюдение правил составления синквейна не обязательно. Так, для расширения предложения в четвертой строке можно использовать пять слов, а в последней, пятой строке – не одно, а два.

При этом педагогу необходимо обратить внимание детей на то, что подбираемые слова относятся непосредственно к предмету, к тому, что делает сам предмет, а не с ним (например: морковь – растёт, зреет, поспевает).

При выборе картинки из контейнера ребёнок (дети) объясняет свой выбор.

Постепенно дети привыкают к правилам составления нерифмованных стихотворений, а их составление превращается в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн становится для них весёлым и занимательным занятием.

Варианты применения учебно-наглядного пособия:

Для обобщения, закрепления лексической темы.

Цель: развитие речи детей с помощью метода дидактического синквейна.

В конце недели, по окончанию изучения лексической темы «Овощи» предложить детям составить синквейн.

Например: тема и первая строка синквейна слово – предмет «Помидор».

Вот, что получилось:

1.Помидор

2.Красный – круглый;

3.Растёт-зреет-гниёт;

4.Девушка собирает помидоры в ящик;

5.Овощь

 

1.Арбуз
2.Красный-полосатый;
3.Лежит-растёт-зреет;
4.Продавец продаёт арбузы на рынке;
5.Ягода

 


1.Буратино

2.Деревянный – Веселый;

3.Учится-Любит- Бегает;

4.Буратино открывает дверь ключом;

5.Мальчик

 

 В паре, подгруппе - составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна).

Цель: коррекция и совершенствование готового синквейна.

Детям даётся готовый синквейн, на основе которого они составляют рассказ, дополняя своими мыслями, идеями, предложениями.

Например:

1.белка

2.пушистая-рыжая

3.прыгает-скачет-заготавливает

4.белка живет в дупле

5.дикое животное

Вот что  получилось:

«В лесу живёт рыжий, пушистый зверек. Это белка. Жизнь у белки хлопотливая, она заготавливает себе пищу на зиму. Ловко прыгает и скачет по веткам. На большом дереве у нее дупло. Зимой диким животным жить трудно. Мы подкармливаем белку орехами и семечками».

 Для развития мелкой моторики.

Задача детей – выбрать картинки с контакт-лентой из контейнера. Контакт-лента имеет либо поверхность с крючками, либо ворсистую. Таким образом, при контакте подушечек пальцев детей происходит самомассаж, который способствует развитию мелкой моторики. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как: внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь).

 Для обогащения совместной деятельности ребёнка и родителей.

Цель: дать ребёнку возможность почувствовать себя творцом, гением, включить родителей в образовательный процесс.

Например:

- ребёнок совместно с родителями придумывает тему синквейна;

- зарисовывает дома к нему предметные картинки;

- презентует свой синквейн детям в группе;

- пополняет своими предметными картинками контейнеры.

Заключение

Описанное в  методической разработке учебно-наглядное пособие «Ёлочка синквейна» способствует реализации деятельностного подхода в образовательном процессе, является отличным мотиватором детей на деятельность. Используя учебно-наглядное пособие, педагог создаёт условия для ребят, в которых они получают возможность самостоятельно приобретать позитивный опыт эффективного проживания этапов своей детской деятельности.

Опыт применения  учебно-наглядного пособия «Ёлочка синквейна» в работе с детьми позволяет сделать следующие выводы:

1. У детей сформирован интерес к познанию объектов и явлений, их свойств, действий, строений; причинно-следственным, временным отношениям.

2. Закреплены знания детей о словах – предметах, словах – признаках, словах – действиях.

3. Активизировано употребление в речи детей синонимов, омонимов, фразеологизмов.

4. Совершенствован вербальный анализ и синтез.

5. Развито ассоциативное мышление.

6. Развито умение детей размышлять, рассуждать на заданную тему.

Можно считать, что использование данного учебно-наглядного пособия способствует повышению мотивации у детей с общим недоразвитием речи включаться в образовательный процесс, что будет положительно влиять на развитие детей, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к будущему обучению в школе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Определение учебно-наглядных пособий с учётом зрительных режимов на занятиях по развитию зрительного восприятия

Критерии подбора учебно-наглядных пособий в зависимости от возраста и характера зрения ребёнка...

Создание учебно-наглядного пособия

Учебно- наглядное пособие содержит демонстрационно-дидактическую картину "Лес" и демонстрационно-дидактическую игрушку "кот Кузя"...

"ОБУЧЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УЧЕБНЫХ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ"

Использование в работе над песней и танцем книжек-картинок....

Учебно-наглядное пособие по обучению слоговому чтению «ДОМИК ПЕВЦОВ»

Пособие предназначено для детей 4-7 лет. За основу была взята методика использования зрительной символики гласных (Т.А. Ткаченко/ журнал «Дефектология», №6,1985, стр. 68) и согласных ...

Учебно-наглядное пособие по подготовке детей к обучению грамоте.

В настоящее время все больше и больше становится детей, испытывающих проблемы в обучении. Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, ре...

Примерный перечень учебного и учебно-наглядного оборудования для кабинета, где обучаются дети с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР)

Назначение учебного и учебно-наглядного оборудования для кабинета, где обучаются дети с тяжёлыми нарушениями речи, направлено на развитие вербальной коммуникации с обучающимися, для которых она станов...

Учебно-наглядное пособие «Синквейн в картинках» для развития образной речи, интеллектуальных и аналитических способностей дошкольников.

Учебно-наглядное пособие «Синквейн в картинках» направлено на обогащение и активизацию словаря детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.Оно научит анализировать и обобщат...