Рукотворная тряпичная кукла как средство коммуникативного развития ребенка дошкольного возраста и приобщение к истокам русского народного творчества.
презентация

Агафонова Юлия Олеговна

Рукотворная тряпичная кукла как средствокоммуникативного развития ребенка  дошкольного возраста  и приобщение к истокам русского народного творчества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_agafonova_.yu_.o.ppt1.15 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рукотворная тряпичная кукла как средство коммуникативного развития ребенка дошкольного возраста и приобщение к истокам русского народного творчества. . Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории Агафонова Юлия Олеговна МАДОУ №16

Слайд 2

Куклы-обереги В глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли — "рванки").

Слайд 3

Ещё до рождения ребёнка делали куколку и укладывали в колыбельку, чтобы кукла "обогрела" её для будущего малыша. Когда малыш появлялся на свет, кукла и тогда не расставалась с ним. Чтобы малыш крепко и спокойно спал, приговаривала мать: "Сонница- бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой". Кукла отвлекала на себя злые духи, оберегая ребёночка. Тряпичную куклу-берегиню, сделанную своими руками, мать дарила дочери перед свадьбой, благословляя её на замужество. Обереги давали сыну, который отправлялся на службу в армию, мужу — в дорогу. В крестьянских семьях кукол было много, их не разбрасывали, ими дорожили, их берегли. Крестьяне считали, что чем больше кукол, тем больше в семье счастья.

Слайд 4

Почему у народной куклы нет лица? Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

Слайд 5

Пеленашка — древнейшая кукла-оберег. Пеленашка находилась в люльке до крещения ребёнка (При крещении младенец приобретал статус человека). Эту куклу хранили в семье вместе с крестильной рубашкой. Кукла была легка в изготовлении, для неё использовались куски ношеной, чаще домотканой одежды. Спеленутая кукла могла быть использована детьми в играх.

Слайд 6

Важным моментом в жизни человека является свадьба. На этот случай существовала специальная обрядовая кукла «Парочка» , иногда такую куклу называли «Неразлучники» . У женской и мужской фигуры общая рука — символ крепкого брачного союза. Свадебную «Парочку» изготавливали из трех красных лоскутов одного размера. Куклу дарили молодым на свадьбе, закрепленную на полотенце. Когда рождался в молодой семье первый ребенок, полотенцем начинали пользоваться, а куклу давали ребенку или хранили всю жизнь как оберег семьи и брака.

Слайд 7

Зернушка — кукла, которая символизировала достаток в доме, была своего рода оберегом семьи. Иногда ее называли «зерновка» или «крупеничка» . Делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой куклы- мешочек, наполненный зерном. Также эту куклу могла делать женщина, чтобы у неё были дети. Эта кукла символизировала достаток, благополучие в семье. Бытовала в районах, где выращивали злаковые культуры. Зернушки

Слайд 8

В южных губерниях России существовала кукла — оберег жилища, называемая "День и Ночь" (она относится к двуликим или парным куклам). Как правило, её делали под Новый год. Она была изготовлена из тканей темных и светлых тонов. Светлая ткань символизировала день, а темная ткань—ночь. Рано утром, ежедневно её поворачивали светлой стороной (на день), а вечером- темной (на ночь). Говорили: «День прошел, и слава Богу, пусть так же пройдет и ночь».

Слайд 9

Кукла — веник помогала хозяйке "вымести сор из избы". Конечно, это был не материальный мусор, а сор, из-за которого происходили ссоры, разлад в доме. Изготавливалась она, как правило, из трав, соломы, лыка. Одежда куклы состояла из сарафанчика и платочка. По наряду куклы можно было определить место ее «рождения». Данная кукла бытовала в центральных и южных губерниях.

Слайд 10

Куклы- лихорадки. Двенадцать куколок, спеленутые как младенцы, скрепленные вместе. Их помещали за печкой, чтобы их никто не видел. Лихорадки спасали от болезней.

Слайд 11

Обрядовые куклы Это достаточно распространенная категория народной игрушки. Такие куклы, выполненные из различных материалов, достаточно несложные по технологии, связаны с передачей ребенку космогонических, нравственных, символических и мифологических знаний. Обрядовые куклы в своем роде очень уникальны, так как содержат символические знания предыдущих поколений. Они были созданы людьми для обрядовых, культовых и магических целей. Они существуют у большинства народов мира и используются как в языческой, так и в христианской религии. Применяются для различных магических ритуалов.

Слайд 12

Игровые обрядовые куклы

Слайд 13

У народов России куклы использовались в различных обрядах и праздниках народного календаря. Куклы во многом были связаны со всевозможными обрядами во время проведения праздников.

Слайд 14

В Крещенские дни делали куклу Крестец , ставили её у ведра с водой, обязательно освящённой. Считалось, что в эти дни вода была святой. Кукла была выполнена на крестообразной основе, её украшали тесёмочками и ленточками.

Слайд 15

Очень необычными были красноликие пасхальные куклы, которых делали к Вербному воскресению, обязательно из красного лоскута. Их дарили на счастье, радость, она могла присутствовать на пасхальном столе вместе с пасхальными дарами, а затем эти куклы отдавали паломникам (на следующий год таких кукол делали новых).

Слайд 17

На праздник Ивана Купалы делали на крестообразной основе куклу Купавку , наряжали в женские одежды (рубаху, сарафан, пояс). На руки Купавки вешали ленточки — заветные девичьи желания, потом их отправляли плыть по реке. Ленточки, плывущие по реке, забирали с собой несчастья и невзгоды. Кукла "Купавка".

Слайд 18

Игровые куклы, предназначались для забавы детям. К игровым свёрнутым куклам относят куклы – закрутки, которые изготавливались очень просто. Наиболее простой игровой куклой считается кукла “ Барыня ”. Сложная кукла представляла собой простейшее изображение женской фигуры .

Слайд 19

В масленичную неделю такую куклу вывешивали за окно. Это было знаком того, что теща ждала зятя и дочь в гости на блины. Чаще всего таких кукол изготавливали из соломы и лыка. Лицо обтягивали льняной тканью и одевали в традиционный наряд Домашняя Масленица

Слайд 20

В каждой семье хранилось множество кукол, потому что выбросить, а тем более испортить, сломать или сжечь было грехом

Слайд 22

Игрушка своими руками К


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с родителями с учётом приобщения их и детей к истокам русского народного творчества

План работы с родителями с учётом приобщения их  и детей к истокам руского народного творчества. Материал интересен музыкальным руководителям ДОУ....

Опыт работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русского народного творчества (фольклор)

Для того, чтобы наши дети стали носителями русской культуры, необходимо знакомить их с историей, обычаями, традициями русского народа. Сделать это можно используя русский фольклор, так как он от...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Приобщение детей к истокам русского народного творчества в старшей группе на тему «Русская матрёшка»

Актуальность этой проблемы заключается в том, что в наше время достаточно всяких игрушек и наших детей не очень-то чем-либо удивишь. Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой матрёшкой ...

«Художественно – эстетическое развитие дошкольников посредством приобщения к истокам русской народной культуры».

Художественно- эстетическое воспитание является неотъемлемой частью в формировании всесторонне развитой и гармоничной личности. Начавшись в раннем дошкольном возрасте, оно в дальнейшем содействует чел...