Танцевально-двигательная терапия
консультация
Предварительный просмотр:
Танцевально-двигательная терапия
Традиционно, человек сдержан в проявлении своих эмоций, а танец помогает раскрепоститься, проявить чувственность. С помощью музыки и движений у человека есть возможность почувствовать своё тело и научиться получать от него удовольствие. В танце человек встречается с собой настоящим.
Танец, как таковой, вышел за привычные рамки и обрёл новую жизнь во второй половине 20-го века в качестве элемента психотерапии.
Танцевально-двигательная терапия нашла широкое распространение во многих точках этой планеты, так как в ней используется универсальный язык движений в соприкосновении с различными психологическими концепциями.
Танец — это неповторимое действо, импровизация. В спонтанных движениях бессознательное человека приобретает видимую форму. Танец помогает отыграть роли, которые мы надеваем на себя в жизни и начать реально относиться к ситуации. Танцевально-двигательная терапия помогает ощутить и понять причину симптомов, болей различного рода.
Ещё Вильгельм Райх, основоположник телесной терапии, считал, что все эмоциональные переживания, которые человек не выражает неделями, месяцами, годами, никуда не исчезают, а "застревают" в мышцах в виде мышечных блоков. Тело и психика оказывают постоянное взаимное влияние друг на друга. Танцевально-двигательная терапия исследует реакции тела и его действия и помогает найти ту внутреннюю целостность, которая была потеряна в результате несоответствия чувств и действий.
Тело не может лгать, оно помогает раскрыть себя во всей полноте. Не важно, как ты двигаешься, важно, что ты ощущаешь, что ты выражаешь своим танцем. Не нужно бояться давать волю чувствам. Нужно простооткрыться в самовыражении и возобновить поток чувств в теле. В процессе ТДТ раскрывается информация, лежащая в основе различных болей и человек научается конструктивно взаимодействовать со своими чувствами. ТДТ основана на принципе, что движение отражает структуру индивида мыслить и чувствовать.
Танцевальная импровизация — это восстановление некоего диалога с собой, со своим телом. Это исследование себя. Это способ выражения эмоций, и даже воспоминаний.
Танцевально-двигательная терапия — это возможность поддерживать пламя своей жизни ярко горящим и освещающим жизнь близких людей.
Если для вас движение является способом переработки информации, способом самовыражения и самопознания, то танцевальная терапия, — это для вас. Возможно, именно сейчас пришло время научиться понимать своё тело, научиться управлять своими ощущениями, найти чувство собственного достоинства, и, — овладеть искусством социальной коммуникации. А поможет в этом танцевально-двигательная терапия.
1. «Подари движение»
В кругу. Звучит веселая музыка, ведущий начинает танец, выполняя однотипные движения (15-20 с). все повторяют. Затем ведущий дает знак следующему начать свои движения в такт. И так далее по кругу
2. «Танец пяти движений»
- «Течение воды» - плавная музыка, текущие, округлые, мягкие, переходящие одно в одно, движения (1 мин).
- «Переход через чащу» - импульсивная музыка. Резкие, четкие, сильные, рубящие движения, бой барабанов (1 мин)
- «Сломанная кукла» - неструктурированная музыка, хаотичный набор звуков, вытряхивающие, незаконченные движения (1 мин_
- «Полет бабочек» - лирическая, плавная музыка, тонкие, изящные, нежные движения (1 мин)
- «Покой» - спокойная, тихая музыка или набор звуков, имитирующих шум воды, морской прибой, звуки леса – стояние без движений, «слушание» своего тела
3. «Свободный танец»
Предлагается под музыку с закрытыми глазами танцевать, выполняя любые движения, не мешая друг другу. Ритм, громкость музыки лучше периодически менять.
4. «Водный карнавал»
Ведущий предлагает побывать на празднике у морского царя. Все превращаются в рыбок, морских звезд, русалочек, ракушек, крабов и т.д. звучит плавная музыка – морские обитатели, стоя на полу или лежа, начинают свой карнавал. Морской царь (ведущий) хвалит понравившехся танцоров
5. «Джаз тела»
В кругу. Звучит ритмичная музыка. Ведущий показывает порядок выполнения движений.
Сначала только головой и шеей в разные стороны, вперед и назад в разном ритме. Затем двигаются только плечи (вместе, попеременно, вперед-назад, вверх-вниз). Далее движения рук в локтях, в кистях. Следующее движение бедрами, коленями, ступнями. Затем нужно прибавлять каждое отработанное движение по порядку:
Голова – плечи – локти – кисти – бедра – колени – ступни. В конце стараться двигать всеми частями тела одновременно.
6. «Воздушный бал»
Ведущий предлагает превратиться в птиц, бабочек, стрекоз. Звучит спокойная музыка. Танцующие «летают», кружатся, прыгают вверх. Всем легко, весело, радостно.
7. «Дискотека кузнечиков»
Ведущий предлагает всем превратиться в кузнечиков. Звучит задорная, ритмичная музыка. Кузнечики высоко подпрыгивают, сгибают лапки, лягаются, весело скачут по полу.
8. «Танец огня»
Сжимаются в круг, руки поднимают вверх и постепенно в такт бодрой музыки опускают и поднимают руки, изображая язычки пламени. Костер ритмично покачивается в стороны, становится то ниже, то выше. Дует ветер и костер распадается на маленькие искорки, которые свободно разлетаются по залу, соединяются друг с другом. Искорки светятся радостью и добром
9. «Танец морских волн»
Выстраиваются в линию и разбиваются на 1-2. Ведущий («ветер») включает спокойную музыку и дережирует волнами. При поднятии руки приседают 1 номера, при опускании – 2. Море может быть спокойным – рука на уровне груди. Волны могут быть мелкими или большими – ведущий плавно рукой вверх показывает, кому присесть, кому встать. Волны перекатываются – по очереди поднимаются выше – ниже.
КРУГОВЫЕ ТАНЦЫ
1. «Слаапмутс» или танец с приветствиями
Танцующие, взявшись за руки, двигаются вправо по кругу на первые 4 такта. На 5-6 такт они сходятся в центр круга, говоря «Здравствуйте!», затем растягиваются до первоначальной позиции со словами «Досвидания». На 7-8 такты все делают поворот на месте и машут двумя поднятыми вверх руками.
2. «Клапданс» или танец с хлопками
На первые 4 такта танцующие, взявшись за руки, двигаются по кругу вправо (8) , потом влево (8), затем сближаются к центру (4) и возвращаются спиной (4). На 9-12 такты вежливо кланяются соседу справа и хлопают 3 раза в ладоши, приседают и снова хлопают. То же влево. На 13-15 – удар по коленям и 3 хлопка в ладоши, а на 16 – 3 притопа. Повторить 9-16 такты
3. «Дьячко-коло» или детский круг
На 1-4 такты танцующие, взявшись за руки, делают 4 шага вправо. Левая нога, оказавшись на носке, открывает движение влево. На этот раз от пола отскакивает правая нога (2 р.). на 5-8 такт делаются только «пеке» (носком прямой ноги легко касаться пола, а нога будто отталкивается): правая нога выносится на носок крест-накрест и наоборот. Всего 4 движения. На 9-12 двигаются направо. Левая нога, оказываясь на носке, завершает движение в 1 сторону и открывает в другую. Затем танец повторяется сначала и танцуется, пока не надоест.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Снятие эмоционального напряжения средствами танцевально двигательной терапии у детей дошкольного возраста.
Влияние танцевально-двигательной активности на эмоциональное состояние дошкоьников....

Использование метода танцевально-двигательной терапии в коррекционной работе с детьми с РАС (расстройство аутистического спектра).
В инклюзивном танцевальном коллетиве "Солнечные зайчики", в котором занимаются дети с диагнозами: РАС, эписиндром, синдром Дауна, ЗПР, ЗПРР и др., ведущим методом является метод танцевально-...

Метод танцевально-двигательной терапии как средство развития творческих способностей детей
Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в современных условиях явлется приоритетной....

Снятие тревожности через танцевально - двигательную терапию у детей дошкольного возраста.
Статья на детскую тревожность и проблемы снятия, путем танцевальной направленности. Возможности танцевальной направленности для дошкольного возраста....

Конспект НОД по развитию речи "Составление описательного рассказа об игрушке" с использованием элементов танцевально-двигательной терапии в средней группе
Цель: Учить детей составлять описательный рассказ.Задачи:Образовательные: Развивать умение детей связно и последовательно давать описание внешнего вида игрушки опираясь на схему, ...

Концепция "Танцевально-двигательная терапия"
Коллеги, представляю Вашему вниманию упражнения танцеально-двигательной терапии....